Скачать 293.54 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №358 Московского района Санкт- Петербурга
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс 2013-2014 учебный год Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № _____ от «___» ______2013г. Учитель русского языка и литературы Васинович Ирина Викторовна 2013 Пояснительная записка 8 класс Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся. Авторы рабочей программы рассматривают образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первично – содержание образования, это особенно важно для образовательной области литература. Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания. Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека. Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа может осуществляться по следующим программам и УМК: - под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень; - под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень; - под редакцией В.Г. Маранцмана, базовый уровень; - под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень; - под редакцией А.Г. Кутузова, базовый уровень; - под редакцией В.В. Агеносова, базовый уровень; - под редакцией И.Н. Сухих, базовый уровень; - под ред М.В. Черкезовой для учреждений с родным (нерусским) языком обучения. Доминирующая идея программы 5 – 9 классов: - системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации. Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей: - углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий; - формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры; - формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов; - системная подготовка к итоговым испытаниям. В программе, указанных УМК, рекомендованных дополнительных пособиях сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся. Серьезное внимание уделено формированию универсальных учебных действий. Специальная идея для 8 класса: проблемы взросления, становления человека, осмысление вечных вопросов существования человека: добра и зла, справедливости, свободы, любви и др. через чтение классических произведений отечественной литературы. Формирование собственного понимания «проклятых вопросов» русской литературы. Участие в спорах «русских мальчиков» (термин Достоевского), запечатленных в произведениях, изучаемых в программе 8 класса. Основное содержание Введение (1ч) Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество (2ч) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Из древнерусской литературы (3ч) Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления). Из литературы XIX века (35ч) Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Из русской литературы XX века (20ч) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Из зарубежной литературы (5ч) Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами. Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты: универсальные учебные действия (УУД) и предметные умения, формируемые и совершенствуемые в 8 классе.
Предполагаемые результаты обучения Предметные результаты 1) В познавательной сфере: - читать научно-популярные и художественные тексты. - читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.; - пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжет, фабулу, фрагмент текста и др. - понимать ключевые проблемы изученных произведений; - понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой их написания и выявляя вневременное значение; - анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ; - владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; - на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту); - на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест); - писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 200 слов в 7-11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты; - формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей); - практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе; - исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов; - характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения; - на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы. - на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.); - Знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили). 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры; - формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры; - совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения; - интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией; - понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; - уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.) - практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе; - уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.). 3) в коммуникативной сфере: - формировать компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного; - формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа; - создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений; - создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы; - писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос; - формировать способности моделировать и регулировать процессы индивидуальной и групповой деятельности. 4) в эстетической сфере: - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; - сопоставлять произведения художественной литературы с другими видами искусства. - формировать эстетический вкус; - развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции, совершенствовать собственную речь, пополнять словарь; - понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений. - определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе; Личностные результаты - уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность; - сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, дневник наблюдений, любой системный способ видеофиксации, отражая результаты деятельности и определяя дальнейший образовательный маршрут); - предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам. - предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов. - быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов; - определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу; - работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений; - быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции; - понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией. - понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию. Метапредметные результаты - работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать аннотацию и др.); - усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами; - системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний; - общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений; - формировать инструментальный характер исследовательской деятельности; - усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - владеть ораторскими умениями, приемами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию; - участвовать в полемике, будучи толерантным; - уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска; - уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме; - решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных. - быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничестве в парах или группах. - быть способным моделировать и регулировать обсуждение проблемы, полемику, диалог; - обретать гуманитарный стиль мышления. Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми; - сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений. Диагностическая работа. 8 класс
Два дня Тимофей Васильевич разыскивал своего племянника, Серегу Власова. А на третий день, перед самым отъездом, нашел. В трамвае встретил. Сел Тимофей Васильевич в трамвай, вынул гривенник, хотел подать кондуктору, только глядит – то такое? Личность кондуктора будто очень знакомая. Посмотрел Тимофей Васильевич – да! Так и есть – Сергей Власов собственной персоной в трамвайных кондукторах. - Ну! – закричал Тимофей Васильевич. – Серега! Ты ли это, друг ситный? Кондуктор сконфузился, поправил, без всякой видимой нужды, катушки с билетиками и сказал: - Сейчас, дядя… билеты додам только. - Ладно! Можно, - радостно сказал дядя. – Я обожду. Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам: - Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын… Я его семь лет не видел… сукинова сына… Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему: - А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу, Нету, отвечают. Мол, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят… А ты вон где – кондуктором, что ли? - Кондуктором, - тихо ответил племянник. Пассажиры стали с любопытством рассматривать родственника. Дядя счастливо смеялся и с любовью смотрел на племянника, а племянник явно конфузился и, чувствуя себя при исполнении служебных обязанностей, не знал, что ему говорить и как вести себя с дядей. М.М. Зощенко «Не надо иметь родственников» - В чем состоит анекдотичность происходящего и что высмеивает писатель? - Запиши несколько вопросов к данному отрывку. - Какими языковыми средствами создаются характеры? - Придумай и запиши заголовок к данному тексту. - Составь краткий связный ответ(5-8 предложений) на вопрос: «Что высмеивает писатель, почему «не надо иметь родственников»? - Выпиши из текста в таблицу
- Заполни таблицу, обозначив свои цели обучения предмету «литература». 3-ю графу можно оставить пустой:
Литература для учащихся Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994. Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008. Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1985. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007. Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. – М., 1971. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,1979. Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1991. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 кл.: Дрофа, 2000. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997. Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011. Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004. Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10-11 классов. – СПб., 2007. Русская литература Х1Х века. 10-11 кл.: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001. Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост. Литература для учителя Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011. Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6. Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007. Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990. Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009. Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994. Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005. Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002. Литературные Интернет-ресурсы |
Пояснительная записка программа основного общего образования по геометрии... Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного... | Примерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной... Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. В ней также учитываются основные идеи и положения программы... | ||
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | ||
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на... Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных... | ||
Примерная программа по литературе для основной школы составлена на... В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,... | Рабочая программа по литературе для 5 классаосновной школы составлена... Приказом Министерства образования и науки РФ №1897/, в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы по литературе (Примерные... | ||
Утверждено Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного... | Общая характеристика программы Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований... | ||
Программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона... Данная рабочая программа создана с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в рамках... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... Муниципальное образовательное учреждение «Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования» | ||
Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального... В ней также учитываются основные идеи программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается... | Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального... Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы... | ||
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального... Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального... Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы... |