Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности





Скачать 65.51 Kb.
НазваниеУчебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности
Дата публикации10.08.2014
Размер65.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. Личностный

  2. Познавательный

  3. Регулятивный

  4. Коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования ;

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,

  • логические,

  • действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия включают в себя:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

  4. Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Так, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– снизить учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В своей работе я использую  проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Я вам приведу два примера как мы работаем с первым классом.

Это уроки окружающего мира и внеурочная деятельность "Путешествие по стране этикета".

Учебные способности детей развиваются через познавательный интерес.

    Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

 а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;

 б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

 Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.

 Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются  из чего сделан обычный для них предмет и какими свойствами обладает.

Так, была у нас тема "Твой распорядок дня". Дети сами составляли свой распорядок дня и особое внимание обратили как надо правильно умываться. А умываться нужно обязательно с мылом. Рассматривали разные кусочки мыла, описывали его, нюхали.

Так, с помощью игры познаем неизвестный материал , развиваем способность работать в микрогруппах, учимся на основе опытов анализировать и делать самостоятельные выводы, развиваем связную речь, воображение, воспитываем культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.

И эту же тему продолжили на внеурочной деятельности. Прошел урок-игра "Да здравствует мыло душистое". В гости пришел сказочный персонаж Жалейкин, который помогал ставить опыт и экспериментировать.

Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем натереть мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка.
Опыт 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, переливается на свету). А теперь высыплем полученную стружку в стакан с водой и перемешаем ложкой. Что же получилось? Вода стала белая, мутная.
Опыт 3. Попробуйте взбить воду венчиком? Что получилось? Мыло превратилось в пену.
Опыт 4. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.
На этих уроках каждый ребенок получил возможность самостоятельно познать новый материал, удивиться и сделать вывод. Ребенок саморазвился путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то есть развил способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconУроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме...
«Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconПрограмма по внеурочной деятельности «страна рукоделия» для учащихся начальной школы
Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу...
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconВнеурочной деятельности школьников
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно...
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: формировать коммуникативные способности детей в партнерской деятельности; развивать познавательные способности детей через...
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности icon«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке...

Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconОбщеобразовательная школа
Помочь детям открыть самих себя, установить свои силы, способности и пути их совершенствования и развития
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconСтруктура урока открытия новых знаний по фгос
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные...
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconПрограмма модуля «Нарушение речи у детей с задержкой психического...
Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности....
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconМетодические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconI. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории...
Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности iconУниверсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального...
Я движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск