Скачать 132.82 Kb.
|
Районная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Исследовательский реферат Синицы. Забота человека о птицах Название секции: экология растений, животного мира и микроорганизмов Автор: Глухих Ангелина Андреевна 02.10.2002г. 662693 Красноярский край, Идринский район, село Отрок, ул. Школьная, 23 дом. тел.8(39135)91353 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Отрокская средняя общеобразовательная школа класс 4 Руководитель: Малышенко Лидия Александровна учитель МКОУ Отрокская сош тел.8(39135)91336 АННОТАЦИЯ Глухих Ангелина Андреевна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Отрокская сош, 4 класс «Синицы. Забота человека о птицах» Руководитель: Малышенко Лидия Александровна, учитель начальных классов. Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц. Методы проведённых исследований: изучение, наблюдение, опрос, сравнение, описание. В результате работы изучены различные виды синиц, выявлены виды, встречающиеся в окрестностях села Отрок, изготовлены кормушки для птиц. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….4-5 I.Теоретическая часть. Сведения о синицах:……………………………………………………..6-9 а) виды синиц; б) места обитания; в) размножение; г) питание. II.Практическая часть. Человек и синица. Забота человека о птицах……………………….9-11 а) изготовление кормушек; б) изготовление синичников; в) защита и охрана птиц. III. Заключение……………………………………………………………12 IY. Литература……………………………………………………………13 Y. Приложения……………………………………………………………14 ВВЕДЕНИЕ В нашем огороде и в саду я всегда вижу маленьких цветных птичек, которые быстро перелетают с ветки на ветку, шустро лазают по кустам смородины и крыжовника, постоянно что-то клюют на земле. Эти птички очень осторожны и быстро улетают, когда к ним приближаешься. Поэтому я наблюдаю за ними издалека или из окна. Мы с папой сделали кормушки и развесили их за окнами. Особенно интересно наблюдать за птичками зимой, когда на улице снег и мороз, а ты сидишь в тепле и смотришь, как они вьются вокруг кормушки, лакомятся твоими угощениями. Мне очень нравятся эти юркие и звонкие птички. А называются они синички. Весной и летом, осенью и зимой – мы видим этих удивительных птиц. Чаще всего их можно увидеть зимой, так как в зимнем лесу им сложно найти корм под снегом и синицы из леса перелетают поближе к жилью человека. Они весь короткий зимний день кружат около кормушки. Я заинтересовалась этими замечательными птицами и захотела узнать, какие бывают синицы, какую пользу приносят, как размножаются и какие виды синиц обитают в окрестностях нашего села и как можно помочь птицам пережить тяжёлые зимы. Актуальность: Тема актуальна, так как зимы у нас снежные и морозные. В эту тяжёлую пору погибает много птиц от холода и голода. Всем известно, что нашим крылатым друзьям не так страшны морозы, как голод. Чтобы помочь пернатым пережить это нелёгкое время, нужно изучать их повадки, образ жизни и способы правильного оказания помощи. Проблема: Трудно встретить человека, который бы не знал и не видел синиц. Но мало кто знает, что синиц в природе насчитывается несколько видов, и мало кто знает, как правильно оказывать им помощь. Объект исследования: синицы. Предмет исследования: большая синица. Цель исследования: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц. Задачи: 1. Изучить материалы из различных источников о синицах. 2. Определить места обитания и образ жизни большой синицы. 3. Выявить значение большой синицы в природе и жизни человека. 4.Выяснить способы оказания помощи птицам. 5.Познакомить с собранным материалом одноклассников и учащихся школы. 6. Изготовить и развешать с одноклассниками кормушки. Гипотезы: -в природе насчитывается несколько видов синиц; -если знать больше о жизни этих птиц, то можно лучше и правильнее оказывать им помощь. Методы: -изучение; - наблюдение; - опрос; - сравнение; - описание. Практическая значимость: Результаты работ можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, факультативах, экологии. СВЕДЕНИЯ О СИНИЦАХ Наблюдая круглый год за тем, как ведут себя синицы около кормушки, в огороде, с другими птицами, я решила исследовать проблему, связанную с этими птицами. Образ жизни синиц очень интересен. Они принадлежат к самым весёлым и подвижным птицам, которые только известны людям. Целый день они не знают ни минуты покоя и постоянно заняты делом. Они перелетают с дерева на дерево и безостановочно лазают по веткам, потому что вся их жизнь есть не что иное, как беспрерывная охота. На земле они очень неловки и потому не остаются на ней долго, а скорее стараются взобраться опять на ветки. Здесь они прыгают туда и сюда, ловко свешиваются вниз, умеют в самых разнообразных положениях не только удержаться, но даже и работать. Полёт их шумный, дугообразный. Большинство видов редко летают далеко, обычно только с дерева на дерево. Их голос – пискливое щебетание, которое несколько напоминает писк мышей и звучит непрерывно. В природе синиц насчитывается несколько видов. [2] В классе Птицы синицы входят в отряд Воробьинообразные, который подразделяется на семейства. Синицы делятся на три семейства, но в некоторых источниках длиннохвостую синицу выносят в отдельное семейство – Длиннохвостые синицы.[1] Семейство Толстоклювые синицы (приложение1) К данному семейству относятся 7 родов с 19 видами. Большинство видов семейства – оседлые птицы, совершающие, однако, кочевки. Они никогда не гнездятся в дуплах. Вот некоторые из них:
Семейство Синицевые (настоящая синица) (приложение 2-3) В фауне России семейство Синицевые представлено 14 видами. Назовем часть видов:
Семейство Корольковые (приложение4) В семейство Корольковые входят 3 рода: корольки - 3 вида; расписанная синичка – 1 вид.[1] Синиц можно увидеть в лесах, садах и парках, в лесостепи и даже в пустынях. В окрестностях села Отрок живёт большая синица. Мой исследовательский реферат выполнен на основе наблюдений и изучений большой синицы, поэтому я уделяю ей больше внимания, чем синицам других видов. Северной границей распространения большой синицы надо считать линию, идущую от Мурманска до берегов Охотского моря, но на Камчатке её нет, а вот в пустынях Средней Азии есть. Большая синица гнездится на территории России и СНГ не только в лесах и парках, но и на улицах больших городов, внутри дворов, если ей есть в чём поселиться. [2] О размножении синиц я расскажу, опираясь на научную литературу. Начало размножения птиц зависит от многих природных и климатических процессов. Большое значение имеет освещённость, её продолжительность в течение суток. Большая синица строит гнёзда или у самой земли или высоко на верхушке дерева, но всегда у какого-нибудь углубления. Она предпочитает дупла деревьев, но не пренебрегает и отверстиями в стенах и заброшенными беличьими, сорочьими и вороньими гнёздами, так как из-за недостатка помещений она пользуется всяким удобным местом для устройства своего гнезда [3] Строят гнёзда обе птицы в течение 4-7 дней. Затаскивают иногда до 200г строительного материала (тонкие веточки, корешки, сухие стебельки трав, мха, растительный пух, перья, клочки шерсти, коконы и паутина пауков и насекомых). Лоток выстилается конским волосом, мягкой шерстью различных животных и мягкими перьями. Яйца у синиц белые, слегка блестящие, с большим количеством красновато-коричневых пятнышек. Насиживает их только самка в течение 13-14 дней. Самец лишь изредка приносит ей корм. [2] В течение сезона размножения бывают 2 кладки. Первая (9-15яиц) в апреле, вторая (7-11яиц) в июне, обычно в другом дупле, находящемся поблизости от первого дупла. (приложение5). В синичниках в кладках обычно бывает меньше яиц (4-7). Вылупившихся птенцов в первые 3-5 дней жизни кормит самец. Самка в это время обогревает птенцов. Птенцы в гнезде остаются 19-21 день. Родители кормят их, делая в день около 400 прилётов с кормом к гнезду. В период выкормки птенцов птицы-родители собирают пищу с определённой площади, расположенной вокруг гнезда. Эта площадь называется кормовым районом. Кормовой район может совпадать или нет с гнездовым участком, то есть районом около гнезда.[4] Первые день-два после вылупления птенцам даётся сок раздавленных взрослой птицей насекомых, птенцам в возрасте 2-5 дней - мелкие паучки и гусеницы. Затем пища у птенцов становится разнообразнее: родители приносят им, кроме паучков и гусениц, также бабочек, мух, мелких жуков. Лишь перед вылетом из гнезда птенцы начинают получать более грубую пищу, сходную с той, которую потребляют взрослые птицы. После вылета из гнезда молодых первого выводка старые птицы докармливают их ещё в течение 7-10 дней. Однако заканчивает докармливать один самец, самка занята высиживанием второй кладки. Потом птенцы начинают кочевать семейной стайкой около тех мест, где вывелись, а самец возвращается к самке, чтобы принять участие в выкармливании второго выводка. Если какой-нибудь птенец отстаёт в росте, слабо развивается и ведёт себя в отношении родителей, приносящих корм, не так, как остальные птенцы в гнезде, то взрослые птицы перестают его кормить, а затем выбрасывают за пределы гнезда как чужеродное тело. Выкидывание слабых и плохо развивающихся птенцов – проявление инстинкта у птиц, позволяющее этим животным сохранить вид в целом здоровым и жизнеспособным для дальнейшего существования всех птиц этого вида.[2] В природе птицы тратят больше энергии на полёт, восстанавливать которую они могут только за счёт пищи. Большие синицы массой от 18 до 20 граммов съедают в день до 50 граммов пищи, то есть в 2,5 раза больше, чем весят сами. Пара больших синиц, выкармливая птенцов, уничтожает несколько десятков тысяч вредных насекомых. В зимнее время значительное количество осёдлых и кочующих птиц зимует в нашей местности. В это время птицы подвергаются всевозможным климатическим воздействиям, затрудняющим птицам добывание пищи. Тут следует прийти на помощь птицам и позаботиться о них. Надо обязательно, не ожидая плохой погоды, развесить и поставить кормушки и подкармливать птиц.[4] В качестве кормов рекомендуется употреблять семена и ягоды растений, непригодных в пищу человеку. В любой местности есть много диких растений, семена и плоды которых служат птицам естественным кормом. Эти корма надо собирать для подкормки зимой. А рацион большой синицы состоит из подсолнечника, конопли, тыквенного семени, кусочков мяса и свиного сала несолёного. В зимнее время нашим пернатым друзьям часто бывает трудно добывать себе корм. Особенно когда после оттепелей наступают сильные морозы и всё покрывается ледяной коркой: деревья, кустарники, строения или в период сильных снегопадов. Тогда доступ к корму для птиц закрывается. Птицы (особенно молодые) не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. ЧЕЛОВЕК И СИНИЦА Забота человека о птицах Чтобы помочь зимующим у нас птицам, нужно постоянно подкармливать их в течение всей зимы и ранней весны, устраивать птичьи кормушки. Кормушки бывают разных конструкций и изготавливаются из разного материала (досок, горбыля, банок, бутылок, коробок, металла). (приложение 6-7). Кормушки бывают открытые: кормушки-лотки, кормушки-столики, кормушки из бутылок и закрытые, то есть с крышкой, которая предохраняет корм от снега и дождя: кормушка-домик. Бывают кормушки самоподсыпающиеся и насыпные. Одни кормушки могут быть общими для всех зимующих птиц (лоток, домик, столик), другие – только для синиц (кормушка-клетка, кормушка-сетка, кормушка из бутылки). Для того чтобы привлечь синиц на свой огород с целью защиты его от вредителей, помимо кормушек нужно развешивать синичники. И в лесу, и в населённых пунктах не всем птицам удаётся найти удобные места для устройства гнёзд или готовый птичий домик. Каждую весну можно наблюдать драку птиц из-за гнездовий. Чтобы обеспечить всех птиц хорошим жильём, надо ежегодно делать птичьи домики и вовремя развешивать их. Синичники бывают разных конструкций. (приложение8). Птицы – «сеятели» лесов, истребители семян сорняков и борцы против вредных насекомых, поэтому их надо охранять и беречь. Нельзя ловить и держать дома в клетках синиц. Многие из них очень занимательны в клетках. Они скоро привыкают к неволе, но редко совсем приручаются. Их нельзя запирать с другими птицами, потому что они нападают и на более крупных птиц, вцепляются им в спину, убивают их ударами клюва, разламывают череп и съедают мозг своих жертв с такой же жадностью, как хищная птица пожирает свою жертву. И ни в коем случае нельзя ловить птиц, занесённых в Красную книгу (тростниковая сутора). Помните, что выкормленные в неволе птицы становятся неприспособленными к жизни в природе. Никогда не надо ловить нелётных птенцов. Забота эта кончается обычно смертью птенца, так как его либо недокормят, либо перекормят, либо дадут пищу, к которой птенец не привык. Нельзя кормить птиц ржаным (чёрным) хлебом: он при переполненном зобе закисает и птица гибнет. Необходимо как можно больше устраивать естественных гнездовий, что повышает поголовье птиц. Для сохранения зимующих птиц надо обязательно осенью, не дожидаясь плохой погоды, поставить кормушки и подкармливать птиц. Это позволит сохранить зимующих птиц почти полностью в том количестве, которого они достигли за лето. Создавая безопасные условия для обитания птиц, понимая их жизнь и то, какое значение они имеют для народного хозяйства, всякий разумный человек должен всеми силами стараться не только оберегать столь полезных птиц, но и заботиться о них, устраивать им жилища в лесах, оставляя старые пустые деревья или развешивая ящички для вывода птенцов.[3] Трудно оценить пользу, роль и значение птиц для народного хозяйства. Когда мы говорим о пользе птиц как охранителей лесов и полей, обычно принимаем во внимание только истребление ими насекомых, не учитывая второй, не менее важной стороны полезной деятельности мелких птиц – уничтожение семян сорняков – злостных конкурентов культурных растений. А птицы, собирающие семена сорных растений,- одна из могучих сил природы, не дающая вредным сорнякам распространяться на пахотные земли. Вся группа лесных синиц имеет исключительное значение для здоровья леса, с ними не могут равняться никакие другие лесные птицы, ни в общем числе, ни по видам. Синицы – осёдлые или кочующие птицы в пределах леса и полезащитных лесных полос – истребляют вредных насекомых в течение всего года, уничтожают вредителей во всех фазах их развития, склёвывая яйца, гусениц, куколок и взрослых насекомых. Во время кочёвок синицы способны массой задерживаться в местах, где есть пища, и не покидать этого места, пока все насекомые не будут уничтожены. Синицы обладают своеобразной способностью доставать скрытую добычу, извлекать и выдалбливать насекомых из самых потаённых мест – зимовочных паутинных гнёзд, плотных коконов. Большинство мелких насекомоядных птиц склёвывают насекомых с поверхности почвы, с ветвей и листьев, а синицы уничтожают насекомых, недоступных другим птицам. Многие гусеницы по окраске и форме имеют сходство с несъедобными предметами (гусеницы пядениц, напоминающие сухие веточки) и пропускаются птицами. Синицы же постоянно проверяют съедобность мелких предметов, схватывая их клювом и ощупывая языком. Все синицы тесно связаны круглый год с лесными насаждениями и заселяют все типы и состав лесных насаждений всех возрастов.[4] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью нашего исследования было изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц. Для её решения мы поставили следующие задачи: изучить материалы из различных источников о синицах; определить места обитания и образ жизни большой синицы; выявить значение большой синицы в природе и жизни человека; выяснить способы оказания помощи птицам; познакомить с собранным материалом одноклассников и учащихся школы; изготовить и развешать с одноклассниками кормушки. При этом мы использовали методы: изучение, наблюдение, опрос, сравнение, описание. Нами были выдвинуты две гипотезы:
В ходе работы
Таким образом, первая гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась полностью. В природе существует несколько видов синиц. Вторая гипотеза также нашла своё подтверждение, чтобы правильно оказать помощь птицам, нужно сначала изучить образ их жизни. ЛИТЕРАТУРА 1.Атлас-определитель птиц. Издательство Амфора, 2006 2.Брем Альфред. Жизнь животных. Птицы.Т.1/Пер. с нем СПб: «Ленинградское издательство»,2008.- 288с., ил. 3.Снегирёв Г.Птицы наших лесов. Издательство М.: Малыш, 1976 4.Интернетресурсы. Сайт Википедия |
О районной научно-практической конференции учащихся «В мир поиска,... Идринского района, моу дпо ммц «Идринский» с целью создания условий для выявления и развития способных к научно-исследовательской... | Международная научно-практическая конференция «Дети и окружающая... Окружающий мир глазами детей: философия, психология, педагогика, история, литература, религиоведение, этнография | ||
Районная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь» | «Путешествие в мир природы и мир поэзии» Анализ темы Целью данного урока является формирование у учащихся средствами литературы способности понимать себя и окружающий мир | ||
Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских... Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа | ||
Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция «Мир и культура»... Рамн как с научной, так и с клинической стороны, развитие этой проблемы планируется в «Стратегии развития медицинской науки в Российской... | Международная научно-практическая конференция наука в современном мире: теория и практика Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | ||
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс... А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования... | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... | ||
О районной научно- практической конференции школьников Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир | Название конкурса ... | ||
Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек... Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство... | Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... |