Скачать 61.91 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Никонович Елена Васильевна, учитель высшей категории, руководитель кафедры учителей начальной школы, МБОУ лицей №44 Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающихся строить свою учебно-познавательную деятельность. К ним относятся:
При формировании регулятивных УУД мы учим обучающихся:
Рассмотрим, как происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на примере урока математики во втором классе по Образовательной системе «Школа 2100», учебник Л.Г.Петерсон (конспект урока прилагается). Тема урока: «Числовые и буквенные выражения». Цели урока: образовательные:
воспитательные:
развивающие:
Первый этап урока – организационный момент, целью которого является создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Орешек знаний твёрд, Но всё же, мы не привыкли отступать, Нам расколоть его поможет девиз: «Хочу всё знать!» Девиз урока и сравнение получаемых знаний с «крепким орешком» позволяют создать эмоциональный фон урока, организовать ребят, настроить их на работу, на восприятие нового материала. Здесь же намечаются шаги учебной деятельности: сначала мы выполним задания, используя знания, полученные ранее; далее, сформулировав тему и поставив перед собой цель, «откроем» новые, выполним самостоятельную работу и будем использовать новые знания в учебной деятельности; а в конце урока подведём итог. Эти шаги учебной деятельности отражают структуру урока, построенного по технологии деятельностного метода в обучении. На этапе актуализации знаний, целью которого является повторить знания о выражениях, единицах длины, задачах на нахождение целого и части, организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения и сформулировать тему урока, детям предлагается: - Выполните устно следующие действия: 59-12+3-25+5+80-8. - Как в математике называют такую запись? (Выражение.) - На уроке мы будем работать с различными выражениями, находить значения и учиться отличать их от других записей. - Сформулируйте тему нашего урока. (Выражение.) - Найдём значение выражения. (102) - Запишите число 102 в тетрадь красиво и правильно. - Дайте характеристику числа 102. - Выразите число 102 в разных единицах счёта. - Выразите число 102 см в разных единицах длины. - Сравните: 102 см □ 5 дм 4 см 102 см □ 12 дм . - Составьте сумму, значение которой равно 102. - Составьте разность, значение которой равно 102. - А я составила такие выражения: 60+42 120-18 . - Составьте задачи по этим выражениям. Далее ставится проблемный вопрос: «Можно ли составить задачи по следующим записям: 102=102, 102<201», дети формулируют цель: научиться отличать выражения от других математических записей. На этом этапе формируются следующие регулятивные УУД – умение высказывать свои предположения и проговаривать последовательность действий. Далее выполняем задания: - Выберите выражения из предложенных математических записей: 3+5 12-7+3 29-12 51=51 73>32. - А являются ли выражениями: d-4 а+в+с? (Да, являются. Здесь есть знаки действий + и - , нет знаков сравнения.) - Чем они отличаются? (Вместо чисел буквы.) - Значит все выражения мы можем разделить на две группы. Какие? (С числами, с буквами.) - Как назвать выражения, в которых есть числа? (Числовые.) - Как назвать выражения, в которых есть буквы? (Буквенные.) На этом этапе формируется умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, умение проговаривать последовательность действий. А на этапе первичного закрепления формируется ещё и умение работать по коллективно составленному плану. На этапе самостоятельной работы организуется выполнение учащимися самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, выявление места и причины затруднений, работа над ошибками в парах. Во время самостоятельной работы формируются умения выполнять работу по предложенному плану, умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. На этапе рефлексии учебной деятельности формируется умение оценивать собственную учебную деятельность. - А теперь подведём итоги. Девизом нашего урока были слова: «Хочу всё знать!». Что же нового вы сегодня узнали? Смогли ли расколоть «орешек знаний»? Что вы можете о себе сказать? (Ответы детей типа: Я знаю, чем выражения отличаются от других математических знаний. Я знаю, что выражения могут быть числовыми и буквенными. Я могу составить числовые и буквенные выражения. Я умею находить значение выражений. И т.п.) - Хорошо, а теперь посчитаем наши «орешки». - Кто запомнил, чем выражения отличаются от других математических записей? - Кто может отличить числовое выражение от буквенного? - Кто смог составить задачу по предложенным выражениям в начале урока? - Кто смог составить выражения к предложенным задачам в самостоятельной работе? - Кто смог найти значения всех выражений? - Кто все записи в тетради сделал красиво и аккуратно? - На доске у меня три корзины, а у вас на столах «орехи» с вашими именами. Подумайте, насколько хорошо вы поработали, постарайтесь дать оценку своей деятельности. - Если вы про себя можете сказать: «Я знаю, но мне требуется помощь», прикрепите свой «орешек» в первую корзину. - Если вы про себя можете сказать: «Я знаю и могу, но у меня были ошибки», прикрепите свой «орешек» во вторую корзину. - Если вы про себя можете сказать: «Я знаю! Я могу! Я умею!», прикрепите свой «орешек» в третью корзину. Таким образом дети оценили себя, свою деятельность на уроке и «раскололи орешек знаний». Итак, данный урок – это урок «открытия» нового знания. Содержание урока связано с предыдущим материалом, т.к. понятия «выражение» и «значение выражения» используются нами с 1 класса. А вот понятия «числовое» и «буквенное» выражения являются тем самым «открытием» нового знания. В уроке используются современные образовательные технологии, в частности ИКТ и проблемного диалога. Проблемно-диалогическая технология предполагает творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога. В процессе диалога дети ставят перед собой цель, выполняют сравнительный анализ, делают нужные выводы. В уроке сочетаются репродуктивная и поисковая деятельность. Данный урок – «урок без мела». В качестве наглядного материала используется только учебная презентация, которая позволяет сделать урок интереснее и привлекательнее для детей, а так же помогает более рационально организовать учебный процесс. Формирование регулятивных УУД происходит на разных этапах урока. Наряду с регулятивными происходит формирование и других УУД: коммуникативных, личностных и познавательных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Список литературы
|
Уроке математики в 1 классе. Математика. 1 класс. Тема «Целое и Части» Устный счет на уроке математики с применением «Палитры. Карточки. Серия от 1 до 100» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Исследовательская работа на уроке математики – уроке общеметодологической направленности | ||
Урок математики, 2 класс Чтобы на уроке ничего не упустить необходимо потренировать ваше внимание. Здесь зашифровано правило совместной работы на уроке. Расшифруйте... | Конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение... План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Рящикова Галина Григорьевна учитель начальных классов План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Тема: «Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов» План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Конспект интегрированного урока математики и литературного чтения... Тема: Закрепление изученного на уроке математики на основе содержания рассказа С. Михалкова «Новогодняя быль» | ||
Конспект занятия по теме: «Питание в походе» План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | Урок математики А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего... | ||
Реферат Тема: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики... Теоретическая часть: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики по умк «Перспективная начальная школа». 6-11 | Конспект урока математики Ребята, у нас сегодня необычный урок. Посмотрите вокруг. К нам пришли гости. На сегодняшнем уроке математики нужно быть смелым, очень... | ||
Уроках математики в начальных классах Увлеченный этой игрой ребенок становится собраннее, привыкает самостоятельно думать. Совершенствуются такие качества у детей, как... | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Анализ урока 16 февраля 2010 год Сш №2 г. Витебска я присутствовала на уроке математики в 6 «А» классе. Урок проводился учителем математики Халимоненко Валентиной... | Форма проведения Сегодня у нас на уроке математики гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их |