Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,





НазваниеПримерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,
страница1/4
Дата публикации14.08.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Литература > Примерная программа
  1   2   3   4




Общая характеристика программы
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса древнегреческого и латинского языков, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в примерных программах для начального общего образования. Однако содержание примерной программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных, и индивидуальных целей; на уровне метапредметных, предметных и индивидуальных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Примерная программа включает четыре раздела:


  • «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предметов «Древнегреческий язык» и «Латинский язык» на нескольких уровнях — индивидуальном, метапредметном, предметном, дается общая характеристика курса «Древнегреческий язык» и «Латинский язык», его места в базисном учебном плане.

  • «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

  • «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

  • «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания древнегреческого и латинского языков в современной школе.



Пояснительная записка
Вклад предметов «Древнегреческий язык» и «Латинский язык»

в достижение целей основного общего образования
Необходимость введения классического компонента в общеобразовательные школы определяется тем, что вся предшествующая культурная и духовная традиция России и всей Европы связана с классическими языками и греко-римской культурой. Европейская культура единственная приобрела планетарное распространение, и именно она продолжает определять все дальнейшее развитие человечества. Мы упускаем правильное и корректное понимание европейской истории и культуры, если не владеем хотя бы азами классического образования.

То же самое следует сказать и о культуре России как части европейского образовательного пространства: в целом ряде своих самых существенных проявлений (в политике, военном искусстве, науке, архитектуре, литературе, и пр.) она оказывается непонятной для нас без учета тех образовательных парадигм, которые определяли идеи и подходы великих деятелей нашей культуры.

История Русской Православной Церкви связана с греками, причем как со святоотеческой литературой, богословием, языком Церкви, так и с классическими авторами, которые служили, в частности, образцами церковного красноречия. Греческий и латинский язык – два первых языка христианской Церкви. Греческий язык в течение 25 веков был основным языком европейской культуры, а латинский – в течение 23, причем в России в течение двух веков (с 17 по 19) служил языком богословия.

Классическое образование исходит из того, чтобы познакомить учащихся с 30 веками европейской культуры. Для России изучение древнегреческого и латинского языков является закономерным и естественным, поскольку своей письменностью, а также своей церковной и духовной жизнью она тесно связана с Византией. Не владея этим материалом, мы не поймем не только богословские, но и литературные тексты: мы разучимся понимать «Слово о законе и благодати», древнейший памятник русской литературы, демонстрирующего великолепное владения его автора, митрополита Илариона, классической риторикой. Мы перестаем понимать русскую литературу 18-19 веков, античные мотивы в которой играют важнейшую роль. Церковная риторика 19 века также остается вне поля зрения без понимания ее античных и святоотеческих корней.

Без знания античности нельзя понять историю европейских искусств, поскольку она в значительной степени построена либо на библейских, либо на античных сюжетах. Не приобщая учащихся хотя бы к азам классического образования, мы невероятно сужаем их кругозор и закрываем им доступ к большей части мирового культурного наследия.

Цель — приобщить учащихся в полном объеме к традиции европейского образования, к которой Россия была безупречно подключена в течение тысячи лет вплоть до 1918, когда была сделана попытка отлучить Россию от греческого и латинского языков и духовной составляющей образования; важно ознакомить учащихся с классическими языками также и ради того, чтобы привить им навыки чтения написанных на них сложных текстов высокого духовной и культурной ценности.

Задачи: дать вводные курсы древнегреческого языка и греческой культуры, латинского языка и латинской культуры; дать представления об истории того и другого языка; обеспечить овладение грамматикой древнегреческого и латинского языков в системе, а также систематически овладеть синтаксисом, и на основе этого владения – чтение сначала учебных текстов, а потом оригинальных текстов авторов.

Основная задача – научить читать, анализировать и корректно интерпретировать сложные тексты, написанные образцовыми авторами, писавшими на греческом и латинском языке (такими как: военным, историком, философом, литератором, Ксенофонтом, политиком и философом Платоном, политиком и ритором Исократом, политиком и ритором Демосфеном; с учителями Церкви свт. Василием Великим, свт. Григорием Богословом; политиком, государственным деятелем, оратором Цицероном, политиком, полководцем, ученым, императором Цезарем, политиком, историками Саллюстием, Титом Ливием, поэтами Вергилием, Горацием; богословом Лактанцием, ученым, переводчиком-богословом Иеронимом, философом, богословом Августином); привить навыки чтения в оригинале Нового Завета, Септуагинты и богослужебных текстов.

Требования: курсы по древнегреческому и латинскому языкам должны быть всеохватными, разносторонними, хорошо иллюстрированными для их полноценного понимания и освоения; при составлении пособий максимально использовать современные технологии.
Целями изучения древнегреческого языка в основной школе являются:


  • формирование духовно развитого человека и гражданина, обладающего национальным самосознанием, чувством патриотизма, способного самостоятельно мыслить;

  • формирование представления о языке первой европейской культуры, в рамках которой было осуществлено «евангельское приуготовление» и подготовлены возможности для освоения, развития и вселенского распространения нового христианского учения; познакомить с греческим языком как языком православного богословия; раскрыть связь церковнославянского языка как богослужебного с языком греческого богослужения; показать теснейшую связь русского, церковнославянского и древнегреческого языков;

  • приобщение к истокам христианской письменности на языке оригинала, к античным истокам и основам европейской науки, литературы и культуры во времена их зарождения и расцвета.



Целями изучения латинского языка в основной школе являются:


  • формирование представления о греко-римской цивилизации как основе культуры современной Европы;

  • понимание постоянной связи латинского языка с греческим на всем протяжении развития латинского языка; показать важнейшую роль латинского языка для европейской культуры;

  • формирование представление о связи русского и латинского языков.



Общая характеристика учебного предмета



Содержание курсов «Древнегреческий язык» и «Латинский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение индивидуальных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно путем формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками чтения и понимания текстов, написанных на древнегреческом и латинском языках. Умение пользоваться греческо-русскими и латинско-русскими словарями, Интернет-ресурсами, электронными базами греческих и латинских текстов.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о древних языках: об их происхождении, развитии, устройстве и функционировании; овладение основными нормами классических языков (грамматикой и синтаксисом, основами стилистики), обогащение словарного запаса речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Литературоведческая компетенция предполагает освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также знакомство с литературными произведениями разных жанров на языке оригинала (избранные тексты) и формирование способности к их анализу.

Культуроведческая компетенция предполагает освоение необходимых знаний о происхождении, развитии классических языков, осознание древних языков как двух языков христианской Церкви и науки, взаимосвязи этих языков и истории народов Европы, необходимых знаний о лингвистике как науке и об ученых-классиках; понимание роли классических языков в формировании европейской цивилизации, их значения для русской культуры, духовности, науки, образования. Осознание актуальности изучения древнегреческого и латинского языков в наше время.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий представление материала не только как предмета познания, но и как объекта деятельности. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса древнегреческого и латинского языков, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования филологической грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в разных жизненных условиях и занимать собственную позицию.

Некоторыми показателями филологической грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты филологической грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, в том числе в процессе изучения древних языков в школе.

Формирование филологической грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве классических языков и об их особенностях. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на информационную переработку текстов, перевод греческих и латинских текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, изучение классических языков в основной школе должно обеспечить возможность дальнейшего обучения в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.


Основные содержательные линии
Направленность курса древнегреческого и латинского языков на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются четыре сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование литературоведческой компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.



Коммуникативная компетенция
Специфика древнегреческого и латинского языков, как хранителей традиций, ограниченно используемых в бытовом общении.

Сферы употребления древнегреческого языка. Античный книжный комплекс, раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание, Богослужебные тексты, соборно-приходское и монастырское богослужение как основные сферы употребления древнегреческого языка.

Сферы употребления латинского языка. Античный книжный комплекс, раннехристианский святоотеческий корпус текстов, Священное Писание, Богослужебные тексты как основные сферы употребления латинского языка; католическое богослужение.

Жанровое своеобразие текстов, написанных на древнегреческом и латинском языках. Анализ подлинных текстов с точки зрения их темы, основной мысли, структуры, принадлежности к тому или иному жанру книжности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПояснительная записка программа основного общего образования по геометрии...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по литературе для основной школы составлена на...
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по русскому языку для 6 класса основной общей...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по предмету «Технология» составлена на основе...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нартасская средняя общеобразовательная школа»
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconУтверждено
Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального...
В ней также учитываются основные идеи программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по биологии для средней школы составлена на основе Фундаментального...
Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2011 год)
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по русскому языку для основной школы составлена...
Русский язык авторов М. М. Разумовской, С. И. Львовой и др. (М: Дрофа, 2013 г). Программа раскрывает содержание стандарта, определяет...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального...
Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального...
Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы...
Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск