Урок математики 5 класс и 6 класс с использованием ТИО
Учитель: Мелкомукова С.А.
Числовые выражения
| Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю
| Цели урока. Образовательные:
Отработать навыки составления, чтения и записи числовых выражений; нахождение значения этих выражений.
Развивающие:
Развивать навыки математической речи и самостоятельность учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать способность к самооценке, дисциплинированность, волевые качества личности.
Оборудование:
Раздаточный материал
Учебник: Математика5 класс,
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
| Цели урока.
Образовательные:
Ознакомить учащихся с правилом приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
Отработать навык применения правила;
Продолжить закрепление навыка приведения дробей к новому знаменателю и сокращения дробей.
Развивающие:
Развивать творческое мышление и самостоятельность учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать способность к самооценке, дисциплинированность, волевые качества личности.
Оборудование:
Раздаточный материал
Учебник: Математика5 класс,
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
|
Проект урока
№
| Этап урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1
| Орг.момент
Целеполагание
| 3 минута
| Знакомит с темой урока и целью
| Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок
| 2
| Актуализация опорных знаний
| 10 минут
| Проводит диагностику уровня усвоения пройденного материала посредством теста с последующей проверкой.
| Выполняют тест на, ответы записывают на листочках по которому проверяют свою работу.
| 3
| Работа с разноуровне-выми карточками.
| 28
минут
| Раздает задания.
Оказывает индивидуальную помощь
| Знакомятся с теоретическим материалом.
Выполняют задания.
| 4
| Рефлексия
| 3 минуты
| Подводит итог
беседе, анализирует таблицу
| Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
| 5
| Индивидуальное домашнее задание
| 1 минута
| Дает задание
| Желающие
записывают
задание
|
Ход урока
5 класс
| 6 класс
| Организационный момент. Целеполагание. (2 мин.)
Учитель: 5-му классу: С какими выражениями вы знакомы? (С числовыми и буквенными). Сегодня на уроке вы будете продолжать работать с числовыми выражениями, записывать числовые выражения, находить значения этих выражений.
6-му классу: Какие дроби мы умеем сравнивать, вычитать и складывать? (Обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями и десятичные дроби). Если мы научимся приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю, то сможем складывать вычитать и сравнивать дроби с разными знаменателями.
Для этого будем работать по карточкам. Чтобы получить «пять», вы должны успешно выполнить 7 заданий. Результаты своей работы будете заносить в «Карту успеха». Оцените свои возможности, и на полях поставьте отметку, которую вы сегодня желаете получить на уроке. В конце мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели. Но прежде, чем начать работу над темой урока, давайте проверим себя, готовы ли мы к нему, всё ли было усвоено на предыдущих уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку по изученному материалу. Желаю успеха в и приступаем к работе.
| II. Актуализация опорных знаний. 1. Вычисли устно
| II. Актуализация опорных знаний. 1. Сократить дроби
I вариант (для менее подготовленных учащихся:
II вариант:
2. Представить в виде дроби
I вариант: Со знаменателем 12:
II вариант: Со знаменателем 45:
(Кто выполнит задание, переходит к самостоятельному изучению нового материала)
| III. Формирование умений и навыков учащихся. Работа с разноуровневыми карточками.
1. Работа по карточкам:
НА «3»
Карточка 1.
Выберите из записей числовое выражение:
а) (18 – 7) + а; б) 36 : 6 + 7;
в) х+10=28; г) х,а,с;
д) m – 3 + n.
Карточка 2.
Запишите выражение:
а) сумма 679 и а;
б) разность х и 749;
в) сумма m и а + 6;
г) разность 21 и 5 – у. Карточка 3.
Найдите значения выражения
(у – 312) + 59, если у равно 700, 450
На «4»
Карточка 4.
Женя на рыбалке поймал 17 рыб, а Саша на m рыб больше. Сколько всего рыб поймали Саша и Женя вместе?
Составьте выражение и найдите его значение при m=8. Карточка 5.
Запишите какие значения может принимать буква в выражениях:
а) 9 – у;
б) 3 – х;
в) 24 + а. На «5»
Карточка 6.
В магазине было 172 кг муки. В первый день продали 63 кг муки, а во второй день – на х кг больше. Сколько килограммов муки осталось в магазине? Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при х = 14. Карточка 7. (Дополнительное задание)
После того как продали 12 книг по х рублей каждая и 7 словарей по у рублей каждый, остались еще книги и словари общей стоимостью а рублей. Сколько денег можно было бы получить, продав все книги и словари?
| III. Формирование новых знаний учащихся. Работа с разноуровневыми карточками.
1. Самостоятельное изучение нового материала (Приложение 1)
2. Работа по карточкам:
НА «3»
Карточка 1.
I вариант: Найдите наименьший общий знаменатель дробей:
Что можно сказать о знаменателях этих дробей. II вариант: Найдите наименьший общий знаменатель дробей:
Что можно сказать о знаменателях этих дробей. Карточка 2.
I вариант: Найдите наименьший общий знаменатель дробей:
Что можно сказать о знаменателях этих дробей. II вариант: Найдите наименьший общий знаменатель дробей:
Что можно сказать о знаменателях этих дробей. Карточка 3.
I вариант: Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: . II вариант: Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: . НА «4»
Карточка 4.
I вариант: Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю: . II вариант: Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби: . Карточка 5.
I вариант: Сократите, а затем приведите к наименьшему общему знаменателю дроби: II вариант: Сократите, а затем приведите к наименьшему общему знаменателю дроби:
.
На «5» Карточка 6.
Вася пробежал дистанцию 90 м за 14 с, Коля 188 м за 28 с, а Петя – 328 м за 56 с. У кого из мальчиков средняя скорость больше? Карточка 7. (Дополнительное задание)
Вычислите (126,45 - 116,056) . 0,3 : 0,2
| IV. Рефлексия
Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите на ту оценку, которую поставили себе в начале урока. Совпадает ли она с той, которую получили? Если да, то это говорит, что вы освоили материал на том уровне, на котором хотели. Если же не совпадает, значит, нужно еще раз обратиться к теме урока. Оценки за урок:
| V. Домашнее задание
Желающим я предлагаю выполнить тест.
1. При каком значении b верно равенство
b + 143 = 328?
а) 571;
| б) 125;
| в) 85;
| г) другой ответ.
|
2. Найдите значение выражения:
(817 + 151) – 407.
а) 551;
| б) 561;
| в) 562;
| г) другой ответ.
| 3. Запишите выражение: “произведение частного чисел а и b на разность чисел с и 12”.
а) (а : b) · (с––12)
в) а : (b · c) – 12;
| б) (а:b)· c – 12;
г) другой ответ.
| 4. Составьте выражение для решения задачи: “У Ани b карандашей, а у Тани на 4 больше. Сколько карандашей у них вместе?”
а)
b + 4;
| б)
b + (b+ 4) ;
| в)
b – 4;
| г) другой ответ.
| 5. При каком значении b значение выражения 483 + (b – 139) равно 541?
а) 622;
| б) 344;
| в) 197;
| г) другой ответ.
|
| V. Домашнее задание
Желающим я предлагаю выполнить задание, вариант по выбору, можно сделать оба варианта.
вариант. Из этого ряда выберите пары дробей, у которых знаменатели - взаимно простые числа, и приведите каждую из этих пар к наименьшему общему знаменателю.
вариант. Из этого ряда выберите пары дробей, у которых один знаменатель делится на другой знаменатель, и приведите каждую из этих пар к наименьшему общему знаменателю.
|
Приложение
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю Для выполнения таких действий с дробями, как сравнение, сложение, вычитание часто требуется приводить данные дроби к общему знаменателю
Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю. ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Наименьшим общим знаменателем дробей является наименьшее общее кратное знаменателей данных дробей.
Правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю.
Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо:
Найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем;
Разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель;
Умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.
Алгоритм нахождения
наименьшего общего знаменателя
обыкновенных дробей:
Проверить, не делится ли больший знаменатель на меньший;
если "да", то он и будет наименьшим общим знаменателем
если "нет", то
Проверить, не являются ли данные знаменатели взаимно
простыми; если "да", то их надо перемножить;
если "нет", то
найти подбором, а именно: больший из знаменателей
умножать последовательно на 2, 3, 4, 5 (далее не имеет
смысла) и проверять, не будет ли полученное число
делиться на второй знаменатель;
если "да", то оно и будет наименьшим общим знаменателем;
если "нет", то
Найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем.
Пример 1
и
6 кратно 2, поэтому НОЗ(6; 2) = НОК(6; 2) = 6
или
(3 – дополнительный множитель для первой дроби находим так: 6 : 2 = 3) Пример 2
и
1. 6 и 7 взаимно простые числа, поэтому НОЗ(6; 7) = 6 · 7 = 42
2. Дополнительный множитель для первой дроби 42 : 6 = 7
или
Дополнительный множитель для второй дроби 42 : 7 = 6
или . Пример 3.
и
1. 6 · 2 = 12, 12 кратно 4, поэтому НОЗ(6; 4) = 12
2. Дополнительный множитель для первой дроби 12 : 6 = 2
или
Дополнительный множитель для второй дроби 12 : 4 = 3
или Пример 4
и
1. 2 50 2
2 25 5
2 5 5
1
НОЗ(16; 100) = НОК(16; 100) = 2 · 2 · 2 · 2 · 5 · 5 = 16 · 25 = 400
2. Дополнительный множитель для первой дроби 400 : 16 = 25
или
Дополнительный множитель для второй дроби 400 : 100 = 4
или |