Универсальные учебные действия как главная составляющая фундаментального ядра образования в применении к общественным дисциплинам
Любое обучение предполагает активность самого человека. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические способности и качества человека есть не что иное, как интериоризованные, то есть «перенесенные внутрь» и преобразованные виды внешней предметной деятельности.
Существуют особые виды действий, основная цель которых - обеспечивать ориентировку в выполнении действий. Это так называемые общеучебные/общепознавательные/ действия или общие способы действия - действия, выполняющие функцию исследования, ориентировки, регуляции, контроля. Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы,обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий состоят,
во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов:
1.Личностные.
2.Регулятивные.
3.Общепознавательные.
4.Коммуникативные.
личностные – обеспечивают самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;
регулятивные – обеспечивают планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
познавательные – общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем;
коммуникативные – планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.)
Показательными в отношении развития системы УУД являются:
– для личностных УУД – сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы, децентрация, рефлексивная самооценка;
– для регулятивных действий – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности, планирование во внутреннем плане;
– для познавательных знаково-символических действий – моделирование (кодирование и декодирование);
– для коммуникативных УУД – учёт позиции собеседника (партнера), умение организовать и осуществить сотрудничество, адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.
Возрастные особенности формирования учебной деятельности Возраст
| Особенности учебной деятельности
| Средний школьный возраст
| Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.
| Старший школьный возраст
| Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности
| Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Главная проблема – как сформировать эти умения?
Необходимо:
во-первых, провести отбор содержания материала по темам;
во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения;
в-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.
Выясним способы формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:
- рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
- умение извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме
- составление характеристики исторического деятеля.
Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из Симеоновской летописи о битве на Чудском озере*, отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище»**), карта «Русь в XIII веке», схемы (в презентации). Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлен 1-й слайд презентации: картина «Александр Невский», слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; «Не в силе Бог, но в правде». Вопросы, которые возникли у шестиклассников (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто угрожал Руси и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов:
- Работа с картой («Чтение карты»), схемой
- Анализ исторического источника
- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка, ранее уже известная ученикам. В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. → Информация о битве на Чудском озере представляется в виде рассказа.
После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку ученики дают характеристику А. Невскому.
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Комментированное чтение текста
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- Составление логической схемы, цепочки
Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Приведу пример компетентностно-ориентированного задания на уроке в 5 классе по теме «Рим во главе Италии».
Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».
Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?
Источник информации:учебник.
Инструмент проверки. 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформлениие, произношение, логичность изложения;
2) модельный ответ.
Бланк проверки.
Использование компетентностно-ориентированного задания на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение выполнения тестов-тренажеров
"умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);
заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;
задания на анализ цифровой информации;
задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;
задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.
Примеры тестовых заданий, формирующих УУД.
Личностные УУД. Например, действия нравственно-этического оценивания.
Образец задания. Какие нравы и обычаи славян являлись, на ваш взгляд, положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.
Регулятивные УУД. Например, действия по самостоятельному планированию своей деятельности.
Образец задания. Представьте, что вы – восточный славянин – земледелец. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.
Этап работы
| Ваши действия
| 1.
|
| 2.
|
| 3.
|
|
Познавательные общеучебные УУД. Например, действия по установлению соответствий.
Образец задания. Установите соответствия между системой земледелия и ее особенностями.
Система земледелия.
| Особенности
| Подсечно-огневая
Переложная.
| А – прекращение обработки земли на 20-30 лет для восстановления плодородия земли.
Б – вырубка леса для подготовки участка
В – распространенность в степной зоне
Г – удобрение почвы золой
|
Ответ:
Коммуникативные УУД. Например, действия по постановке вопросов.
Образец задания. Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у древнерусского князя Ярослава Мудрого. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил данный князь. Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач. |