Скачать 309.46 Kb.
|
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения культурологической направленности. Актуальность. В современном мире, когда значительно поменялись ценности молодого поколения, наиболее остро встал вопрос о нравственно-патриотическом и духовно-эстетическом воспитании. В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности, которые во все времена составляли основу жизни. Обусловленность выбора темы «Историко-культурное краеведение» представляется важной на сегодняшний день в связи с повышенным интересом к жизненному и деловому успеху каждого человека и общества в целом. Жизненный и деловой успех каждого человека зависит во многом от степени овладения наукой, искусством, от умения строить свои отношения с окружающими. Поэтому возникает необходимость раскрытия мира этических понятий, богатства духовной жизни, культуры, нравственного облика человека. Основой методологии курса является культура как посредник между миром и человеком. Это позволяет изучить и исследовать влияние личности на исторические события через изучение культуры. В связи с этим изучение истории своего края, обращение к судьбам отдельных выдающихся личностей, наиболее ярко отражающих свое время, вполне закономерно. Тема личности является актуальной для нашего времени, характеризующегося нестабильностью, поисками нравственных начал, вниманием к сильному индивидууму. Поэтому важным моментом в развитии и становлении личности представляется необходимость «нащупать связь времен», определить свое отношение к проблемам общения, а также осознать влияние тех или иных событий и личностей прошлого на современность. Успешное освоение данной программы существенно влияет на становление общей культуры подростка, на освоение дисциплин гуманитарного цикла, расширяет и дополняет введенный во многих школах курс «История и культура Петербурга». В связи с тем, что наш город обладает особым мегаобразовательным пространством, актуальным является введение в содержание курса регионального компонента, ориентированного на:
Эффективность реализации регионального компонента повышается за счет введения в содержание курса изучения истории Невского района. Цель программы: воспитание личности юного петербуржца через приобщение к культурному наследию, формирование комплексного подхода к истории как совокупности судеб (человека, рода, семьи). Задачи обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Отличительные особенности программы Структура курса – это систематический блок знаний по истории и культуре Петербурга от основания до наших дней. С этой целью в программу включены 3 предмета: история Петербурга, основы экскурсионного дела, исследовательская работа. Методика включения учащихся в разнообразную, постепенно усложняющуюся познавательную и практическую деятельность строится на принципах:
Используется сочетание индивидуальных форм деятельности учащихся и индивидуального подхода с включением их в разнообразные формы коллективных творческих дел (проведение экскурсий, лекций, викторин, участие в исследовательской и проектной деятельности). Вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на самостоятельном выборе творческих заданий, заключается в выборе тем и форм проектов, проведения экскурсий, тем сообщений и докладов. В процессе обучения вводятся специальные задания по развитию творческого мышления учащихся, а также вне логических элементов (догадки, фантазии, воображение). Особое внимание в построении занятий уделяется развитию памяти, на занятиях отрабатывается реакция, острота ощущений, внимательность. Для выполнения заданий, связанных с работой на персональном компьютере при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга и проведении виртуальных экскурсий, необходимо обратить внимание на овладение учащимися навыками самостоятельной работы на персональном компьютере. Адресность. Программа адресована учащимся среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет). Условия набора. Дополнительная общеобразовательная программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга предполагает групповые, индивидуальные занятия и работу по звеньям с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Группы комплектуются по возрастному признаку, принимаются все желающие после предварительного собеседования. Срок реализации программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга рассчитана на 2 года обучения. Формы и режим занятий. Обучение по данной образовательной программе осуществляется в форме традиционного, комбинированного и зачетного занятий, а также бесед, лекций, экскурсий, коллективного рассказа-эстафеты по определенной теме, кроссвордов, рассказов с пропусками, уроков вопросов и ответов, работы с картой и фотоматериалами, выполнения творческих заданий. Режим занятий:
Продолжительность академического часа – 45 минут. Наполняемость групп: 1 год обучения – 15 человек; 2 год обучения – 12 человек. Ожидаемые результаты реализации программы После обучения по программе учащиеся:
Формы подведения итогов реализации программы В ходе реализации программы предусмотрены следующие виды контроля:
Оценка результатов может также проводиться в форме конкурса, тестирования, написания текста и проведения экскурсий, защиты рефератов, выполнения и защиты творческих работ, участия в проектной деятельности. Результаты фиксируются в учебных журналах. Учебно-тематический план 1 года обучения (72 акад. часа в год)
Содержание программы 1 года обучения (72 акад. часа в год) 1. Вводные занятия.
|
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | ||
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» «Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание... | Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Пояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и... «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,... | ||
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | ||
Краеведческий подход в обучении географии Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение... | Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес... Краеведческая работа способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связей с жизнью и обществом. В нашем регионе... | ||
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | ||
Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | ||
Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня... Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе | Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... |