Уроке математики





Скачать 61.91 Kb.
НазваниеУроке математики
Дата публикации10.09.2014
Размер61.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Никонович Елена Васильевна,

учитель высшей категории,

руководитель кафедры учителей начальной школы,

МБОУ лицей №44
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;

  • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию  и  к преодолению препятствий.

При формировании регулятивных УУД мы учим обучающихся:

  • самих ставить цель на уроке,

  • составлять план для достижения этой цели,

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя,

  • соотносить результат своей деятельности с поставленной целью и оценивать его,

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других,

  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Рассмотрим, как происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на примере урока математики во втором классе по Образовательной системе «Школа 2100», учебник Л.Г.Петерсон (конспект урока прилагается).

Тема урока: «Числовые и буквенные выражения».

Цели урока:

образовательные:

  • уточнить представления о понятиях «выражение», «значение выражения»;

  • формировать понятия «числовое выражение», «буквенное выражение»;

  • совершенствовать умения составлять выражения при решении задач, находить значение выражений;

воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям;

развивающие:

  • развивать вычислительные навыки;

  • развивать математическую речь;

  • развивать умение применять знания на практике.

Первый этап урока – организационный момент, целью которого является создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Орешек знаний твёрд,

Но всё же, мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его поможет девиз:

«Хочу всё знать!»

Девиз урока и сравнение получаемых знаний с «крепким орешком» позволяют создать эмоциональный фон урока, организовать ребят, настроить их на работу, на восприятие нового материала.

Здесь же намечаются шаги учебной деятельности: сначала мы выполним задания, используя знания, полученные ранее; далее, сформулировав тему и поставив перед собой цель, «откроем» новые, выполним самостоятельную работу и будем использовать новые знания в учебной деятельности; а в конце урока подведём итог.

Эти шаги учебной деятельности отражают структуру урока, построенного по технологии деятельностного метода в обучении.

На этапе актуализации знаний, целью которого является повторить знания о выражениях, единицах длины, задачах на нахождение целого и части, организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения и сформулировать тему урока, детям предлагается:

- Выполните устно следующие действия: 59-12+3-25+5+80-8.

- Как в математике называют такую запись? (Выражение.)

- На уроке мы будем работать с различными выражениями, находить значения и учиться отличать их от других записей.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Выражение.)

- Найдём значение выражения. (102)

- Запишите число 102 в тетрадь красиво и правильно.

- Дайте характеристику числа 102.

- Выразите число 102 в разных единицах счёта.

- Выразите число 102 см в разных единицах длины.

- Сравните: 102 см □ 5 дм 4 см 102 см □ 12 дм .

- Составьте сумму, значение которой равно 102.

- Составьте разность, значение которой равно 102.

- А я составила такие выражения: 60+42 120-18 .

- Составьте задачи по этим выражениям.

Далее ставится проблемный вопрос: «Можно ли составить задачи по следующим записям: 102=102, 102<201», дети формулируют цель: научиться отличать выражения от других математических записей.

На этом этапе формируются следующие регулятивные УУД – умение высказывать свои предположения и проговаривать последовательность действий.

Далее выполняем задания:

- Выберите выражения из предложенных математических записей:

3+5 12-7+3 29-12 51=51 73>32.

- А являются ли выражениями: d-4 а+в+с? (Да, являются. Здесь есть знаки действий + и - , нет знаков сравнения.)

- Чем они отличаются? (Вместо чисел буквы.)

- Значит все выражения мы можем разделить на две группы. Какие? (С числами, с буквами.)

- Как назвать выражения, в которых есть числа? (Числовые.)

- Как назвать выражения, в которых есть буквы? (Буквенные.)

На этом этапе формируется умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, умение проговаривать последовательность действий.

А на этапе первичного закрепления формируется ещё и умение работать по коллективно составленному плану.

На этапе самостоятельной работы организуется выполнение учащимися самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, выявление места и причины затруднений, работа над ошибками в парах.

Во время самостоятельной работы формируются умения выполнять работу по предложенному плану, умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

На этапе рефлексии учебной деятельности формируется умение оценивать собственную учебную деятельность.

- А теперь подведём итоги. Девизом нашего урока были слова: «Хочу всё знать!». Что же нового вы сегодня узнали? Смогли ли расколоть «орешек знаний»? Что вы можете о себе сказать? (Ответы детей типа: Я знаю, чем выражения отличаются от других математических знаний. Я знаю, что выражения могут быть числовыми и буквенными. Я могу составить числовые и буквенные выражения. Я умею находить значение выражений. И т.п.)

- Хорошо, а теперь посчитаем наши «орешки».

- Кто запомнил, чем выражения отличаются от других математических записей?

- Кто может отличить числовое выражение от буквенного?

- Кто смог составить задачу по предложенным выражениям в начале урока?

- Кто смог составить выражения к предложенным задачам в самостоятельной работе?

- Кто смог найти значения всех выражений?

- Кто все записи в тетради сделал красиво и аккуратно?

- На доске у меня три корзины, а у вас на столах «орехи» с вашими именами. Подумайте, насколько хорошо вы поработали, постарайтесь дать оценку своей деятельности.

- Если вы про себя можете сказать: «Я знаю, но мне требуется помощь», прикрепите свой «орешек» в первую корзину.

- Если вы про себя можете сказать: «Я знаю и могу, но у меня были ошибки», прикрепите свой «орешек» во вторую корзину.

- Если вы про себя можете сказать: «Я знаю! Я могу! Я умею!», прикрепите свой «орешек» в третью корзину.

Таким образом дети оценили себя, свою деятельность на уроке и «раскололи орешек знаний».

Итак, данный урок – это урок «открытия» нового знания. Содержание урока связано с предыдущим материалом, т.к. понятия «выражение» и «значение выражения» используются нами с 1 класса. А вот понятия «числовое» и «буквенное» выражения являются тем самым «открытием» нового знания.

В уроке используются современные образовательные технологии, в частности ИКТ и проблемного диалога. Проблемно-диалогическая технология предполагает творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога. В процессе диалога дети ставят перед собой цель, выполняют сравнительный анализ, делают нужные выводы. В уроке сочетаются репродуктивная и поисковая деятельность.

Данный урок – «урок без мела». В качестве наглядного материала используется только учебная презентация, которая позволяет сделать урок интереснее и привлекательнее для детей, а так же помогает более рационально организовать учебный процесс.

Формирование регулятивных УУД происходит на разных этапах урока. Наряду с регулятивными происходит формирование и других УУД: коммуникативных, личностных и познавательных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 2. М.: Издательство «Ювента», 2010. – 112 с.: ил.

  2. Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителей. М.: Издательство «Ювента», 2004. – 336 с.: ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроке математики iconУроке математики в 1 классе. Математика. 1 класс. Тема «Целое и Части»
Устный счет на уроке математики с применением «Палитры. Карточки. Серия от 1 до 100»
Уроке математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исследовательская работа на уроке математики – уроке общеметодологической направленности
Уроке математики iconУрок математики, 2 класс
Чтобы на уроке ничего не упустить необходимо потренировать ваше внимание. Здесь зашифровано правило совместной работы на уроке. Расшифруйте...
Уроке математики iconКонспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение...
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроке математики iconЗнакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроке математики iconРящикова Галина Григорьевна учитель начальных классов
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроке математики iconТема: «Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроке математики iconКонспект интегрированного урока математики и литературного чтения...
Тема: Закрепление изученного на уроке математики на основе содержания рассказа С. Михалкова «Новогодняя быль»
Уроке математики iconКонспект занятия по теме: «Питание в походе»
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроке математики iconУрок математики
А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего...
Уроке математики iconРеферат Тема: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики...
Теоретическая часть: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики по умк «Перспективная начальная школа». 6-11
Уроке математики iconКонспект урока математики
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Посмотрите вокруг. К нам пришли гости. На сегодняшнем уроке математики нужно быть смелым, очень...
Уроке математики iconУроках математики в начальных классах
Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, привыкает самостоятельно думать. Совершенствуются такие качества у детей, как...
Уроке математики iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Уроке математики iconАнализ урока 16 февраля 2010 год
Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной...
Уроке математики iconФорма проведения
Сегодня у нас на уроке математики гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск