Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным





НазваниеУниверсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным
Дата публикации28.07.2014
Размер96.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным дисциплинам

Любое обучение предполагает активность самого человека. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические способности и качества человека есть не что иное, как интериоризованные, то есть «перенесенные внутрь» и преобразованные виды внешней предметной деятельности.

Существуют особые виды действий, основная цель которых - обеспечивать ориентировку в выполнении действий. Это так называемые общеучебные/общепознавательные/ действия или общие способы действия - действия, выполняющие функцию исследования, ориентировки, регуляции, контроля. Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы,обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий состоят,

во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,

во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,

в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.

Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов:

1.Личностные.

2.Регулятивные.

3.Общепознавательные.

4.Коммуникативные.

личностные – обеспечивают самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

регулятивные – обеспечивают планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем;

коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.)

Показательными в отношении развития системы УУД являются:

– для личностных УУД – сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы, децентрация, рефлексивная самооценка;

– для регулятивных действий – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности, планирование во внутреннем плане;

– для познавательных знаково-символических действий – моделирование (кодирование и декодирование);

– для коммуникативных УУД – учёт позиции собеседника (партнера), умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.

Возрастные особенности формирования учебной деятельности

Возраст

Особенности учебной деятельности

Средний школьный возраст

Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.

Старший школьный возраст

Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Главная проблема – как сформировать эти умения?

Необходимо:

во-первых, провести отбор содержания материала по темам;

во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения;

в-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

Выясним способы формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из Симеоновской летописи о битве на Чудском озере*, отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище»**), карта «Русь в XIII веке», схемы (в презентации). Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлен 1-й слайд презентации: картина «Александр Невский», слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; «Не в силе Бог, но в правде». Вопросы, которые возникли у шестиклассников (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто угрожал Руси и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов:

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

- Анализ исторического источника

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка, ранее уже известная ученикам. В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. → Информация о битве на Чудском озере представляется в виде рассказа.

После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку ученики дают характеристику А. Невскому.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Приведу пример компетентностно-ориентированного задания на уроке в 5 классе по теме «Рим во главе Италии».

Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».

Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?

Источник информации:учебник.

Инструмент проверки. 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформлениие, произношение, логичность изложения;

2) модельный ответ.

Бланк проверки.

Использование компетентностно-ориентированного задания на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение выполнения тестов-тренажеров

  • "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

  • заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

  • задания на анализ цифровой информации;

  • задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;

  • задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

  1. Примеры тестовых заданий, формирующих УУД.

Личностные УУД. Например, действия нравственно-этического оценивания.

Образец задания. Какие нравы и обычаи славян являлись, на ваш взгляд, положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.

Регулятивные УУД. Например, действия по самостоятельному планированию своей деятельности.

Образец задания. Представьте, что вы – восточный славянин – земледелец. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.

Этап работы

Ваши действия

1.




2.




3.





Познавательные общеучебные УУД. Например, действия по установлению соответствий.

Образец задания. Установите соответствия между системой земледелия и ее особенностями.

Система земледелия.

Особенности

  1. Подсечно-огневая

  2. Переложная.

А – прекращение обработки земли на 20-30 лет для восстановления плодородия земли.

Б – вырубка леса для подготовки участка

В – распространенность в степной зоне

Г – удобрение почвы золой


Ответ:

А

Б

В

Г














Коммуникативные УУД. Например, действия по постановке вопросов.

Образец задания. Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у древнерусского князя Ярослава Мудрого. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь.
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconКонспект занятия : «О вежливых словах и их применении»
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных...
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний,...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевыхкомпетентностей
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconУрок русского языка. 3 класс. 2012 2013 учебный год Тема: Урок развития...
Цели: Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconКонцепция фундаментального ядра содержания общего образования 3 фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconПрограмма составлена на основе методического пособия под ред. А....
Универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconПримерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной...
Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. В ней также учитываются основные идеи и положения программы...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconЕдинственный путь, ведущий к
Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей фгос нового поколения. Компетентность, как результат...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным icon«Универсальные учебные действия, как средство достижения обучающимися...
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconКинпо (пк и пп) сoo кафедра естественно-математического образования реферат
«Универсальные учебные действия как средство достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconИспользование технологии личностно-ориентированного
Новые требования к содержанию, формам и технологиям обучения русскому языку на современном этапе связано с тем, что ученик мыслится...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconУниверсальные учебные действия: самостоятельная работа с новой информацией
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconСтатья поможет ознакомиться с понятием «универсальные учебные действия»
Фгос второго поколения. Предложенная модель может применяться в реальной образовательной ситуации как в условиях традиционной классно-урочной...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconУроке математики
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность. К ним...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconКонспект занятия
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...
Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным iconПояснительная записка программа основного общего образования по геометрии...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск