Скачать 69.05 Kb.
|
Из опыта работы учителя географии первой квалификационной категории МБОУ «Красногорская СОШ» Мамадышского муниципального района Саттаровой Раисы Ильсуровны. Работаю учителем географии 33 года. С 2007 года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход с элементами здоровьесберегающей технологии». Поставила перед собой следующие цели и задачи: ориентировать учебный процесс не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний по географии, но и развитие личности обучаемого, его познавательных и созидательных способностей, интеллектуальных, мировоззренческих, психологических, коммуникативных и других сфер, а также формировать готовность к межкультурному взаимодействию. В связи с этим развиваю у учащихся способности к анализу природных явлений, учу раскрывать причинно-следственные связи, обобщать факты, использовать ранее полученные ЗУН на более высоком уровне, выявляю и развиваю творческие способности у детей и обучаю учащихся на уровне их возможностей и способностей. Особенности моей педагогической деятельности: перенесение акцента с преподавания на учение, приоритет самостоятельной работы и проблемно-поисковой работы. Поставленные перед уроком цели и задачи реализую за счет повышения эффективности урока, интенсификации урока, формирования и развития мотивов учения учащихся, внедрения принципов развивающего и разноуровневого обучения. Актуализирую проблемы отбора материала и его педагогически грамотной адаптации к возможностям учащихся. Стараюсь избегать перегрузки уроков фактическим материалом, разумнее отбираю самое характерное; активизирую познавательную деятельность учащихся, умело реализую межкурсовые связи. Важным условием эффективного обучения считаю формирование навыков самостоятельной деятельности по добыванию знаний - работа с учебником, с географическими картами и статистическими материалами и иллюстрациями. В работе всегда учитываю, что главный признак самостоятельной деятельности учащихся заключен не в том, что дети работают без посторонней помощи, а в том, что, школьник осознает цель своей деятельности и те действия, которые он должен выполнить для решения учебной задачи. Личностно-ориентированный подход направлен на самореализацию учащихся – на развитие их гуманитарного мышления. Для этого на уроках географии я сопровождаю объяснение научных истин показом, с какой целью, какими путями, средствами они получены. Другая гуманистическая идея личностного ориентирования – это организация групповых способов обучения. Для достижения успеха необходимо разделить класс на группы, дать каждой группе проблему для работы (одну проблему могут решать несколько групп, и решение проблемы может быть вариативным). В течение 15-20 минут учащиеся работают по заданиям, готовя материал на общее обсуждение. Учитель должен четко объяснить, какой результат групповой работы должен быть вынесен на коллективное обсуждение. Внутри группы каждый ученик принимает участие в обсуждении, предлагает свой путь решения проблемы. Для организации внутригрупповой собирается такой учебный материал, который дает возможность новые знания. В ходе работы учащиеся оказывают помощь друг другу, учитывая индивидуальные особенности своих товарищей по работе. Эта форма работы – атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, в совместный труд учителя и учащихся. В связи с этим все мои усилия направляются на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Такая организация побуждает их к усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности и вызывает эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемой теме. Педагог должен воспитывать человека, способного жить в гармонии с природой, обществом и с самим собой. При этом важно сохранить физическое и психическое здоровье школьников. Для этого я стараюсь решать педагогические задачи с различным по уровню развития, склонностям и состоянию здоровья учащимися, а также применяю разноуровневые задания – слабоуспевающим даю посильные задания, сильным предлагаю задания творческого характера. Успех обучения зависит не только от внешних факторов, но и от индивидуальных особенностей учеников. Поэтому стараюсь создать комфортный микроклимат на уроках, снимаю страх и тревожность учащихся разнообразными опросами; наглядные пособия, карты, картины, репродукции, схемы делаю аккуратными, достаточных размеров, чтобы их можно было видеть с задних рядов. Особое внимание уделяю работе с географическими картами. Учу ребят читать, воспринимать, анализировать карту, что способствует развитию мыслительного процесса учащихся. География без номенклатуры – это не география. Среди учащихся есть способные дети, которые хорошо запоминают карту, но для большинства детей процесс заучивания объектов на карте требует больших усилий и многократного повторения. Постоянно видоизменяя, приспосабливая под свой предмет общеизвестные методы и приемы заучивания и проверки знаний, я пришла к следующему: это индивидуальная работа – нанесение объектов на контурную карту, разгадывание и составление кроссвордов; работа в парах – ребятам даю задания, чтобы они друг другу загадывали названия на географической карте; работа по карте у доски – к доске по очереди выходят учащиеся, класс его экзаменует по очереди по географической номенклатуре; узнавание объекта на контурной карте – на контурной карте объекты отмечены цифрами, ученик отгадывает их и записывает их в тетрадь. География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ. Принцип равных возможностей определяет мое педагогическое кредо. Я формулирую его так: «Все дети разные, и моя главная задача заключается в том, чтобы дать возможность каждому из них проявит свои возможности». Я должна предоставить как можно больше «педагогических услуг», воспользовавшись которыми, ребята смогли бы реализовать как можно больше своих способностей. Для этого на уроках обращаю большое внимание на целенаправленное повторение и закрепление материала, стараюсь решать педагогические задачи с различными по уровню развития и склонностями и здоровью учащихся. Для достижения своих целей серьезно готовлюсь к урокам. Заранее обдумываю образовательные и воспитательные цели урока, необходимые средства для вовлечения ребят в активную познавательную деятельность приемы работы по усвоению материала, способы получения обратной связи. Стараюсь приводить в активное состояние тех знаний, которые необходимы для восприятия новой темы. В связи с введением ЕГЭ по географии, с отдельными учащимися ведем целенаправленную подготовку к нему через разноуровневые тесты, индивидуальной работой с каждым учеником, пробными экзаменами. Третий год подряд учащиеся в нашей школе выбирают предмет география для сдачи ЕГЭ. В помощь успешной сдачи ЕГЭ по географии работает стенд в кабинете географии «ЕГЭ по географии 2012». Результаты таковы: 2010 год – средний балл 69,5, 2011 год – средний балл 76. 2012 год – средний балл 85. Системная работа с учащимися на уроках географии позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, добиться неплохих результатов в районных олимпиадах. Большую помощь при проведении хорошего урока географии помогает кабинет. Стараюсь все уроки проводить в кабинете. Для урока тут есть все условия. Есть набор настенных карт, приборы, образцы минералов и горных пород, набор тестовых заданий по разным темам и классам, стенд по подготовке к ЕГЭ и др. По результатам районного конкурса «Лучший кабинет географии», наш кабинет географии несколько лет подряд занимает призовые места. Цель моей работы – обучение не будет развивающим, если ребенок действует по принуждению. Поэтому главным звеном любого урока я считаю, организацию познавательной деятельности ученика и стараюсь пробудить желание учиться. Я как педагог, не останавливаюсь на достигнутом. Даю открытые уроки для учителей и родителей. Выступаю с докладами перед учителями района. Постоянно ищу новые пути и методы обучения и воспитания детей, повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. В 2011 году на республиканском уровне защитила свой проект- презентацию «Мусор в пользу» и получила хорошую рецензию от старшего преподавателя кафедры методики преподавания естественнонаучных дисциплин ИРО РТ Е.В.Осиповой. Перед учителями республики на курсах повышения квалификации в городе Казани выступила с темой «Достоинства и недостатки учебников географии линии Е.М.Домогацкого» Выступила в семинаре по теме «Повышение эффективности использования воспитательного потенциала географии при обучении учащихся» в Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии в 2012 году. В сборнике научных трудов Региональной научно-практической конференции «Географическая наука и краеведческий подход к эколого-географическому образованию», посвященный 80-летию Ю.В.Бабанова опубликовала статью «Мусор в пользу» (2011 год) В «Школе цифрового века» в рубрике «Открытый урок» опубликовала статью «Урок географии в 6 классе на тему «Воды суши. Реки и озера» (2012 год) В 2012 году стала победителем республиканского гранта «Наш лучший учитель». Стараюсь привить любовь к своему предмету. В 2012 году с учащимися 7 класса организовали команду «Нократ» и принимали участие в Международной дистанционной открытой обучающей олимпиаде ДООГ -2012 и получили диплом активного участника ДООГ – 2012. Мои ученики участвуют на районных турах олимпиад по географии и занимают призовые места. В 2011 году Иванов Максим ученик 10 класса стал победителем районного тура олимпиады по географии. В 2011 году Ибрагимова Залия ученица 10 класса участвовала на республиканских «Рождественских чтениях» и выступила с исследовательской работой «Переработка вторичного сырья. Мусор – в пользу». Несколько лет подряд мои учащиеся принимают активное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» и становятся лауреатами. Мои выпускники выбирают учебные заведения, где профилирующий предмет география и экономика. Многие выпускники работают учителями в школах района. Являюсь классным руководителем. Стараюсь уделить большое внимание на здоровьесберегающий аспект и гуманность учащихся. Большинство внеклассных мероприятий, классных часов посвящаю на эти темы. Работаю совместно с родителями. Родители – частые гости на наших праздниках и классных часах. Ко всем мероприятиям стараюсь подойти творчески, стараюсь разнообразить, украсить новыми элементами, играми. Большое внимание уделяю воспитанию детей в национальном духе. Главная воспитательная цель моей работы – воспитывать здорового, гуманного и приспособленного к жизни человека – будущего нашей страны. |
Рабочая программа по географии 6 класс Учителя географии первой категории Директор мбоу устанская сош уренского района муниципального Нижегородской области | Рабочая программа по литературе для 11 класса учителя I квалификационной... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утверждённой приказом №35/6 от 31. 08 2012 г | ||
Рабочая программа по физике для 11 класса учителя I квалификационной... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом директора школы №35/6 от 31. 08. 2012 | Рабочая программа по физике для 10 класса учителя I квалификационной... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом директора школы №35/6 от 31. 08. 2012 | ||
Рабочая программа по историю (базовый уровень) для 11 класса учителя... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом директора №35/6 от 31. 08. 2012 г | Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом директора №35/6 от 31. 08. 2012 г | ||
Рабочая программа по географии в 10 11 классе учителя первой квалификационной... «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г) | Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош» | ||
Информация из опыта работы учителя русского языка и литературы мбоу... Педагогическая биография учителя индивидуальна. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями... | Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 9 класса учителя... «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учителя географии первой квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа №166» Советского района г. Казани Ильиной... | План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | ||
Рабочая программа по географии для 9 класса учителя I квалификационной... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) | Методическая разработка по познавательно-речевому развитию воспитателя... Мбоу «сош с. Олуяз» Кукморского муниципального района рт, утвержденной приказом №35/6 от 31. 08. 2012г |