Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,





Скачать 293.54 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,
страница1/2
Дата публикации28.09.2014
Размер293.54 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №358

Московского района Санкт- Петербурга


«Согласовано»

Руководитель МО

«__»__________2012г.

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР:

«____»________2012г.

Утверждаю:

Директор ГОУ СОШ№358

Приказ №__от «__»______2012г.


Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

2013-2014 учебный год

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № _____

от «___» ______2013г.
Учитель русского языка и литературы

Васинович Ирина Викторовна

2013

Пояснительная записка

8 класс

Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Авторы рабочей программы рассматривают образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первично – содержание образования, это особенно важно для образовательной области литература. Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания.

Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.

Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа может осуществляться по следующим программам и УМК:

- под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень;

- под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень;

- под редакцией В.Г. Маранцмана, базовый уровень;

- под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень;

- под редакцией А.Г. Кутузова, базовый уровень;

- под редакцией В.В. Агеносова, базовый уровень;

- под редакцией И.Н. Сухих, базовый уровень;

- под ред М.В. Черкезовой для учреждений с родным (нерусским) языком обучения.

Доминирующая идея программы 5 – 9 классов:

- системное пошаговое формирование совокупности практических навыков и духовных мотиваций, мировоззренческих, этических и идеологических ориентиров и ценностей, поддерживающих развивающуюся личность, способствующих ее социализации.

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей, а также универсальных учебных действий;

- формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры;

- формирование осознанного стремления к личностному индивидуальному выбору в рамках системы позитивных ориентиров и образцов;

- системная подготовка к итоговым испытаниям.
В программе, указанных УМК, рекомендованных дополнительных пособиях
сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся. Серьезное внимание уделено формированию универсальных учебных действий.

Специальная идея для 8 класса: проблемы взросления, становления человека, осмысление вечных вопросов существования человека: добра и зла, справедливости, свободы, любви и др. через чтение классических произведений отечественной литературы. Формирование собственного понимания «проклятых вопросов» русской литературы. Участие в спорах «русских мальчиков» (термин Достоевского), запечатленных в произведениях, изучаемых в программе 8 класса.

Основное содержание

Введение (1ч)

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).
Из древнерусской литературы (3ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).

Из литературы XIX века (35ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Из русской литературы XX века (20ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (5ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты: универсальные учебные действия (УУД) и предметные умения, формируемые и совершенствуемые в 8 классе.

№№

Стандартный уровень


Продвинутый уровень



1

Мотивировать литературное образование в 8 классе: выдвигать гипотезы об основных проблемах классической литературы, просмотривать программы, формулировать предложения для корректировки вариативной части. Заполненять Таблицы-ЗХУ


Знаю

Хочу узнать

Узнал или еще предстоит узнать













Характеризовать программы 8 класса, ее инвариантную часть. Выдвигать гипотезы, формулировать после чтения рассказа Короленко «проклятые вопросы» - основные проблемы русской литературы. Составлять карточки каталога библиотеки, обучать этому других. Составлять электронную картотеку домашней библиотеки (хотя бы один раздел). Искать и формулировать определения «культурный читатель», «массовая культура».


2

Осваивать основные виды чтения: с листа, наизусть, выборочное, про себя, просмотровое, комментированное и др.

Осуществлять собственную программу исследовательского чтения с остановками.


3

Пересказывать подробно и кратко, в том числе от имени персонажа. Составлять планы текстов для пересказа.

Художественный пересказ, все виды пересказа с выбором оптимальной для выполнения задачи формы.


4

Выполнять диагностические работы, определяя области корректирования и способов собственного продвижения.

Предлагать варианты диагностических и контрольных работ, объясняя их логику, степени сложности, удобство проверки.


5

Характеризовать художественный образ как особый способ познания и моделирования мира. Сопоставлять два способа исследования мира: научный и художественный. Уметь использовать в этой работе таблицы.

Давать самостоятельные определения понятия «образ», сопоставлять со словарными вариантами, отрабатывая оптимальное, в том числе адаптивное, определение. Объяснять литературу как художественную летопись жизни. Толковать понимание метафорической природы образа.

6

Понимать и объяснять различие фольклора и литературы. Проводить самостоятельное исследование нового в программе фольклорного жанра – песни, выявлять особенности фольклорных песен.

Толковать природу фольклорных песенных образов. Организовать (по желанию) и провести песенно-игровой проект. Моделировать и регулировать процессы взаимодействия при выполнении индивидуальных и групповых заданий.


7

Характеризовать положительный идеал, представленный в древнерусской литературе. Объяснять причины популярности житийного жанра у дореволюционного читателя. Знать особенности житийного канона.

Сопоставлять персонажей исторических песен и святых подвижников из житийной литературы. Заполнять и презентовать таблицу «Два полюса русской души». Объяснять отличие «Жития протопопа Аввакума» от канонического жития.


8

Подбирать информацию о биографии писателя по определенной проблеме. Структурировать, составлять план. Уметь «свертывать», минимизировать информацию.

Подбирать информацию, характеризующую нравственные искания писателя, отраженные в творчестве. Составлять основные тезисы философии Толстого после исследования рассказа «После бала», сопоставлять с образцом в учебном пособии, корректировать.


9

Создавать аннотации к материалу, подобранному в Интернете.

Создавать аннотацию на литературоведческую статью учебника.


10

Осуществлять поэпизодный анализ литературных произведений. Составлять «пакет» проблемных вопросов. Характеризовать особенности сюжета и композиции. Объяснять смысл передачи права повествования от автора к рассказчику. Объяснять особенность конфликта, систему персонажей, роль второстепенных персонажей, стилистические особенности.

Выдвигать планы для исследовательского чтения. Осуществлять анализ эпизода как части целого. Отслеживать проблему «споров русских мальчиков» в течение учебного года. Делать промежуточные выводы, сопоставляя с предыдущими. Характеризовать тип «тургеневской девушки», видеть и характеризовать признаки такого типа среди своих сверстниц, в кино, рекламе, модных журналах.


11

Свободно осуществлять сопоставительную характеристику персонажей, выявляя линии сопоставления.

Осуществлять сопоставительную характеристику персонажей, произведений, тем, философских платформ и др. Выявлять персонажей антагонистов, протагонистов и др.

12

Участвовать в полемике о свободе и воле, в поисках формулы любви (любовная лирика), о природном и цивилизованном типе человека, о современном словоупотреблении или др.

Готовить, организовать и проводить полемику в формате дискуссии или дебатов. Моделировать и регулировать процессы коммуникации.


13

Создавать письменные работы: краткие ответы на вопросы, сочинения, эссе, анализировать свои и чужие работы. Уметь свертывать и разворачивать информацию, объясняя логику своих действий. Корректировать написанное.

Отслеживать и создавать рецензии на сочинения из Интернета. Предлагать на сайты свои лучшие работы.


14

Знать и объяснять на примерах родо-жанровые особенности литературных произведений. Осмыслять и называть традиционные особенности отечественной культуры и новаторские тенденции на примере изученных произведений.

Выявлять авторскую позицию в художественном произведении, указывать формы и способы осуществления авторского замысла и знаки авторского присутствия. Атрибутировать тексты разных писателей с точки зрения характерной для писателя проблематики и стиля.


15

Участвовать в проектной деятельности. Формулировать проблемы исследования, логику проекта, формировать группы.

Организовывать и руководить проектной деятельностью в составе группы и проекта в целом.

16

Подводить промежуточные итоги, оформлять и презентовать свои достижения, предлагать формы и способы корректировки.

Делать выводы о собственных достижениях, выявляя и анализируя логику собственных действий и возможности более интенсивного продвижения. Корректировать планы на перспективу.


Предполагаемые результаты обучения

Предметные результаты

1) В познавательной сфере:

- читать научно-популярные и художественные тексты.

- читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжет, фабулу, фрагмент текста и др.

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать актуальность изучаемых произведений, связывая их с эпохой их написания и выявляя вневременное значение;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту);

- на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

- писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 200 слов в 7-11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты;

- формировать навыки анализа литературных произведений (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);

- практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе;

- исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.

- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

- Знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили).
2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, воспринимая их в контексте мировой культуры;

- формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной культуры;

- совершенствовать компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

- интерпретировать изучаемые художественные произведения, сопоставляя собственные суждения с авторской позицией;

- понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- уметь характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.)

- практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе;

- уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).

3) в коммуникативной сфере:

- формировать компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

- формировать компетентности, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;

- создавать сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

- создавать творческие работы, рефераты на общелитературные и общекультурные темы;

- писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос;

- формировать способности моделировать и регулировать процессы индивидуальной и групповой деятельности.

4) в эстетической сфере:

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

- сопоставлять произведения художественной литературы с другими видами искусства.

- формировать эстетический вкус;

- развивать и уточнять понимание русского слова и его эстетической функции, совершенствовать собственную речь, пополнять словарь;

- понимать и толковать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
- определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе;

Личностные результаты

- уметь самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

- сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, дневник наблюдений, любой системный способ видеофиксации, отражая результаты деятельности и определяя дальнейший образовательный маршрут);

- предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам.

- предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов.

- быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

- определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

- работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

- быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

- понимать и реализовывать себя как языковую личность, ответственную за связь с культурной традицией.

- понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты
- работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

- усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

- системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

- общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;

- формировать инструментальный характер исследовательской деятельности;

- усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владеть ораторскими умениями, приемами публичного выступления, уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

- участвовать в полемике, будучи толерантным;

- уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

- уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;

- решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных.

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничестве в парах или группах.

- быть способным моделировать и регулировать обсуждение проблемы, полемику, диалог;

- обретать гуманитарный стиль мышления. Быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;

- сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Диагностическая работа. 8 класс


  1. Вспомни и запиши главные проблемы, которые исследовались в 7 классе.

  2. Как в произведении можно «прочувствовать» позицию автора?

  3. Зачем писатель «выдвигает» повествователя или рассказчика, а не повествует от имени автора?

  4. Внимательно прочитай текст и выполни послетекстовые задания:


Два дня Тимофей Васильевич разыскивал своего племянника, Серегу Власова. А на третий день, перед самым отъездом, нашел. В трамвае встретил.

Сел Тимофей Васильевич в трамвай, вынул гривенник, хотел подать кондуктору, только глядит – то такое? Личность кондуктора будто очень знакомая. Посмотрел Тимофей Васильевич – да! Так и есть – Сергей Власов собственной персоной в трамвайных кондукторах.

- Ну! – закричал Тимофей Васильевич. – Серега! Ты ли это, друг ситный?

Кондуктор сконфузился, поправил, без всякой видимой нужды, катушки с билетиками и сказал:

- Сейчас, дядя… билеты додам только.

- Ладно! Можно, - радостно сказал дядя. – Я обожду.

Тимофей Васильевич засмеялся и стал объяснять пассажирам:

- Это он мне родной родственник, Серега Власов. Брата Петра сын… Я его семь лет не видел… сукинова сына…

Тимофей Васильевич с радостью посмотрел на племянника и закричал ему:

- А я тебя, Серега, друг ситный, два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором. А я и по адресу ходил. На Разночинную улицу, Нету, отвечают. Мол, выбыл с адреса. Куда, отвечаю, выбыл, ответьте, говорю, мне. Я его родной родственник. Не знаем, говорят… А ты вон где – кондуктором, что ли?

- Кондуктором, - тихо ответил племянник.

Пассажиры стали с любопытством рассматривать родственника. Дядя счастливо смеялся и с любовью смотрел на племянника, а племянник явно конфузился и, чувствуя себя при исполнении служебных обязанностей, не знал, что ему говорить и как вести себя с дядей.

М.М. Зощенко «Не надо иметь родственников»
- В чем состоит анекдотичность происходящего и что высмеивает писатель?

- Запиши несколько вопросов к данному отрывку.

- Какими языковыми средствами создаются характеры?

- Придумай и запиши заголовок к данному тексту.

- Составь краткий связный ответ(5-8 предложений) на вопрос: «Что высмеивает писатель, почему «не надо иметь родственников»?
- Выпиши из текста в таблицу

эпитеты

метафоры

примеры просторечий











- Заполни таблицу, обозначив свои цели обучения предмету «литература». 3-ю графу можно оставить пустой:


знаю

хочу узнать

узнал











Литература для учащихся

Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.

Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1985.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.

Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. – М., 1971.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,1979.

Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1991.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 кл.: Дрофа, 2000.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.

Литература. 250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.

Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.

Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10-11 классов. – СПб., 2007.

Русская литература Х1Х века. 10-11 кл.: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001.

Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост.
Литература для учителя

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.

Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.

Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011.

Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.

Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.

Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.

Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.

Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.

Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.

Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.

Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.

Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.

Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002.
Литературные Интернет-ресурсы
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПояснительная записка программа основного общего образования по геометрии...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по древнегреческому и латинскому языкам для основной...
Фундаментального ядра православного компонента образовательного стандарта. В ней также учитываются основные идеи и положения программы...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПримерная программа по литературе для основной школы составлена на...
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 5 классаосновной школы составлена...
Приказом Министерства образования и науки РФ №1897/, в соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы по литературе (Примерные...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconУтверждено
Программа составлена на основе Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования, Требований к результатам основного...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconОбщая характеристика программы
Рабочая программа по литературе для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
Данная рабочая программа создана с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в рамках...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Муниципальное образовательное учреждение «Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального...
В ней также учитываются основные идеи программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального...
Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconПрограмма по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального...
Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы...
Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального...
Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск