Тема: Туранская низменность Цель урока





Скачать 71.73 Kb.
НазваниеТема: Туранская низменность Цель урока
Дата публикации11.10.2014
Размер71.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема: Туранская низменность

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Туранской низменности, закрепить практические умения при определении физико-географического положения равнины, работы с картами атласа и контурными картами с использованием опорного конспекта.
Задачи:
Образовательные:

определить физико-географическое положение Туранской равнины, выделить ее природные границы, изучить особенности природы равнины и выявить причинно-следственные связи природных явлений.

Развивающие:

продолжить формирование навыков определения ФГП, умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

Ход урока.
Орг. Момент

Приветствие

На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Восточно-Европейской равнины с её богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами. Изучив Русскую, мы попадем в другую часть нашей страны, которую называют- Туранская равнина.

Это уникальный природный комплекс. Запишите число и тему урока. Определите, пожалуйста, цель сегодняшнего урока.
УЧЕНИКИ: (здесь и далее-возможные ответы учеников) при изучении крупных природных регионов необходимо познакомиться с ФГП, природными границами равнины, особенностями ее природы.

УЧИТЕЛЬ: Правильно.

(слайд 2) Цель урока: определить ФГП Туранской равнины, выделить ее природные границы и познакомиться с главными особенностями природы региона.

Для работы необходимо иметь атласы и контурные карты, учебники, опорные конспекты.

(слайд 3) Туранская равнина или низменность – это широкая равнина, протянувшаяся в Южном Казахстане с запада на восток, занятая большей частью пустынями (Каракумы, Кызылкум и др. Используя масштаб карты определите ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.

УЧИТЕЛЬ: В какой части Казахстана расположена Туранская равнина? (щелчок мыши по данной территории)
УЧИТЕЛЬ: Правильно. Используя физическую карту т (стр. 5-6) определите природные границы равнины. Подпишите их в контурной карте.

УЧИТЕЛЬ: Сделайте вывод об особенностях географического положения Туранской равнины.

УЧЕНИК:  Туранская равнина, равнинная часть Южного Казахстана, занятая большей частью пустынями (Каракумы, Кызылкум и др.). На Западе ограничена восточным берегом Каспийского моря, на С.-З. — восточным подножием Мугоджар, на С. — Тургайским плато, на С.-В. — Казахским мелкосопочником, на Ю.-В. — горами Тянь-Шаня; на В. приподнятой восточной окраиной пустыни Бетпак-Дала и Чу-Илийскими горами отделена от пустынь Балхаш-Алакольского бассейна. Большая территория говорит о разнообразии природы равнины.

УЧИТЕЛЬ: Все правильно. Географическое положение оказывает влияние на особенности природы любого региона.

. Цель данного этапа урока: выявить причинно-следственные связи в особенностях природы равнины, заполнить таблицу в конспекте.

Какова главная особенность рельефа Туранской равнины?

УЧЕНИК: Почти плоский рельеф. (слайд 5)

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Обратите внимание на слайд. Действительно поверхность низменности почти плоская. В чем же причина плоского рельефа? Особенности рельефа равнины зависят от тектонического и геологического строения территории.

Откройте учебники и прочитайте о тектоническом строении данной территории.

УЧИТЕЛЬ: Используя прочитанную информацию, сделайте вывод, какие причины определяют плоскость рельефа равнины? Каковы средние высоты Туранской равнины?

УЧЕНИКИ: Основная часть Т. н. соответствует Туранской плите, образованной в палеозое. В формировании рельефа низменности большую роль играют денудационные - аккумулятивные  аллювиальные процессы. (глоссарий, слайд 6, по щелчку)

Средние высоты равнины составляют от 200 до 300м., Наибольшей высоты достигают поднятия пустыни Кызылкум (388 м).

УЧИТЕЛЬ: Запишите две самые важные причины кратко в конспект.

Плоскость рельефа и ФГП определили климат равнины. Какая характерная черта присуща климату Туранской низменности?

УЧЕНИК: Суровый континентальный климат

УЧИТЕЛЬ: (слайд 7) Верно. Откройте в атласах « Климатическую карту Казахстана». Отметьте в контурных картах два географических пункта: город Кызылорда, город Ыргыс. Определите климатические показатели (средние температуры января, июля и годовую амплитуду, годовое количество осадков) для быстроты работаем по вариантам. (1 вариант работает с пунктом – Кызылорда, 2 вариант- Сага)

На доске появляется карта Туранской низменности и отмечаются данные пункты. Учащиеся работают в контурных картах.

Запись:

Кызылорда: средняя температура января – 140С, средняя температура июля - +340С, А=480С. Среднее годовое количество осадков150 мм и менее

Ыргыс: средняя температура января – 200С, средняя температура июля - +300С, А=500С. Среднее годовое количество осадков150-200 мм.

УЧИТЕЛЬ: Проанализируйте полученную информацию и сделайте вывод по климатическим показателям пунктов.

УЧЕНИК: Континентальность климата возрастает с севера на юг, так как увеличивается годовая амплитуда и уменьшается количество осадков.

УЧИТЕЛЬ: Но не только географическая широта и количество солнечной радиации определяют климат равнины.

Климатические условия. Своеобразие природы региона определяется главным образом резко континентальным, по большей части аридным, климатом, который связан с внутриматериковым положением территории, удаленностью от океанического влияния, наличием горных барьеров, ограждающих ее с юга и юго-запада и затрудняющих проникновение средиземноморских циклонов и муссонов Южной Азии.

Стрелками синего (зимой) и красного (летом) на доске показывает движение воздушных масс летом и зимой. (щелчок мыши)

Учащиеся кратко записывают причины в конспект.

УЧИТЕЛЬ: Выявленные особенности природы равнины: рельеф и климат, оказывают влияние на внутренние воды. Обратите внимание на физическую карту Туранской низменности. Речная сеть Туранской низменности слабо развита. Сырдарья берёт свое начало за пределами территории Казахстана. После использования её вод для нужд сельского хозяйства, в Аральское море впадает очень малое количество речной воды. В последнее время Сырдарья практически не доходит до моря.

УЧИТЕЛЬ: (слайд 8) При движении с севера на юг происходит смена природных зон, которые являются крупнейшими природными комплексами. Откройте карту природных зон Казахстана на стр.19-20 атласа.

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы:

Природная зона

Почвы

Растения

Животные














(слайд 9-11) Только север Туранской низменности - Тургайское плато -входит в сухо-степную и полупустынную зоны, а его остальная часть полностью относится к зоне пустынь. Развитие почв и растительного покрова соответствует им. На тургайских темно-каштановых почвах растут типчак и белый ковыль. Почвы полупустынной степи, простирающейся к югу, обычно светло-каштановые. Им соответствует растительный покров из полыни и кохии.
 
Туранские пустынные территории относятся к северному и южному типу пустынь. Северный тип пустынь развит в Северном Приаралье.
На их бурых и каштановых почвах растут полынь и солончаковые растения. В них смешаны туранские виды растений, свойственные Средней Азии и центрально-азиатским пустыням (красная полынь, терескен, житняк, жузгун, тамариск, буян, итсигек, боялыч, саксаул, черный саксаул, черная полынь). Они по сравнению с растительностью пустынь лучше растут на песчаных барханах. Глинистые берега соленых озер и такыры бывают в основном без растительности. В долинах рек произрастает немного луговых трав.
 
В Присырдарье (Кызылкум), которая относятся к южному типу пустынь, преобладают
сероземы. На них растут эфемеры и полынь, солончаковые травы. В глинистых пустынях Туранской низменности обитают сайгаки, джейраны. На Устюрте встречаются муфлоны.
 
Из хищных зверей обитают волки, лисы, барханные кошки, каракалы. Часто встречаются
тушканчики, мыши, ящерицы, черепахи, змеи, другие пресмыкающиеся, свойственные пустынным зонам.

УЧИТЕЛЬ: показывает слайды с фото представиелей растительного и животного мира Туранской низменности..

В чем заключаются причины формирования природных комплексов низменности?

Наш урок подошел к концу. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

УЧИТЕЛЬ: Наш урок подошел к концу. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

УЧЕНИКИ перечисляют основные знания, полученные на уроке.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. В течение всего урока мы определили географическое положение Туранской равнины, обозначили ее границы, успешно выявили причины и следствия особенностей природы уникальной равнины, оформили работу в виде конспекта. Оценки за работу на уроке получили (перечисление Ф.И. учащихся )
Запишите домашнее задание: (на доске)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Туранская низменность Цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока
Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране
Тема: Туранская низменность Цель урока iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема: Туранская низменность Цель урока iconКонспект урока по устройству автомобиля тема урока : «система пуска...
Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и работой системы пуска двигателя. Развивать логическое и творческое мышление, прививать...
Тема: Туранская низменность Цель урока iconУрок по алгебре в 8 классе. Тема урока: способы решений квадратных уравнений. Цель урока
Цель урока: провести игру «Счастливый случай» в закрепление и обобщение способов решения квадратных уравнений
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: Эпоха Возрождения. Сонеты Уильяма шекспира. Цель урока
Цель урока: Рассказать об эпохе Возрождения, особенностях ренессансного гуманизма, видах искусства, получивших развитие в эпоху Возрождения,...
Тема: Туранская низменность Цель урока iconПлан урока № тема №1: Ведение. Тема урока: Содержание курса. Тб. Ткани и инструменты
Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока «Лексические средства выразительности» цель урока
Цель урока: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные,...
Тема: Туранская низменность Цель урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: Восстание Спартака. 5 класс Цель урока
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познако­мить с героической личностью...
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: "Украшения и реальность. Узоры на стекле" 2 класс. Цель урока
Цель урока: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы; учить “брать” не разрушая....
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема: Импульс тела. Цель урока
...
Тема: Туранская низменность Цель урока iconУрока Тема урока Цель урока
Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Тема: Туранская низменность Цель урока iconТема урока: Азотная кислота и её свойства Цель урока
Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск