Скачать 159.83 Kb.
|
VI Областной конкурс - фестиваль методических разработок Природные уникумы УралаМетодическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе Авторы: Беззубенко Светлана Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №19 г.Томска, тел. 8-913-101-33-69, адрес: 634015, г.Томск, ул.Айвазовского, 31-21 Бутакова Ольга Петровна, учитель информатики МОУ СОШ №19 г.Томска, тел. 8-913-111-86-93, адрес: 634015, г.Томск, пер.Белградский, 10 Томск 2010 Пояснительная запискаТема: «Природные уникумы Урала». Предмет: интегрированный урок географии и информатики в 8 классе. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: изучение природных особенностей наиболее интересных объектов Урала, активизация исследовательского, творческого потенциала и формирование информационной культуры и компетентности обучающихся. Задачи урока: Образовательная: повторить общие особенности Уральских гор; изучить природные уникумы Урала. Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; продолжить развитие умений самостоятельной работы обучающихся по добыванию новой информации и новых знаний с использованием современных информационных технологий; совершенствовать навыки работы учащихся с программами Word и Power Point; развивать географическое мышление, устную речь, память, логику и внимание. Воспитательная: содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умению слушать друг друга, воспитывать чувство любви к природе. Содержание урока: на уроке географии в 8 классе «Природные уникумы Урала» проводится повторение географических особенностей Уральских гор в форме игры «Лабиринт», выполненной в программе Power Point 2003, и изучение уникальных природных объектов Урала. Для знакомства с природными уникумами учащиеся готовят заранее небольшие сообщения и презентации по темам, предложенным учителем. В ходе урока заполняются листы взаимного оценивания и таблицы об особенностях природных объектов. Урок «Природные уникумы Урала» разработан в партнерстве учителя географии МОУ СОШ №19 Беззубенко Светланы Анатольевны и учителя информатики МОУ СОШ №19 Бутаковой Ольги Петровны. Актуальность: В формировании у школьников современной научной картины мира большая роль принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. При всех очевидных достоинствах информационные технологии не занимают еще подобающего места в практике преподавания школьных предметов, в преподавании географии в частности. Одна из причин этого - неразработанность путей и способов применения данной технологии в обучении школьников, что приводит к пассивности обучающихся на уроках, слабой заинтересованности в познавательной деятельности. Главная цель учителя – создание условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний на уроках географии способствует интеграция с уроками информатики. Данный урок имеет практическую и продуктивную направленность, развивающую эмоциональный, интеллектуальный, смыслотворческий опыт учащихся. В ходе подготовки урока учащиеся имеют возможность личностного самоопределения и самореализации. Творческие замыслы учащихся осуществляются через выбор уникального природного объекта Урала, информацию о котором предстоит найти самостоятельно, обработать и предъявить в виде сообщения, сопровождаемого мультимедийной презентацией. Список объектов предлагается учителем географии заранее. Поиск и обработка информации осуществляется под руководством учителя информатики в рамках изучения темы «Коммуникационные технологии». Предполагается, что обучающиеся изучают информатику как минимум второй год. При оформлении презентации закрепляются навыки работы с текстовым редактором и программой Power Point. Использование медиапродуктов на занятии позволяет увеличить количество предлагаемой информации, повысить уровень наглядности, автоматизировать процесс контроля знаний, формирует информационную культуру и компетентность школьников. Планируемые результаты урока. Учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
Оборудование:
Дидактический материал: таблица «Природные уникумы Урала», шкала твердости минералов Мооса, таблица камней – талисманов по знакам Зодиака. Технологии: интерактивная, игровая, информационно-коммуникационная. Авторский медиапродукт:
Структура урока:
Ход урока
Вступительное слово учителя: Дорогие друзья! Сегодня мы познакомимся с удивительными творениями природы Урала, которые привлекают большое количество туристов своей красотой и своеобразием. Но прежде вы должны пройти по лабиринту Хозяйки Медной горы, которая бережно хранит богатства Уральских гор. Постарайтесь правильно ответить на ее вопросы.
Класс делится на две команды – «Изумруд» и «Бирюза». Предлагается игра «Лабиринт», выполненная в программе Power Point 2003 на основе шаблона Можаева Г.М., старшего преподавателя кафедры неорганической и физической химии Тюменского государственного университета. Вопросы для команды «Изумруд» начинаются с клика по знаку «I», для команды «Бирюза» - по знаку «II». Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Когда обе команды доберутся до финиша, можно открыть дополнительные вопросы («сокровища лабиринта»). Отвечать на них можно предложить капитанам команд по очереди. Вопросы для команды «Изумруд»: Урал – это высокие горы? (нет) Урал делится на 6 частей? (нет) Самая высокая вершина – гора Народная? (да) Самая высокая и труднодоступная часть – Приполярный Урал? (да) Основное богатство Урала – комплексные руды? (да) «Заповедник для камней» - Печорский? (нет) Река Волга берет начало в Уральских горах? (нет) В Зауралье выпадает меньше осадков? (да) На Урале большие запасы калийных солей? (да) Вопросы для команды «Бирюза»: Самая северная часть Урала – Приполярный Урал? (нет) Самая низкая и освоенная часть Урала – Средний Урал? (да) Самая высокая вершина достигает 1640 м? (нет) Магнитогорское и Высокогорское – это нефтяные месторождения? (нет) Уральские горы образовались во время герцинской складчатости? (да) Протяженность Уральских гор с севера на юг 1000 км? (нет) Урал – граница между Европой и Азией? (да) Самое крупное месторождение асбеста в мире на Урале? (да) Гора Сабля и пик Лезвие находятся на Южном Урале? (нет) «Сокровища лабиринта» (вопросы для капитанов): Сказы о Хозяйке Медной горы написал В.Татищев? (нет) Красная Шапочка – месторождение бокситов? (да) Крупнейший город Урала – Екатеринбург? (да) Изумруд и Асбест – это населенные пункты? (да) «Занимательную минералогию» написал А.Ферсман? (да)
Запускается презентация «В гостях у Хозяйки Медной горы», в которой представлены уникальные природные объекты Урала, новые термины и форма таблицы для заполнения природных особенностей. Словарь терминов:
Задание для учащихся: заполнить таблицу «Природные уникумы Урала».
В приложении 1 находится заполненная таблица с краткой информацией об объектах. Фото 1. Кунгурская ледяная пещера. Фото 2. Столбы выветривания. Фото 3. Озеро Тургояк. Фото 4. Ильменский заповедник Об уникальных природных объектах Урала учащиеся приготовили сообщения и презентации. Во время прослушивания выступлений каждый ученик заполняет таблицу. В дополнение к рассказу об Ильменском заповеднике учащиеся приготовили сообщения о драгоценных и поделочных камнях – самоцветах.
Для оценки сообщений и презентаций учитель выбирает экспертную группу из трех или более учащихся, которые выставляют баллы в оценочные листы.
«Человека, - говорил академик А.Е.Ферсман, - всегда влечет к камню. Камни – немые свидетели прошлого. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык». Трудно во всем мире назвать уголок земного шара, где бы было сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем на Урале». Учащимся предлагается для знакомства коллекция горных пород, минералов и ювелирных изделий из натуральных камней. На экране демонстрируется таблица с классификацией минералов (драгоценные, полудрагоценные, поделочные). Учащиеся знакомятся со шкалой твердости Мооса (таблица 2, приложение 1), а также с таблицей «Камни – талисманы». (таблица 3, приложение 1)
ЛИТЕРАТУРА
Интернет ресурсы
Приложение 1 Таблица 1. Природные уникумы Урала
Таблица 2. Шкала твердости минералов
Приложение 2
Камни - талисманы
|
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:... Образовательные: активизировать мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций; расширить кругозор... | Урок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы» Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока | ||
Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного... Продолжительность уроков – 1 класс – 35 минут- 1 полугодие, 45 мин- 2 полугодие. В сентябре, октябре проводятся по 3 урока в день,... | Приказ №198-лс Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического... | ||
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» Устный работа – 3 мин. IV. Опрос по правилам – 3 мин. V. Актуализация знаний – 3 мин. VI. Письменный счёт – 7 мин. VII. Упрощение... | Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе | ||
Урок по учебному плану, 4 класс. Тема урока по учебно-тематическому плану Воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, чувство прекрасного, любовь к природе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской... | ||
Урок 27. Тема: Природные комплексы России России, их распространением на территории страны и приспособлением к среде обитания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
«свободное время» (2010) 52 Х 15 мин В программе перед телезрителями предстает яркая палитра самых новых и необычных способов интересно провести свободное время. Хронометраж:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание программы соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 года, учебному плану оу, целям и задачам образовательной... | ||
Урок по учебному плану. Номер урока по теме Этот урок сегодня | Урок по учебному плану. Тип урока: комбинированный Вид занятия Создать условия для формирования общего представления о классификации головных уборов и формирования знаний, умений и навыков снятия... | ||
Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины... «общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методические комплексы по дисциплинам федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов в соответствии с утвержденными... |