Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока





Скачать 110.15 Kb.
НазваниеЗайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока
Дата публикации09.07.2014
Размер110.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
БОУ «Фроловская ООШ» Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии
Моря, как крупные природные комплексы

Цели и задачи урока:

-Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей.

-Показать взаимосвязи между компонентами моря.

-Расширить знания о природных комплексах.

-Показать отличительные особенности водных ПК.

Оборудование: Презентация «Белое и Азовское моря», Физическая карта России, карта океанов.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, всё ли приготовили к уроку: атласы, учебники.

II. Повторение. Проверка домашнего задания

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о морях, как крупных природных комплексах. Но в начале урока давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

На предыдущем уроке мы знакомились с формированием природных комплексов, о их взаимосвязях.

- Для закрепления материла, мы проверим д/з


  1. Индивидуальная работа по карточкам (2уч.)

Тема . ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

1.Назовите основное качество почвы:

1) рыхлость

2) органичность

3) плодородие

4) сохранность

2.Выберите принадлежащее В.В. Докучаеву емкое определение почвы:

1) кладовая минералов

2) зеркало ландшафта

3) источник жизни

4) наследие веков

3.Определите преобладающий в европейской части России тип почв:

1) подзолистые

2) черноземы

3) бурые

4) лесные

4.Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

1) песчаная

2) комковатая

3) тонкослоистая

4) монолитная

5.Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации?

1) осушение и орошение

2) борьба с эрозией

3) химическая мелиорация

4) физическая мелиорация

6.Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий:

1) режим увлажнения

2) температура воздуха

3) особенность рельефа

4) живые организмы

7.В каких районах России получили распространение солончаки?

1) на Камчатке

2) в Прикаспийской низменности

3) на Южном Урале

4) в Карелии

8.Какое количество пищи получает человечество с обработанной земли?

1) 30%

2) 50%

3) 70%

4) 90%

9.Назовите главных естественных врагов почв:

1) переувлажнение

2) водная и ветровая эрозия

3) перевыпас скота

4) обильные снегопады

10.Какие почвы образуются в степях?

1) подзолистые

2) черноземы

3) бурые

4) серые

11.В каком месте почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами?

1) внутри и вокруг больших городов

2) вокруг крупных сел

3) у подножья гор

4) на поймах крупных рек

12. Как можно повысить плодородие почв?

1) правильной, культурной обработкой почв

2) созданием защитных лесополос

3) переменой выращиваемых культур

4) изъятием земель из севооборота

13. Каково, в среднем, снижение урожайности в результате эрозии?

1) 5-8%

2) 10—15%

3) 20-40%

4) 30-60%

14. На каких грунтах образуются легкие почвы?

1) на глинистых

2) на суглинистых

3) на супесчаных

4) на песчаных

15. Как образуется перегной?

1) биологические остатки перегнивают под воздействием живу­щих в земле микроорганизмов

2) органику в почву приносят талые воды

3) сезонное промерзание-оттаивание почвы выжимает перегной из минералов

4) химические процессы разлагают горные породы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

2

1

2

4

4

2

4

2

2

1

1

3

4

1




  1. Фронтальный опрос

  • Вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.

(это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории)

  • Почему природные комплексы разнообразны?

  • (Сочетание разнообразных компонентов образует разнообразные природные комплексы).

  • Назовите компоненты любого ПТК.

  • (Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды.)

  • Какие компоненты являются ведущими?

  • (Климат, рельеф.)

  • Как взаимосвязаны компоненты в ПТК?

  • (Между ними происходит обмен веществом и энергией в виде круговоротов воды, минеральных и органических веществ.)

  • Кто основал науку, изучающую ПТК?

  • (Докучаев В. В.)

  • Как она называется?

  • (Ландшафтоведение.)

  • Приведите примеры зональных ПТК.

  • (Природные зоны.)

  • Приведите пример глобального ПТК.

  • (Географическая оболочка.)

  • Что такое антропогенные ПТК?

  • (Это ПТК измененные под влиянием человеческой деятельности)

- Приведите примеры антропогенных комплексов.

  • (поля, огороды, карьеры, города, водохранилища и др.)




  1. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока написана на доске. Откройте тетради и запишите тему.

Какие цели вы бы поставили перед собой при изучении этой темы?

………………………………………………….

(тема и цели высвечиваются в презентации)

Рассказ учителя с использованием презентации и Физической карты

Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы. Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их
изученности и освоенности.

Назовите и найдите эти моря на карте в атласе (1 ученик у доски)
Моря Северного Ледовитого океана располагаются в пределах материковой отмели
(шельфе). Глубина их редко превышает 200 м, а соленость ниже океанической. Береговая
линия сильно изрезанна. Климат почти всех северных морей очень суровый, исключение
составляет лишь Баренцево море, в которое поступают воды теплого Северо-Атлантического течения. Большинство морей в течение 8 – 10 месяцев скованы льдом. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь — важная транспортная магистраль России. Это самый короткий путь из Санкт-Петербурга до Владивостока.
Моря Тихого океана омывают восточные берега России от Чукотки до Владивостока.
Они отделены от океана архипелагами островов, но свободно сообщаются с ним
многочисленными проливами. Эти моря отличаются значительной глубиной — от2500 до 4000 м.
Берингово и Охотское моря отличаются суровостью климата, зимой большая их часть
покрывается льдом, но температура и летом не поднимается выше +5 – +12 градусов.
Здесь часто бывают густые туманы.
Японское море несколько теплее, поэтому зимой покрывается льдом только северная
его часть, а летом температура поднимается до +20 , но здесь часто бывают сильные
штормы и тайфуны.
К бассейну Атлантического океана относятся моря Балтийское, Черное и Азовское,
связанные с океаном через соседние моря и узкие проливы.
Черное море — самое тёплое море в нашей страны. Только оно из всех морей Атлантики имеет значительную глубину (2200 м), Азовское и Балтийское моря мелководны и сильно опреснены.
Каспийское море-озеро теперь не имеет связи с Мировым океаном, но в прошлом оно
было частью единого, древнего бассейна. Это теплое море, зимой на короткое время
покрывается льдом лишь северная его часть, и эта же часть Каспия мелководна и сильно
опреснена.
Моря России имеют важное хозяйственное значение.

Кто может их назвать?
Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во
внешнеторговых перевозках
.
Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях,
омывающих территорию нашей страны, обитает почти 900 видов рыб, из них более 250
промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных.
Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно
использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того
побережья морей — это места отдыха.
В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной
деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка
морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная
программа.
На какие группы по степени обособленности и особенностям гидрологического режима подразделяются моря? Составление схемы на доске

(внутренние, окраинные и межостровные.)

Моря
Внутренние окраинные межостровные

Приведите примеры морей каждой группы.

  • Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.

  • К какой группе относятся Белое и Азовское моря?

  • (- Оба моря - внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются особыми природными комплексами.)




  • В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.

В Белом море - пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы - Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму - их называют эстуарии, а местные жители - губы.
-Познакомимся подробнее с Белым морем и Азовским морем. Пользуясь учебниками и контурными картами, а также дополнительной литературой дайте характеристику ПК морей

С/р по группам
1гр. Охарактеризовать природный комплекс Белого моря по плану:

  1. К бассейну какого океана относится море?

  2. Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

  3. Площадь в сравнении с другими морями,

  4. Температура (замерзает?)

  5. Соленость воды.

  6. Глубины преобладающая и наибольшая (вывод - глубокое, мелкое).

  7. Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

  1. Реки, впадающие в море.

  2. Биологические ресурсы.

  3. Проблемы моря.


Знакомство с ПТК Белого моря

БЕЛОЕ МОРЕ, внутриматериковое море Сев. Ледовитого ок., у северных берегов Европейской части Российской Федерации. 90 тыс. км2. Крупные острова: Соловецкие, Моржовец, Мудьюгский. Зимой покрыто льдом. Приливы до 10 м (в Мезенском зал.).

Белое море на севере соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 67 м. максимальная — 350 м Находится на шельфе - материковой отмели.Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14%о. На севере соленость выше (30%о), чем на юге - 20-26%о.т.к. на юге в море впадают реки Онега, С. Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах. Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает.Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Связано с Балтийским м. Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.

В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги.

Знакомство с ПТК Азовского моря

2гр.Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:

  1. К бассейну какого океана относится море?

  2. Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

  3. Площадь в сравнении с другими морями,

  4. Температура (замерзает?)

  5. Соленость воды.

  6. Глубины преобладающая и наибольшая (вывод - глубокое, мелкое).

  7. Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

  8. Реки, впадающие в море.

  9. Биологические ресурсы.

  10. Проблемы моря.


АЗОВСКОЕ МОРЕ (др.-рус. — Сурожское море), на юге Восточно-Европейской равнины. Керченским прол. соединено с Черным м. 39 т. км2 Относится к бассейну Атлантического океана, внутреннее. Оно мелководное, глубина - 5-7 м. местами до 15 м. Крупные зал.: Таганрогский, Сиваш. Впадают крупные рр. Дон и Кубань. Замерзает на 2-3 мес. С конца декабрядо конца февраля – начала марта.Воды рек значительно опресняют морскую воду в местах своего впадания – до 5-6‰ при средней солёности 11-13‰. Температура морской воды летом +25,30˚С, зимой ниже 0˚. Рыболовство (хамса, тюлька, лещ, судак). Основные порты: Мариуполь, Таганрог, Ейск, Бердянск. Курорты. В результате антропогенных воздействий ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Азовского м.
В качестве закрепления и создания образа моря показать презентацию «Белое и Азовское моря» во время проверки самостоятельной работы.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок с комментариями.

Домашнее задание. Б.: § 22.

Индивидуальные задания

Подготовить сообщения по природным зонам России.

Арктические пустыни

  1. Острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля.

  1. Птицы арктической пустыни.

  2. Схема взаимосвязей в этой природной зоне.

  3. 5-6 отличительных черт арктической пустыни.

Тундра

  1. 6-7 характерных черт тундры.

  2. Схема взаимосвязей в тундре.

  3. Таймырский заповедник.

  4. Влияние вечной мерзлоты на природные компоненты и на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

  5. Трудностями, с которыми приходиться сталкиваться человеку в тундре.

  6. Богатство тундры.

Каждое сообщение можно дать на группу, назначить бригадира (консультанта), ответственного за распределение работы внутри группы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconБилеты по географии для промежуточной аттестации учащихся 7 класса
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты....
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрок географии, 8 класс «Крупные природные районы России»
Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник «Крупные природные районы России») к учебнику «География...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель...
Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрока: Раскрыть Бога как Творца. Задачи урока
Вы нарисовали красивые растения, цветы, животных, моря, леса. Они красивые. Но это ваши рисунки. А кто создал настоящие растения,...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconДополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений Цель урока
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconПриказ №56 от 02. 09. 2013 Рабочие программы по географии 6-9 классы...
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconХорошие региональные новости 10 Хорошие новости спорта 14 Олимпийский...
Зайцева, Петушков и Мария Киселева. Жуков стал главным судьей соревнований. После урока глава окр подарил школе олимпийский факел...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУчебно-методический комплекс образовательной профессиональной программы...
Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы» по дисциплине «Информационно-управляющие комплексы...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconРабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для...
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрока математики в 1 классе
...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconРабочая программа по географии 7 класс
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconБегун Татьяна Михайловна Тверь, 2012 Автор : Бегун Татьяна Михайловна,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Зайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные природные комплексы Цели и задачи урока iconУрока: Воспитывающие
Учитель: Проворченко Галина Михайловна, учитель информатики высшей категории, победитель пнпо 2008 г. (Почетная грамота моин рф)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск