Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека





Скачать 134.77 Kb.
НазваниеЗнакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека
Дата публикации03.10.2013
Размер134.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
"Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека.
Познакомить детей с основными витаминами "А", "В" и "С", в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека.

Дать детям представление о пользе овощей и фруктов для организма человека.

Закрепить у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты).

Цель: 1. Побуждать детей отвечать на вопросы.

2. Делать выводы и умозаключение.

3. Развивать внимание, мышление, память и воображение.

4. Развивать координацию движения.
Материал: 1. Иллюстрации овощей, фруктов и другое.

2. Продукты.

3. Музыкальная фонограмма песни "Урожай".

4. Муляжи овощей и фруктов.

5. Кубики, верёвка.

6. Две корзины
Предварительная работа:

Беседа об овощах и фруктах.

Заучивание песни "Урожай".

Дидактическая игра: "Разложи овощи и фрукты в корзины".

Спортивная игра: "Путешествие за витаминами".

Рассматривание иллюстраций (продукты питания, овощи, фрукты).
Ход занятия:

учитель:

Дети, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие, в необыкновенный город. Называется этот город "Витаминки". Это не простой город. В этом городе живут разные витамины. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины так: "А", "В" и "С". Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены (Дети называют: мясо, рыба, масло, сыр, хлеб, яйца). Во всех перечисленных продуктах находятся наши витамины "А", "В" и "С". Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах. Давайте поближе познакомимся с ними. Посмотрите, в красной одежде нас встречает Витамин "А" (воспитатель показывает картинку).

Витамин "А":

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я - Витамин "А". Меня ещё зовут витамином роста.

учитель:

В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный Витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадываю, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - морковь, капуста, тыква, помидор, апельсин, мандарин). А сейчас нас встречает следующий Витамин "В" в синей одежде (воспитатель показывает картинку).

Витамин "В":

Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен Я - Витамин "В".

Учитель:

В каких же овощах и фруктах он встречается? (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - свекла, яблоки, груша, бананы, редис). А вот ещё один полезный витамин "С". Он одет в зелёную одежду (воспитатель показывает картинку).

Витамин "С":

Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Я - Витамин "С". Меня называют витамином здоровья.

Учитель:

В каких же овощах и фруктах встречается этот удивительных витамин? (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - лимон, лук, чеснок, ананас, смородина, огурец, салат). Итак, дети, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужен ЧТО? (Дети: "Витамины!"). А сейчас мы сядем в машину и поедем к бабушке в деревню, где в саду и на огороде растут овощи и фрукты. Поможем бабушке убрать урожай (Звучит музыка, песня "Урожай". Под музыку дети строятся парами).
Спортивно-дидактическая игра "Путешествие за витаминами":

Учитель:

Отправляемся в путь, но нам надо преодолеть препятствия, чтобы попасть на огород. Перед нами ручей, надо по мостику перейти через ручей (Упражнение на равновесие: на полу кубики, дети идут по кубикам). Ура! Первое испытание пройдено. Ребята, я вижу дальше дорога идёт по обрыву. Смотрите, не соскользните, идите строго по верёвке (Упражнение на координацию движения: ноги ставятся на верёвку, а руки слева и справа от неё. Следить, чтобы ноги не соскользнули с верёвки). Дети, вот мы и добрались до огорода. Давайте поможем бабушке собрать урожай. По поему сигналу овощи собираем в первую корзину, фрукты во вторую.

Дидактическая игра "Разложи овощи и фрукты в корзины":

(соревнуются мальчики с девочками)

Учитель:

Молодцы дети! С заданием все справились. Хорошо помогли бабушке в огороде. А теперь возвращаемся все домой (Звучит песня "Урожай", дети поют и садятся на места). В конце занятия воспитатель подводит итог (вопросы к детям). С какими витаминами мы познакомились? ("А", "В" и "С"). В каких продуктах они встречаются? Какую пользу они приносят? (Дети отвечают на вопросы)



План – конспект

открытого урока по биологии.
Тема: Витамины и их роль в организме человека.

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.
Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.
Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов, листы с вопросами симпозиума и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Тип урока: урок-симпозиум
Ход урока.
Вопросы для симпозиума были даны заранее:
1. Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
3. Классификация витаминов.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
5. Свойства витамина А (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
6. Свойства витаминов группы В (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
7. Свойства витамина С (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
8. Свойства витамина D (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
9. Свойства витамина PP (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
10. Свойства витамина E (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
11. Свойства витамина K (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).
12. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
13. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
14. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
I. Орг. момент.
Учитель: Тема нашего урока – Витамины и их роль в организме человека. На уроке мы познакомимся с историей открытия витаминов, их особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов на организм человека.
II. Изложение нового материала.
1. Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами?
Витамины были открыты в конце прошлого столетия русским врачом Н. И. Луниным. Он показал их значение для жизнедеятельности организмов.
2. Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
3. Классификация витаминов.
Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии - авитаминозе или недостатке - гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.
Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
5. Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

Название витамина

Где содержится

Значение для организма

Какие болезни развиваются при недостатке витамина
Витамин А

Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А

Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

При недостатке витамина возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках

Витамины группы В

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС.
В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре.
В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков.

При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание.
Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.
Недостаток приводит к развитию малокровия.

Витамин С

Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста

Регулирует обмен белков и углеводов.

При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям.
Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы.
Витамин D

Рыбий жир, ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло.

Участвует в обмене кальция и фосфора, формирование костей и мышц.

Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту.
Витамин РР

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко

Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников.

Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками.
Витамин К

капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты

К необходим для нормальной свертываемости крови.

Витамин Е

содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле.

влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток

6. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
7. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Питательные вещества - это органические соединения, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. Основными питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины, минеральные соли и вода, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма.
Витамины - это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
8. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.
Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики - обогащение витаминами массовых продуктов питания.
Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:
а) выбор подходящего продукта для витаминизации
б) определение уровня витаминизации
в) разработка системы контроля
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:
-мука и хлебобулочные изделия - витамины группы В ;
-продукты, детского питания - все витамины ;
-напитки, в том числе сухие концентраты, - все витамины, кроме А, D;
-молочные продукты - витамины A, D, E, C;
-маргарин, майонез - витамины A, D,E;
-фруктовые соки - все витамины, кроме A, D;
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой.
Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, D, РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т. д. Однако токсические дозы, ведущие к передозировке, для этих витаминов во много раз превышают обычную для них суточную потребность.
Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
Что мешает усвоению витаминов:
Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?
Какие витамины вы принимаете ?
Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли, Дуовит, Йодомарин, Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит, Ревит, Фолиевая кислота, Центрум, Черника форте, Nutrilait и др.

III. Закрепление пройденного материала.
Тестовая работа для закрепления материала:
1. Витамины это…

а) минеральные вещества;
б) органические вещества;
в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина

3. К водорастворимым витаминам относятся:
а) С, РР, группы В;
б) D, А, К;
в) только группа В

4. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
5. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
6. Переизбыток витаминов вызывает:

а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
7. Витамины были открыты:

а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Фрунком.
8. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
9. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В;
б) недостаток витамина А;
в) недостаток витамина Е
10. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга;
б) Пеллагра;
в) Рахит.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconРеферат Направление: естествознание Тема: Лук- зелёный друг
Для этого нужно прикладывать усилия. О своем здоровье мы должны заботиться на протяжении всей жизни. Здоровье – главное богатство...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconРеферат по экологии «Трансгенные продукты питания и их влияние на здоровье человека»
В последние годы все большее влияние на здоровье населения планеты оказывает качество и структура питания. Опубликованы данные, что...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconКонкурс «Азбука здорового человека\ Исследовательский проект по физике...
Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconЗдоровый образ жизни
Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека icon2 декабря (пятница) в 16. 10, в зале №5
Инь и Янь. Тайцзицюань оказывает положительное влияние на состояние человека в целом, на его здоровье, мироощущение, контакты с внешним...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс
Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconВлияние среды на здоровье населения” Влияние городской среды на здоровье населения
В целом, кризисный характер взаимоотношений городов с окружающей средой можно определить как несоответствие масштабов урбанизации...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека icon«Влияние вибрации на организм человека»
Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconРеферат на тему: «Влияние строительных материалов на здоровье человека» Работу
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconКонспект Тема: Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека icon«Качество воды и его влияние на здоровье человека»
Воду, драгоценный дар природы, академик А. Н. Карпинский назвал живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было. Вода – основа...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека icon"Взаимовлияние климата и человека"
Взаимовлияние климата и человека. К сожалению, в современном школьном курсе биологии и географии эта проблема практически не затрагивается....
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconКонкурс по краеведению Москвы в номинации «Географическая среда Московского Столичного Региона»
«Влияние негативных факторов на здоровье человека в Московском Столичном Регионе»
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconВлияние компьютерных игр на здоровье человека
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека (14 ч)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск