Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7





Скачать 190.16 Kb.
НазваниеМетодические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7
Дата публикации16.01.2015
Размер190.16 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра всеобщей истории

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ
Методические указания

Для студентов со специальностью «юриспруденция»
Количество аудиторных часов – 32

Количество тем – 7

БАРНАУЛ 2010
Тема №1 «Формирование государства парламентского типа в Англии ходе революции 17 века»

Занятие 1. Политическая борьба в ходе революции


  1. Мирный период революции (1640-1642 гг.); начало буржуазных преобразований.

  2. Пресвитериане и индепенденты: политические программы («Великая ремонстрация», «Главы предложений») и сущность разногласий.

3. Борьба левеллеров за углубление революции; программа «Народное соглашение».

  1. Идейные разногласия индепендентов и левеллеров.


Цель семинара - систематизировать и обобщить идейно-политическое творчество партий в революции – пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Следует иметь в виду, - появление политических партий различного толка – это один из ярких показателей формирования буржуазной политической структуры. Появление политического спектра с четким размежеванием «правое крыло – центр - левое крыло» доказывает стремление всех слоев английского общества к участию в преобразованиях.

Проведите сравнительный анализ политических программ партий («Великая Ремонстрация», «Главы предложений» и «Народное соглашение»).

Составьте на выбор конспект-анализ статьи А.Адо «Идейный конфликт индепендентов и левеллеров…» или статьи М.И.Бацера «Левеллеры против Кромвеля». По материалам статей и на основе текстов политических программ двух партий продумайте и объясните место и роль партии левеллеров в истории английской революции; в мировой политической истории. Конспектируя статью А.Адо, обратите особое внимание на идейное обоснование партиями тех или иных пунктов программ, в частности, на различие в трактовках таких понятий, как «ковенант», «свобода», «собственность», «королевская власть» «гражданское право». Составьте сравнительную таблицу, в которой отразите отношение упомянутых партий к вопросам:

о форме государственного устройства;

о роли церкви в государстве;

о гражданских правах и свободах;

о глубине социальных и экономических преобразований.

Подумайте, какое место могла бы занять каждая из действовавших в Английской революции партий в современном политическом спектре. Обоснуйте.
Занятие 2. Революционное законодательство в годы революции

.

1. Социально-экономическое законодательство, решение аграрного вопроса.

2.Политическое законодательство (государственное устройство; властные прерогативы короля и парламента; взаимодействие ветвей власти)

3. Церковная и судебная реформы.

4. Оливер Кромвель – парламентарий, полководец, протектор.
Цель занятия - провести системный анализ законодательства Английской революции. Следует исходить из того, что преобразования, проведенные в Англии в годы революции, способствовали формированию стройной и устойчивой буржуазной системы в экономике, социальной сфере и государственно-правовом устройстве.

При изучении законодательства Английской революции следует систематизировать принятые парламентом билли по тематике и выстроить их хронологически. Итогом работы должна стать подробная таблица с разделами, которые отражали бы полную картину буржуазных преобразований в Англии в период революции:

в государственно-политической сфере;

в социально-экономической сфере;

в судебно-правовой системе;

в церковном устройстве.

В таблице должны быть отображены в хронологическом порядке основные законы, принятые Долгим парламентом, и доказывающие буржуазный характер политических и социальных преобразований. Выпишите ключевые иллюстративные фразы из текста революционных биллей, сформулируйте главную идею и цель того или иного законодательного акта. На основании данных своей таблицы проследите процесс трансформации английского общества из феодального в буржуазное.

Из экономического блока законов следует обратить внимание на следующие:

- законодательные акты 1641 г. по реформированию налоговой системы, торговли, промышленного производства (система поощрений);

- закон 1646 г. об отмене рыцарского держания;

- законы от 1646, 1649, 1652 гг. о конфискации земель феодальных собственников и формировании новых отношений собственности;

- «Навигационный акт 1652 г.», изменивший положение Англии в мировой торговле; и др.

Политический блок законов наиболее обширен. Это указывает на то, что революционные силы придавали наибольшее значение вопросам политического устройства страны и размежевания ветвей власти. Эти законы имели наиболее радикальные последствия для Англии, поэтому необходимо поэтапно проследить процесс формирования буржуазной парламентской системы. Это законы

- «Трехлетний билль» 1641 г., передавший законодательную власть парламенту;

- «19 предложений» 1642 г., передавший под контроль парламента деятельность правительства;

- «Акт о государственной измене» 1643 г., отменивший привилегию неподсудности с королевской особы и лордов;

- «Акт о мировых судьях» 1644 г., передавший права гражданской юрисдикции из рук церкви в руки гражданских судей;

- «Акт о реформе армии» 1644 г., передавший прерогативу формирования и командование армией от короля парламенту;

- акты республики и Протектората о формировании полицейско-бюрократического аппарата.

Реформирование судебно-правовой системы и церкви взаимосвязано и переплетается в актах:

- «О лишении всех духовных лиц властных полномочий» 1642 г.,

- «О правах граждан» от 1651 г.,

- «Об упразднении епископов и архиепископов» от 1646 г. и др.

Объясните причины реформирования церкви на основе пресвитерианских, т.е. консервативных началах.

Сделайте обоснованные выводы о характере революционного законодательства в Англии в середине XVII в.

Подумайте над вопросами: В чем Английская революция осталась незавершенной? Почему не прижились республиканские институты? В чем секрет консервативности Английской революции?
Тема №2. «ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГОСДАРСТВЕННОЙ СУВЕРЕНИЗАЦИИ В США. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ»

(Первая американская буржуазная революция)
Занятие 1. Американские колонии накануне войны за независимость

  1. Положение северо-американских колоний Англии к середине 18 века.

  2. Демократическое движение в колониях в 1763-1775 гг. (Сб. док., с.88-114)

  3. Идейные предпосылки войны за независимость (развитие американской политической мысли и антиколониальных настроений). – Сб.док., с.114-126)

  4. Роль Б.Франклина, С.Адамса, Т.Пейна в консолидации американской нации.



Занятие 2. Война за независимость и образование США

  1. Война за независимость (1775-1783 гг.). Роль Дж.Вашингтона.

  2. Выработка конституции 1787 г. Роль А.Гамильтона и Дж.Мэдисона.

  3. Борьба федералистов и антифедералистов.


Занятие 3. Исторические документы Американской революции

  1. «Декларация независимости 1776 г.», основные принципы и идеи. Т.Джефферсон.

  2. «Статьи Конфедерации 1781 г.» – первая американская конституция.

  3. Конституция США 1787 г.

  4. «Билль о правах 1789 г.»




Литература

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП – ХУШ вв. / Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М.,2004.

Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. – М., 1993.

Аптекер Г. Американская революция 1763-1783. – М.,1962.

История США в 4-х томах – Т.1.- М.,1989.

Война за независимость и образование США. – М., 1976.

Власихин В.А. Права американцев: оценки и реальность //США: ЭПИ. – № 3-4. – 1991.

Иванов Р.Ф. Франклин. – М., 1973.

Каленский В.Г. Мэдисон. – М.,1981.

Конституция США: история и современность. – М., 1988.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционной истории США. //Новая и новейшая история. – № 3. 1984.

Печатнов В.П. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.

Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976.

Согрин В.В. Основатели США. Исторические портреты. – М., 1983.

Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение. //ННИ.- 2002.- №1.

Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы. //ННИ.- 2004.- №2.

Степанова О.Л. 4 июля 1776. – М., 1976.

Филимонова М. Патрик Генри: революция против конституции //ННИ.-

2005.-№6

Фурсенко А.А. Конституционный конвент // США:эпи. –1987, №7.

Ширяев Б.А. Политическая борьба в США. 1789-1801. – Л., 1981.

Яковлев Н.Н. Вашингтон. – М., 1976.
Цель занятий - изучение истоков американской государственности – социально-экономических, политических и идейных. Отдельные вопросы посвящены роли и деятельности американских «отцов-основателей».

Тематика первого и второго занятий предполагает изучение фактического исторического материала на базе учебной и научной литературы («История США», «Война за независимость…», Согрин В. Идейные течения… и др.).

Третье занятие построено на изучении исторических документов американской революции и требует знания текстов этих документов. Анализ этих текстов («Декларации независимости», «Статей конфедерации», Конституции 1787 г.) предполагается проводить по следующей схеме:

- формулирование принципа народного суверенитета;

- формулирование принципов свободы и демократии;

- построение механизма разделения и взаимодействия властей;

- объем и гарантии гражданских прав.

Обязательным по данной теме является конспект статьи В.Власихина об американской конституции и правах американцев, а также выписки из научной и популярной литературы о деятельности «отцов-основателей».
Тема №3: «СТАНОВЛЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА»
Занятие 1-2. Буржуазные реформы первого этапа революции

1. Начало революции; взятие Бастилии.

2.«Наказы» сословий Генеральным Штатам накануне революции (Док. – Т.1)

3.«Декларация прав человека и гражданина» – первый документ революции.

4. Буржуазное законодательство на первом этапе революции:

- аграрные законы

- конституция 1791 г.

5. Муниципальная реформа и административное устройство Франции по декретам Национального Собрания 1789-1790 гг. («Документы…»,т.1,с.62-84)

6. Реформа судебной системы («Документы…», Т.1, с.84-111)

7. Политика Французской революции в отношении церкви:

  • гражданское устройство духовенства;

  • ограничение прав церкви

  • вопрос о неприсягнувших священниках («Документы…», Т.1, с. 378-412)

Занятие 3. Якобинский период революции

  1. Приход якобинцев к власти: внутреннее и внешнее положение Французской республики.

2. Первые декреты якобинской власти:

а) аграрные законы («Документы…», т.2, соотв. раздел)

б) Конституция 1793 г. («Документы…»,т.1, док.91)

3. Якобинская диктатура: организация революционного порядка управления (См.: «Документы…», т.1, док. 100, 103,105, 106).

4. Репрессивные и конфискационные законы; деятельность Революционного Трибунала («Документы…». – Т.1. - Раздел «Якобинский террор», док. 115-118, 124,125; «закон о продовольствии», см: Н.Кислица, с.109).

5. Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев.
Литература

Документы по истории Великой французской революции. – Т.1.-2. – М., 1991-1992.

Кислица Н.А Великая французская буржуазная революция. – Практикум. – М., 1963.

Французская революция в документах. 1789-1794. /Сост. Я.М.Захер. – Л., 1926.

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП-ХУШ вв. /Под ред. В.Г.Сироткина. – 1990.

Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. – Т.1-6. – М., 1976.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. – СПб., 1997.

История Франции. – В 3-х томах. /Под ред. А.З.Манфреда. – Т.2. – М., 1973.

Бовыкин Д.Ю. Термидор или миф о конце революции. //Вопросы истории.- №3.- 1999.

Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум…Материалы… - «Французский ежегодник». – М., 1970.

Французская революция XYIII в. и буржуазия: «Круглый стол» //ННИ.-№1.-2002.

Нарочницкий А.П. Юбилей французской революции: поиски и проблемы //ННИ. - № 3. –1989.

Ревуненков В.Г. О хронологических рамках Великой французской революции // Вестник ЛГУ.- Сер. История, язык, культура.- 1979.- № 3.

Черняк Е.Б. 1794 год. Некоторые актуальные проблемы исследования Великой французской революции //ННИ..- № 1.- 1989.

Чудинов А.В. Назревшие проблемы истории Великой французской революции // Новая и новейшая история. - № 2. – 1990.

Болховитинов Н.Н. Революция 1789 г., гильотина и террор // Встреча с историей. – М., 1990. – Вып. 3.

Гениффе Патрис. Террор: случайность или неизбежный результат революций? Из уроков французской революции XYIII в. //ННИ.-№3.-.2003.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – Л., 1978.

Левандовский А.П. Робеспьер (ЖЗЛ). – М., 1965.

Левандовский А.П. Дантон. М., 1964.

Левандовский А.П. Сердце моего Марата. – М., 1975.

Левандовский А.П. Сен-Жюст. – М., 1982.

Фридланд А. Марат. – М., 1962.

Якобинство в исторических итогах Великой французской революции

//ННИ. – 1996. – №5.
Задача семинаров по данной теме – углубленное изучение одной из самых важных тем в курсе новой истории. Революционное творчество – законодательство высшего органа, полемика в революционной прессе, деятельность революционных секций и Коммуны Парижа, борьба санкюлотов – многообразно, многоцветно, и его изучение не может ограничиться прочтением одной-двух книг. Требования к семинарам: обязательный конспект полемических научных статей, аналитический разбор документов, заметки о великих деятелях революции. Особое внимание следует уделить изучению темы "«Якобинская диктатура", поскольку именно якобинский период представляет собой концентрацию главных проблем буржуазных революций – их величия и противоречий. Анализируя декреты якобинцев, следует провести разграничение между теми декретами, которые завершили построение буржуазной системы, и теми, которые выходили за рамки буржуазной революции. Необходимо сделать выписки из «Закона о подозрительных», «Закона о Революционном Трибунале», «Закона о скупке» и «Вантозских декретов», доказывающие выход якобинцев за рамки буржуазной революции.

По вопросу «Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев» предполагается проведение самостоятельной работы. При подготовке к письменной работе следует обратиться к материалам предыдущих семинаров и принять во внимание главные аспекты доктрины Руссо: теорию общественного блага, уравнительную идею, идею формирования «общества мелких собственников», идею «неограниченной демократии» и др.
Тема №4: «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США (1865-1877 гг.)»

  1. Причины Гражданской войны.

2. Цели воюющих сторон; соотношение сил; планы ведения войны.

3. Первый период войны (1861-1862); причины неудач Севера.

4. Революционное законодательство и мероприятия правительства Линкольна.

5. Второй период войны (1863-1865)

6. Реконструкция Юга (1865-1877).

Литература:

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М., 2004.

История США в 4-х томах. – Т.1. – М., 1989.

Куропятник Г.П. Вторая американская революция. – М., 1961.

Сэндберг К. Линкольн. – М., 1961.

Аллен Дж. Реконструкция: битва за демократию. – М., 1961

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. – М., 1992. – Т.1-2.

Согрин В.В. Была ли гражданская война в США социальной революцией? // ВИ. – 1982. - № 1.

Согрин В.В. Буржуазные революции в США: общее и особенное //ВИ. – 1983. - № 3.

Старцев А.И. И.Турчанинов и Гражданская война в США // «Новая и новейшая история». – 1974. № 6.
Цель занятия по данной теме – подробное изучение событий Гражданской войны в США. При подготовке следует обратить внимание на следующие проблемы:

принципиальные отличия стратегических планов войны, предложенных, с одной стороны, К.Марксом и Ф.Энгельсом, с другой, - военным штабом северян (план «Анаконда»);

причины длительного периода неудач армии Севера;

революционная сущность «Закона о гомстедах»;

роль И.Турчанинова в подготовке и проведении военных операций Гражданской войны на втором этапе;

период Реконструкции как логическое продолжение Гражданской войны;


Тема №5: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ (1864 – 1870 гг.)»


  1. Германское социально-экономическое и политическое пространство в период после Венского конгресса 1815 г. до 60-х гг. XIX в.

  2. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. Отто фон Бисмарк.

  3. Шлезвиг-Гольштейнский вопрос; датская война 1864 г.

  4. Австро-прусская война 1866 г.; создание Северо-Германского союза.

  5. Франко-прусская война 1870 г.; образование Германской империи.


Литература:

Хрестоматия по истории международных отношений.– М., 1963.– Вып. 1.

Хрестоматия по новой истории. 1640- 1870. //Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Германская история в новое и новейшее время. – М., 1970. – Т.1.

Кан С.Б. Объединение Германии (1864 – 1871 гг.). – М., 1967.

Лукин Н.М. Германия: исторический очерк // Лукин Н.М. Избр. Труды. – М., 1963. – Т. 3.

Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. – М., 1997.

Объединение Германии «сверху», осуществленное Бисмарком, по своей сути являлось, безусловно, прогрессивным делом. Однако, в политике и дипломатии «железного канцлера» преобладали реакционные методы, что наложило отпечаток на последующие десятилетия германской истории. Двойственность и противоречивость были характерной чертой внутренней и внешней политики Германской империи, в которой благие цели сочетались с коварством и вероломством в их достижении. Традиции такой политики были заложены в 60-е годы Х!Х века.

Цель занятия – проследить дипломатические и политические акции Бисмарка в период подготовки и проведения войн – датской, австро-прусской и франко-прусской. Как известно, объединению Германии благоприятствовала внешнеполитическая ситуация. Обрисуйте ее и объясните изменение геополитических ориентиров европейских государств в середине Х!Х в. Обоснуйте также неизбежность объединения Германии именно «сверху», путем насильственных методов. Примерами из книги В.В.Чубинского проиллюстрируйте беспринципность и пренебрежение прусского канцлера к союзникам, положениям международного права, суверенитету германских государств и собственным даваемым обещаниям.

Тема №6: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ (1859 – 1870 гг.)»

1. Политическая карта Италии и национально-освободительное движение в первой половине XIX в.

2. Италия накануне объединения: Роль Сардинского королевства; К.Кавур.

3. Первый этап объединения Италии (от франко-итало-австрийской войны до образования Итальянского королевства). Роль Дж.Гарибальди.

4. Второй этап объединения Италии 1860 г. (поход гарибальдийской «тысячи», освобождение Сицилии и Калабрии, присоединение Неаполитанского королевства к Италии).

5. Присоединение Венеции (1866 г.) и Рима (1870 г.); завершение объединения Италии.

Литература:

Хрестоматия по новой истории. 1640 – 1870 // Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Гарибальди Дж. Мемуары. – М., 1966.

История Италии. М., 1970. – Т.2.

Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. – М., 1980.

История Европы в 8-ми томах. Т.6. – М., 1996.

Лависс и Рамбо. История XIX века. В 8-ми томах. – М., 1938. – Т.5.

Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Гарибальди //ННИ. – 2002. - №1.

События в Италии 50-60-х гг. ХiХ в. коренным образом отличались от аналогичных событий в Германии. Войны Бисмарка носили захватнический характер. Борьба итальянского народа, напротив, носила национально-освободительный характер. Это различие следует учитывать при анализе и оценке событий.

При подготовке к семинару продумайте следующие вопросы:

- Каковым было соотношение тенденций «сверху» и «снизу» в деле объединения Италии?

- Каково значение народных движений в процессе объединения Италии? Приведите примеры.

- Какими были отношения Гарибальди и властей? Какие вопросы рождали недоверие между ними?

- Что дает основание утверждать, что итальянское правительство присвоило себе лавры победителя, добытые на самом деле волонтерами во главе с Гарибальди?

- Каковы основные положения программы Гарибальди по обустройству единой Италии?

- Существовали ли в Италии того периода условия для создания и утверждения демократической республики? Обоснуйте.

- Проследите событийную взаимосвязь объединительных процессов в Германии и Италии. Составьте сводную таблицу.

Тема №7: «КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ

в конце ХIХ – начале ХХ в.»
Занятие 1 «Колониальная политика Англии».

1. Захват и закабаление Англией Египта.

  1. 2. Борьба англичан и буров на Юге Африки в 1815-1899 гг.

3. Англо-бурская война 1899-1902 гг. Характер, методы, итоги.
Литература:

Юровская Е.Е Практикум по новой истории. 1870-1917. – М., 1979. – Документы: с.130-159. Комментарии: с.159-163.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма /Сочинения. – Т. 5. – М.,1958.

Датт Р.П. Кризис Британии и Британской империи. – Пер. с англ. – М.,1959.

Дэвидсон А.Б. Сессиль Родс и его время. – М., 1984.

Как известно, колониальная политика Англии в Х!Х веке претерпевает значительные изменения: Англия отказалась от приобретения колоний и перешла к политике провозглашения протекторатов и предоставления зависимым странам прав доминиона. Политико-правовой статус протекторатов и доминионов отличался от статуса колоний. Используя предыдущий лекционный материал, вспомните основные правовые характеристики таких политических образований, как «колония», «протекторат», «доминион». Подумайте, каковы были причины изменения колониальной стратегии и тактики Англии?

Обсуждение на семинаре настоящей темы предполагается провести на основании серии исторических документов, представленных в «Практикуме».

По первому вопросу изучите документы 1-6. Сравните финансовые и политические позиции Англии и Франции в Египте. Определите, что толкало Англию на огромные расходы и рискованные шаги, как-то: займы египетскому правительству, покупка акций Суэцкого канала, содержание войск на территории Египта?

По второму вопросу изучите документы 7-22. Проследите историю проникновения англичан на юг Африки по воспоминаниям очевидца англо-бурской войны, русского военного историка А.Виноградского. Выдержки из его книги содержатся в документе 8 (с. 136-143). Дайте характеристику взаимоотношений англичан и буров на различных этапах всего указанного периода: 1815-1899 гг. Обратите внимание на то, как сказалось открытие золота и алмазов на Юге Африки на политике Англии (документ 10, с. 149)

Документальной базой подготовки по третьему вопросу являются: отчеты полковника Генерального Штаба Ромейко-Гурко о положении в бурских республиках Оранжевая и Трансвааль в 1815-1877 гг. (документ 11, с. 144-147); донесения русских дипломатов и военных специалистов о ходе и характере англо-бурской войны (документы 12-19, с. 147-156). Проследите по этим документам и свидетельствам ход и особенности войны. Конспективно составьте хронологию событий. Обратите внимание на мировое общественное мнение по поводу англо-бурской войны. Какую роль, по-вашему, сыграли иностранные добровольческие легионы?

Анализируя заключительный документ об образовании Южно-Африканского Союза в 1909 г., определите, какие права получило это государство в рамках Британской Империи? Что, по вашему, побудило метрополию предоставить значительные права Южно-Африканскому Союзу?

Занятие 2. «Колониальная политика Франции»

1. Колонизация Францией Туниса.

2. Колонизация Францией Мадагаскара.

3. Колонизация Францией Марокко.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. – М., 1979. – Документы: с.163-194. Комментарии: с.195-199.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. – Сочинения. – Т.5. – М., 1958.

Антюхина-Московченко В.П. История Франции. 1870-1918. – М.,1963.

Аяш А. Марокко. История одной колонизации. – Пер. с фр. – М., 1957.

Зусманович А.З. Империалистический раздел Африки. – М., 1959.
Колониальная политика Франции указанного периода – еще один пример того, как великие державы Запада, используя свое экономическое, политическое и военное превосходство, закабаляли слаборазвитые страны. Примеры Туниса, Мадагаскара и Марокко были не единственными в новейшей истории, а вполне традиционными. Работая над документами, проследите этапы порабощения названных стран: закабаление под видом финансовой помощи, затем подписание неравноправных договоров, и, наконец, провозглашение протектората или колонии.

По первому вопросу изучите тексты неравноправных договоров: «Франко-тунисский договор в Бордо» (Док.4, с. 166), «Франко-тунисская конвенция» (Док.6, с.168). Определите по этим документам суть и политико-правовые принципы «протектората», как формы колониальной зависимости.

Проследите историю покорения Францией феодального мальгашского государства по документам 9-15 (с.171-177). Обратите особое внимание на Док.15 о значении Мадагаскара для Франции. Конспективно отметьте хронологию событий, методы проникновения и захвата Мадагаскара.

Марокко имело для Франции особое стратегическое и экономическое значение, а покорение этого государства было сопряжено для Франции с дополнительными и значительными трудностями. История борьбы Франции за Марокко являла собой пример изворотливой, настойчивой, тактически рассчитанной политики. Изучите по документам 16-19 (с.178-181) дипломатические и политические методы Франции по вытеснению соперников. Какие уступки были сделаны Англии, Италии и Испании?

Изучите документы, касающиеся двух марокканских конфликтов (1905 и 1911 гг.), объясните, что заставило Францию вынести спор на решение международного сообщества. Из заключительного акта Альхесирасской конференции 1906 г. (Док.21, с.181) определите, какие преимущества получила Франция в Марокко в сравнении со своими соперниками?

Сопоставьте документы 6 и 26, и сравните характер протектората Франции над Тунисом и Марокко.
Занятие 3: «Германская колониальная политика»
1. Образование германских протекторатов в Африке.

2. Захват бухты Цзяо-Чжоу (Киао-Чао); проникновение на Дальний Восток.

3. Строительство Багдадской железной дороги – триумф германской колониальной политики.
Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. - М., 1979.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. – Сочинения. – Т. 5. – М., 1958.

Званич А.И. Обострение противоречий между империалистическими державами накануне первой мировой войны. – М., 1962.

Туполев Б.М. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем». Германская экспансия… - М., 1991.
Цель данного семинара – рассмотреть наиболее важные акции германской внешней политики конца ХIХ – начала ХХ века и выявить ее особенности и отличительные черты. Известно, что в борьбе за колонии Германии пришлось столкнуться с противодействием соперников, уже закрепивших свое преобладание в различных районах земного шара. «Старые» колониальные державы считали сложившееся положение незыблемым, поэтому в борьбе за «место под солнцем» Германии приходилось изобретать новые методы. Начав с приобретения в 80–е годы Х!Х в. «скромных» по своей значимости африканских колоний, в 90–е годы Германия смело бросает вызов Великобритании и другим державам в наиболее престижных районах мира: Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.

По первому вопросу следует изучить документы 1-10 (с. 199-209), разоблачающие формы и методы приобретения африканских земель германскими частными компаниями. Это донесения германских купцов Людерица и Вернана, а также выступления и телеграммы Бисмарка. Какие преимущества получали германские деловые круги по договорам с вождями африканских племен?

По второму вопросу изучите донесения русского дипломата Павлова, поверенного в делах в Пекине (документы 11-14, с.209-214). Проанализируйте и дайте оценку действиям германских властей в Китае. Чем Германия оправдывала такие методы проведения политики?

Изучите документ 15 на стр.214-215 – неравноправный договор Германии и Китая относительно аренды бухты Цзяо-Чжоу. Достигла ли Германия своей цели? Изучите карту китайского побережья в данном районе (Шаньдуньского полуострова и прилегающих земель) и дайте оценку стратегического и экономического значения приобретений Германии в Китае. Сравните германские владения в Китае с территориями страны, находящимися в сфере влияния других держав.

По третьему вопросу изучите документы 16-18 (с.216-221). Внимательно проследите по карте маршрут, по которому должна была пройти Багдадская железная дорога. Дайте оценку стратегического и экономического значения данной концессии. Изучите по документу 18 («Конвенция между Турцией и Обществом Оттоманской железной дороги о концессии») условия, на которых предоставлялось право строительства дороги. Что можно сказать на основании этого документа о политических и экономических позициях Германии в Турции, на Ближнем и Среднем Востоке в сравнении с позициями других великих держав? Почему получение концессии на строительство Багдадской железной дороги считается триумфом германской внешней политики?
Занятие 4. «Колониальная политика США»

1. Колонизация Гавайских островов.

2. Испано-американская война и судьба Филиппин.

3. Испано-американская война и судьба Кубы.

4. Политика США в Панаме.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1879-1917. - М., 1979. – Документы: с.225-270. Комментарии: с.279-276.

История США в 4-х томах. – Т.2. – М.,1996.

Европа, США и колониальный мир / Под ред. Б.М.Туполева. – М., 1988.

Фонер Ф. История Кубы и ее отношений с США. – М., 1962. – Т.2.
При изучении документов по истории внешней политики США особое внимание следует обратить на специфику дипломатических и политических приемов американских правящих кругов. Главной особенностью американской внешней политики и завоевания колоний, принадлежавших другим странам, было использование национально-освободительной борьбы в этих колониях. Под предлогом покровительства этим движениям вершилась политика в отношении Филиппин, Панамы, Кубы, Гавайских островов. Этот метод получил у аналитиков название «революции по заказу». При изучении темы следует провести сравнительный анализ применения данного метода Соединенными штатами Америки в различных точках земного шара.

По первому вопросу изучите документы 1-5 (с.225-230), которые откровенно и красноречиво свидетельствуют о захвате Гавайских островов горсткой авантюристов. Объясните легкость, с которой далась эта авантюра американским политикам.

При изучении документов об испано-американской войне обратите внимание на состояние дел испанской колониальной администрации на Кубе и Филиппинах и сравните степень присутствия и влияния испанского и американского капиталов здесь. Могла ли Испания после многолетней изматывающей борьбы против кубинских и филиппинских повстанцев противостоять военной и экономической мощи США? Изучите условия мирного договора США и Испании. Как в нем оговаривался политический статус Кубы и Филиппин? Чем и кем определялась дальнейшая политика США в завоеванных странах? Проанализируйте текст договора между США и Кубой (документ 29, с.263). Какую роль сыграла «поправка Платта» к конституции Кубинской республики?

По вопросу о политике США в Панаме изучите документы 30-31 (с. 265-270). Ответьте, каким образом Соединенными Штатами Америки была подготовлена и проведена «революция по заказу» в этой стране? Проанализируйте текст договора США с Панамской республикой от 1903 г. об использовании и эксплуатации Панамского канала (документ 31, с.267-270). Какие преимущества получило правительство США по данному договору? Можно ли назвать форму зависимости Панамской республики протекторатом?

Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по теме «Основные методы и отличительные особенности колониальной политики западных держав в конце ХIХ – начале ХХ в.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconМетодические указания, программа курса и тематика контрольных работ...
Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры истории и политологии. При этом количество...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconТематическое планирование По геграфии Класс 7 Учитель НебритоваС....
«География 7 кл.», автор Алексеев А. И. (М., Просвещение, 2009 г.). Данная программа рекомендована для изучения географии в 7 классе...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПрограмма регламентирует первоначальную подготовку спасателей по предметам обучения
В ней излагаются: организация первоначальной подготовки спасателей; расчет часов по предметам обучения; задачи обучения; методические...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconДисциплины направления
Количество аудиторных часов на дисциплину: 32: лекций – 14; практических занятий: 18
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по литературе...
Количество часов для специальностей «Организация обслуживания в общественном питании», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии Количество часов в неделю по учебному плану
Количество часов в неделю по учебному плану2 ч. Всего количество часов в году по плану 68 ч
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПояснительная записка Количество часов в год 70 Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 2/32
Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПояснительная записка количество недельных часов 2 Количество часов в год
...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconУчебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., 2010 Количество...
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа Количество часов по учебному плану на учебный год 68 часов
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПрограмма по окружающему миру 4 класс умк «Перспектива» Количество...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПояснительная записка Количество часов в неделю 5 Количество часов в год 170
Климановой Л. Ф. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2007 ) в соответствии с требованиями...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconМетодические указания по написанию рефератов, курсовых и дипломных...
Методические указания предназначены для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция», но могут быть использованы для подготовки...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconМетодические указания к изучению курса для студентов очного отделения...
Методические указания предназначены для студентов очного отделения, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция» и031001...
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 icon1. становление индустриального общества. Человек в новую эпоху
Количество часов в год -68 ч. Количество часов и занятий в неделю -2 ч. Периодичность занятий 2 раза в неделю
Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск