План работы по самообразованию Воспитатель: Воронцова Виктория Владимировна.
Группы №11 старшая. МДОУ «Детский сад №62»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Литература:
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2
4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М. Издательство: Учитель, 2011
9. "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
10. Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
11. Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель
Раздел плана
|
Форма работы
|
Сроки
|
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)
| Организационно-
Ознакомительный.
| Изучение методической литературы
| Октябрь, ноябрь, декабрь.
| Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.
| Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.
| Октябрь.
| Перспективный план
| Практический
| Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.
| С октября месяца.
| Подготовка презентации по экспериментированию.
| Работа с родителями.
Подготовка консультация для родителей по следующим темам:
«Ребенок- исследователь в детском саду».
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»
| В течение года.
| Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение.
|
|
|
| Заключительный
|
| май
| Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
|
|
Выводы: применение экспериментирования оказало влияние на:
Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
Знания детей о неживой природе.
|