Рабочая программа элективного курса





Скачать 78.97 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса
Дата публикации21.10.2013
Размер78.97 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Варгашинская средняя школа №1»

Рабочая программа

элективного курса
Комплексный

анализ текста

Варгаши, 2012г

Пояснительная записка.

В связи с тем, что на первое место в преподавании русского языка в школе выходит коммуникативная компетентность, при этом учащиеся должны совершенствовать свои практические умения и навыки ( речеведческие, орфографические, пунктуационные ), а также навыки учебной деятельности ( выделять главное, планировать и контролировать свою работу, например, с помощью словарей и справочной литературы), возникает необходимость многоаспектной ( комплексной) работы с текстом. Многоаспектный (лингвистический, лингвостилический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание ( в устной или письменной форме).

Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер.

Целью данного курса является формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявления. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктоционные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам ( независимо от формы их проведения).

Требования к знаниям и умениям учащихся:

1. Учащиеся должны знать:

- основные понятия.

2. Учащиеся должны уметь:

- проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказать принадлежность к тому или иному стилю и типу ; находить в тексте языковые средства ( лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста ( уточнение значения слов, подбор синонимов , антонимов , внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить средства художественные выразительности и определять их роль;

- самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания , авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней ;

- производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);

- совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

- создавать свой текст (в устной или письменной форме);

- писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.

Формы контроля:

Отслеживание результатов работы возможно в форме защиты проектов индивидуальных ( комплексный анализ текста) или групповых (анализ текста по различным направлениям , сводящимся в одно целое).

Содержание программы
1. Введение. Язык - средство общения (2 часа).

Язык как система знаковых средств, использование средств языка для целей общения. Значение языка как важнейшего средства общения. Разновидности речи по форме – устная и письменная, по характеру участия собеседников в процессе общения - диалогическая и монологическая.
2. Текст- результат речевой деятельности (7 часов).

Связный текст как интегративная единица, целостность текста. Строение текста: абзац, связь слов и предложений, ключевые слова, смысловая композиционная целостность, связность, актуальное членение. План текста: простой и сложный

Отработка основных ключевых понятий. Работа с текстами из сборника изложений.

3. От текста к постижению авторского замысла (8 часов).

Тема текста, микротемы. Основная мысль текста. Стили текстов, типы речи.

Средства художественной выразительности (фонетические, лексические, синтаксические) и их роль в тексте. Стилистические возможности языковых средств.

Ведущие стилевые черты, жанровые особенности, специфика построения текста. Работа с ключевыми понятиями (поэтический синтаксис, риторические вопросы, обращения, повторы, антитеза, анафора, перифраза)
4. Слово в словаре и слово в тексте (3 часа).

Словари и справочники как средство формирования языкового чутья и речевого самоконтроля. Умение работать со словарем и справочной литературой.
5. Рецензия (2часа).

Рецензия как жанр литературной критики. Виды рецензий: небольшая критическая или публицистическая статья,эссе, развернутая аннотация, авторецензия.
6. Выразительное чтение текста(2 часа).

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Правильно звучащее слово – залог должного понимания текста (логическое ударение, пауза, темп, интонация и т. д.)
7. Комплексный анализ текста (3 часа).

Многоаспектный анализ текста, включающий в себя: определение темы, основной мысли, выделение микротем, определение типа речи, стиля, жанра, использование в тексте средств художественной выразительности, выявления особенностей построения текста.

8. Работа над созданием собственного текста (4 часа).

Создание собственного текста в устной или письменной форме. Редактирование текста. Внесение корректировок в текст при вдумчивом прочтении. Взаиморедактирование текстов.

9. Создание и защита проектных работ (3 часа).

Создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст.


Учебно – тематический план




Тема занятия

Количество часов.

Всего теория практ.

Форма

занятия

Образов.

продукт

1

Введение. Язык – средство общения.

2

2










1

Язык- средство общения.

1

1




Беседа




2

Разновидности речи.

1

1




Лекция

конспект

2.

Текст- результат речевой деятельности

7

4

3







3

Понятие о связном тексте как интегративной единице, целостность текста.

1

1




Лекция

конспект

4-5.

Строение текста: абзац, связь слов и предложений ключевые слова, композиционная целостность текста.

2

1

1

Лекция -семинар

конспект

сообщение

6

План текста: простой и сложный

1

1




Лекция

конспект

7-9

Отработка основных ключевых понятий. Работа с текстами.

3

1

2

Практич.

работа

Отчет о работе

3.

От текста к постижению авторского замысла.

8

4

4







10-11

Тема текста, микротемы. Основная мысль текста.

2

1

1

Лекция-семинар

конспект

сообщение

12-13

Стили текстов, типы речи.

2

1

1

Лекция-семинар

конспект

сообщение

14-15

Средства художественной выразительности (фонетичес- кие,лексические, синтаксические) и их роль в тексте.

2

1

1

Лекция-семинар

конспект

сообщение

16-17

Ведущие стилевые черты, жанровые особенности, специфика построения текста. Работа с ключевыми понятиями (поэтический синтаксис, риторические вопросы, обращения, повторы, антитеза, анафора, перифраза).

2

1

1

Лекция-семинар

Конспект

сообщение

4.

Слово в словаре и слово в тексте.

3

1

2







18-20

Словари и справочники как средство формирования языкового чутья и речевого контроля. Умение работать со словарем и справочной литературой.

3

1

2

Лекция, практич. работа

конспект сообщение

5.

Рецензия.

2

1

1







21-22

Рецензия как жанр литературной критики. Виды рецензий: небольшая критическая или публицистическая статья, эссе, развернутая аннотация, авторецензия.

2

1

1

Лекция-семинар

конспект сообщение

6.

Выразительное чтение текста.

2




2







23-24

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Правильно звучащее слово – залог должного понимания текста ( логическое ударение, пауза, темп, интонация и т. д.)

2




2

Практич. работа

Отчет о работе

7.

Комплексный анализ текста.

3

1

2







25-27

Многоаспектный анализ текста, включающий в себя: определение темы, основной мысли, выделение микротем, определение типа речи, стиля, жанра, использование в тексте средств художественной выразительности, особенности построения текста, впечатления от данного текста.

3

1

2

Лекция, практич. работа

конспект сообщение Отчет о работе

8.

Работа над созданием собственного текста.

4




4







28-29

Создание собственного текста в устной или письменной форме.

2





2


Практич. работа

Отчет о работе

30-31

Внесение корректировок в текст при вдумчивом прочтении или прослушивании. Взаиморедактирование текстов.

2




2

Практич. работа

Отчет о работе

9.

Создание и защита проектных работ.

3




3







32-34

Создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст.

3




3

Практич. работа

Отчет о работе

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа элективного курса iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного курса iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа элективного курса iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Рабочая программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа элективного курса iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа элективного курса iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Рабочая программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Рабочая программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Рабочая программа элективного курса iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Рабочая программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Рабочая программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества»
Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск