Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс





Скачать 425.85 Kb.
НазваниеУколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс
страница1/3
Дата публикации13.08.2015
Размер425.85 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по всеобщей истории для 5 - 9 классов основной школы охватывает период существования человеческой цивилизации: с древнейших времен до современности и предназначена для обучающихся 5 - 9 классов общеобразовательной школы (базовый уровень).

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к содержанию исторического образования в основной школе и опирается на его фундаментальное ядро (часть «История»). Кроме этого, рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по учебным предметам. История.5 - 9 классы: проект.- 2- е изд. – М.: Просвещение,2011.- 94 с., авторской программы: В. И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы».5 - 9 классы. – М.: Просвещение, 2012.- 176с.

Курс всеобщей истории реализовывается на основе следующих учебников: Уколова В.И. «История. Древний мир», 5 класс. – М.: Просвещение.- (Серия «Сферы»); Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века, 6 класс.- М.: Просвещение.- (Серия «Сферы»); Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. История. Новое время конец ΧV– начало ΧVΙΙΙ века, 7 класс. – М.: Просвещение. - (Серия «Сферы»); Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. История. Новое время конец ΧVΙΙΙ- ΧΙΧ века, 8 класс. – М.: Просвещение. - (Серия «Сферы»); Белоусов Л.С., Смирнов В.П. История. Новейшее время. ΧΧ - ΧΧΙ века, 9 класс. – М.: Просвещение. - (Серия «Сферы»).

В XXI в. «бег времени» невероятно ускорился. В этой связи требуется особое внимание к историческому образованию в школе, где закладываются основы личности молодого поколения, его менталитета и гражданской позиции. Таким образом, важно посредством уроков истории сделать исторический опыт частью личностного опыта молодых людей, чтобы они ощутили неразрывную связь поколений. При таком подходе обучающиеся не только смогут усвоить определенные знания, но научатся анализировать исторические события и процессы, обдумывать их и давать им собственную оценку.

Цели и задачи изучения истории в школе

Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;

- закрепление умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;

- использование учащимися различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) с целью реализации познавательных и коммуникативных задач;

- овладение учащимися монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Изучая историю на уровне основного общего образования, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Основу школьных курсов по всеобщей истории составляют следующие содержательные линии: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Сквозной линией, пронизывающей и связывающей всё в истории является человек.

Содержание учебного предмета «Всеобщая история»
Блок 1. История Древнего мира (68 часов) - 5 класс.

Раздел 1. Зачем изучать историю

Что изучает история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Вспомогательные исторические науки: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира – часть всеобщей истории. Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счет лет до нашей эры. Историческая карта. Источники исторических знаний.

Раздел 2. От первобытности к цивилизации

Тема 1. Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества.

Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейшего человека. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Овладение огнем и роль этого процесса в жизни древнейших людей. Зарождение первобытных сообществ. Человек разумный. Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас. Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер.

Тема 2. Древнейшие земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Неолитическая революция. Возникновение древнейших цивилизаций. Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству – основное содержание неолитической революции. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита. Соседская община. Племя. Семья. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати: вождь, дружина. Зарождение обмена. Возникновение древнейших цивилизаций. Понятие «цивилизация». Первые города. Медный век. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.

Повторение

Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика процесса складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.

Раздел 3. Древний Восток

Начало собственно истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» и «Дальний Восток» в истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц.

Тема 1. Древнейшие цивилизации Месопотамии.

Речные цивилизации. Природа и население Месопотамии. Необходимость ирригации. Шумер - древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города- государства: Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы. Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенность «власти- собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.

Тема 2. Древний Египет.

Цивилизация Древнего Египта - ровесница цивилизации Древнего Шумера. Страна на берегах Нила и её обитатели. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Строители пирамид. Пирамиды – первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии. Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Сравнение систем власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания. Культура Древнего Египта. Иероглифы, папирус. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.

Тема 3. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия – страна мореплавателей. Финикийцы- торговцы и строители городов. Города финикийцев: Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники, производство пурпура, стекла. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа. Древняя Палестина. Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона. Ветхий Завет – часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки: Авраам, Ной, Илья, Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта.

Тема 4. Великие империи Ближнего Востока. Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Ассирийская империя: от города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Цари- завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Государство Урарту. Нововавилонское царство. Завоевания нововавилонских царей. Город Вавилон – «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады – одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара. Персидская империя – крупнейшее государство Древнего мира. Кир Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Управление Персидской империей. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столица персов. Зороостризм – религия древних персов.

Тема 5. Древняя Индия. Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизни в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм – религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев.

Тема 6. Древний Китай. Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы - центры формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Первая китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство китайской империи. Войны империи. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шёлковый путь. Обучение детей в Древнем Китае.

Тема 7. Цивилизации Древней Америки. Индейцы – древнейшие жители Америки. Основные занятия жителей Древней Америки. Индейцы ольмеки, их города, пирамиды. Государство майя. Пирамида общественного устройства у древних майя: царь, вельможи, воины, ремесленники, купцы, земледельцы, рабы. Верования древних майя, человеческие жертвоприношения. Иероглифы майя. Солнечный календарь. Воспитание детей у майя. Ацтеки и инки. Государство инков. Узелковое письмо. Изолированность цивилизаций Древней Америки от других цивилизаций Древнего мира. Общие черты и различия цивилизаций Древней Америки в сравнении с цивилизациями Древнего Востока.

Повторение.

Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.

Раздел 4. Античность

Понятие «античность». Карта античного мира. История Древней Греции и история древнего Рима - две составные части Античности.

Тема 1. Древнейшая Греция. Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железные века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. Первые государства на о.Крит. Держава царя Миноса. Дворец в Кноссе. Лабиринт и Минотавр. Раскопки на о.Крит. Минойская культура. Греки- ахейцы. Ахейская Греция. Города- государства: Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины –ахейцы. Троянская война. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея».

Тема 2. Полисы Греции и древнегреческая демократия. Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга. Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы. Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Историческое значение древнегреческой демократии. Олигархическая Спарта. Возникновение Спартанского государства. Население Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Воспитание детей и молодёжи в Спарте. Победа греческой демократии над восточной деспотией. Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.

Тема 3. Расцвет Греции. Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий. Греческая культура эпохи классики. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. Древнегреческий театр. Происхождение и устройство театра. Актёры. Трагедия и комедия. Великие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики. Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель. Образование. Школа. Педагоги и ученики. Гимнасий, Академия и Ликей. Воспитание мальчиков и девочек. Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины.

Тема 4. Упадок Древней Греции. Рождение нового мира.Возвышение Македонии. Пелопоннеская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее и ее последствия. Александр Македонский - историческая личность и легенды о нем. Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. Смерть Александра в Вавилоне. Империя Александра. Восток и Греция после А.Македонского. Возникновение новых государств, царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека, наука и ученые.

Повторение.

Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconКласс: 10 Учитель: Карпенко О. Г. Цель
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconРабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее...
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconКонспект урока по изобразительному искусству (3 класс) Тема: «Рисование с натуры ветки вербы»
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История; исторические источники: письменные и вещественные. Периоды истории (первобытность, древний мир, Средние века, Новое время,...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconДомашнее задание для 6 «А» класса
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconМетодическая разработка урока для 5 класса с мультимедийным сопровождением...
Полный курс условно разделен на два цикла: «Рисую мир» для 1-4 классов, «Изобразительное искусство и его история» для 5-9 классов....
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconСпециальные умения, навыки и способы деятельности по предмету
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconКонспект урока по ивт в 9 классе «Кодирование текстовой информации»
...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconПрограмма дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века»
«История России» входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин подготовки по направлению 032100 «Востоковедение...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconРабочая программа учебного предмета история составлена в соответствии...
Данный учебный предмет имеет своей целью: формировать историческое мышление: дать представление об общем и особенном при характеристике...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconРабочая программа по истории 10 класс
Учебник: Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История. Россия и мир в xx-начале XXI века. 11 класс. (Базовый уровень),...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconВахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс...
А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Уколова В. И. «История. Древний мир», 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сd – диск: «Уроки Всемирной истории. Древний мир» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск