Рабочая программа по истории
10 класс
Учитель: Спиридонова Надежде Михайловна
Русаково, 2013г
Пояснительная записка
Количество часов:
Всего - 68; в неделю - 2
Плановых контрольных работ - 4
Административных контрольных работ - 4 Учебник: Л.Н.Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История. Россия и мир в XX-начале XXI века. 11 класс. (Базовый уровень), 2011
Программа опирается на стандарт основного общего образования по истории и составлена на основе авторской программы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История 6-11класс. Россия и мир в XX-начале XXI века. «Просвещение», 2009
Резервные уроки использованы на контрольные уроки двух первых разделов. Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методологических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.
В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блоков:
обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;
важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;
процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи с всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;
историческое наследие эпохи, ее значение для современного этапа развития человечества;
человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
|
Осваиваемые предметные умения
| Осваиваемые понятия
| Учебно-информационные умения
| Предмет, форма контроля
| Примечания
| дата
| РАЗДЕЛ I. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
(1900—1914 гг.) (18 ч)
| 1
| Введение
в историю
| 1
| Россия в XX в.: отличительные черты Новейшей эпохи; варианты периодизации истории России XX в.; критерии выделения периодов в истории отдельных стран;
понятия: Новейшая эпоха, глобальность, международная интеграция.
| Новейшая эпоха.
Проблемы периодизации новейшей истории
| объяснять, почему XX в. называют переломным; высказывать свое мнение о том, какой рубеж начала Новейшей эпохи является более обоснованным и почему, в чем состоит значение быстрого технического прогресса для истории XX в.; устанавливать причинно-следственные
связи; приводить примеры, анализировать; структурировать учебный материал в виде тезисного плана; работать с картой
| работа с текстом учебника, с картой;
понятийный
аппарат,
опорный
конспект
| § 1, вопросы
|
| 2
| Мир
в начале XX века
|
| какие государства и в силу ка-
ких обстоятельств создали на протяжении Нового времени многонациональные и колониальные империи;
последствия НТП в начале XX в.; признаки империализма;
личности: Склодовская-Кюри, П. Кюри, Резерфорд, Планк, Бор, Эйнштейн, В. И. Ленин, Муцухито (Мэйдзи); понятия: национализм, республиканизм, парламентаризм, монархия, конституционная монархия, либерализм, демократия, каудильистские (олигархические) диктатуры, индустриализация, НТП, империализм, колониализм, модернизация, монополии, картель, синдикат, трест, концерн.
| Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация.
Монополистический капитализм.
Изменения социальной структуры
индустриального
общества. Империи
и империализм.
Проблемы модернизации. Модели ускоренной модернизации в XX веке
| извлекать из таблиц необходимую информацию; высказывать свое мнение, аргументировать его, используя исторические сведения; характеризовать особенности политических режимов в странах Латинской
Америки, объяснять, чем они обусловлены; показывать, в чем выражалась неравномерность экономического развития отдельных стран в конце
XIX - начале XX в.; приводить примеры, от чего зависело ускорение или замедление темпов развития; анализировать точки зрения на появление разных трактовок понятия «империализм»; работать с картой
| Работа с кар-
той, беседа,
понятийный
аппарат
| § 2, рефераты о научно-технических
открытиях, ученых
|
| 3-4
| Страны
Европы
и США
в 1900-
1914гг
| 2
| почему монополии появлялись в конце XIX - начале XX века
в странах, находящихся на разных
уровнях экономического развития;
противоречия и негативные последствия индустриального развития; суть проблемы определения задач рабочего
движения в начале XX личности: Рокфеллеры, Карнеги, Морганы, Тейлор, Форд, Черчилль, Рузвельт, Тафт, Клемансо, Бернштейн, Бебель, Либкнехт, Люксембург, Каутский, Дебс, Гомперс, Жорес, Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Гриффит;
понятия: консерваторы, либералы,
радикалы, феминистское движение
| Достижения и проблемы индустриального развития.
Монополистический капитализм и противоречия его развития. Демографические процессы Социальные движения. Политические течения и организации. Консерваторы, либералы, радикалы. Программные позиции
консервативных,
либеральных и радикальных партий.
Социальные реформы. Национальный вопрос
.
| извлекать из текста учебника необходимую информацию; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана, схемы; обсуждать проблемные вопросы; высказывать свое мнение, аргументировать
его, используя исторические сведения; работать с картой; характеризовать миграцию населения по плану; разъяснять определение «США - "плавильный котел"» и причины его появления; анализировать взгляды Черчилля; характеризовать предпосылки феминистского движения; формулировать программные позиции консервативных, либеральных и радикальных партий; объяснять раздробленность и частые преобразования социал-демократических и социалистических партий; давать оценку потенциала аграрных партий; составлять перечень задач национальных движений в европейских странах
| работа с текстом
учебника,
схема, таблица, тезисный план
| § 3-4, вопросы
|
| 5
| Экономическая
модернизация в
России: успехи
и противоречия
|
| особенности индустриальной
модернизации России начала XX в.; черты аграрного общества, сохранившиеся в России;
понятия: индустриализация, предпринимательство, аграрное общество.
| Противоречия российской индустриализации. Особенности развития
сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли.
Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности
| устанавливать причинно-
следственные связи; выяснять, почему крестьянская передельная община являлась тормозом в становлении индустриального общества; определять, какие цели преследовали ограничения
в системе купли-продажи земли; высказывать свое мнение, оправданными ли они являются; выяснять, соответствовало ли российское законодательство требованиям экономического
развития страны; извлекать необходимую информацию из текста учебника
| проблемные вопросы;
структуриров-ние учебного материала, понятийный аппарат; работа с картой; схема
«Экономичес-кое развитие России в начале
XX века»
| § 5, вопросы, эссе «Роль
России
в мировой
экономике
начала
XX века»
|
| 6-7
| Город и деревня
России в процессе
модернизации
| 2
| в каких направлениях шли социальные процессы в западных странах в период модернизации; особенности российской модернизации, замедляющие процесс сословной нивелировки общества; характерные черты
буржуазного менталитета; причины
тормоза социальной модернизации;
понятия: модернизация, урбанизация, менталитет.
| Особенности российской социальной модернизации.
Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском
обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии.
«Размывание» дворянства
| анализировать документы;
осуществлять поиск пословиц, отражающих отношение русских крестьян к богатству, власти, труду; работать с дополнительной литературой; устанавливать причинно-следственные
связи; делать вывод об уровнях индустриальной и социальной модернизации России; определять, в чем заключалась опасность несоответствия этих
уровней
| проблемные вопросы; анализ документов
| § 6-7, вопросы,
проекты
|
| 8
| Право и традиции
в российской
политической
системе начала
XXв.
| 1
| характерные черты правового
государства; суть патернализма;
личности: Николай II, Зубатов;
понятия: правовое государство, гражданские права, патернализм, Сенат, Синод.
| Этапы формирования правового государства. Становление российского
парламентаризма. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиции
| сравнивать, находить черты
сходства и отличия политических систем России и Западной Европы, патерналистской системы и правового режима; высказывать свое мнение по вопросам, можно ли Россию считать правовым государством, возможно ли совместить закон и традицию;
составлять сравнительные таблицы, схему
| сравнительные таблицы: «По-
литические
системы России и Западной Европы»,
схема
«Правовое
государство»
| § 8, реферат «Николай II», эссе «Правовое самодержа-вие»
|
| 9
| Проблемы
формирования
гражданского общества в России
| 1
| элементы гражданского общества; роль добровольных общественных организаций в становлении гражданского общества; положение женщин в России; роль печати в становлении гражданского общества;
понятия: гражданское общество, феминистское движение.
| Гражданское общество и российская
политическая традиция. Общественные организации.
Организации промышленников.
Женское движение.
Периодическая печать
| структурировать учебный материал в виде схемы, тезисного плана, сравнительной таблицы; выявлять противоречия между российской политической традицией и принципами
гражданского общества; находить отличие женского движения в России от феминистского движения на Западе
| сравнительная таблица,
схема «Гражданское
общество»;
реферат «Николай II»,
понятийный
аппарат
| § 9, опорный конспект
|
| 10
| Панорама
российского
оппозиционного
движения начала
XX
века
|
| причины оппозиционного движения в России и популярности
неонароднических идей; основные
взгляды социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов, либералов;
личности: Ленин, Аксельрод, Засулич, Плеханов, Мартов, Кропоткин, Петрункевич, Милюков, Львов, Корнилов
и др.;
понятия: оппозиция, социал-демократы, социалисты-революционеры, анархисты, либералы, неонароднические идеи.
| Рост оппозиционных настроений. Причины оппозиционных движений
в России. Идейные течения, политические партии, общественные движения
в России в начале XX века. Идея народничества. Особенности российской многопартийности. Социал-
демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы. Программные установки и тактика ведущих политических партий
| устанавливать причинно-
следственные связи; объяснять, почему в России первыми появились партии социалистической ориентации;
анализировать документы; делать выводы; высказывать свое мнение; обсуждать проблемные вопросы; работать в группе; сравнивать; устанавливать, в чем заключалось различие российского и западноевропейского социал-демократического движения; давать свою оценку; работать со сравнительной таблицей
| проблемные
задания, анализ документов; сравнительная таблица
«Политические партии к. XIX начала XX в.»;
групповая
работа
| § 10, сравнитель-ная
таблица
«Политиче-ские
партии
к.XIX - на-
чала XX в.»
|
| |