Скачать 281.29 Kb.
|
Древний мирСтоматология является одной из древнейших отраслей медицины. Первые сведения о болезни зубов и их лечении относятся к глубокой древности. Точно также как и у современных людей, зубы болели и в давние времена. Доисторические люди знали, что такое сверло стоматолога. По мнению ученых, период неолита был отмечен временным ухудшением состояния зубов в человеческих популяциях связанным с бурным развитием земледелия и животноводства. Изменения в режиме питания, вызванные увеличением числа продуктов, богатых сахарами, а также отсутствие навыков ухода за полостью рта привели к небывалому распространению кариеса и абразии зубной эмали. Таким образом, наши предки столкнулись с новыми недугами, требовавшими новых методов лечения. Об этом говорят раскопки Мегара, захоронения эпохи неолита, расположенного на территории Пакистана. Там были обнаружены следы как минимум 11 стоматологических операций на зубах, принадлежавших 8 людям, похороненым около 9 тыс. лет назад. На поверхности зубов отчетливо видны отверстия явно искусственного происхождения диаметром от 1 до 3 мм и глубиной от 0,5 до 3,5 мм. Все зубы, обработанные "неолитической бормашиной", находились глубоко во рту, поэтому маловероятно, что отверстия просверлили в декоративных целях. Кроме того, на зубах заметны следы износа уже после того, как эти отверстия были сделаны, поэтому очевидно, что люди продолжали жить и после процедуры. Авторы отчета о неожиданной находке, опубликованного в журнале Nature, считают установленным фактом, что сверление производилось с терапевтической, а не с эстетической целью. Данная оговорка имеет большое значение, поскольку в ряде первобытных обществ распространены обряды посвящения, включающие болезненные операции по спиливанию или выбиванию передних зубов. Ремесленники Мергара обладали достаточно совершенной техникой сверления, которая обычно использовалась при изготовлении украшений. По мнению ученых, именно они со временем начали применять свои навыки для оказания населению медицинских услуг. Судя по всему, первый стоматологический инструмент представлял собой деревянное сверло с кремниевым наконечником. В ходе эксперимента при помощи подобного орудия ученым удалось просверлить в уже удаленном зубе миллиметровое отверстие в течение одной минуты. Ученым не удалось обнаружить следов субстанции, использовавшейся древними людьми для пломбирования, однако они полагают, что это могло быть вещество, похожее на асфальт. В ходе раскопок удалось обнаружить следы стоматологического вмешательства лишь на 11 из 4 000 обследованных ими зубов. Многие отверстия могли сильно измениться из-за естественного износа зубов в случае, если между стоматологической операцией и естественной смертью перенесшего ее человека прошло достаточно много лет. Тем не менее, 11 случаев представляются ученым совершенно несомненными свидетельствами существования стоматологов в древнем Мергаре. Так же при раскопках в Древнем Египте близ (Саккары) был обнаружен череп мужчины, жившего предположительно между 1570 и 1085 гг. до н.э., у которого нижний правый коренной зуб был разрушен. Примерно на уровне верхушек корней данного зуба имелись два цилиндрических отверстия 5 мм глубиной и 2 мм в диаметре. Эти отверстия совсем не были похожи на фистулы, возникшие в результате развития болезни, поскольку они были одинаковыми по своему размеру и форме, то есть они были высверлены. Раскопки в Мексике и Эквадоре, относящиеся к к IХ веку до н.э показали, что в черепах аборигенов, передние зубы были украшены искусственными вкраплениями из золота, нефрита, бирюзы и других камней. Отверстия для таких вкраплений имели круглую форму, а высверленные поверхности были гладкими и полированными. Такой эффект достигался благодаря вращению полой трубки из нефрита или меди с применением мелко истолченного в воде кварца в качестве абразивного материала. Однако примеры терапевтического воздествия в древнем мире скорее исключение из правил, так как воздействие на зубы обычно носило скорее косметический характер, а долгие века лечение зубов главным образом сводилось к их удалению. Изображение этого не самого приятного процесса можно найти на знаменитой скифской вазе IV века до н.э, найденной при археологических раскопках в 1830г. на холме Куль Оба близ Керчи. На ней изображено, как один скиф воин, сидя на полу, проводит другому расшатывание зуба пальцами одной руки, фиксируя при этом голову другой рукой. На этом фоне вполне естественным выглядело стремление человека заменить потерянные зубы различными материалами животного, человеческого и минерального происхождения. Например, в найденном на территории современного Гондураса фрагменте нижней челюсти инка (VI в. до н.э.) на месте 42, 41 и 31-го зубов сохранились имплантаты из панциря морских мидий. А в черепе женщины (I в. н.э.), полученном в результате раскопок на территории Шантамбре (Франция), в лунке клыка верхней челюсти расположен металлическим имплантат. В одном из захоронений египетских фараонов IV династии в Гизе ученые нашли несколько искусственных зубов, скрепленных между собой проволокой. Вероятно, это были первые попытки изготовления искусственных зубных мостов; возможно, подобную работу мог выполнять ювелир. Никаких достоверных сведений о том где, в каких помещениях и в каких условиях проводилось лечение зубов в этот период, нет. Видимо зубоврачебная помощь в тот период оказывалась либо в ювелирных мастерских, либо дома у больного, либо вообще в "полевых условиях". Скорее всего, никакого специального оборудования или предметов мебели в этот период не делали. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сd – диск: «Уроки Всемирной истории. Древний мир» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия | Методическая разработка урока для 5 класса с мультимедийным сопровождением... Полный курс условно разделен на два цикла: «Рисую мир» для 1-4 классов, «Изобразительное искусство и его история» для 5-9 классов.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История; исторические источники: письменные и вещественные. Периоды истории (первобытность, древний мир, Средние века, Новое время,... | Что же представляет собой атеизм? Великой французской буржуазной революцией конца XVIII в и первой русской революцией 1905, революциями 1917 г и построением коммунизма... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Древний мир» учителя истории... Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение... | Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс Рабочая программа по всеобщей истории для 5 9 классов основной школы охватывает период существования человеческой цивилизации: с... | ||
Доклад на I конференции ноу Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание,... | Рабочая программа учебного предмета история составлена в соответствии... Данный учебный предмет имеет своей целью: формировать историческое мышление: дать представление об общем и особенном при характеристике... | ||
Задания по мхк для учащихся заочного отделения и экстерната в 10 классе Земли. Древний Египет. Архитектура Древнего Египта. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Древний Египет. Изобразительное... | Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» «История России» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин подготовки по направлению 032100 «Востоковедение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот урок является обобщающим по теме «Древний мир» и итоговым по теме «Обработка мультимедийной информации». Это авторская разработка... | Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | ||
«Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир | Районная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц | ||
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования... | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... |