Скачать 421.76 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ На заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол №10 ___________________ от «20» июня 2011 г. «_20_» ___июня______ 2011 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. _________________________ Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Институализация науки» по специальности 030100 - Философия Форма обучения заочная Составитель: к.ф.н., доц., кафедры философии и методологии науки Шульман М.М. Ростов-на-Дону 2011 Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Институализация науки» относится к вариативной части профессионального цикла. Данная дисциплина способствует эффективному освоению и применению методов, способов и навыков научного исследования, формированию творческих компетенций обучаемых. Цели освоения дисциплины определяются тем, что данное направление магистерской подготовки соответствует европейскому образовательному стандарту ESRC Postgraduate Training and Development Guidelines 2009 (Section F7 Science and Technology Studies), предусматривающему подготовку в областях науки, технологии и инноваций (ISSTI), включая изучение социальных, экономических, исторических, организационных и/или политических измерений науки, технологий и инноваций. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: какие теоретические подходы сформировались при рассмотрении науки как социокультурного института, каковы основные тенденции в развитии современной науки, какова роль науки в формировании постиндустриального общества, как осуществляется взаимодействие между наукой и бизнесом, наукой и политическими структурами в глобализирующемся мире, как трансформируется мировое образовательное пространство, как активизировать собственную образовательную и исследовательскую деятельность с учетом происходящих в мире изменений. Уметь: критически анализировать основные теоретические подходы к осмыслению процесса институализации науки, проследить историческое развитие институциональных форм научной деятелшьности, характеризовать современный комплекс науковедческих дисциплин, использовать знание о современных особенностях исследовательской и образовательной деятельности при выборе собственной исследовательской и образовательной стратегии, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность с учетом потенциала современной науки. Владеть навыками анализа статистической информации, научных текстов, приемами и методами устного и письменного изложения базовых теоретических выводов по проблемам развития современной науки, формированию глобального образовательного пространства, технологизации научной деятельности и т.д., навыками грамотной научной аргументации, способностью использования современных научных достижений в собственной исследовательской работе. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
Модуль 1 «Методологические и историографические проблемы» На современном этапе своего развития наука представляет собой органичное единство трех аспектов: во-первых, она является системой знаний, причем со своими особыми критериями его развития, «прироста», процедурами селекции и проверки и т.п. Во-вторых, современная наука - это многообразная познавательная деятельность, со своими особыми методами и способами, уникальными средствами. В-третьих, современная наука предстает как социальный институт, причем один из самых важных, органично взаимодействующий со всеми основными институтами современного общества. Существуют широкая и узкая трактовки понимания науки как социального института. Согласно широкой трактовке, или широкому подходу, под наукой как социальным институтом подразумевается наличие в человеческом социуме в целом обособленной и специфической сферы жизнедеятельности, наряду с другими сферами, такими как экономика, право, культура и т.д. Согласно другому, более узкому подходу к пониманию науки как социального института, речь должна идти о совокупности определенных, конкретных социальных учреждений и организаций, их деятельности и связанных с ними многообразных отношений. Эта совокупность учреждений в социально регламентируемых формах и своими специфическими способами осуществляет многообразную деятельность по получению, экспертизе и трансляции научного знания. Формирование комплекса науковедческих дисциплин. Экстерналистский и интерналистский подходы в науковедении (А.Койре, М.Малкей). Развитие науковедения в нашей стране. Этапы развития социологии науки. Анализ природы научного знания в социологии Э.Дюркгейма. Проблема социокультурной обусловленности научного знания в концепции Э.Дюркгейма. Развитие социологии знания в концепциях М.Шелера и К.Манхейма. Развитие науковедческой проблематики американской социологической школой (Р.Мертон). Исследование научного познания как исторического процесса в концепции Т.Куна. Понятие научной революции и ее социокультурные аспекты. Модуль 2. «Наука в доиндустриальном обществе» Процесс институциализации науки – это процесс развития необходимых для получения знаний специальных организационных форм, закрепления и воспроизводства нужных для этого социальных отношений и структур. Генезис и развитие организационных форм научной деятельности предстает как процесс поступательного исторического развития организационных форм науки, их селекции в зависимости от эффективности и адекватности специфическим для научной сферы целям и задачам. В историческом развитии науки можно зафиксировать наличие преемственности, постоянства, непреходящего характера ряда форм организации научной работы. Складывается неразрывная связь между наукой и образованием, наука органично включается в качестве неотъемлемого компонента организационных структур образовательных учреждений. историческое развитие организационных форм научной деятельности представляет собой сложное взаимодействие внутренней логики накопления и развития научного знания с внешним закреплением и трансформацией определенных институциональных форм и учреждений, для осуществления работы в научной сфере. |
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине философия специальность... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Геология месторождений нефти и газа» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Геология месторождений нефти и газа». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... |