Скачать 65.51 Kb.
|
Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных действий:
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Так, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: – обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; – снизить учебную нагрузку обучающихся; – улучшить условия для развития ребенка; – учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе. Я вам приведу два примера как мы работаем с первым классом. Это уроки окружающего мира и внеурочная деятельность "Путешествие по стране этикета". Учебные способности детей развиваются через познавательный интерес. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются из чего сделан обычный для них предмет и какими свойствами обладает. Так, была у нас тема "Твой распорядок дня". Дети сами составляли свой распорядок дня и особое внимание обратили как надо правильно умываться. А умываться нужно обязательно с мылом. Рассматривали разные кусочки мыла, описывали его, нюхали. Так, с помощью игры познаем неизвестный материал , развиваем способность работать в микрогруппах, учимся на основе опытов анализировать и делать самостоятельные выводы, развиваем связную речь, воображение, воспитываем культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества. И эту же тему продолжили на внеурочной деятельности. Прошел урок-игра "Да здравствует мыло душистое". В гости пришел сказочный персонаж Жалейкин, который помогал ставить опыт и экспериментировать. Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем натереть мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка. Опыт 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, переливается на свету). А теперь высыплем полученную стружку в стакан с водой и перемешаем ложкой. Что же получилось? Вода стала белая, мутная. Опыт 3. Попробуйте взбить воду венчиком? Что получилось? Мыло превратилось в пену. Опыт 4. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей. На этих уроках каждый ребенок получил возможность самостоятельно познать новый материал, удивиться и сделать вывод. Ребенок саморазвился путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то есть развил способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. |
Уроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме... «Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» | Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Программа по внеурочной деятельности «страна рукоделия» для учащихся начальной школы Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу... | ||
Внеурочной деятельности школьников Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: формировать коммуникативные способности детей в партнерской деятельности; развивать познавательные способности детей через... | ||
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке... | Общеобразовательная школа Помочь детям открыть самих себя, установить свои силы, способности и пути их совершенствования и развития | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | Структура урока открытия новых знаний по фгос Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные... | Программа модуля «Нарушение речи у детей с задержкой психического... Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности.... | ||
Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории... Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе | Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального... Я движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические... |