Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России»





Скачать 127.83 Kb.
НазваниеУрок географии, 8 класс «Крупные природные районы России»
Дата публикации09.01.2015
Размер127.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок географии , 8 класс «Крупные природные районы России»
Цели: 1) образовательные:

-выявление особенностей природы 7 крупных районов России;

-развитие умений самостоятельно добывать знания и применять полученные знания в новых условиях;

2) развивающие:

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать результаты исследований;

-развитие умение проявлять творческую активность;

3) воспитательные:

-воспитание ценности научного знания

-воспитание интереса и любви к географии своей страны, целеустремленности, коммуникативности, объективности:

4) здоровьесберегающие:

-создание атмосферы успешности каждого ученика;

-создание благоприятного психологического климата;

-предупреждение утомляемости детей.
Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник « Крупные природные районы России») к учебнику «География России».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: компьютер, 13 слайдов, видеофрагмент, физическая карта России, атласы, ОЛ( опорные листы), раздаточный материал, 7 конструкторов, демонстрационные таблички, магнитная доска.

Место урока: данный урок является вводным в разделе «Региональная география». Я его называю стартовым: здесь как в спорте, видна вся траектория наших дальнейших действий, а учащиеся, благодаря ему, чётко представляют, что они будут изучать, как и для чего.

Урок построен в системе деятельностного метода и основан на том, что учащиеся на всех этапах добывают знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Ход урока: 1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Беседа с учащимися с использованием слайда №1. -Ребята, я спешу вас поздравить с завершением изучения наиболее трудного общего раздела географии России, и как вознаграждение за наш труд приглашаю к рассмотрению самого интересного и увлекательного её раздела, но прежде прошу ответить на несколько вопросов:

-Что мы изучали в 1 разделе? (Общую характеристику природы России).

-В какой последовательности характеризовали природу? (Рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир).



Слайд 1



(показ слайда №1)




-Важна ли эта последовательность? Почему? (Да, т.к. все компоненты природы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы).

-Для чего мы изучали 1 часть? (Чтобы выявить, как общегеографические законы проявляются в отдельно взятом государстве).

2. Этап актуализации и пробных учебных действий. 2.1 Беседа с учащимися с использованием слайда №2. - С природой каких государств сходна природа России? (США и Канада)

- Почему? (северное полушарие, высокие широты, большая удалённость от экватора, влияние 3-х океанов).



Слайд 2




- С каким из этих 4 эпитетов у вас ассоциируются природно-климатические условия названных стран? (суровость)



- Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов написал такие проникновенные строки о России:

Но я люблю - за что, не знаю сам – её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям…

-Действительно, «веет холодком» от этих строк, но так ли однообразна природа России? 2
2.2 Просмотр фрагмента видеофильма «Общие закономерности географической оболочки» (о разнообразии природы России. Время просмотра-1.5мин.) Обсуждение с использованием слайдов №3-7. - Можно ли утверждать, что природа России однообразна? ( Наоборот, очень разнообразна). -В стихотворении «Русь» Иван Никитин так писал об этом:

Под большим шатром голубых небес- вижу даль степей зеленеется.

И на грани их, выше тёмных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. Посмотри на юг- нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. Мурава лугов ковром стелется, виноград в садах наливается. –Огромная территория России размещена всего в трех климатических поясах, но что влияет на разнообразие ее природы? (Рельеф, близость океанов, движение воздушных масс, тектоника, геологическое время образования, процессы выветривания)



Слайд 3



Таким образом, учитывая разнообразие природно – климатических условий, большую вытянутость с запада на восток, а также огромные размеры государства, территорию России принято делить на 7 крупных природных районов. Деление территории на районы называют районированием.




Слайд 4



- Районирование в России было проведено на рубеже 19-20 в.в. выдающимися русскими учеными В.В. Докучаевым и Л.С. Бергом.


Слайд 5



На основе понятия крупный природный район и физической карты России попытайтесь самостоятельно выделить эти районы.


2.3 Предложения учащимися версий (версии, в случае верного ответа, табличкой фиксируются в пределах контура России на магнитной доске).

Слайд 6








2.4 Проверка полученного результата, первые выводы (с использованием слайда №7).


Слайд 7



  1. Русская равнина

  2. Кавказ

  3. Урал

  4. Западная Сибирь

  5. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

  6. Горы Южной Сибири

  7. Дальний Восток



-Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину с Западно-Сибирской, Урал с Кавказом, а люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности.

Известный историк и географ Лев Николаевич Гумилев писал: «Даже изучение истории народов должно начинаться с описания природы и климата территорий, на которых они живут, так как в зависимости от природы у каждого народа создавался свой способ ведения хозяйства и поддержания жизни»

3. Конкретизация темы, цели и задачи урока. 3.1 Беседа с учащимися.

-О каком же увлекательном разделе географии мы начинаем сегодня разговор? Какова тема урока? (Крупные природные районы России). - Что бы вам хотелось узнать по данной теме? (Особенности, достопримечательности районов). –Наши цели едины (цель на доске). 3.2 Работа с конструктором. Рефлексия.

- На ваших столах конструктор из 6 составных частей- деталей. Соберите его. Сможете ли его собрать, если поменять детали местами или убрать хотя бы одну? (Нет, т.к. важны

взаимосвязи, последовательность, наличие составных частей). – Из каких составных частей состоит природный район? ( Рельеф, климат,…). –С каким из новых понятий, изученных на прошлом уроке, ассоциируется природный район? (Природно-территориальный комплекс, сокращенно ПТК). - Докажите, что природный район- ПТК. (Состоит из тех же взаимосвязанных компонентов).

Слайд 8




Любой природный район, т.е. ПТК состоит из 6 взаимосвязанных и взаимозависимых составных частей- компонентов( схема наращивается поэтапно на слайде 9). Каждый компонент уникален, это как в музыке, нот всего 7, а произведений огромное множество, и музыкой наполнен весь мир! Изучением каждого из компонентов занимаются целые науки и люди соответствующих профессий, поэтому в роли этих исследователей вы сегодня побываете ( бейджики с указанием специализации ). Среди вас будут географы, геологи, почвоведы, климатологи, гидрологи, экологи.




-Перед ответственной работой отдохнем, «войдем в роли» и настроимся на творческий лад.

Физминутка « Все профессии важны, все профессии нужны

(Наклоны ) *Где Север, Запад, Юг, Восток географ знает «на зубок»,

(Лыжный ход) Проложить любой маршрут географ сможет здесь и тут

(Ходьба на месте) Быть геологом отлично, они в горы идут лично

(Для рук) И в жару, и в лютый холод, нам поможет климатолог.

(Прыжки на месте) Нырять в речку без сноровок, помоги-ка нам, гидролог.

(Для шеи) * Будет урожай иль нет, знает точно почвовед (Произвольно) Почему в Беловском море рыбы так резвятся,

Нам биогеографы помогут разобраться!

4. Создание проблемной ситуации. Этап мотивации к проектной работе. -Ребята, приходилось ли вам хоть раз в жизни создавать учебник? Хотелось бы?

-Я предлагаю вам сегодня создать учебник!!! Пока из 7-и страниц, а дальше всё будет зависеть от вашей активности и творческого подхода.

-Обсудите в группе с чего начать его создание.(Отбор материала ).

- Как найти необходимый материал? ( Исследовать «первоисточники»- географические карты, картосхемы, статистические материалы, энциклопедии, словари).



Слайд 9



Ознакомьтесь с заданием для вашей группы.

-Спланируйте алгоритм ваших действий.

(Озвучивание алгоритма).



-

Что будем делать? Распределим «роли». Каждый участник определит задачу для себя. Выявим особенности района на основе собранного материала.

Подготовим презентацию своей странички «Учебника»

Как? Проведем исследовательскую работу в группах, используя «первоис-

точники» и применяя навыки практической деятельности. Результаты внесем в ОЛ.
Для чего? Создадим «Приложение» ( решебник «Крупные природные районы
России») к учебнику «География России».



Слайд 10



На ваших столах необходимое оборудование для работы и ОЛ (странички будущего «Учебника»), которые предстоит заполнить.

-Время работы в группах -10 мин.

-Презентация работ -1 мин.

-

5.Решение проблемы. Самостоятельная работа в группах.

* Работа в 7-и группах. Практические задания направлены на формирование умений применять теоретические знания к конкретной территории.

* Заполнение ОЛ.

6. Презентация проектов.


Слайд 11




- На доске по мере отчета групп из ОЛ «выстраивается» картосхема взаимного расположения 7 ПТК России, дополненная иллюстрациями достопримечательностей

каждого района.

- В течение одной минуты учащиеся кратко характеризуют район, зачитывая, в целях экономии времени, лишь часть информации (она на ОЛ выделена курсивом).


- 7 Итог урока. Рефлексия. Итак, на уроке мы Что делали? Определяли особенности района.

Как? Анализировали тематические карты и другие материалы.

Для чего? Создали первые страницы приложения к учебнику «Гео-

графия» под названием «Крупные природные районы

России».

Слайд 12




- Приложение к учебнику «География»-совместный авторский труд учащихся и учителя.(Демонстрация формирующегося «Учебника» и его страниц). Заполненный вами ОЛ (начальная страница для каждого из 7 районов) представляет собой информационную справку природного района, его визитную карточку. Самыми интересными будут следующие страницы -творческие.

Пп

Слайд 13



Творческие страницы заполняются всеми

участниками группы по мере накопления материала и демонстрируются на соответствующих темам уроках.

Здесь предполагаются перспективные творческие задания по этнографии, искусствоведению, культурологии, а также будут размещаться авторские работы учащихся (стихи, рисунки, кроссворды, рефераты).


Примечание: Данное «Приложение» в дальнейшем будет использовано для самопроверки и как дополнительный источник информации при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ. В перспективе планируется открытие интернетстранички.

8. Домашнее задание: чтение параграфа 36, подбор материала для творческой странички «нашего учебника».

9. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся. Слово учителя. -Оценки за работу в группах ставит староста группы, содержание ОЛ требует дополнительной проверки и будет оценено позже. В целом нашу совместную работу я оценила бы так:

Что есть Человек? Он только частица,

Только атом в громадной Природе.

А чем частица может гордиться?

Нечем частице гордиться вроде.

Но когда человек творит вдохновенно,

Он в это время один в целом свете!

И в эти часы, и в мгновения эти,

Он равен всей бесконечной Вселенной!

(Е.Ефимовский).

-Спасибо вам, ребята, за результативный ваш труд!

Приложение

Объект исследования
Результаты исследования

Горы Южной Сибири


Географ



Географическое положение
Границы района


Выходы к океанам

Протяжённость (км)

Площадь района (кв.км.)

Крупные города

На юге Сибири.
Граничит с Запаподной и Средней Сибирью, Дальним Востоком; на юге- гос. граница с Казахстаном, Монголией, Китаем.

Не имеет.
С-Ю:1000км; З-В: 3500км.

3500 тыс.кв.км.

Кемерово, Новокузнецк, Белово, Горно-Алтайск, Красноярск, Иркутск, Чита.




Геолог


Тектонические структуры

Характер структур
Главные формы рельефа

Полезные ископаемые


Области байкальской, каледонской, герцинской складчатости и Алданский щит.
Подвижный, возможны землетрясения.
Горы :Алтай, Саяны, Кузнецкий Алатау,

Салаир, Горная Шория. Хребты:Становой,

Байкальский, Яблоновый, Борщовочный.

Нагорья: Становое, Алданское.

Уголь, руды различные, асбест, мрамор, фосфориты, соли, графит, золото.



Климатолог



Климатические пояса
Типы климата
Годовая амплитуда t

Осадки (мм/год)

Испаряемость

Коэффициент увлажнения

Умеренный.
Континентальный и резко-континентальный.
А=20-(- 25)=45

600

600

К=1

Гидролог


Главные речные системы
Озера
Искусственные водоемы
Другие виды внутренних вод


Истоки Оби, Енисея, Лены; пограничная река Амур; притоки этих рек.
Байкал, Телецкое, Большой Берчикуль.
Водохранилища: Беловское,Красноярское, Саяно-Шушенское, Братское.

Ледники горные, вечная мерзлота, болота, минеральные подземные воды.

Почвовед


Виды почв района
Сумма t за год
Зона увлажнения
С/х культуры


Чернозем, бурые и серые лесные.
1000
Слабозасушливая

Пшеница, рожь, картофель, овощи, зернобобовые, кормовые.

Биогеограф


Природные зоны

Растительность

Животный мир

Заповедники

Степь и лесостепь

Широколиственный и смешанный лес
Тайга


Альпийские луга и горная тундра



Разнотравье, злаки.
Береза, осина, сосна, ель, пихта

Хвойные: сосна, пихта, кедр, ель, лиственница.
Кедровый стланик, мхи, лишайники, ива сизая, береза карликовая, можжевельник.

Грызуны, птицы, насекомые, заяц, лиса, колонок.
Лось, , олень, ондатра, белка, крот,кабан, дрозд, соловей.

Медведь, олень, волк, рысь, марал, бобр, соболь, клест, глухарь.
Олень сибирский, орлан, скопа, беркут.


Китатский, Нижнее-Томский.


Алтайский


Баргузинский,

Байкальский, Столбы
Кузнецкий Алатау, Шорский.

Эколог

Экологические

проблемы

района

Достопримечательности:



Комплексное нарушение земель, сведение

лесов, промышленно-городское загрязнение атмосферы и вод суши.

Горная Шория, Горный Алтай, Саяны, Байкал, Телецкое и Айское озёра, Столбы, Белокуриха, Гавриловский святой источник, Томская писанница, 10 символов Кузбасса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconУрок-игра «Крупные природные районы России»
Полное название образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconЗайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные...
Оборудование: Презентация «Белое и Азовское моря», Физическая карта России, карта океанов
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconИ. И. Баринова и др. География россии. Хозяйство и географические районы. (2ч в неделю) № урок
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: называть и показывать географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, крупнейшие порты,...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconБилеты по географии для промежуточной аттестации учащихся 7 класса
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты....
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconУрок (география + химия) "Природные уникумы Урала" 8 класс
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconБашҡортостан республикаһы стәрлетамаҡ районы муниципаль район хакимиәтенең
Об итогах проведения районного конкурса среди учителей географии «Лучший урок исследование по географии, посвященный Году географических...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconУрок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconУрок по географии в 8 классе по теме: «Особо охраняемые природные территории России»
Выяснить какие задачи они выполняют, чем отличаются; формировать понимание необходимости охраны природы
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconТема: население африки
Продолжать развивать умения показывать по карте районы высокой плотности населения, определять крупные по площади страны
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconРабочая программа разработана учителем географии Галутво Т. В. для...
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconРабочая программа по географии 7 класс
Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconМи к районы муниципаль районы хакими те «баш#ортостан республика*ы...
О проведении в Миякинском районе I школьного этапа и II муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном...
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconУзловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район
Автор: Рычкова Светлана Борисовна, учитель географии моу сош №2 г. Алапаевск Свердловской области
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» iconНациональный состав населения России Урок географии 9 класс Суховеева...
Задачи: Изучить национальный состав населения России, познакомить учащихся с языковыми семьями и размещением их представителей по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск