Астахова Ю.Л.
Урок математики, 2 класс
Программа Э.И. Александровой
(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Тема: «Определение отношение между мерками. Фиксация этих отношений»
поставить учебную задачу: как описать способ изготовления и изображения мерок, если дана только основная (исходная) мерка;
конструирование детьми модели описания отношений между мерками и использование ее на практике.
развивать внимание, рефлексивный контроль, целеполагание, мышление.
воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение сотрудничать, целеустремленность, самостоятельность;
формировать адекватную самооценку.
Ход урока
1.Организационный момент.
А) оформление работ;
Б) тренировка внимания.
Игра «Зашифрованное правило».(Слайд)
-Чтобы на уроке ничего не упустить - необходимо потренировать ваше внимание. Здесь зашифровано правило совместной работы на уроке. Расшифруйте его и выразительно прочитайте.
Сilkgлsуnvшluаvй сdsвzоwиqdхl тyrоjвlrаhfрrищnvейs, нjzе пtерgеzqбgивfаiя, даrtй иqм jснvwачzsалbа выrскntазijhатьvzся, а поywтjом fспоrsрь!
(Слушай своих товарищей, не перебивая, дай им сначала высказаться, а потом спорь!)
-Прочитай. (1 человек)
-Почему это правило такое важное? Когда оно может пригодиться на уроке?
-Прочитаем еще раз хором.
-Сегодня на уроке вы будете работать не только самостоятельно, но и в парах, в группах, где выполнение правила сотрудничества будет обязательным.
2. Математическая разминка.
а) Игра «Дойдем до вершины». (Слайд)
-Цель каждого урока - поставить и попытаться решить учебную задачу, а значит, достигнуть вершины знания. Постарайтесь дойти до вершины горы и не оступиться, не упасть вниз, то есть не сделать ошибки.
Стать альпинистом хочешь ты?
Тогда сначала сдай экзамен
И до зачетной высоты
По крутизне дойди, ... считая.
-Забраться на горку можно, выполнив сравнение выражений и отыскав их разницу. Разница и подскажет, на какой этап-кружок может перейти человечек.
в - 3…в (на…)
а - 2…а + 2 (на…)
С - 1…с + 1 (на…)
n – 2…n + 3 (на…)
m + 6…m + 5 (на…)
р + 3…р – 3 (на…)
б) индивидуальная работа по карточкам.
-Одновременно с нами пойдут к вершине знаний 3 альпиниста самостоятельно (карточки повышенной сложности).
7 + … - … = 5
… - 2 + … = …
… + … - 6 = 6
5 + 5 - … = 7
- Вершины знаний на тренировке вы достигли. Ну, а теперь в путь!
3. Минутки рефлексии.
Игра «Всего за 3 минуты» (Доска)
-Всего за 3 минуты попробуйте отыскать уравнения, в которых , запишите эти уравнения в тетрадь и решите правильно.
10 – х = 3
х + 4 = 11
х – 6 = 1 х + 3 = 10
7 + х = 14
10 – х = 4
-Если вы уложились в этот срок, это значит, вы умеете сосредотачиваться на выполнении определенного задания. Если же не успели, то не переживайте - мы будем и впредь постоянно тренировать и развивать свое внимание и все равно добьемся успехов. 4. Ситуация успеха (разноуровневые задания по выбору учащихся).
-Выберите схему, к которой вы сможете составить задачу и решить ее.
I уровень
| II уровень
|
| ?
|
5. Рефлексивный контроль.
а) работа в парах (наборы мерок и фигуру на каждую парту).
-Измерьте величину А набором мерок, сделайте заготовку в тетради, запишите число.
-Как называется такое число?
-Как прочитать это число? Почему не сто двенадцать?
-Что обозначает каждая цифра в записи числа?
Ответ: (...) (1 1 2).- у доски 1 пара. Вывод: если дана величина и набор мерок, то можно легко сделать заготовку и записать число.
б) работа в парах (карточки с числом и набором мерок).
-Постройте в тетради величину В по набору мерок и числу.
Е3
У доски – 1 пара.
Вывод: если есть число и мерка, то можно легко построить величину. 6. Физ. минутка «С кем дружить?»
-Я подружусь с зайчонком
и убегу с ним в лес.
-А я подружусь с волчонком,
и он вас обоих съест.
-Тогда подружусь я с мышкой
И спрячусь к ней в норку, вот!
-А мы с косолапым мишкой
завалим камнями вход.
-Тогда на орле крылатом
взлечу я и скроюсь с глаз.
-А я подружусь с солдатом:
он - бац - и подстрелит вас.
-Тогда я... тогда я...
Вредный, мне, что ли, играть одной?!
-Ну что с тобой делать, с бедной!
Ну ладно, дружи со мной. 7. Постановка учебной задачи.
а) работа в группах (каждая группа получает рабочий лист). 1 человек садится за отдельную парту и выполняет свое задание. -Для работы в группах такое задание: выбрать из набора подходящие мерки, сделать заготовку для записи числа, измерить величину выбранными мерками и вписать результат измерения в заготовку.
-Сначала распределите роли в группах: (Слайд)
выбери нужные мерки;
сделай заготовку для записи результата измерения;
измерь величину выбранными мерками;
впиши в заготовку результат измерения.
Рабочий лист
Е1 Е2
Е3
Е4
С
б) проверка работы групп на доске.
-Почему вы выбрали эти мерки? Как доказать, что для измерения нужны именно эти мерки?
-Откуда вы узнали, что число будет трехзначным? Как доказать, что оно не может быть другим?
-Как прочитать число? Почему нельзя прочитать его как сто тринадцать? в) проблемная ситуация.
-Задание для человека, который не измерял величину.
Есть число 113 и мерка Е1. Начерти величину С, которую измеряли дети.
-Почему ты не сможешь выполнить это задание? (Дети пользовались тремя мерками, а не одной). 8. Целеполагание.
-Как вы думаете, какую задачу мы должны решить на уроке?
Как восстановить величину по числу и основной мерке, если вспомогательных мерок нет. 9. Моделирование и контроль.
а) работа в группах - моделирование.
-Как можно помочь? Что нужно сообщить, чтобы человек смог начертить остальные мерки? (сколько раз Е1 уместится в Е2).
-Посчитайте. Значит, во сколько раз Е2 больше Е1? (в 4 раза).
-Что еще нужно сообщить? (сколько раз Е2 уместится в Е3).
-Посчитайте. Во сколько раз Е3 больше Е2? (в 2 раза).
-Подумайте в группах, а как это можно записать? Вы знаете 5 различных записей числа - результата измерения величины. Придумайте, чем можно дополнить любую из этих записей, чтобы с помощью нее и по мерке Е1 можно было бы построить величину С.
б) проверка работы групп у доски (самоконтроль, самоанализ).
-Ребята из другого класса придумали вот такие записи (вывесить на доску): (Слайд)
-Какая из этих записей самая удобная? Почему?
Вывод: по мерке Е1, числу и отношению между мерками можно построить величину. в) контроль. (Доска):
-Модель построили, а сможете ли вы по ней работать?
-По заготовке и мерке Е1 постройте остальные мерки.
1 2 3 задание.
E1 -Можно ли построить следующую мерку Е4? Почему?
2 задание.
-2 2 2
Е1
-Можно ли построить следующую мерку Е5? Почему?
10.Итог.
-Как восстановить величину по числу и основной мерке, если вспомогательных мерок нет? (нужно установить отношение между мерками).
-Что вам особенно понравилось на уроке?
-Какие задания хотелось бы выполнить еще раз?
11. Рефлексия.
-Если вы считаете, что работали на уроке:
на оценку «5» - поднимите красные сердечки,
на оценку «4» - зеленые.
-А теперь оцените работу всего класса. 12.Домашнее задание.
-Чтобы точнее оценить свою работу на уроке - выполните домашнее задание с. 119 № 199. Выберите задание №1 или №2 по своему желанию.
|