Скачать 0.99 Mb.
|
Пояснительная записка, 6 класс Статус документа Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Рабочая программа составлена на основе программы по географии Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. «География. Программы образовательных учреждений», Москва, издательство «Просвещение», 2010 год. Курс географии открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. Цели и задачи курса: Основная цель географии 6 класса - формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях; систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
А самое главное, показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется УМК, утвержденный приказом министерства образования науки Р.Ф. 1)Учебник: под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди. 6 класс» Учебник для образовательных учреждений, Москва, издательство «Просвещение», 2009 год. 2)Атласы, контурные карты Место предмета в базисном учебном плане Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: фронтальные опросы, анализ источников географической информации, составление схем, ответы по таблицам, тестирование, анализ, написание практических работ, устные и письменные опросы, работа с дидактическими карточками. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости проводить коррекцию знаний учащихся, готовить учащихся к итоговой аттестации. Практических работ: 18 Обобщающее повторение в форме тестирования Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная. Технологии: в процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративное обучение, технология проблемного обучения, развивающего обучения, интегрированного, дифференцированного обучения, развития критического мышления. Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, исследовательский, практический. Средства обучения: УМК, методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс. Требования к результатам освоения учебного предмета В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен: 1) знать / понимать: значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей; результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий; основные источники географической информации, методы изучения Земли; географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца; различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них; изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности; географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом; 2) уметь: показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; давать описание существенных признаков географических объектов и явлений; находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета; приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов; составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям; определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции); применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных; 3) оценивать: роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично; универсальное значение природы. Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса
Содержание программы учебного предмета Материал сгруппирован в 9 тем. Краткая тема «На какой Земле мы живем» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также методами изучения географии. Здесь же содержатся сведения об ученых, стоявших у истоков географии и выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. При изучении этой темы реализуются межпредметные связи с историей. Материал темы «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Здесь же учащиеся знакомятся с условными линиями планеты: экватором, тропиками, полярными кругами. Материал данной темы носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Следующая тема «План и карта» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении данного материала реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении масштаба и географических координат. Тема «Человек на Земле» знакомит с расселением людей по планете, основными расами и народами, их языками. Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают материал исключительно насыщенным. Большое внимание в нем уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данной темы реализуются межпредметные связи с биологией, физикой, химией и зоологией. Последняя тема «Географическая оболочка Земли» призвана обобщить сведения, изложенные в предыдущих темах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. Формы и средства контроля в 6 классе Фронтальные опросы, анализ источников географической информации, составление схем, ответы по таблицам, тестирование, анализ, написание практических работ, устные и письменные опросы, работа с дидактическими карточками. Географическая номенклатура, 6 класс Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка. Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа. Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий. Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность. Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские. Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Орисаба, Эльбрус, Этна. Острова: Гренландия, Исландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские. Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Аляска. Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское. Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский. Рифы: Большой Барьерный риф. Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское. Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы. Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр. Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский. Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер. Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио. Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония. Перечень учебно-методических средств обучения, 6 класс 1. География. Природа и люди. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (А.И.Алексеев, С.И. Болысов, В.В.Николина) под ред. А.И. Алексеева, М.: Просвещение, 2009. 2. В.В. Николина. География. Мой тренажер. 6 класс, М.: Просвещение,2011. 3. В.В. Николина. Методические рекомендации. 6 класс, М.: Просвещение, 2009. 4. В.В. Николина. Конструктор текущего контроля. 6 класс, М.: Просвещение, 2009. 5. Баранчиков Е.В., и др. География земли. 6 класс. Задания и упражнения. – М.: Просвещение, 2008. 6. Географический атлас, 6 класс. Дополнительная литература: 1. Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007. 2. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005. 3. Климанова О.А. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2008. 4. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2008. 5. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. - М.: Просвещение, 2005 . 6. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс/ под. ред. Сиротина В.И. -М.: Дрофа, 2007. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы http://www.rgo.ru/ - Планета Земля http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. – geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" geo.1september.ru - газета "География" my-geography.ru afromberg.narod.ru geografia.ru - География.ру nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы" basni.narod.ru "Странник" |
Рабочая программа по географии за курс основной школы (6 9 классы) Срок реализации: 2012-2017 гг Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | Рабочая программа по географии за курс средней школы (базовый уровень)... Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | ||
Учителя географии первой квалификационной категории мбоу «Красногорская... Работаю учителем географии 33 года. С 2007 года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход с элементами здоровьесберегающей... | Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по географии для 9 класса учителя I квалификационной... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) | Рабочая программа по географии для 5 класса учителя биологии высшей категории Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным... | ||
Рабочая программа по географии в 10 11 классе учителя первой квалификационной... «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г) | Рабочая программа по географии 5 класс учителя географии В отличие от примерных программ гос 2004 г примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мальцева Елена Александровна учитель географии первой квалификационной категории провела открытый урок по географии в 6а классе.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учителя географии первой квалификационной категории моу «Средняя общеобразовательная школа №166» Советского района г. Казани Ильиной... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | Рабочая программа по географии 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | ||
Рабочая программа по географии учителя 1 категории Учебника В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «Дрофа» Москва 2008г | Рабочая программа педагога Мальцевой Галины Борисовны учителя I квалификационной... Учебник: Максаковский В. П. «Экономическая и социальная география мира», М. Дрофа 2006 г. Умк | ||
Рабочая программа по географии для 9 класса учителя географии Рассмотрена на заседании предметной кафедры учителей и рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете | Рабочая программа по географии для 6 класса учителя географии Рассмотрена на заседании предметной кафедры учителей и рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете |