Скачать 105.17 Kb.
|
Приложение 1 Текстовый комментарий-пояснение к уроку физики в 7 классе «Плотность вещества» Данный урок проводится после введения понятия плотности вещества и формулы её расчета в разделе «Взаимодействие тел». Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков. Вид урока: урок-практикум. Для проведения урока и реализации поставленных целей потребуется следующее оборудование:
На уроке используются следующие методы обучения: диалогический, метод программированных заданий, частично-поисковый и эвристический. 1 этап урока: Постановка цели урока (стадия вызова) Взаимное приветствие учителя и учащихся. Заставка (Приложение 2 слайд 1) . Учитель озвучивает тему урока, эпиграф к уроку (Приложение 2 слайд 2) и приглашает одного из учеников провести демонстрационный эксперимент перед всем классом. Предлагает всем учащимся ответить на вопросы, связанные с экспериментом и самостоятельно сформулировать цель урока. Учащиеся формулируют цель урока и записывают в тетрадях тему урока. На данном этапе используются диалогический и эвристический методы обучения в форме самостоятельного анализа и объяснения наблюдаемого явления, формулировки цели урока учащимися. 2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация (стадия активизации мыслительной деятельности) В ходе актуализации знаний учащихся используется метод программированных заданий. Актуализация знаний осуществляется в форме проверки выполнения заданий в виде физического диктанта и взаимопроверки. С целью проверки усвоения понятия плотность вещества, знания учащимися обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема, учитель проводит физический диктант (Приложение 3) с музыкальным сопровождением в форме фронтальной письменной работы. Физический диктант включает 10 заданий для каждого из 2-х вариантов и рассчитан на 8 минут (включая взаимопроверку). Задания диктантов предлагаются на плакатах в виде цветных рисунков, схем и по своей структуре являются программами отбора. Использование физического диктанта позволяет не только осуществить мгновенную обратную связь от ученика к учителю (оперативно провести диагностику и коррекцию), но и способствует развитию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, объема и концентрации внимания учащихся. По окончании диктанта учитель демонстрирует правильные ответы, открыв классную доску с обратной стороны, и предлагает осуществить взаимопроверку в парах, озвучивает критерии оценивания. Просит осуществить обратную связь через сигнальные карточки красного («5»), желтого («4») или зеленого («3») цвета. Обращает внимание на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся. Учащиеся выполняют задания физического диктанта. В парах осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки в тетрадях. По просьбе учителя поднимают сигнальную карточку. 3 этап урока: Постановка проблемы. Практическая работа «Определение плотности продуктов питания» (стадия осмысления) Учитель обращает внимание учащихся на то, что нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать? Предлагает образовать группы по 4-5 человек (повернуться к учащимся за соседнюю парту). Озвучивает эпиграф к практической работе (Приложение 2 слайд 3). Выдает каждой группе лоток со следующим оборудованием: - твёрдый продукт питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.); - линейка (2 шт.); - микрокалькулятор (2 шт.); - заготовка таблицы «Плотности некоторых продуктов питания» (5 шт.) и даёт задание провести коллективное исследование «Определение плотности некоторых продуктов питания». Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования. Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; объем определяют умножением длины, ширины и высоты прямоугольника; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора, переводят единицы измерения плотности в систему СИ). Расчеты отражают в тетради. По просьбе учителя озвучивают полученные результаты, заполняют заготовку таблицы «Плотности некоторых продуктов питания». В школьных учебниках физики, сборниках задач отсутствуют экспериментальные задания на определение массы, объема, плотности часто встречающихся в быту веществ (кроме воды), например, употребляемых в пищу. Поэтому, с целью связи обучения с жизнью, получения количественного представления о плотности продуктов питания учащимися, поддержания интереса к предмету, считаю необходимым проведение исследования в данном направлении. При выполнении практической работы используется частично-поисковый метод обучения в форме групповой практической работы, где учащиеся выступают в роли ученых-первооткрывателей, так как результат работы групп - результат коллективного исследования - «эксклюзивный коллективный продукт». В результате чего достигается не только отработка формул расчета объема и плотности, развитие навыков практической работы, но и воспитание уверенности в себе, этики групповой работы. 4 этап урока: Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления) Учитель просит учащихся развернуться за свои парты и предлагает комплекс упражнений гимнастики для глаз. Учащиеся выполняют комплекс упражнений гимнастики для глаз под руководством учителя. 5 этап урока: Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации (стадия восприятия) Учитель вновь предлагает продолжить работу в группах по полученной таблице. Озвучивает задание №1 творческого характера: Составить как можно больше качественных задач, пользуясь данными таблицы «Плотности некоторых продуктов питания». Координирует взаимодействие групп при обсуждении результатов работы. Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют её данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные задачи и ответы к ним. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп. Учитель предлагает задание №2 творческого характера: Пользуясь данными таблицы «Плотности некоторых продуктов питания», составить и оформить в тетради расчетную задачу. Координирует взаимодействие групп при обсуждении текстов задач. Учащиеся работают с таблицей в группах, производят поиск, оценку, отбор данных, формулируют условие расчетной задачи и решают её в тетрадях. Озвучивают тексты задач. Выбирают наиболее интересную задачу. На данном этапе урока используется эвристический метод в форме организации групповой работы учащихся. Считаю, что предложенные задания способствуют отработке навыков самостоятельной работы учащихся с таблицей, развитию речи, внимания, памяти, логического мышления учащихся, инициативы в принятии решения, а организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в незнакомой ситуации (поиск, оценка, отбор, анализ, сравнение данных) на данном этапе позволяет развивать креативное мышление учащихся. 6 этап урока: Закрепление знаний (стадия повторения) При закреплении знаний используется метод программированных заданий. Закрепление знаний осуществляется в форме устного фронтального опроса учащихся по дифференцированным заданиям программированного типа следующих логических структур: отбора и группировки, представленных в мультимедийной презентации (Приложение 2 слайды 4 – 12). Если на этапе проверки знаний и их актуализации использовались только программированные задания отбора, то на этапе закрепления к заданиям отбора добавляются задания другой логической структуры – группировки, позволяющие дифференцировать работу учащихся. Принцип построения программы группировки заключается в разбиении текста, в котором рассматривается какое-либо понятие, соотношение или действие, на отдельные фрагменты. К каждому фрагменту этого текста подбирается один или два фрагмента аналогичного текста по принципу сходства, различия или противоположности признаков понятий, рассматриваемых в данном фрагменте. Ученику предлагается составить из фрагментов 2-3 небольших рассказа, в каждом из которых рассматривается только одно понятие, соотношение или закономерность. Существенно, что сходство или различие, на котором построены рассказы, отражено в каждом фрагменте задания. Фрагменты, составляющие начало рассказа, объединены в первую группу А в произвольном порядке. Фрагменты, следующие за ней, образуют группу Б, затем группу В и т.д. Перед учеником стоит следующая задача: начав рассказ с одного из фрагментов группы А, найти его продолжение из фрагментов в каждой последующей группе. Выполнение программы группировки дает возможность учащимся выделять признаки сходных и различных понятий. В таких заданиях каждый последовательный этап группировки-стыковки требует от учащихся обдумывания, сопоставления, анализа. Учитель демонстрирует программированные задания, представленные в мультимедийной презентации (Приложение 2 слайды 4-12). Желающие учащиеся поднимают руку и устно отвечают на вопросы заданий. Организация закрепления материала в такой форме позволяет не только повторению учебного материала, но и способствует развитию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, объема и концентрации внимания учащихся. 7 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (стадия рефлексии) Вопросы учителя к учащимся: 1) Что вы узнали нового на уроке? 2) Что вы поняли? 3) Чему вы научились? 4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему? 5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему? Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек. Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на «5»), желтого (работал на «4»), зеленого (работал на «3») цвета. Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. 8 этап урока: Задание на дом (заключительная стадия) Учитель даёт разноуровневое задание на дом, выдаёт раздаточный материал учащимся, делает краткие пояснения. Учащиеся записывают его в дневник, забирают с собой раздаточный материал (Приложение 4). Применение диалогического метода, метода программированных заданий, частично-поискового и эвристического методов обучения на уроке позволило создать условия, в которых учащийся: - приучается работать самостоятельно; - задавать себе и другим вопросы; - представлять свои идеи, обосновывать их; - выслушивать другое мнение; - учится анализировать, сравнивать. Применение указанных методов формирует у учащихся коммуникативную и дискуссионную культуру, когнитивные навыки, развивает интеллектуальные способности учащихся. Приложение к разработке урока содержит текстовый комментарий-пояснение (Приложение 1), мультимедийную презентацию (Приложение 2), задания физического диктанта (Приложение 3), задание на дом (Приложение 4). Источники: 1. Ильина Н. В. Тематический контроль по физике. Зачеты 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2000. – 48 с. 2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебн.-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 112с. 3. Марон А. Е., Марон Е. А. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с. 4. Павленко Н. И., Павленко К. П. Тестовые задания по физике. 7 класс. – М.: Школьная Пресса, 2003. -64 с. 5. Пеннер Д. И. Худайбердиев А. Программированные задания по физике для 6-7 классов средней школы. Дидактический материал. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. – 144 с. 6. Чеботарева А. В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классах: Дидакт. материал. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.-158 с. |
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций» Целью проекта является разработать структурную схему локальной вычислительной сети компании, при следующих заданных условиях: Количество... | Тематическое планирование По геграфии Класс 7 Учитель НебритоваС.... «География 7 кл.», автор Алексеев А. И. (М., Просвещение, 2009 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Какая формула связывает между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации, которое несет полученное... | Количество заданий в тест-билете – 9 Количество вариантов тест-билетов... На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор... | ||
Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов Охватывается огромное количество поднадзорных субъектов и здесь допускается подавляющее количество правонарушений | Календарно-тематическое планирование по геометрии Количество часов в неделю по учебному плану Количество часов в неделю по учебному плану2 ч. Всего количество часов в году по плану 68 ч | ||
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция»... Тема №1 «Формирование государства парламентского типа в Англии ходе революции 17 века» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В детском саду 5 групп, с 2 до 7 лет, количество мест -60 детей, количество воспитанников- 64 ребенка | ||
Реферат Число страниц 46, Количество таблиц 5, Количество рисунков 1 Ключевые слова: современное состояние экономики, динамика производственных показателей, swot-анализ, стратегические направления развития,... | 1. Количество и назначение ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество рабочих тетрадей | ||
Пояснительная записка количество недельных часов 2 Количество часов в год ... | Реферат по теме: Показатели качества и эффективности работы К показателям первой группы относят: количество погруженных вагонов, количество принятых вагонов от соседних дорог (отделений) и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Двухголосный диктант с отклонениями в тональности первой степени родства, количество тактов 8, количество проигрываний на фортепиано... | ||
Факультет физической реабилитации В мире огромное количество кухонь и ещё большое количество блюд, которые они могут нам представить. Я выбрал из этого многообразия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С каждым годом увеличивается не только количество участников, но и количество образовательных учреждений, чьи воспитанники принимают... |