Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»





НазваниеЗлатоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»
страница1/5
Дата публикации08.11.2014
Размер0.67 Mb.
ТипЗадача
100-bal.ru > История > Задача
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Филиал в г. Златоусте

Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»


Щ12.я7
Ж911



В.А. Журавлева



ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ

В ИСКУССТВЕ И КОСТЮМЕ




Учебно-методический комплекс



Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный курс «История стилей в искусстве и костюме» занимает важное место в системе высшего образования специалистов по сервису и бакалавров сервиса. Он нацелен на расширение кругозора студентов, способствует развитию их творческого мышления. Предмет имеет скорее просветительский, чем практический характер. Он знакомит студентов с развитием костюма в его исторической последовательности, в конкретных формах отдельных стран в разные эпохи. В результате усвоения дисциплины будущие специалисты и бакалавры должны:

  • уяснить характерные особенности стилей в искусстве и костюме;

  • знать основные материалы, применяемые для изготовления костюма эпохи; основные виды и формы мужского и женского костюма определенной эпохи;

  • познакомиться с биографиями и творчеством крупнейших модельеров мира, основными чертами их стиля;

  • освоить основные понятия и терминологию;

  • уметь применять полученные знания на практике.

Полученные знания способствуют повышению общей эрудиции студентов и их деловой квалификации, позволяют ориентироваться в вопросах моды и стиля, обеспечивают квалифицированное исполнение профессиональных задач.

Изучение курса «История стилей в искусстве и костюме» базируется на знаниях, полученных при усвоении курсов «Отечественная история», «Философия», «Культурология», «Этика и эстетика», «Материаловедение».

Учебный курс «История стилей в искусстве и костюме» состоит из двух частей: лекционной и семинарской и завершается сдачей зачета и экзамена. Тематика лекционных занятий предлагается в программе курса.

Важную роль в процессе усвоения предмета «История стилей в искусстве и костюме» играет семинарское занятие. Это одна из важнейших форм работы студента в вузе. Если на лекции основная тяжесть ложится на преподавателя, то на семинаре основной работник – студент. На семинарских занятиях под руководством преподавателя коллективно обсуждаются крупные проблемы курса. Круг тем и вопросов для обсуждения на занятии определяется планами семинаров, которые содержатся в данной публикации.

Задача семинарского занятия не только в том, чтобы только уяснить какой-то вопрос на основе лекционного материала, изучения соответствующего раздела учебника и рекомендованной литературы. Здесь студент учится излагать свою точку зрения перед аудиторией, отстаивать ее в научном споре, логично и аргументировано опровергать оппонентов. Семинары учат сопоставлять и анализировать факты, помогают систематизировать и углубить знания по историческим проблемам, позволяют самостоятельно разобраться в современных проблемах.

Семинары могут быть интересными и полезными только в том случае, если студенты серьезно готовятся к ним, принимают участие в обсуждении поставленных вопросов. Подготовку к семинарскому занятию надо начать с изучения плана семинара, ознакомления со списком рекомендуемой для изучения литературы. Следует учесть советы и указания преподавателя относительно подготовки к данному семинару. При чтении конспекта лекций и необходимой к занятию литературы рекомендуется пользоваться справочниками, словарями иностранных слов, энциклопедическими словарями и справочниками. Изученный материал следует сгруппировать по вопросам плана занятия и продумать свое выступление.

Студент может проверить степень готовности к предстоящему семинарскому занятию по вопросам для самопроверки, приведенным в предлагаемой работе.

Формы работы студентов на семинарском занятии могут быть различными: сообщение по одному или нескольким вопросам, участие в дискуссии, начатой студентами во время занятия, дополнение и уточнение к выступлениям товарищей, выступление по теме реферата и пр. Студент на семинаре выступает по желанию. Но и преподаватель может спросить его мнение по любому вопросу. При выступлении студент должен говорить простыми фразами, конкретно по вопросу, а не «вообще» или «издалека».

В филиале ЮУрГУ в г. Златоусте существуют разные формы контроля за степенью усвоения материала: тесты, зачетные задания по темам, письменные контрольные работы по отдельным темам или разделам курса, проблемные задания, задания для самостоятельной работы и пр. Важной формой контроля за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий, организацией самостоятельной работы студентов является аттестация. Она проводится по балльно-рейтинговой системе. Студенты, активно участвующие в работе семинарских и других формах учебных занятий, успешно сдают зачет и экзамен по курсу «История стилей в искусстве и костюме».

По данному курсу студенты выполняют курсовую работу.

СОСТАВ И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебной работы

Специалист по сервису

бакалавр сервиса

5 семестр

2 семестр

Общая трудоемкость дисциплины, ч

160

125

Аудиторные занятия, ч

81

72

Лекции, ч

36

36

Семинары, ч

45

36

Самостоятельная работа, ч

79

53

Курсовая работа

+

+

Индивидуальная работа

0

0

Вид итогового контроля

Зачет, экзамен

Зачет, экзамен


ПРОГРАММА КУРСА
Введение
Предмет, задачи и методы изучения курса «История стилей в искусстве и костюме». Его место в системе подготовки инженеров-технологов и инженеров-конструкторов для швейной отраслевой группы услуг. Историография курса. Источники изучения истории костюма.

Понятия «одежда» и «костюм». Функции костюма. Типы костюма. Костюм как социальное явление. Костюм как выразитель эстетического идеала красоты эпохи. Костюм и этика. Костюм как отражение уровня развития производительных сил общества. Связь костюма с природными условиями жизни страны.

Понятие стиля. Большие художественные стили эпохи. Микростили. Классические стили. Стили автора. Стилизация.
Тема 1. Возникновение и сущность моды
Понятие моды. Возникновение моды. Объекты и элементы моды. Функции моды. Мода как социальный и психологический феномен. Мода и нравственность. Цикличность моды и ее прогнозирование. Мода как форма рекламы. Антимода.
Тема 2. Первобытный костюм
Возникновение одежды. Функции одежды. Древние материалы и текстильное сырье для изготовления одежды. Появление прядения и ткачества. Древнейшие ткани. Первые орудия труда и инструменты для изготовления одежды. Совершенствование техники изготовления одежды.
Тема 3. Костюм Древнего Египта (IV–I тысячелетия до н.э.)
Исторические и природно-климатические особенности развития Древнего Египта. Эстетический идеал красоты древних египтян. Сущность древнеегипетского стиля.

Развитие ткачества. Текстиль и материалы для одежды. Цвет и орнаментация древнеегипетского костюма. Технология изготовления одежды.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов Древнего, Среднего и Нового царства. Костюм фараона, жреца, воина. Символика в костюме. Прически. Обувь. Украшения. Гигиена и косметика.
Тема 4. Костюм народов Передней Азии (III–I тысячелетия до н.э.)
Исторические особенности развития государств Передней Азии. Ткани, цвет, орнамент костюмов народов Передней Азии. Специфика костюма шумеров. Костюм ассиро-вавилонян. Древнеперсидский костюм.

Тема 5. Костюм Древней Греции (VII–IV вв. до н.э.)
Эстетический идеал красоты древних греков. Сущность древнегреческого стиля. Драпировка – основа костюма. Связь костюма с природно-климатическими условиями жизни полисов. Дорийский и ионийский костюм.

Текстиль и материалы для одежды. Цвет и орнамент костюма. Технология изготовления древнегреческой одежды.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Доспехи воинов. Обувь. Прически. Головные уборы. Украшения. Гигиена и косметика.
Тема 6. Костюм Древнего Рима (V в. до н.э.–V в. н.э.)
Эстетический идеал красоты древних римлян. Сущность древнеримского стиля. Влияние древнегреческой и этрусской одежды на римскую. Национальное своеобразие древнеримского драпировочного костюма. Изменение костюма в период империи.

Ткани, цвет, орнамент древнеримского костюма. Социальный характер костюма. Технология изготовления одежды в Древнем Риме.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Костюм воина, гладиатора, раба. Обувь. Прически. Головные уборы. Украшения. Гигиена и косметика.
Тема 7. Костюм Византийской империи (IV–XV вв.)
Исторические особенности формирования и развития Византийской империи. Роль христианства в становлении византийской культуры и искусства. Эстетический идеал красоты. Особенности византийского костюма.

Текстиль и материалы для костюма. Основные центры текстильного производства. Цвет и орнамент костюма. Роль символики в одежде.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Сословный характер одежды. Костюм императора. Обувь. Прически. Головные уборы. Украшения. Гигиена и косметика.
Тема 8. Западноевропейский костюм эпохи раннего

средневековья. Романский стиль (IX–XII вв.)
Утверждение феодализма в Западной Европе. Периодизация средневековой культуры и средневекового костюма. Романский стиль, его характерные черты. Эстетический идеал красоты эпохи. Особенности костюма романского стиля.

Материалы для одежды. Прядение и ткачество в период раннего средневековья. «Революция в костюме», появление новых сортов ткани. Цвет и орнамент одежды. Сословный характер костюма. Технология изготовления одежды.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов раннего средневековья. Аристократизация моды. Обувь. Головные уборы. Прически. Украшения. Гигиена и косметика.
Тема 9. Западноевропейский костюм эпохи позднего

средневековья. Готический стиль (XIII–XV вв.)
Основные изменения в жизни средневекового общества. Готический стиль, его характерные черты. Эстетический идеал эпохи позднего средневековья. Культ Прекрасной Дамы. Этикет. Особенности готического костюма.

Материалы и текстильное сырье для позднесредневековой одежды. Основные центры ткацкого производства в Западной Европе. Цвет и орнамент ткани. Декоративное решение костюма. Развитие конструирования одежды. Возникновение кроя. Совершенствование технологии шитья: появление вшивного рукава, застежки, воротника. Распашные одежды. Формирование цехов ткачей и портных. Регламентация костюма.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов Эпохи Прекрасной Дамы. Резкое изменение костюма в XIV в. Появление моды. Придворные бургундские моды. Рыцарские доспехи в средние века. Обувь. Прически. Головные уборы. Украшения. Аксессуары. Гигиена и косметика.
Тема 10. Древнерусский костюм (X–XIV вв.)
Исторические особенности становления Древнерусского государства. Эстетический идеал красоты восточных славян. Формирование древнерусского костюма, его характерные особенности.

Ткани, цвет, орнамент древнерусского костюма.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов Древнерусского государства. Костюм знати, простолюдина, воина. Обувь. Головные уборы. Прически.
Тема 11. Западноевропейский костюм эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.)
Западная Европа в эпоху первоначального накопления капитала. Расцвет культуры и искусства. Гуманизм. Эпоха Возрождения. Эстетический идеал красоты эпохи.

Развитие текстильного производства. Расширение ассортимента тканей для одежды. Цвет. Орнамент.

Итальянский костюм эпохи Возрождения. Италия – законодательница моды. Два периода в развитии итальянского костюма: флорентийский (XIV–XV вв.) и венецианский (XVI в.). Основные виды и формы мужского и женского костюма. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Косметика и гигиена.

Испанский костюм эпохи Возрождения. Факторы, повлиявшие на костюм: освободительная борьба против арабского владычества, превращение Испании в одну из могучих колониальных империй, господство католической церкви, особенности национального характера испанцев. Становление каркасного костюма. Основные виды и формы мужского и женского костюма. Прически. Головные уборы. Обувь. Влияние испанского костюма на западноевропейский костюм XVI в. Украшения.

Французский костюм эпохи Возрождения. Особенности исторического развития Франции в XVI в. Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Отличие французского костюма от испанского. Костюм мушкетера. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Косметика и гигиена.

Специфика английского и германского костюма XVI в.

Способы распространения моды. Конструктивное решение костюма эпохи Возрождения.
Тема 12. Костюм Московской Руси (XV–XVII вв.)
Специфика исторического развития Московского государства. Эстетический идеал красоты. Особенности русского костюма XV–XVII вв.

Текстиль и материалы для одежды. Развитие ткацкого производства на Руси. Привозные ткани. Цвет. Орнамент.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Гигиена и косметика.
Тема 13. Западноевропейский костюм XVII в.
Общая характеристика периода XVII в.: экономика, политика, культура. Стиль барокко. Эстетический идеал красоты эпохи. Особенности костюма в стиле барокко. Превращение Франции в законодательницу моды. Способы распространения моды. Куклы Пандоры.

Ткани. Цвет. Орнамент. Развитие моделирования и конструирования. Преобладание декоративного решения костюма над конструктивным.

Основные периоды в развитии французского костюма. Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Головные уборы. Прически. Обувь. Украшения. Аксессуары. Гигиена и косметика.

Особенности английского, испанского, итальянского, голландского костюма.
Тема 14. Западноевропейский костюм XVIII в.
Историческое развитие Западной Европы в XVIII в. Стиль рококо. Эстетический идеал красоты эпохи. «Галантный век». Особенности костюма в стиле рококо. Позднее рококо. Способы распространения моды в XVIII в.

Ткани. Цвет. Орнамент. Декоративное решение костюма в стиле рококо.

Основные виды и формы мужского и женского костюмов в стиле рококо. Новые функции каркаса в женском костюме. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Гигиена и косметика.

Эпоха Просвещения в Западной Европе. Роль античности в становлении стиля классицизма, его характерные особенности. Английские моды. Основные виды и формы мужского и женского костюма последней трети XVIII в.

Реформы русского костюма в первой четверти XVIII в. Российский костюм в XVIII веке. Одежда различных сословий страны.
Тема 15. Костюм эпохи Великой Французской революции

(1789–1794 гг.) и Директории
Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием Великой Французской революции 1789 г. Проекты революционных костюмов. Ж.-Л. Давид. Мужской и женский костюм участников и сторонников революции. Символика в костюме. Костюм периода правления Директории. Антимода.
Тема 16. Западноевропейский костюм XIX в.
Совершенствование текстильного производства. Становление фабричного производства ткани. Расширение ассортимента тканей. Развитие модной индустрии: мануфактуры, фабрики, конфекционные дома XIX в. Рождение высокой моды, Ч.-Ф. Ворт. Дома высокой моды второй половины XIX в.

Эстетический идеал красоты первой четверти XIX в. Ампир. Ткани. Цвет. Орнамент. Основные виды и формы мужского и женского костюма в стиле ампир. Прически. Украшения. Кашмирские шали. Костюм периода Реставрации. Романтизм в костюме.

Эстетический идеал красоты второй четверти XIX в. Стиль бидермайер (стиль Луи Филиппа во Франции). Формирование нового центра культуры в Германии. Особенности костюма в стиле бидермайер. Основные виды и формы мужского и женского костюмов второй половины 1820–1830-х гг. Обувь, прически, головные уборы, аксессуары второй половины 1820–1830-х гг.

Эстетический идеал красоты 1840-х гг. Фешенебли и фешенебельность. Основные виды и формы мужского и женского костюма 1840-х гг. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Аксессуары.

Эстетический идеал красоты 1850–1860-х гг. Второе рококо («выставочный стиль»). Основные виды и формы мужского костюма 1850–1860-х гг., его унификация и упрощение. Деление мужской одежды по функциональному назначению: деловой, бальный, визитный, домашний. Основные виды и формы женского костюма 1850–1860-х гг., кринолин. Прически и головные уборы. Обувь. Украшения. Аксессуары.

Эстетический идеал красоты 1870–1880-х гг. Эпоха «позитивизма». Основные виды и формы мужского костюма 1870–1880-х гг. Динамика силуэта женского костюма 1870–1880-х гг. Основные виды и формы женского костюма 1870–1880-х гг. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Аксессуары.
Тема 17. Уральский костюм
Основные виды и формы уральского костюма XVII–первой половины XIX вв. Обувь, прически и головные уборы уральцев в XVII–первой половине XIX вв.

Основные виды и формы уральского костюма второй половины XIX–начала XX вв. Обувь.
Тема 18. Западноевропейский костюм рубежа XIX–XX вв.
Реформирование одежды на рубеже XIX–XX вв. Женская эмансипация. Деятельность гигиенистов и врачей. Борьба с корсетом. Вторжение художников в область моды. Мода и промышленность.

Эстетический идеал красоты эпохи. Стиль модерн. Ткани. Цвет. Орнамент. Эволюция силуэта женского костюма. Основные виды и формы мужского и женского костюмов. Прически. Головные уборы. Обувь. Украшения. Аксессуары.

«Эстетский» костюм рубежа XIX–XX вв.. Русские сезоны в Париже. Творчество П. Пуаре и мода 1920-х гг. Творчество М. Фортуни. Дома высокой моды в Западной Европе и России.
Тема 19. Основные тенденции в развитии костюма в XX в.
Текстиль и материалы для одежды в XX в. Влияние I мировой войны на развитие костюма, его демократизация и стандартизация. Становление промышленного способа производства одежды.

Новый эстетический идеал красоты и резкое изменение моды в 1920-е годы. Стиль «ар деко». Творчество М. Вионне. Творчество К. Шанель. Мода и авангардное искусство. Функционализм и новые идеи проектирования костюма.

«Великая депрессия» и ее влияние на моду. Основные стили в моде 30-х гг. К. Баленсиага. Сюрреализм и мода. Э. Скьяпарелли.

Основные тенденции военной моды. Французские дома моды во время войны. Мода Британии. План Утилити. Мода в США – создание американского стиля. Мода в первые послевоенные годы. «Театр моды».

Формирование «общества потребления». Основные направления моды 50-х годов. Стиль «нью лук» К. Диора. Дома высокой моды 1950-х гг. Линия «широкая клешеная», «прямая», «кривая овальная». Творчество К. Баленсиага, К. Шанель. Итальянская «альта мода». Возникновение прет-а-порте и творчество П. Кардена.

Рождение молодежной культуры. Мини-мода и творчество М. Куант. Творчество А. Куррежа. «Космическая мода» и новые материалы и технологии. Творчество И. Сен-Лорана. Хиппи и перемены в моде в конце 1960-х гг.

Мода в эпоху постмодерна. Основные тенденции в моде 1970-х годов. Этнический стиль и творчество Кензо. Создатели моды прет-а-порте. Творчество И. Сен-Лорана и Дж. Армани. Молодежная субкультура 1970-х гг.

Основные стили и тенденции. Неоклассика и творчество К. Лагерфельда. Необарокко и творчество К. Лакруа. А. Алайя, Т. Мюглер, К. Монтан, Ж.-П. Готье. Итальянский стиль в моде. Дж. Ферре, Дж. Версаче, Р. Джильи, Ф. Москино. Особенности британской моды. Творчество В. Вествуд, Дж. Галльяно, А. Макквина. Японское направление в дизайне одежды. Х. Мори, И. Мияке.
Тема 20. Советский костюм
Формирование новой культуры и эстетического идеала под влиянием Октября 1917 г. Революционная символика в костюме. Костюм периода гражданской войны и военного коммунизма. Текстиль и материалы 1920–1930-х гг. Костюм эпохи новой экономической политики. Зарождение советского моделирования. Русские конструктивисты. Творчество Н.П. Ламановой. Костюм 1930–1940-х гг., 1950–1980-х гг. Антимода. Дома мод. Журналы мод. Мастера высокой моды в СССР.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconЗлатоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»
В связи с этим среди обязательных компонентов профессиональной подготовки по любому профилю является обучение иностранному языку
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconЗлатоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»
...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconЗлатоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»
В настоящее время в России разрабатывается новая модель высшего образования, инициированная Болонским процессом. В связи с этим внедряется...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» icon«Муниципальное право России»
Кафедра «Специальные правовые дисциплины» факультета «Экономика, право и гуманитарные науки» гоувпо «Ижгту»
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социально-правовые...
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» icon1. социально-гуманитарные науки: становление и специфика
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена дисциплина История...
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионально образования по укрупненной группе...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconИркутский государственный университет пятые байкальские международные...
Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 4 т. Т. 3 : материалы / фгбоу впо «игу». – Иркутск : Изд-во игу, 2011....
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconИ. Ю. Аксарина // Социально-гуманитарные знания. 2007. № С. 191-193
Аксарина, И. Ю. Моделирование процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе / И. Ю. Аксарина // Социально-гуманитарные знания....
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconМосква Актуальные проблемы современной науки гуманитарные науки часть...
Актуальные проблемы современной науки: Труды 14-й Международной конференции -конкурса «Актуальные проблемы современной науки». Гуманитарные...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconСписки научных трудов ведущих ученых по теме «Государство, общество,...
Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconФедеральные порталы
Энциклопедия "Кругосвет". История, гуманитарные науки, культура и образование, медицина, наука и техника, науки о Земле, страны мира,...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconКрылова И. А. д филос н., в н. с. Института философии ран кризис...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconК. В. Никутина Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания,...
Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Златоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Институализация...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск