Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков»





Скачать 130.63 Kb.
НазваниеУрок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков»
Дата публикации11.10.2014
Размер130.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
ТЕМА: ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ

Цель:

Обучающие: расширить и углубить имеющиеся знания учащихся об исследователях южных материков Земли. Продолжить формирование умений работы с картами атласа и контурными картами.

Развивающие: расширить кругозор, используя дополнительные сведения и документальные подтверждения о великих географических открытиях.

Воспитательные: на примере человеческих качеств знаменитых исследователей воспитывать умение преодолевать трудности, целеустремленность, смелость, благородство.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Форма урока: урок – путешествие (использование презентации).

Оборудование урока:

  1. Физическая карта мира.

  2. Презентация «Исследователи южных материков».

  3. Атлас 7 класса (на столах у учащихся).

  4. Контурные карты мира.

  5. Раздаточный материал: кроссворды ( на каждую парту); задания для работы по рядам (на каждую парту); таблица для сравнения экспедиций Р. Амундсена и

Р. Скотта (на каждую парту), карточки с текстом дополнения ( 4 шт., выборочно)

  1. ТСО: мультимедийный проектор.


Ход урока:

1. Организационный момент. Знакомство с классом.

2 Актуализация знаний. Разминка.
– Ребята, поднимите руку, кто любит путешествовать?

Думаю, что вы путешествуете на каждом уроке географии вместе со своим учителем. Сегодня я тоже предлагаю вам совершить путешествие по материкам Земли, но только по южным.

- Кто из вас сможет назвать и показать все южные материки? (Ответ у карты)

- Кроме того, что все они лежат в южном полушарии, у них есть общее прошлое. Предлагаю поработать дешифровальщиками. В кроссворде зашифровано слово, связанное с южными материками. Когда мы разгадаем кроссворд, то найдем его. Оно поможет ответить нам, какие материки мы называем южными. Разгадывая объекты, мы показываем их на карте.

Раздаточный материал. (Лист №1)

К Р О С С В О Р Д Лист №1

1. Озеро – самое глубокое на материке Африка и самое длинное в мире.

2.Уникальный водопад, названный в честь английской королевы, расположенный на реке

Замбези.

3. Самая полноводная река мира.

4. Самая высокая точка на материке Африка.

5. Природная зона – высокотравная степь.

6. Самая большая по площади пустыня мира.

7. Примитивное млекопитающее Австралии.

8. На языке древних инков – «медные горы».





Т

А

Н

Г

А

Н

Ь

И

К

А




В

И

К

Т

О

Р

И

Я







А

М

А

З

О

Н

К

А




К

И

Л

И

М

А

Н

Д

Ж

А

Р

О







С

А

В

А

Н

Н

А







С

А

Х

А

Р

А







У

Т

К

О

Н

О

С







А

Н

Д

Ы






- Проверка решения кроссвордов.

(Показ слайдов презентации с изображением называемых географических объектов, слайды № 3-10)

- Итак, вы определили зашифрованное слово - ГОНДВАНА.

Что оно означает и как связано с Южными материками? (Ответ учащихся)

- Значит, южными материками считают те, которые образовались при распаде древнего Южного материка Гондвана.
3. Целевая установка урока: (слайд презентации№11)

-Скажите, откуда появились сведения обо всех этих материках, об их природе, достопримечательностях?

(Ответ: сделали открытия ученые и путешественники).

(слайд презентации №12)

- Совершенно верно. Вот и сегодня на нашем уроке речь пойдет о великих людях – исследователях южных материков. Наша задача вспомнить их имена и маршруты , остановиться на интересных фактах из жизни некоторых путешественников и в конце нашего урока ответить на вопрос:

Для кого из исследователей могли бы стать девизом всей жизни слова известного

английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти, и не сдаваться!»

(Эпиграф урока на слайде презентации)

4. Повторение пройденного материала.
Работа с заданиями по рядам. (Лист №2)

- Сейчас каждый ряд получает тестовые задания, через одну минуту необходимо установить соответствие между именем исследователя и географическим открытием.

1 ряд – работа с исследователями Африки

2 ряд – работа с исследователями Австралии

3 ряд – с исследователями Южной Америки.
1 ряд - Исследователи Африки. Лист №2

1.Васко да Гама а) Исследовал Африку во второй половине Х1Х

века. Пересек пустыню Калахари. Открыл водопад

Виктория на реке Замбези.

2.Н.И.Вавилов б) В 1497-1499 годах обогнул Африку с юга и

первым открыл морской путь в Индию.

3. Дэвид Ливингстон в) В 1926-1927г.г. возглавил экспедицию по

изучению культурных растений.

2 ряд – Исследователи Австралии

1.Абель Тасман а) Испанский мореплаватель в 1606 г

открыл северную оконечность полуострова

Кейп-Йорк, дал название проливу между островом

Новая Гвинея и материком.

2. Джеймс Кук б) В 1839-1840 г. обследовал побережье Большого

Австралийского залива и открыл крупное озеро на

материке.

3. Луис де Торрес в) Голландец, исследовал берега Австралии . В 1642

году открыл остров на юго-востоке, носящий

сегодня его имя.

4. Эйр Джон Эдуард г) Известный английский мореплаватель в 1770 году

прошел вдоль восточного берега Австралии и

окончательно доказал, что это самостоятельный

материк.

3 ряд - Исследователи Южной Америки

1. Христофор Колумб а) Немецкий географ в 1799-1804 г.г. подробно

изучал природу Южной Америки и объяснял

географические закономерности.

2. Френсис Дрейк б) Участник испанских экспедиций в 1449,

1501 г. Его именем названа часть света.

3. Фернан Магеллан в) Совершая первое кругосветное путешествие

обогнул с юга материк, открыл остров и

пролив, названный позднее его именем.

4. Америго Веспуччи г) Знаменитый английский пират, открыл

пролив между о. Огненная Земля и

Антарктидой.

5. Александр Гумбольдт д) Стремился открыть морской путь в Индию,

но в 1492 году открыл новый материк и до

конца жизни не узнал об этом.
Проверка работы. (слайды презентации № 13-15)

- Во время проверки каждого материка, наша задача нанести на контурную карту географические объекты, открытые в результате исследований.

Читаются выбранные варианты ответа, по мере чтения идет дополнение сведений учителем. ( Если урок проходит со своими учениками, дополнения могут делать сами учащиеся).
Африка:

Объекты на к.к.: р.Замбези, м. Доброй Надежды, вдп. Виктория, р.Конго,

вдп. Ливингстона.

Дополнительные сведения о Ливингстоне; Б.Диаше. (см. приложение)
Австралия:

Объекты на к.к.: о. Тасмания, Тасманово море, пролив. Торреса, пролив Кука, Бассов пролив, м. Байрон, оз. Эйр.

Дополнительные сведения о мерах Д.Кука против цинги.
ДОПОЛНЕНИЕ №1 (зачитывают учащиеся)

Джеймс Кук гордился тем, что за длительное плавание не потерял ни одного человека от цинги. Он был свидетелем того, как от цинги погибало, порой, больше половины экипажей и поставил перед собой цель бороться с этой болезнью.

Прежде всего, Джеймс Кук требовал чистоты и всегда лично обследовал корабль. Все помещения тщательно мыли и чистили, причем каюты после мытья просушивали горячими угольями. Но самым главным средством против цинги была диета. Она включала кислые травы, горчицу, уксус, пшеницу в зернах. Апельсиновый и лимонный сок, «сухой суп» - по виду напоминающий плитки клея, а так же сахар, овощи, сельдерей.

Дополнительная информация о Байроне, Бассе (см. приложение)

Южная Америка:

Объекты на к.к.: Магелланов пролив, пролив Дрейка, о. Огненная Земля.

Дополнительные сведения об Александре Гумбольдте (см. приложение)
5. Работа с новым материалом.

Открытие Антарктиды.

- Антарктида – это южный материк, который вам еще предстоит изучить. Но мы сегодня не можем не остановиться на именах исследователей и первооткрывателей Антарктиды.

Сообщение учащихся об открытии Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым ИЛИ информация учителя:
Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев (слайд презентации №16)

- 15 июля 1819 года из Кронштадта вышла первая русская экспедиция к берегам Антарктиды на судах «Мирный» и «Восток». Их вели ученые и моряки Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев.

За время двухлетнего плавания в арктических водах экспедиция подходила к материку пять раз.

16 января (28января по новому стилю) 1820 года, когда моряки впервые увидели землю, считается датой открытия Антарктиды.

За время экспедиции прошли – 49 723 мили, что в 2.4 раза больше экватора.

Находились в плавание- 751 день, из них -100 дней во льдах.

(слайд презентации № 17 )
-После открытия Антарктиды многие исследователи побывали на материке:

Джемс Росс; Уилкс; Ларсен; Жерлат; Э.Шеколтон. Но Южный полюс так и не был покорен.

Только через 90 лет норвежский путешественник Руал Амундсен первым достиг Южного полюса. Это произошло 14 декабря 1911 года. ( слайды презентации №18-19 )

Но известно, что практически одновременно с Р. Амундсеном шла к Южному полюсу и вторая экспедиция под командованием англичанина Роберта Скотта.

Давайте зачитаем несколько описаний об этой экспедиции.
ДОПОЛНЕНИЕ №2 (зачитывают учащиеся)

ПУТЬ К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ

Яркое солнце отражалось от поверхности снега и льда и ослепляло полярников. Болели глаза. Люди слишком уставали , и тело, испытавшее нечеловеческое напряжение днем, не могло найти покоя ночью.. У всех потрескались и распухли губы, на них наклеивали легкий шелковый пластырь, но пластырь прилипал и потом отдирался вместе с кожей. Люди стали не похожи на себя: веки были красными, лица осунулись. Люди смертельно устали, ослабли, но никто не жаловался.

ДОПОЛНЕНИЕ № 3 (зачитывают учащиеся)

ПУТЬ К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ

Погода выдалась свирепой даже для этого края. Путешественники пережили все: вьюги, туманы, стужу, слепящее солнце. Но пришла еще одна беда – метель при теплом ветре. Люди были промокшие насквозь. Тяжелый пар стоял в палатке. Метель бушевала несколько дней. Глубокий, пропитанный водой снег делал дорогу невыносимой. Люди помогали тянуть сани обессиленным лошадям.
-- 18 января 1912 года Роберт Скотт и четыре его товарища Отс, Боуэрс, Уилсон и Эванс дошли до Южного полюса.

На обратном пути все пятеро погибли, испытывая страшные мучения:
ДОПОЛНЕНИЕ №4 (зачитывают учащиеся)

Буэрс и Уилсон заболели снежной слепотой. У Эванса на руках гноились нарывы, но главная опасность – он, сильный, широкоплечий человек потерял волю к победе. Отс отморозил обе ноги, каждый шаг давался ему с огромным трудом. Он понимал, что стал обузой для товарищей и однажды, превозмогая страшную боль, вышел из палатки, чтобы умереть. Всего 19 км не дошли они до ближайшего склада. Роберт Скотт до последних сил вел дневник, где записывал обо всем происходящем. Последние слова были обращены к английскому правительству. Он просил: «Ради бога, не оставьте наших близких».

Спустя 8 месяцев была найдена палатка с телами Скотта, Уилсона и Боуэрса.
-Ребята, перед вами информация об экспедиции Р. Амундсена и Р. Скотта. Просмотрите внимательно и подумайте, почему экспедиция Р.Скотта потерпела неудачу, были ли какие-то ошибки?

( Работа с информацией на листе №3)

Руал Амундсен Роберт Скотт Лист №3


1. К началу штурма Юного полюса за плечами имел большой опыт – три полярные зимовки.
2. Через каждый градус ставил

склады с продовольствием и

топливом, помечал их высоким

флагштоком. На это ушло около года.
3. Шел к полюсу новой дорогой,

приблизительно по меридиану

162°зд.
4. В экспедицию взял четырех

товарищей.

5.Выехал на санях, запряженных

собаками. Через месяц, когда часть

продуктов закончилась, распорядился

забивать по одной собаке и кормить

мясом людей и других собак.


6. Отправился к полюсу на месяц

позднее Скотта, достиг цели раньше

14 декабря 1911 года.

поход длился 99 суток.

Все участники остались живы.



1. Не учел ошибок предыдущего исследователя Э.Шеклтона, который вместо ездовых собак взял маньчжурских пони.
2. Разбил на пути к полюсу 12 опорных баз с продовольствием. Жестокие морозы и пурга не дали возможности закончить эту работу.
3. Двигался по пути Э.Шеклтона вдоль

170 °зд. Не стал прокладывать новый маршрут.
4. В поход отправились 12 человек. Затем часть вернулась, а путь продолжили пятеро.

5. Для передвижения взял моторные сани, лошадей, собак. Основная ставка была на лошадей. Но сани вышли из строя сразу на сильном морозе, а лошадей пришлось пристрелить, они не могли двигаться

по насту и были только обузой.

6.Достигли цели 18 января 1912 года. Испытали глубокое разочарование в том, что Амундсен опередил их. На обратном пути все участники экспедиции погибли.



Руал Амундсен считал, что внезапное появление на Южном полюсе его экспедиции явилось для Р.Скотта и его друзей страшным ударом. Узнав о гибели экспедиции, он писал: «…Я пожертвовал бы многим, даже славой чтобы вернуть их к жизни… Мой триумф в Антарктиде омрачен мыслями о трагедии…Она преследует меня».
6. Заключительная часть.

- Ребята, как вы думаете, какими чертами характера обладали все, названные нами, путешественники?

(Ответ: смелость, мужество, благородство, целеустремленность и т.д.)

- Давайте вновь вернемся к началу нашего урока и вспомним слова Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Для кого они могли бы стать жизненным девизом?

(Ответ: для каждого исследователя).

Закрепление.

-Предлагаю вам в качестве небольшого закрепления ответить на вопросы теста.
Проверочный тест. Лист №4

1. Одним из исследователей Австралии был:

А) Америго Веспуччи В)Руал Амундсен

Б) Абель Тасман Г) Васко да Гама

2. Впервые морским путем в Индию из Европы прошел:

А) Фернан Магеллан В) Васко да Гама

В) Джеймс Кук Г) Александр Гумбольдт

3. Внутренние районы Африки исследовал:

А) Дэвид Ливингстон В) М.П. Лазарев

Б) Христофор Колумб Г) Бартоломеу Диаш

4. Немецкий ученый, изучавший природу Южной Америки и объяснивший закон высотной поясности в Андах:

А) А.Гумбольдт

Б) Ф.Ф. Беллинсгаузен

В) Эйр Джон Эдуард

5 . Материк Антарктида был открыт:

А) 14 декабря 1911 года

Б) 28 января 1820 года

В) 24 ноября 1642 года

6. Открытие Антарктиды принадлежит:

А) Р. Амундсену

Б) Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву

В) Д.Куку

7. Южный полюс был открыт:

А) в конце ХХ века

Б) в начале ХХ века

В) в середине Х1Х века
-- Самопроверка (ответы на слайде презентации № 20 )

-- Итак, если у вас нет ни одной ошибки - вы усвоили материал урока на «5», если допустили 1-3 ошибки – это «4». Не стоит расстраиваться тем, кто допустил больше ошибок, выполнение домашнего задания поможет вам лучше разобраться в данной теме.

Домашнее задание:

1. Найти и нанести на контурную карту географические объекты, названные именами исследователей.

2. Обратиться к дополнительному материалу в литературных источниках.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. (слайд презентации № 21 )

-- Спасибо вам, ребята за работу на уроке.

А я желаю всем, чтобы и вашим девизом в жизни стали слова:

«БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconКоличество, шт
Данный урок проводится после введения понятия плотности вещества и формулы её расчета в разделе «Взаимодействие тел». Тип урока:...
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрок по географии в 6 классе
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, опорные листы, сосуд с водой, соль, мультимедиа
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира»
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрока: урок формирования и совершенствования знаний
Этот урок откроет для каждого из вас что-то новое и интересное, а посвящен он главному соединению кремния
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи
Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрока: урок усвоения новых знаний Цели урока
Оборудование: доска, мультимедийная установка, презентация, среда пргграммирования Паскаль авс, рму, рмп
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconЗайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные...
Оборудование: Презентация «Белое и Азовское моря», Физическая карта России, карта океанов
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconТип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений Вид урока
Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации)
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрок по теме: «Озера»
Оборудование: электронный учебник географии 6 класса, физическая карта полушарий, физическая карта России (интерактивное наглядное...
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие...
...
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУроки. Открытый урок в 6 классе. Тема: Упражнения танца "Ча-ча-ча".
Тип урока: Урок-конкурс. Оборудование: Ноутбук, флешь карта, чешки, видео ролик с танцем, музыкальная композиция. Форма проведения:...
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного)
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрока: урок формирования новых знаний (урок-исследование) Задачи: образовательные
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconУрока: Предметные
Предметные: ввести понятие «физическая карта мира», формировать у учащихся знания о месторасположении материков и океанов Земли,...
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconРазработка урока географии с использованием икт "Российские озера"
Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края
Урок формирования и совершенствования знаний. Форма урока: урок путешествие (использование презентации). Оборудование урока: Физическая карта мира. Презентация «Исследователи южных материков» iconТема урока «Координатная плоскость. Координаты»
Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Вити Верхоглядкина в математическом городе”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск