Скачать 63.13 Kb.
|
Тема: « Органы пищеварения. Зубы. Гигиена зубов ». Цель: 1.Сформировать представление о сложности и согласованности пищеварительной системы. Показать роль зубов, их строение; 2.развивать аналитические способности: выделять признаки для сравнения, формулировать обобщения, проводить классификацию; 3.воспитывать потребность к экологически здоровому образу жизни. Изучить понятия: коренные зубы, молочные зубы, резцы, клыки, постоянные зубы, « зуб мудрости ». Оборудование: таблица « Зубы », « Строение зубов ». «Схема заболевания зуба ». Схема как чистить зубы, плакат « Здоровые зубы – здоровое тело », учебник А. Поляковой « Русский язык. 4 класс », тарелка с яблоками, салфетки, принести зубные щетки, кусочек хлеба, яблоко, морковь. Ход урока I. Организация класса. а)Формирование мотива познавательной деятельности. - Ребята, кто из вас хотя бы раз лечился в стоматологическом кабинете у зубного врача? Какие вы чувства испытывали? А почему боялись? Страх бывает от неизвестности, от незнания. Знающего человека трудно запугать. - Сегодня мы превратим наш класс в стоматологический кабинет и попытаемся понять: почему болит зуб, надо ли бояться его лечить. II.Обобщение и систематизация знаний. - Итак, мы снова с вами ученые – исследователи и подготовим себя делать научные « открытия ». Испытание 1 ( 3 мин.) Автор учебника « Русский язык . 3 класс. » в упр. 239 с. 92 предложила вам интереснейшие слова. Прочитайте их, подумайте, почему все эти слова собраны вместе? Что общего? По каким признакам их можно выделить в группы? Кто больше выделит групп? ( Самостоятельная работа в тетради ).
Объяснение выполненной работы. Испытание 2 « Давай обсудим » ( 5 мин.) 1) Какую пищу называют разнообразной? 2) Для чего нужны витамины? 3) Как люди научились производить витамины? 4) Какие растения называют « растениями здоровья » ( Рассказ стихов о растениях, показ рисунков ). Вывод: Витамины способствуют росту, обмену веществ в организме, укрепляют здоровье. Они содержаться в разнообразных продуктах, но особенно много их в растениях. III. Изучение новой темы: « Строение зубов ». 1) Проблемная беседа: - Вы успешно прошли все испытания и можем разобраться в тех проблемах, которые нам предложил бы зубной врач. Попробуем? Проблема1. Нужна ли пища зубам? Отсюда : Проблема 2. Является зуб живым организмом? ( Высказывания детей ). - Окончательный ответ мы дадим позже, когда вы проведете некоторые наблюдения и исследования. - Вы спросили у родителей, когда у вас появились первые зубы? - Как называются эти первые зубы? - А когда у вас начали выпадать молочные зубы? А сейчас у вас есть еще молочные зубы? Какие? Вывод: Примерно в 6 месяцев у детей появляются первые молочные зубы, которые к 12 годам заменяются постоянными, т.е. теперь уже на всю жизнь. Какое первое правило, мы выведем и запишем себе в памятку? ЗУБЫ НАДО БЕРЕЧЬ. б) Обследуем строение зубов. ( Учебник с. 43 стар., с. 69 нов. ). Посчитайте, сколько постоянных зубов у взрослых людей? - Рассмотрите все зубы , их форму, размеры, что заметили? Рассмотрите два передних зуба на верхней и нижней челюсти, на что они похожи? Как называются? Откуда это название произошло? Опыт: Откусите кусочек яблока, пронаблюдайте, как помогли вам резцы? ( заполняется схема ). Доска Зубы. Гигиена зубов. Органы пищеварения. Здоровые зубы – здоровое тело. Строение Схема: Заболевания зуба Молочные зубов (табл.) Зубы постоянные: (на обороте: « Подумать ( 32 + 2 / или 4 зуба мудрости ) как чистить зубы ) только » 8 резцы (откусывают пищу) 4 клыки (отрывают наиболее плотную пищу ) 8 малые и большие коренные (измельчают, пережевывают) Строение зуба: эмаль, дентин. Зуб – живой организм. - Обследование продолжается. Какие зубы идут за резцами? Какая у них форма? Сколько их ? ( учебник стр. 14, 49. ) Их роль? ( выводы по схеме ) - Какие зубы идут за клыками? Чем отличаются малые коренные зубы от больших? Опыт: Откусите еще раз кусочек яблока и пронаблюдайте роль коренных зубов ( вывод по схеме ). - Так почему же не все зубы ( их 32 ) у нас не одинаковые? Анализ схемы – таблицы. - Сравните строение зубов человека и грызунов: зайца и белки. Чем отличаются? Какие зубы у них более развиты? Почему? Вывод: У грызунов наиболее развиты резцы, есть коренные зубы и нет клыков, потому что резцами они соскабливают и разгрызают свою пищу, измельчая коренными зубами. - Сравните строение зубов человека и хищных зверей. Чем отличаются? Какие зубы наиболее развиты? Чем отличаются от зубов грызунов? Почему? Вывод: Хищники питаются сырым мясом, пища твердая, ее надо разрывать, поэтому у хищников хорошо развиты клыки, а резцы не развиты. Чтобы измельчить такую твердую сырую пищу, хорошо развиты большие коренные зубы. - Чем отличаются зубы человека от рассмотренных зубов животных? Вывод: Зубы человека меньше и почти все одинаковые, потому что человек употребляет пищу преимущественно в вареном виде. в) Но чтобы убедиться нам в правильности наших ответов, что зуб – живой организм, обследуем, как устроен наш зуб ( учеб. с. 43 ). Внутреннее строение зуба. - Во что одеты наши зубы? Их верхняя рубашка? ( эмаль ) Если у вас чистые зубы, поцарапайте ноготочком эмаль зуба, чувствуете боль? Нет, в эмали нет нервных окончаний, которыми чувствуют боль. Эмаль – это не сам зуб, а его прочная одежда. Какого цвета эмаль? - Рассматриваем дальше. Что находится под эмалью? ( дентин ). Что видно в дентиновом слое? Под эмалью находится сам зуб, который состоит из дентина – такого состава как все наши кости, очень прочного как чугун. В дентиновый слой по канальцам проникают дентиновые клетки. Эти клетки связаны с нервами и сосудами, они обеспечивают жизнь зуба. Внутри зуба есть пульпа. Вывод: Можно ли считать зуб живым организмом? В зубе есть кровеносные сосуды, нервные клетки, зуб питается, растет, чувствует. В зубе очень много нервных клеток. Это очень чувствительный орган. Длина канальцев, по которым обеспечивается его жизнедеятельность, достигает 1 км. Зуб – это живой организм, ему нужна полноценная пища с витаминами С и Д. Мы ответили на поставленную проблему, но почему зуб может заболеть? г) Причины заболевания зубов ( анализ наблюдений, диалог) - Что остается во рту между зубами после приема пищи? (остатки пищи) - Остатки пищи – это среда, как вы думаете, для каких 2 невидимок »? - Чем опасны микробы? - Микробы, особенно опасны, если появится трещина в эмали, они через нее проникают к дентиновому слою и разрушают его. Это гибель зуба. - Как надо лечить зуб? - Как почувствовать трещину в зубе? ( горячее, холодное ) Записать в памятку: 1.Не употреблять твердую пищу ( орехи ). 2.Пища не должна быть слишком горячей или слишком холодной. 3. Надо полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером. - Как правильно чистить зубы? ( практикум ) - Может ли жевательная резинка заменить полоскание или зубную щетку? - Какие правила гигиены вы соблюдаете? д) Органы пищеварения - Почему говорят: « Здоровые зубы – здоровое тело »? Зубы измельчают пищу, готовят ее к « варению », « пищеварению ». Зуб – начало пищеварения. - Назовите органы пищеварения. е) Итог: - Теперь вы знаете, зачем мы лечим зубы. Вы будете по прежнему бояться лечить зубы? - Чтобы не пришлось лечить зубы, что нужно делать? - Составьте памятку « Как надо беречь зубы ». - Что нового вы узнали? Что показалось вам особенно интересным? - Кому было интересно работать? Что вы хотите узнать еще? Домашнее задание: Учебник , с.41 – 44. Рассмотреть рисунки, составить беседу для 1 класса « Наши зубы ». Прочитать рассказ Раковской « Зубы хотят есть », ответить на вопрос, получают ли ваши зубы полноценное питание. Научиться правильно, чистить зубы. Принести щетки зубные, кусочек хлеба или яблоко, морковку. Содержание рубрики: « Подумать только » 1) Половина человечества имеет только два зуба мудрости, а не четыре. 2) Остриё сабли при ударе о зубную эмаль тупится. 3) По твердости эмаль можно сравнить с кварцем. 4) Длина канальцев одного зуба, обеспечивающих ему жизнь, составляет 1 км. |
Урок валеологии в 5 классе. Тема: зубы Зубы”, плакаты “Зубы”, “Как чистить зубы”, “Зубные пасты”, “Яблоня”, раздаточный материал “Вот как выглядит зуб изнутри”, памятка... | Урок обж «Личная гигиена: красивые зубы красивая улыбка» Урок обж «Личная гигиена: красивые зубы – красивая улыбка» Федченко Жасмина Станиславовна мкоу «Шайковская сош №1» Кировского района... | ||
Конспект урока по обж на тему «Здоровые зубы здоровый организм» Цель:... Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты «Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки для практических... | Урок по биологии 11 класс Учитель Шищенко Г. В. 2009 г. Тема Оборудование: таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания», «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»; электронное... | ||
Конспект урока Тема: «Уход за зубами» Задачи урока: дать учащимся представление о значении зубов для человека, познакомить с правилами ухода за зубами, помочь детям осознать... | Древний мир Стоматология является одной из древнейших отраслей медицины. Первые сведения о болезни зубов и их лечении относятся к глубокой древности.... | ||
Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний. Цель Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | Щитовидная железа и здоровье Оборудование: таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания», «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»; электронное... | ||
Конспект урока «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных... Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с п. Хамидие» | №4: «Болезни прорезывания зубов. Нарушения прикуса. Нарушения количества... Цель занятия: ознакомить студентов с патологиями прикуса и методами его исправления | ||
Методическая разработка урока производственного обучения Тема: «Подготовка... Учебная дисциплина «Санитария и гигиена», тема «Личная гигиена работников торговых предприятий», «Санитарные требования к содержанию... | Основной комплекс Заборчике — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с | ||
Кафедра ортопедической стоматологии реферат “особенности подбора... Между тем, эта процедура требует определенных знаний и навыков. Майстренко А. А., Толчек Л. Г. (2001) считают, что определение цвета... | Исследовательская работа На тему «Зубная паста» Крепкие, здоровые зубы помогают человеку сохранить здоровье. Зубная паста помогает сохранить зубы здоровыми | ||
Реферат Тема Тема: Некариозные поражения зубов. Гипоплазия эмали. Клаcсификация, этиология, патогенез. Современные методы и средства профилактики... | Урок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма» Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств» |