Краеведческий подход в обучении географии





Скачать 129.02 Kb.
НазваниеКраеведческий подход в обучении географии
Дата публикации14.11.2014
Размер129.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Краеведческий подход в обучении географии

учитель МБОУ СОШ д.Новая Деревня

филиала в с. Вешаловка

Конаныхина Марина Викторовна

Педагогическая ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в. В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в обучении географии получил определенное развитие в первой половине XIX в. В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с “того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии “Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семенова. Начавшаяся в 70—90-х годах реакция резко повернула преподавание в школах России к идеям религии, самодержавия и схоластики. Некоторое оживление родиноведческого начала в обучении географии вновь наблюдалось в конце XIX—начале XX в. Однако при царизме в школах России родиноведение не получило массового развития. До революции и в первые годы Советской власти школьное краеведение называлось родиноведением. Впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время . Уже первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения. Развитие школьного краеведения нашло отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В нем говорилось: “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, соц.-экономическое развитие и т. д.)” В понятие “краеведение” вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории .  В 30-х годах краеведение определялось как “общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в соцстроительстве всего края на основе всестороннего его изучения”. Были также высказывания о нем как об особой науке, предмете преподавания. А. С. Барков говорил, что “краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края” .В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического.

В реализации задач совершенствования образования и воспитания, выдвинутых школой, существенную роль играет изучение географии своей местности. Знание своего края, его природныъх особенностей и производств составляет основу воспитания патриотизма, способствует формированию чувства любви к Родине.

При изучении природы и хозяйства своей местности повышается эффективность нравственного воспитания учащхся, усиливается создание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование и восстановление её ресурсов.

Воспитание заботливого отношения к природе осуществляется при практическом участии школьников.

Изучение географии своей области углубляет понимание объективости существования и развития природы и хозяйства, взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов, естественности их изменения, раскрывает влияние на природу деятельности человека.

Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения - природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения краеведение нельзя назвать наукой (Строев, 1967).

Краеведение нельзя считать наукой и потому, что оно может преследовать очень разнообразные цели, а обобщения, какие делаются в процессе изучения, относятся к сферам определенных наук.

Исходя из задач и практических интересов, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. В школьном краеведении главная роль в изучении края принадлежит учащимся под руководством учителя. Система школьного краеведения включает: экологическое, литературное, историческое, географическое, природоведческое краеведение.

С 2005 по 2008 год я вела кружок «Краеведение». Обучающиеся под моим руководством изучали свою местность, историю создания села, внешние связи, экологию, народные прмыслы и традиции своей местности. В настоящее время эта работа продолжается на уроках краеведения, которые я веду в 5, 7, 8 классах. Предлагаемая программа отвечает современным требованиям. В прцессе обучения школьники могут увидеть экологические закономерности, существующие в природе, и экологические проблемы в реальной жизни своей местности. Краеведение своей местности предусматривает воспитание человека способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, чувствовать ответственность и стремиться к устойчивому развитию. Полученные знания помогают учащимся повышать качество образования по географии, повышается любознательность, интерес к предмету.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственного наблюдения под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя.

Роль учителя очень большая. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой.

Поэтому я выбираю для 5 класса программу « Экология своей местности», в 7 классе «Современные экологические проблемы географической оболочки», в 8 классе « Природопользование в Липецкой области». Предлагаемые мной программы отвечают современным требованиям. В них в процессе обучения предлагается система курсов от экологии своей местности до глобальной экологии. Наряду с теоретическими знаниями программы включают экскурсии, практические работы, проэктные задания

Успешные результаты школьного краеведения во многом зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя - верный путь к научно-исследовательской деятельности.

Во время такой деятельности совместно с учениками мною были собраны материалы и составлены доклады учащихся. С этими докладами они выступали на районной конференции « Моя Родина — Липецкий край» : « Как и прежде, в строю», «Женщины, которым повезло», Моя прабабушка - долгожительница села», « Настоящий учитель», « Поклонитесь старому солдату», « Наш земляк - генерал Романовский», « Своеобразие народного творчества села Вешаловка».

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, и приобретаются навыки, необходимые в жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н. Н. Баранского, могут “увидеть мир в капле воды”.

Краеведческий принцип дает возможность строить обучение географии согласно дидактическому правилу: “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому”. Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края— средство для непосредственного познания географических явлений. Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение. Благодаря краеведению обучение географии строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на “словесных схемах”. Так в 6 классе я веду географию 2 часа в неделю и 1 час за счёт краеведческого компонента. При изучении темы « План местности» изучаем план своей местности, план территории школы делают учащиеся во время практических заданий, при изучении темы: «Рельеф суши» - рельеф своего села, при изучении «Озёра» - озёра Липецкой области.

Например:

допиши названия озёр Липецкой области.




Г







ь




М










о

е




Л










ж

ь

е




О

с










н

о

е




З

а

г










к

о

е




А

н

д
















к

о

е

О

п

ч



















о

в

о

П

е

р



















к

о

е

( Гать, Мутное, Лебяжье, Остабное, Загатское, Андреевское, Опчельниково, Первомайское). Предварительно рассказав об этих озёрах в начале урока.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств. Со своими учениками мы ходим очищаем родники на территории села, приводим в порядок

очаги культуры и отдыха.

Школьное природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогают правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Таким образом, школьное краеведение - важнейший фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания  патриотизма. Методы и приемы осуществления краеведческого принципа в обучении географии
Осуществление краеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы и хозяйства всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы, обогащает учебный процесс, уроки становятся интереснее и содержательнее.

Принцип комплексного подхода в организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного края - его истории, природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства и др.

История родного села также отражена в докладах учащихся: «Церковь Знамения Божьей Матери», « История Вешаловской школы», эти материалы были собраны с другим руководителем краеведческого кружка Е.Н. Кавериной, а мной создана презентация: «Церковь Знамения Божией Матери. Архитектор: Баженов Василий Иванович».

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед учащимися конкретного задания и его планирования. Исследовательский метод используется:

а) в организации метеорологических, фенологических и гидрологических наблюдений и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем и т.д.);

б) в описании природных процессов и явлений своей местности;

в) при составлении характеристики воздействия на природу местных предприятий;

г) при работе над краеведческой литературой, справочниками и прочими источниками краеведческого содержания;

д) в организации и проведения природоведческих экскурсий.

Таким образом, в процессе преподавания географии в общеобразовательной школе используется ряд методов и приемов краеведческого подхода.

На основе материалов, собранных учащимися, оставленными учителями- краеведами нами созданы стенды в школе: «Учителя - участники войны», «Старому поклонитесь солдату», «Никто не забыт, ничто не забыто»,

« Командарм из села Вешаловка».

Информационные источники

1.festival.1september.ru

2.wiki.vspu.ru/workroom/краеведение/index

3.io.nios.ru

4.nreferat.rureferat/kraevedenie

5.school-kraevedenie.narod.rustroev/stroev1.htm

6.it-n.ruКраеведение

7.referatbank.ruКраеведение

8.referat.rureferats/view/27991

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краеведческий подход в обучении географии iconЛичностно-ориентированный подход в обучении географии учитель географии. Денисова Т. Ю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов...
Краеведческий подход в обучении географии icon«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный...
Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна...
Краеведческий подход в обучении географии iconСистемно деятельностный подход в обучении математики
«учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,...
Краеведческий подход в обучении географии iconКомпетентностный подход в обучении географии в рамках перехода на новые фгос ООО
В условиях введения Стандарта нового поколения перед современной школой поставлены новые задачи
Краеведческий подход в обучении географии iconАнализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная...
Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической...
Краеведческий подход в обучении географии iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Краеведческий подход в обучении географии icon«использование информационных технологий в обучении аудированию»
Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию...
Краеведческий подход в обучении географии icon«Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос»
«Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата»
Краеведческий подход в обучении географии iconИспользование икт в обучении географии
Моу«Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области», учитель географии...
Краеведческий подход в обучении географии icon3. Программа проведения слёта: познавательный краеведческий маршрут...
Открытый окружной экскурсионно-краеведческий слёт «Зима-2014» проводится в рамках традиционного окружного Первенства по туристскому...
Краеведческий подход в обучении географии iconУчителя географии первой квалификационной категории мбоу «Красногорская...
Работаю учителем географии 33 года. С 2007 года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход с элементами здоровьесберегающей...
Краеведческий подход в обучении географии iconКомпетентностный подход в обучении математике
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09...
Краеведческий подход в обучении географии iconПлан работы методического объединения учителей естественно-математического цикла
«Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий»
Краеведческий подход в обучении географии iconАнализ воспитательной работы за 2010 2011 учебный год
Образовательная тема школы: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников»
Краеведческий подход в обучении географии iconМкоу «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
«Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий»
Краеведческий подход в обучении географии iconКурсы повышения Квалификации
Центр дистанционного образования «Эйдос», «Системно-деятельностный подход в обучении информатике в условиях реализации фгос», г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск