Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра





Скачать 365.58 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер365.58 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Философии


Учебно-методический комплекс
Классический прагматизм как практическая философия

для специальности 030100.62, философия, подготовки бакалавра

Автор: Б.Н. Кашников, доктор философских наук, профессор кафедры практической философии

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.
Москва

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Прагматизм».

Программа разработана в соответствии с:

  • OC ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ 030100.62 «Философия»;

  • БУП;

  • РУП



Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Прагматизм » являются сформировать у студентов способности осмыслять сложные проблемы, анализом которых занимается прагматизм. Прагматизм в современной культуре имеет, по меньшей мере, два смысла. Первый из них это моральный прагматизм. Он означает этическую установку субъекта на достижение успеха, или практического результата. В некоторых случаях такой прагматизм может означать аморализм. Это происходит в том случае, если успех превращается в единственную цель деятельности, лишается моральных ограничений. Действительно, современная политика и бизнес имеют тенденцию к аморализму и прагматизму в этом смысле. Философский прагматизм это система философских методов, ценностей и знаний, которые ориентируют человека на успешную деятельность в этом мире, но не в смысле отказа от морали. Скорее наоборот, сама мораль в прагматизме рассматривается как необходимое условие успеха. При этом успех понимается в социальном смысле, как коллективное предприятие, имеющее глубокие общечеловеческие смыслы. Освоение прагматизма способствует освобождению разума и морали от догм. Прагматизм не знает ничего законченного и застывшего. Он призывает к бесконечному творчеству и пересмотру самих оснований наших знаний и ценностей в имя творчества и прогресса. Прагматизм глубоко проник в саму ткань современной культуры. Современная культура прагматична во всех своих проявлениях, даже если на ней и не стоит ярлыка «прагматизм». Умение различать это свойство культуры и отделять истинных прагматизм от примитивного аморализма представляет собой важнейшую цель изучения дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность использовать в профессиональной деятельности знание из области

естественнонаучных дисциплин

ОНК-2

Указывает на взаимосвязь философии и естественных наук. Для прагматизма это особенно характерно

Сравнительный анализ положений естественных наук и концептов философии прагматизма

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе

СЛК-1

Выносит суждения о социальной природе познания и общественном смысле научной деятельности

Анализ положений прагматизма, который делает акцент на коллективном характере опыта.













умение использовать в профессиональной деятельности
знание традиционных и

современных проблем:

логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и

предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения,

основные формы и приемы рационального познания)

ПК-1

Распознает логические верифицированные структуры знания и отличает их от псевдознания

Анализ основных положений прагматизма, который делает акцент на логике

Знание современной зарубежной философии (современные философские

направления)

ПК-4

Различает различные методы современного философского познания, включая прагматизм

Агнализ основных положений прагматизма

Знание этики

ПК-6

Способен давать этические определения и ориентироваться в мире моральных ценностей и смыслов

Прагматизм считает этику высшей из наук. Изучение этой философии способствует пониманию морали

Знание философии и методологии науки

ПК-8

Владеет навыками организации научной деятельности

Прагматизм исходит из тесной связи философии и науки

владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными

текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

ПК-12

Демонстрируют способность сравнивать аргументы различных направлений прагматизма и давать им оценку

В прагматизме существует множество направлений. Занятия предполагают анализ доказательств и аргументаций различных представителей прагматизма

способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на

иностранном языке)

ПК-14

Обладают навыками аналитического чтения иностранных текстов

Значительное количество источников существует на английском языке. Чтение и понимание их является необходимым условием прохождения курса



Введение

Мы приступаем к изучению классического американского прагматизма. Это специфическое философское направление, связанное с именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. Специфика этой философии заключается в том, что она (эта философия) в наибольшей степени чем какая бы то ни было может претендовать на звание «национальной философии». В данном случае – философии «Американского духа». Но в действительности это не так. Прагматизм, как и любая другая философия не является национальной. Просто условия американской жизни потребовали именно такую философию. На первый взгляд прагматизм имеет короткую историю. Он внезапно родился и быстро встал на ноги. Приобрел большую популярность и сошел со сцены. Уже в этих обстоятельствах рождения, расцвета и заката прагматизма философ найдет немало поучительного для понимания философии вообще. Но прагматизм отнюдь не умер. Скорее он выполнил свое предназначение. Современная философия, даже если она не носит название прагматизма является в значительной степени прагматической. Прагматизм интересен для нас еще и как практическая философия «в квадрате». В том смысле, что эпистемология, метафизика, логика прагматизма подчинены его этике. Что же касается собственно этики, то это главным образом этика успешной деятельности.

Учебная работа предполагает лекционный курс, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу. В ходе обучения студенты должны будут написать короткое эссе, реферат. Обучение завершается письменным экзаменом
Методические указания студентам

В связи с тем, что у нас нет общего учебника по этому курсу посещение лекций весьма желательно. Лекции необходимо записывать очень обстоятельно, поскольку в противном случае могут возникнуть проблемы в понимании изучаемых нами статей. Семинарские и практические занятия будут организованы нами таким образом, что студенты получат возможность детально ознакомиться с наиболее важными текстами Пирса, Джеймса и Дьюи. Это следующие тексты:

Пирс – «Как сделать наши идеи ясными», «Закрепление верований», «Что такое прагматизм», «Эволюционная любовь».

Джеймс – «Воля к вере», «Прагматизм».

Дьюи – «Реконструкция в философии», «Проблемы человека».

Эти и другие статьи, которые вы найдете в прилагаемом ридере, позволяют получить достаточное представление о философии прагматизма. Некоторые из этих статей мы будет изучать коллективно в соответствии с нижеприведенным планом. Другие станут темой докладов. При чтении текстов и подготовке к практическому занятию следует обратить внимание не только на общую структуру и логику работу, но и на отдельные выражения, даже слова. Весьма приветствуется чтение этих статей в оригинале. В ряде случаев особенности перевода могут значительно отразиться на смысле слов и концепций. При подготовке доклада по той или иной статье следует также обратить внимание на смысл слов и выражений и обратиться в случае необходимости к оригиналу. Но особое внимание следует обратить на анализ текста. Чтение текста и доклад об этом тексте должны иметь аналитический характер. Недостаточно просто воспроизвести содержание статьи. Оно должно пройти через ваше собственное понимание. Вы должны будете изложить не статью, но ваше понимание этой статьи. Для этого потребуется провести сравнение с другими философскими направлениями, с вашим собственным опытом жизни и т.д. Вы также должны будете «подняться» над текстом и дать ему оценку. При работе над эссе следует иметь в виду, что ответ на поставленный вопрос должен быть максимально лаконичным. Слишком многословное эссе не будет оцениваться. Ссылки и сноски не обязательны. При работе над рефератом задача будет заключаться в том, чтобы найти основные положения подтверждающие взгляды изучаемого философа на том или иной предмет. Сноски и ссылки становятся необходимы. Реферат не может быть меньше по количеству слов того минимума, который указан ниже.
Формы контроля:

Контроль за посещением занятий.

Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения)

Реферат (6-7 тыс. слов)

Домашнее эссе (3-4 тыс. слов)
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Работа на практических занятиях дает до 20 %

Реферат до 30%

Домашнее эссе до 10%

Посещение занятий до 20%

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







28

Лекции

Сем. и практ. занятия



1

Американский прагматизм. Истоки

2

2




2

2

Теория познания Ч. Пирса

2

2




2

3

Статьи Ч. Пирса. «Как сделать наши

идеи ясными» и «Закрепление верования»







2




4

Теория реальности Ч. Пирса




2




2

5

Концепция закона Ч. Пирса




2




2

6

Философия религии У. Джеймса




2




2

7

Статьи У. Джеймса «Воля к вере» и «Что такое прагматизм»







2




8

Прагматизм У. Джеймса




2




2

9

Статья У. Джеймса «Современная дилемма в философии» и «Прагматическая концепция истины»







2

2

10

Теория исследования Дж. Дьюи




2




2

11

Этика Дж. Дьюи




2




2

12

Практическая философия Дж. Дьюи




2




2

13

Конференция по работам У. Джеймса.







2




14

Конференция по работам Дж. Дьюи







2







Итого:




18

10






---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Содержание программы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия "
Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины практическая риторика для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconТема I политология как наука и учебная
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия...
Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconА. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconПрирода судебной власти как института защиты прав че­ловека в россии и в мире
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconНазвание работы
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconНаука о цвете и живопись
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра icon1. Политика как объект и предмет политической науки. В настоящее...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconРабочий лист «политика и власть»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра iconГетьман-Павлова Ирина Викторовна
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск