Скачать 372.03 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №358 Московского района Санкт- Петербурга
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ 6 «А» класс 2013-2014 учебный год Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № _____ от «___» ______2013г. Учитель русского языка и литературы Артюхина Елена Александровна 2013 Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся. Авторы рабочей программы рассматривают образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первично – содержание образования, это особенно важно для образовательной области литература. Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания. Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека. Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа может осуществляться по следующим программам и УМК: - под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень; - под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень; - под редакцией В.Г. Маранцмана, базовый уровень; - под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень; - под редакцией А.Г. Кутузова, базовый уровень; - под редакцией В.В. Агеносова, базовый уровень; - под редакцией И.Н. Сухих, базовый уровень; - под ред М.В. Черкезовой для учреждений с родным (нерусским) языком обучения. Доминирующая идея программы 5 – 9 классов: - системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации. Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей: - углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий; - формирование личности как субъекта культурной деятельности, формирование гуманитарного стиля мышления в процессе приобщения к достижениям культуры; - формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов; - системная подготовка к итоговым испытаниям. Специальная идея для 6 класса: пропедевтика эволюционного развития культуры от античности до литературы новейшего времени. В программу вводится образ «лестницы культуры», на которой расположены ступени развития-движения культуры: античность, средневековая культура, эпоха Возрождения, русское Просвещение и т.д. В результате обращения к произведениям культуры, в которых запечатлены картины мира определённой эпохи, складывается представление о типах личности, мировоззрении, формализованных элементах данной ступени развития культуры. Учащиеся могут усвоить, что каждая эпоха культурного развития формирует и утверждает определенный тип личности, который осознает себя и организует свою жизнедеятельность соответственно данной культуре. Это не влияет на понимание обучающимися вечных идей в культуре каждой исторической эпохи, но помогает воспринимать культуру как развивающуюся систему. Особенностью данного классного коллектива является следующее: - разноуровневая подготовка учащихся, - низкий уровень речевого развития, - недостаточно развитый кругозор, читательский опыт, - повышенная возбудимость учащихся, - низкий уровень мотивации, - высокий уровень творческих способностей у многих учащихся. В программе, рекомендованных дополнительных пособиях сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся. Серьезное внимание уделено формированию универсальных учебных действий. Основное содержание (2 часа в неделю) Тема 1. Герой в мифах Изучаемые произведения: Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Легенда об Арионе. Теоретико-литературные знания: Представление о мифе. Мифологический герой. Представление о легенде. Крылатые слова и выражения. Миф и литература. Художественная и аналитическая деятельность: Поиск информации о мифологических героях. Истолкование фразеологизмов и крылатых выражений и включение их в собственную речь. Отзыв об экскурсии в музей или об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись). Отзыв о кинофильме или мультфильме на античный сюжет. Культурное пространство: Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Для самостоятельного чтения: Гомер. «Одиссея», «Илиада». Овидий. «Метаморфозы». Н.А. Кун. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», «Легенды и мифы Древней Греции». М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция». И.А. Ефремов. «На краю Ойкумены». Тема 2. Герой и человек в фольклоре. Изучаемые произведения:
Теоретико-литературные знания: Былина. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм. Художественная и аналитическая деятельность: Иллюстрирование произведений, выразительное чтение, отзывы о художественных и анимационных фильмах на сюжеты русских фольклорных произведений. Культурное пространство: Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Картины В.М.Васнецова, «Богатырская симфония» А.П.Бородина. Фольклорные образы в современном искусстве. Для самостоятельного чтения: Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Ставр Годинович». Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские былины в переложениях А.К. Толстого: «Садко», «Змей Тугарин». Тема 3. Герой и человек в литературе. Раздел 1. Человек в историческом времени Изучаемые произведения:
Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: Сказания из «Повести временных лет» (основание Киева, смерть Игоря, месть княгини Ольги за смерть Игоря, о княжении Святослава, о Ярославе). «Сказание о Борисе и Глебе». «Повесть о разорении Рязани Батыем». А.Я. Дегтярев, И.В. Дубов. «Начало Отечества». Л.Д. Любимов. «Искусство Древней Руси». В. Ян. «Чингизхан», «Батый». А.К. Толстой. «Князь Ростислав», «Князь Серебряный». Н.С. Тихонов. «Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете». М.Ю. Светлов. «Гренада». А.К. Виноградов. «Три цвета времени». Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права Изучаемые произведения: 1) А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» 2) И.С.Тургенев. «Муму» 3) Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» 4) Н.С.Лесков. «Левша». Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
«Муму». Составление плана повести. Сопоставление образа крестьянина с образами русской природы в пейзажной живописи И.И.Шишкина по тематике и стилю. Рассказы о героях картин А.Г. Венецианова и К.А.Зеленцова.
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: А.В. Кольцов. Стихотворения. И.С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание». П.П. Бажов. Сказы. Р.П. Погодин. «Тишина». С.А. Могилевская. «Крепостные королевны». Раздел 3. Человеческие недостатки Изучаемые произведения:
Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: И.А. Крылов. Басни Ф.Д. Кривин. Басни и притчи А.П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Налим», «Свадьба» М.М. Зощенко. Рассказы В.М. Шукшин. «Срезал», «Критики» Раздел 4. Человек, цивилизация и природа Изучаемые произведения:
Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: Д.Свифт. «Приключения Гулливера» Ф. Купер «Зверобой» и другие романы Р. Стиль. «История Александра Селькирка» Ф.И. Тютчев. Стихотворения А.А. Фет. Стихотворения С.А. Есенин. Стихотворения Ч.Т. Айтматов. «Первый учитель» Г.Н. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо» Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных Д. Пеннак. «Собака пёс», «Глаз волка» Раздел 5. Человек в поисках счастья Изучаемые произведения: 1) Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» 2) Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» 3) А.Грин. «Алые паруса» 4) Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо» Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: Э.Т.А. Гофман. «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница», «Сорочинская ярмарка», «Вий». Былички. Фольклорные сказки о солдате и черте. М.Ю. Лермонтов. «Парус», «На севере диком…», «Утес». М.Горький. «Макар Чудра». А. Грин. «Бегущая по волнам». Рассказы. Е.Л. Шварц. «Два клёна», «Золушка», «Снежная королева», «Голый король». Т.Г. Габбе. «Город мастеров, или сказка о двух горбунах». К. Гоцци. «Король-олень». М. Метерлинк. «Синяя птица». С. Могилевская. «Повесть о кружевнице Насте и великом русском актере Федоре Волкове», «Театр на Арбатской площади». Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека Изучаемые произведения:
Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: Книги о жизни А.С. Пушкина В.О. Богомолов. «Иван» Ю.Я. Яковлев. Рассказы Ю.И. Коваль. «Недопёсок» А. Тор. «Острова в океане» Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации Изучаемые произведения:
Теоретико-литературные знания:
Художественная и аналитическая деятельность:
Культурное пространство:
Для самостоятельного чтения: А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»(«Метель», «Барышня-крестьянка»). А. Гессен. «Жизнь поэта». П.Мериме. «Таманго», «Взятие редута», «Песни западных славян» (в переводе А.С. Пушкина). Распределение учебных часов по разделам программы Тема 1. Герой в мифах (5 часов) Тема 2. Герой и человек в фольклоре (5 часов) Тема 3. Герой и человек в литературе (60 часов)
Примерное тематическое планирование основного содержания курса «Литература» для школ с русским (родным) языком обучения 6 класс
|
Пояснительная записка программа основного общего образования по геометрии... Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного... | Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной... Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. В ней также учитываются основные идеи и положения программы... | ||
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | ||
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | ||
Примерная программа по литературе для основной школы составлена на... В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,... | Рабочая программа по литературе для 5 классаосновной школы составлена... Приказом Министерства образования и науки РФ №1897/, в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы по литературе (Примерные... | ||
Утверждено Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного... | Общая характеристика программы Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований... | ||
Программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона... Данная рабочая программа создана с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в рамках... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... Муниципальное образовательное учреждение «Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» | ||
Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального... В ней также учитываются основные идеи программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается... | Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального... Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы... | ||
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального... Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального... Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы... |