«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии»





Скачать 138.91 Kb.
Название«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии»
Дата публикации18.12.2014
Размер138.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ Тимирязевская средняя общеобразовательная школа.

«Формирование

познавательного интереса учащихся

через дифференцированный подход при работе

с контурными картами на уроках географии»

Учитель географии

Шкарина

Наталья Васильевна.

П. Тимирязева.

2005 г.
Развитие познавательных интересов - один из важных факторов обучения. Он способствует качественному обучению. Эффект обучения во многом зависит от индивидуальных особенностей личности. Знание этих особенностей необходимо учителю, чтобы вести обучение с их учетом. Только в этом случае, когда уровень требований соответствует возможностям и психологическим особенностям учащихся, формируется познавательный интерес. Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна только через дифференцированный подход в обучении.

Контурные карты получили в практике преподавания географии в школе очень широкое применение. Школьники заполняют их изображениями и надписями названий изучаемых объектов, что способствует усвоению учебного материала и запоминанию карты.

Есть много различных приемов, разнообразящих такую работу:

- проведение диктантов;

- задание на карточках;

- работа на разрезных картах и многие другие.

Однако сведение работ с контурными картами только к закреплению в памяти номенклатуры является односторонним и поверхностным использованием этих карт. Главная ценность контурных карт в том. Что они дают возможность проявить самодеятельность и всей обучающей работе придать творческий характер, например: проводить по таким картам измерения, наносить маршруты путешествий, границы различных ареалов, использовать такие карты в качестве основы для составления других карт. Закрепление в памяти номенклатуры в ходе таких работ происходит попутно, непроизвольно, как бы само собой. Мышление школьников таким образом переводится в иное, творческое русло.

Работа с контурными картами является любимым занятием учащихся.

Использование дифференцированного подхода при работе с контурными картами на уроках географии позволяет не только активизировать учебный процесс, но и обеспечить повышение уровня усвоения изучаемого материала.

Начиная обучение географии, провожу исследования, которые позволяют выявить возможности и особенности учащихся и в дальнейшем строю уроки так, чтобы все учащиеся включались в процесс обучения в соответствии своему уровню.

Исследования провожу в двух направлениях:


  1. Мониторинг степени обученности учащихся (СОУ)

  2. Мониторинг сформированности познавательных процессов.


Для расчета СОУ используются оценки за четверть, за год, за итоговые

и срезовые работы.


Расчет ведется по формуле:
СОУ = (А*1+В*0,64+С*0,36+Д*0,14) *100%/ N

А- количество оценок «5», В-количество «4», С-количество «3»,

Д- количество «2». N =А+В+С+Д
Для изучения познавательных процессов используется диагностическая карта:

Заполнение карты идет через наблюдения, собеседования с учащимися, их классным руководителем, родителями. Данные обрабатываются по специальной методике.

В качестве примера приводятся результаты диагностики 7 Б класса.

В классе 10 человек, географию изучают второй год.

Уровень познавательных процессов разный от 36 до 67 баллов.

Согласно шкале трехуровневой дифференциации выделяются 3 уровня:
I уровень – 70-56 баллов –высокий.

II уровень – 55-41 балл - средний.

III уровень – 40-25 баллов – низкий.
В исследуемом классе высокий уровень имеют 2 человека, средний – 5 человек, низкий – 3 человека.
СОУ в классе также выражена широким спектром и позволяет выделить так же три уровня. Учащиеся, составляющие группы разного уровня и по СОУ и по развитию познавательных процессов одни и те же.

Прослеживается прямая зависимость обучаемости и обученности. Это значит, что все возможности учащихся при обучении географии учтены. Таким образом, при правильной организации учебного процесса с учетом индивидуальных возможностей учащихся становится реальным успешное обучение всех учащихся.

Работы с применением разноуровневой технологии обучения можно проводить на разных уроках. С этой целью для проведения каждой работы разрабатываются карточки с инструкциями, в которых четко определены три уровня заданий: низкий, средний и высокий. Такие работы можно предлагать как индивидуально для каждого ученика, так и используя работу учащихся в парах, в группах, которые предварительно определяет учитель.

Далее приводится несколько примеров различных типов работ на уроках физической географии в 6-8 –ых классах.

В 6 классе при изучении начального курса географии программа предусматривает проведение ряда практических работ на контурных картах. Прежде чем приступить к работе с контурной картой, учащимся нужно объяснить, что такое контурная карта и для чего она нужна.

В теме «Литосфера» контурные карты можно использовать на нескольких уроках для закрепления полученных знаний.
Урок «Вулканы.»



Работа проводится в процессе изучения нового материала или при его закреплении. Учитель на карте показывает Тихоокеанское огненное кольцо. Учащиеся прослеживают его на своих картах, а на контурных картах полушарий изображают это кольцо сплошной красной линией, при этом звездочкой отмечают Ключевскую Сопку – самый высокий действующий вулкан России. Вулканы отмечают и на контурной карте России. Затем учащимся предлагается рассмотреть другие вулканические районы и отметить вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи. Учащиеся сильные практически всю работу выполняют самостоятельно, слабым, конечно, нужна помощь учителя и большую часть работы они выполняют под его руководством.

В заключении работы те ребята, которые выполняют задание раньше других отвечают на вопросы:

1. На каком материке нет вулканов?

2. Есть ли вулканы в Антарктиде?

Урок «Горы. Различие гор по высоте.»



Работа проводится при закреплении материала. Учащимся предлагается, используя атлас, нанести на контурную карту горы и их вершины. Список гор приводится в карточках: Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалаги. Горы учащиеся изображают коричневой линией в том направлении, как они протянулись, а высоту выделяющейся точкой, затем надписывают нанесенные объекты. Следующим заданием будет определение географических координат отдельных вершин.

Для выполнения работы предлагается взять следующие географические объекты:

Г.Джомолунгма; г.Аконкагуа; г. Мак-Кипли; г.Эльбрус; г.Народная.

Сильным учащимся предлагается определить координаты всех объектов, при этом большую часть работы они выполняют самостоятельно. Слабым учащимся достаточно определить координаты 1-2 объектов, при этом помощь учителя будет максимальной.
Урок «Равнины».
Работа с контурными картами проводится при закреплении изученного материала. Учащиеся надписывают равнины. При этом нет необходимости закрашивать их определенным цветом. Достаточно низменность (примерно, не соблюдая контуров) обвести зеленым карандашом, возвышенность – желтым, плоскогорье – коричневым. Сильные учащиеся большую часть работы выполняют самостоятельно.

В теме «Гидросфера» работа с контурными картами может быть использована как при изучении нового материала, так и при закреплении его. Имея определенный опыт работы с контурными картами, полученный при изучении темы «Литосфера», учащиеся многое могут выполнить уже самостоятельно.

Урок «Мировой океан, его части»
Работа с контурными картами частично может быть проведена на уроке, оставшуюся часть работы можно использовать в качестве домашнего задания. Учащиеся самостоятельно могут подписать материки и океаны. Здесь важным моментом будет научить детей выполнять это правильно. Объяснив, как подписываются на контурной карте моря, острова, полуострова заливы, проливы, можно предложить им далее работать самостоятельно. При этом учитель будет выполнять только роль консультанта. Незаконченную часть работы можно использовать в качестве домашнего задания.

На уроках повторения и закрепления материала часто использую задания, составленные на основе фрагментов контурных карт. Следует заметить. Что правильно подобранные задания различного уровня сложности помогают вызвать интерес к изучаемому предмету, лучше ориентироваться по карте, узнавать географические объекты и, конечно, приобретать навыки работы с различными видами карт. Несколько образцов таких заданий разноуровневого характера приводится.

В 7 классе работа с контурными картами усложняется. Если в 6 классе учащиеся надписывают на них в основном лишь названия географических объектов, то в 7 классе они обозначают границы платформ, областей высокого и низкого давления природных зон, государств и т.д.

В 7 классе контурную карту чаще можно использовать при закреплении изученного на уроке, повторении или опросе. Но иногда на ней можно предлагать задания и до объяснения нового материала (опережающие задания). Так, при изучении очертаний любого материка (после изучения Африки) учащимся по силам выполнить такое задание – самостоятельно нанести на карту океаны, моря, заливы и проливы, омывающие материк. Учащиеся могут также нанести крайние точки материка и указать их координаты.(используя при этом карты атласа).
Первые задания по контурным картам обычно носят репродуктивный характер. Учитель называет, показывает, объясняет и руководит действиями учащихся, а они повторяют за учителем. Такая деятельность оправдана тем, что многие умения по работе с контурными картами за летние каникулы забыты, и их необходимо восстановить в памяти учащихся.

Например, при изучении рельефа Африки учащиеся должны знать важнейшие горы, в том, числе Атласские. Учитель напоминает, что при определении местоположения хребта на контурной карте ориентируются по градусной сетке, а так же по береговой линии или реке. Горы обозначают в виде линии коричневого цвета. Последовательность действий при нанесении гор на карту отрабатывается на последующих уроках при изучении гор других материков. Соблюдение точности при нанесении различных объектов на контурную карту является одним из условий успешной работы учащихся.

В практике преподавания наметились слабые стороны в умениях учащихся при нанесении гор на контурную карту. Наиболее часты ошибки при нанесении Гималаев, Тянь-Шаня, Кордильер. Северной части Уральских гор и т.д чтобы избежать эти недочеты, следует постоянно держать в поле зрения и периодически проверять порядок и последовательность действий учащихся при нанесении объектов на контурную карту.

Последующие практические работы позволяют учащимся совершенствовать свои действия при выполнении заданий, и они могут быть доведены до навыков.

Контурные карты мы используем при изучении нового материала по теме «Географическое положение Африки». Основной источник знаний для характеристики географического положения – карта. Последовательность действий при работе с картой заложена в плане географического положения материка. Учитель по карте объясняет порядок работы. Ученики дублируют действия учителя. Они определяют, как Африка расположена по отношению к экватору и нулевому меридиану. На контурной карте отмечают экватор и нулевой меридиан красными линиями, затем определяют координаты крайних точек (их также фиксируют на карте) и последовательно надписывают части береговой линии.

В заключение практической работы учитель предлагает ответить на вопрос: почему географическое положение Африки удобное?

С целью экономии времени не нужно предлагать учащимся полностью копировать физическую карту.

Работа с контурными картами позволяет усвоить главным образом географическую номенклатуру. Но контурная карта может быть использована и для раскрытия закономерностей и связей, существующих в природе. Так, при характеристике особенностей рельефа Восточной Африки выясняем, что причиной образования складчато-глыбовых и глыбовых гор являются поднятия и разломы, которые здесь происходили и находим полосу Великих Восточно-Африканских разломов. Учащиеся рассматривают схему в учебнике и «накладывают» ее на физическую карту. По линии Великих Африканских разломов образовались впадины и трещины, в которых возникли глубокие озера удлиненной формы. В сбросовой впадине образовалось Красное море. Линию разломов на контурной карте учащиеся обозначают тем же условным знаком, что и на схеме учебника.

Разломы сопровождались вулканической деятельностью. Учащиеся находят вулканы Килиманджаро и наносят его на контурную карту.

На первом уроке по изучению Антарктиды, когда речь идет об открытии Южного полюса, учащиеся прослеживают маршруты экспедиций Р.Скотта и Р.Амундсена и обозначают их на своих контурных картах.

Маршрут Ф.Ф.Беллинггаузена и М.П.Лазарова следует внимательно проследить по карте. Обозначить его на карте сложно, и это займет много времени. На втором уроке, говоря о современных исследованиях Антарктиды, прежде всего следует нанести на контурную карту размещение полярных станций, которые принадлежат нашей стране.

Но не следует копировать их с карты атласа, а отметить по координатам, которые заранее написаны на карточке с инструкцией по выполнению работы.

На уроке все станции обозначать не следует: это займет много времени. Достаточно отметить четыре первые, остальные учащиеся могут обозначить дома.

В 8 классе при изучении физической географии России работа с контурными картами у учащихся не вызывает больших затруднений. Они уже имеют определенный опыт работы с ними. Поэтому можно работы на контурных картах больше давать как самостоятельные.

Так, на уроке «Географическое положение и размеры России» учащиеся могут вполне самостоятельно определить крайние точки нашего государства и перенести их координаты на контурную карту России.

Так же самостоятельно они могут подписать моря, омывающие территорию России, пограничные государства.

Однако, и в 8-ом классе, полагаясь на опыт работы учащихся с контурными картами, не следует забывать, что слабые учащиеся нуждаются в помощи учителя. Поэтому большая часть работы ими проводится под руководством учителя. Это превратит работу с контурными картами в интересное и увлекательное занятие, будет способствовать более полному развитию интереса к изучаемому предмету, поможет лучшему усвоению изучаемого материала.

Программа действий

при выполнении практической работы на контурных картах

по теме «Вулканы» 6 класс.

I – низкий уровень:
1.Учитель показывает на стенной карте полушарий местонахождение

вулкана Ключевая сопка.

2. Учащиеся определяют местонахождение этого вулкана на картах в атласе.

3. Отметили этот вулкан на контурных картах.
II –средний уровень:
4. В таком же порядке отмечаем на контурной карте вулканы

- Везувий;

- Гекла;

- Кракатау;

- Орисаба;

- Килиманджаро.
III –высокий уровень:
5. Определить географические координаты данных вулканов и записать их в тетрадях.

Программа действий

при выполнении практической работы на контурных картах

по теме «Рельеф Африки» 7 класс.
I уровень:
Как на контурной карте найти место, где расположены Атласские горы?

-Рассмотрим по карте атласа, где они начинаются на западе.

От 100 з.д. и 280 с.ш. они протянулись на северо-восток и почти у самого побережья Средиземного моря пересекают нулевой меридиан.

Отсюда горы простираются в восточном направлении до 100 в.д.

- Обозначим горы линией коричневого цвета.
II уровень:
Обозначим на контурных картах другие формы рельефа на материке Африка:

- Эфиопское нагорье;

- Восточно-Африканское плоскогорье;

- Вулкан Килиманджаро.
III уровень:
Изобразить условными знаками полезные ископаемые, которые добывают на материке.

Программа действий

при выполнении практической работы на контурных картах

по теме «Выделение устойчивых, подвижных участков земной коры и сейсмических районов Евразии» 7 класс.
I уровень:
- Открыть карту атласа «Строение земной коры» и назвать древнейшие части

материка-платформы.

- Нанести эти платформы на контурные карты и подписать.

- Под наименованием платформы в скобках подписать современные названия

этих форм рельефа.

Китайская платформа- (Великая Китайская равнина)

Русская платформа-( ? )

Сибирская платформа- (? )
II уровень:
-Какие участки суши располагались между платформами?

-Какие горные породы покрывали их?

-Какие процессы здесь происходили?

-Что находится в настоящее время по окраинам платформ рядом с

глубочайшими впадинами океанов и морей?
III уровень:
- Обозначить на картах Альпийско-Гималайский пояс, горные области

Камчатки и Японских островов.

- Как на карте можно определить подвижные участки Земли?

- Найдите их на карте и штриховкой обозначьте на контурной карте.


Программа действий

при выполнении практической работы на контурных картах

по теме «Выделение климатических поясов и областей» 7 класс.

I уровень:
- Назовите основные воздушные массы.

- Кратко охарактеризуйте каждую из воздушных масс.

- Сколько климатических поясов на земном шаре? Где они расположены?

-Нанести на контурные карты климатические пояса и области.

- Нанести экваториальный пояс, субэкваториальные, тропические,

субтропические, умеренный, арктический и антарктический пояса.

- С целью экономии времени обозначить только границы поясов (северную

и южную) и подписать их названия.
II уровень:
- Почему в каждом климатическом поясе выделяются климатические области? Объясните причины.

- Продолжить работу дома- раскрасить климатические пояса Земли.

Программа действий

при выполнении практической работы на контурных картах

по теме «Географическое положение России» 8 класс.

I уровень:
- Определите по карте координаты крайних точек России.

-Обозначьте крайние точки России на контурных картах.
II уровень:
- Подписать на контурной карте моря, омывающие берега России.

- Провести государственную границу России и подписать пограничные государства.
III уровень:
-Назвать государства России, которые являются соседями I, II, III порядка.
Описанный опыт работы использую в течение 8 лет. Отмечаю, что в результате повысилась успеваемость учащихся по географии. Неуспевающих по предмету нет уже 6 лет. Интерес к изучению предмета не пропадает на протяжении всех лет обучения.

Повысилось качество знаний. Теснее стало сотрудничество с детьми: они чаще обращаются с вопросами, интересуются дополнительным материалом по предмету. Ежегодно учащиеся 9 класса выбирают сдавать экзамен по географии. Успешно проходит их итоговая аттестация. Многие учащиеся с удовольствием пишут рефераты и умело их защищают.

Участники олимпиад показывают неплохие знания.

Это говорит о том, что все учащиеся получили возможность заниматься в полную силу. Занятия, организованные с учетом индивидуальных способностей учащихся, снижают их тревожность, обеспечивают полное и качественное усвоение материала.

Опыт рекомендуется к применению.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconТема: Туранская низменность Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Туранской низменности, закрепить практические умения при определении физико-географического...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Продолжить формирования понятия "физико-географическое положение материка". Продолжить формирование умения работы с картами...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconУрок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие...
Обучающие: расширить и углубить имеющиеся знания учащихся об исследователях южных материков Земли. Продолжить формирование умений...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconУроках математики в школе
...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» icon«Развитие познавательного интереса на уроках географии»
...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создать условия для формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении...
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconТворческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:...
I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconРазвитие познавательного интереса посредством занимательного и
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconОтчет о научной и научно-методической работе за 2012 год
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный подход при работе с контурными картами на уроках географии» iconСмысловые группы наречий
Я считаю, что процесс развития познавательного интереса учащихся, особенно старшеклассников, будет более эффективным, когда используется...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск