Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение»





Скачать 309.46 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
страница1/5
Дата публикации13.02.2015
Размер309.46 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Пояснительная записка
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения культурологической направленности.

Актуальность. В современном мире, когда значительно поменялись ценности молодого поколения, наиболее остро встал вопрос о нравственно-патриотическом и духовно-эстетическом воспитании. В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности, которые во все времена составляли основу жизни.

Обусловленность выбора темы «Историко-культурное краеведение» представляется важной на сегодняшний день в связи с повышенным интересом к жизненному и деловому успеху каждого человека и общества в целом. Жизненный и деловой успех каждого человека зависит во многом от степени овладения наукой, искусством, от умения строить свои отношения с окружающими. Поэтому возникает необходимость раскрытия мира этических понятий, богатства духовной жизни, культуры, нравственного облика человека. Основой методологии курса является культура как посредник между миром и человеком. Это позволяет изучить и исследовать влияние личности на исторические события через изучение культуры. В связи с этим изучение истории своего края, обращение к судьбам отдельных выдающихся личностей, наиболее ярко отражающих свое время, вполне закономерно. Тема личности является актуальной для нашего времени, характеризующегося нестабильностью, поисками нравственных начал, вниманием к сильному индивидууму. Поэтому важным моментом в развитии и становлении личности представляется необходимость «нащупать связь времен», определить свое отношение к проблемам общения, а также осознать влияние тех или иных событий и личностей прошлого на современность. Успешное освоение данной программы существенно влияет на становление общей культуры подростка, на освоение дисциплин гуманитарного цикла, расширяет и дополняет введенный во многих школах курс «История и культура Петербурга».

В связи с тем, что наш город обладает особым мегаобразовательным пространством, актуальным является введение в содержание курса регионального компонента, ориентированного на:

  • комплексное осмысление учащимися региональных процессов;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям такого поликультурного города как Санкт-Петербург;

  • изучение миграционных процессов, характерных для данного мегаполиса и накладывающих отпечаток на его развитие.

Эффективность реализации регионального компонента повышается за счет введения в содержание курса изучения истории Невского района.

Цель программы: воспитание личности юного петербуржца через приобщение к культурному наследию, формирование комплексного подхода к истории как совокупности судеб (человека, рода, семьи).

Задачи

обучающие:

  • изучение истории и культуры Санкт-Петербурга;

  • формирование умения самостоятельно работать с разнообразными краеведческими источниками, литературой, справочниками;

  • обучение применению полученных знаний через написание исследовательских работ, составление и проведение экскурсий.

развивающие:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • формирование умения использовать компьютерные технологии;

  • ознакомление с элементами ораторского искусства.

воспитательные:

  • воспитание любви к родному краю, городу, а через него – к Родине;

  • формирование коммуникативной культуры учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе, вызывая у учащихся стремление к милосердию.


Отличительные особенности программы

Структура курса – это систематический блок знаний по истории и культуре Петербурга от основания до наших дней. С этой целью в программу включены 3 предмета: история Петербурга, основы экскурсионного дела, исследовательская работа. Методика включения учащихся в разнообразную, постепенно усложняющуюся познавательную и практическую деятельность строится на принципах:

  • относительной суверенности, когда общение с памятниками культурного наследия происходит в контексте художественного процесса, при этом идейный замысел раскрывается художественным языком, на котором автор «говорит» со зрителем;

  • единства познавательного и эмоционального, данный принцип предполагает такую деятельность учащихся, которая нацелена на освоение различных пластов культуры через их проживание и сопереживание;

  • личностный принцип, восприятие различных объектов культурного наследия, в зависимости от личности человека (его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир) и возможность претерпевать изменения в процессе общения с культурными ценностями;

  • наглядности, так как формирование собственного мнения и отношения к памятникам возможно только в процессе вдумчивого рассмотрения и размышления, идеальный вариант – исследование подлинников на музейных экспозициях, но возможно и на основе работы с иллюстрациями, видеоматериалами, интернет - ресурсами.

Используется сочетание индивидуальных форм деятельности учащихся и индивидуального подхода с включением их в разнообразные формы коллективных творческих дел (проведение экскурсий, лекций, викторин, участие в исследовательской и проектной деятельности).

Вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на самостоятельном выборе творческих заданий, заключается в выборе тем и форм проектов, проведения экскурсий, тем сообщений и докладов. В процессе обучения вводятся специальные задания по развитию творческого мышления учащихся, а также вне логических элементов (догадки, фантазии, воображение). Особое внимание в построении занятий уделяется развитию памяти, на занятиях отрабатывается реакция, острота ощущений, внимательность.

Для выполнения заданий, связанных с работой на персональном компьютере при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга и проведении виртуальных экскурсий, необходимо обратить внимание на овладение учащимися навыками самостоятельной работы на персональном компьютере.

Адресность. Программа адресована учащимся среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет).

Условия набора. Дополнительная общеобразовательная программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга предполагает групповые, индивидуальные занятия и работу по звеньям с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Группы комплектуются по возрастному признаку, принимаются все желающие после предварительного собеседования.

Срок реализации программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий. Обучение по данной образовательной программе осуществляется в форме традиционного, комбинированного и зачетного занятий, а также бесед, лекций, экскурсий, коллективного рассказа-эстафеты по определенной теме, кроссвордов, рассказов с пропусками, уроков вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих заданий.

Режим занятий:

  • 1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 акад. часа или 2 раза в неделю по 1 акад. часу (72 академических часа в год); 2 раза в неделю по 2 акад. часа (144 академических часа в год).

  • 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа или 4 раза в неделю по 1 акад. часу (144 академических часа в год); 2 раза в неделю по 3 акад. часа или 3 раза в неделю по 2 акад. часа (216 академических часов в год). Вариативность часов обусловлена занятостью учащихся и пожеланиями родителей.

Продолжительность академического часа – 45 минут.

Наполняемость групп: 1 год обучения – 15 человек; 2 год обучения – 12 человек.
Ожидаемые результаты реализации программы

После обучения по программе учащиеся:

  • углубят и систематизируют знания по истории и культуре Петербурга;

  • приобретут умения самостоятельно работать с разнообразными краеведческими источниками, литературой, использовать компьютерные технологии и применять полученные знания при написании исследовательских работ, составлении и проведении экскурсий;

  • повысят уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

  • сформируют навыки ораторского искусства, экскурсионного дела и коммуникативные качества личности;

  • получат позитивный опыт бережного отношения к родному краю.


Формы подведения итогов реализации программы

В ходе реализации программы предусмотрены следующие виды контроля:

  • промежуточный контроль (декабрь) – в форме зачетного занятия;

  • итоговый контроль (май) – в форме зачетного занятия.

Оценка результатов может также проводиться в форме конкурса, тестирования, написания текста и проведения экскурсий, защиты рефератов, выполнения и защиты творческих работ, участия в проектной деятельности. Результаты фиксируются в учебных журналах.


Учебно-тематический план 1 года обучения (72 акад. часа в год)




Раздел программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводные занятия

8

-

8

2.

История Петербурга

10

18

28

2.1

Прошлое и настоящее приневских земель

4

6

10

2.2

Петербург XVIII века

6

12

18

3.

Основы экскурсионного дела

4

14

18

4.

Исследовательская работа

2

6

8

5.

Организационно-массовая работа

-

6

6

6.

Итоговая диагностика

-

4

4




Итого:

24

48

72


Содержание программы 1 года обучения (72 акад. часа в год)

1. Вводные занятия.

  • правила техники безопасности на занятиях, противопожарной безопасности;

  • правила дорожного движения и поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • введение в курс (знакомство с программой – что такое «краеведение», история);

  • мир города (Санкт-Петербург – музей под открытым небом).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПрограмма по курсу «Церковно-историческое краеведение»
«Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconСергеевна Программа «Краеведение»
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconКраеведческий подход в обучении географии
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка На современном этапе развития образования интерес...
Краеведческая работа способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связей с жизнью и обществом. В нашем регионе...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение»
Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического...
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня...
Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск