А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся





Скачать 33.94 Kb.
НазваниеА. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся
Дата публикации31.07.2013
Размер33.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
С.А. ГРИДНЕВА
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний обучающихся, интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности. Чем активнее протекают у обучающихся познавательные процессы, тем выше эффективность его обучения. Поэтому умение учителя активизировать, т.е. пробуждать, стимулировать, направлять мышление и другие познавательные процессы обучающихся, относится к числу важнейших признаков педагогического мастерства. Активизации мышления обучающихся способствует проблемное обучение.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемная ситуацияэто познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Таким образом, проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.

Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты: 1) неизвестные знания; 2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; 3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к “открытию” нового. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний, быть доступным для обучающихся, вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проблемная ситуация – не только особое состояние, но и процесс, имеющий своё начало, развитие и конец. Начинается она чаще всего с момента постановки учителем учебной проблемы, иногда и до этого, если учитель проводит преднамеренную подготовительную работу (например, вводную беседу). Важно не только создать проблемную ситуацию, но и включить в неё всех учащихся.

Одной форм проблемного обучения является исследовательский метод. При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности. Так, например, при изучении темы «Влияние света на рост и развитие растений» обучающиеся проводят биологическое исследование. Им предлагается взять два клубня картофеля; один клубень оставить на свету, а другой положить в темное место. Через 2-3 недели рассмотреть клубни и появившиеся на них ростки, сравнить их цвет и размеры. На уроке ребята демонстрируют результаты опытов и делают самостоятельно выводы о значении света для развития ростков картофеля. При изучении темы «Бактерии» можно предложить установить с помощью исследования значение кипячения молока. Для этого необходимо в разные стаканы налить одинаковое количество сырого и кипяченого молока; поставить в теплое место и проследить, в каком стакане скисание молока произойдет быстрее. Результаты опытов и выводы представляются на уроке. Также можно предложить и другие исследования. Например: посадить черенки смородины в два ящика, наполненные один песком, другой – черноземом. Объяснить, почему в первом ящике черенки быстрее образовали корни, и пошли в рост?

Выдвижение проблемного вопроса – этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность. При изучении темы «Органы растений»: Почему на тропинках растений мало или отсутствуют? При изучении темы «Жизнедеятельность организмов»: почему яйцекладущие животные откладывают яйца в песок, почву, гниющие листья? В результате наблюдения установлено, что при ухудшении погоды взрослые стрижи улетают далеко от своих гнезд иногда на 2-3 и более суток. При этом за время отсутствия взрослых птиц их птенцы не погибают от голода и холода. Почему удается выжить птенцам?

Создание проблемной ситуации возможно на основе высказывания учёного. Данные проблемные ситуации можно включать при изучении экологии и при изучении эволюционного учения. Например, известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что “человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни”. Почему так считает ученый?

Проблемное обучение способствует развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив. Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение обучающегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconО рга низация групповой работы через игровые методики, как средство...
Организация групповой работы через игровые методики, как средство повышения познавательной активности обучающихся
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся icon«Проблемное обучение – как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconОпорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся
Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconИтоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки...
Итоги работы третьего этапа городской экспериментальной площадки «Метод проектов как средство развития познавательной активности...
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconДоклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,...
Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на...
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconВиды деятельности
«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся»
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconИнновационного педагогического опыта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития...
А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся iconПродолжить работу по формированию воспитательных систем классов
Использовать портфолио учащегося как средство повышения его социальной активности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск