Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин





Скачать 159.83 Kb.
НазваниеУрок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин
Дата публикации16.07.2013
Размер159.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
VI Областной конкурс - фестиваль методических разработок


Природные уникумы Урала


Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе

Авторы:

Беззубенко Светлана Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №19 г.Томска, тел. 8-913-101-33-69, адрес: 634015, г.Томск, ул.Айвазовского, 31-21

Бутакова Ольга Петровна, учитель информатики МОУ СОШ №19 г.Томска, тел. 8-913-111-86-93, адрес: 634015, г.Томск, пер.Белградский, 10

Томск 2010

Пояснительная записка


Тема: «Природные уникумы Урала».

Предмет: интегрированный урок географии и информатики в 8 классе.

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы».

Время реализации занятия 45 мин.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: изучение природных особенностей наиболее интересных объектов Урала, активизация исследовательского, творческого потенциала и формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.

Задачи урока:

Образовательная: повторить общие особенности Уральских гор; изучить природные уникумы Урала.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; продолжить развитие умений самостоятельной работы обучающихся по добыванию новой информации и новых знаний с использованием современных информационных технологий; совершенствовать навыки работы учащихся с программами Word и Power Point; развивать географическое мышление, устную речь, память, логику и внимание.

Воспитательная: содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы, умению слушать друг друга, воспитывать чувство любви к природе.

Содержание урока: на уроке географии в 8 классе «Природные уникумы Урала» проводится повторение географических особенностей Уральских гор в форме игры «Лабиринт», выполненной в программе Power Point 2003, и изучение уникальных природных объектов Урала. Для знакомства с природными уникумами учащиеся готовят заранее небольшие сообщения и презентации по темам, предложенным учителем. В ходе урока заполняются листы взаимного оценивания и таблицы об особенностях природных объектов.

Урок «Природные уникумы Урала» разработан в партнерстве учителя географии МОУ СОШ №19 Беззубенко Светланы Анатольевны и учителя информатики МОУ СОШ №19 Бутаковой Ольги Петровны.

Актуальность: В формировании у школьников современной научной картины мира большая роль принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. При всех очевидных достоинствах информационные технологии не занимают еще подобающего места в практике преподавания школьных предметов, в преподавании географии в частности. Одна из причин этого - неразработанность путей и способов применения данной технологии в обучении школьников, что приводит к пассивности обучающихся на уроках, слабой заинтересованности в познавательной деятельности. Главная цель учителя – создание условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний на уроках географии способствует интеграция с уроками информатики.

Данный урок имеет практическую и продуктивную направленность, развивающую эмоциональный, интеллектуальный, смыслотворческий опыт учащихся. В ходе подготовки урока учащиеся имеют возможность личностного самоопределения и самореализации. Творческие замыслы учащихся осуществляются через выбор уникального природного объекта Урала, информацию о котором предстоит найти самостоятельно, обработать и предъявить в виде сообщения, сопровождаемого мультимедийной презентацией. Список объектов предлагается учителем географии заранее. Поиск и обработка информации осуществляется под руководством учителя информатики в рамках изучения темы «Коммуникационные технологии». Предполагается, что обучающиеся изучают информатику как минимум второй год. При оформлении презентации закрепляются навыки работы с текстовым редактором и программой Power Point.

Использование медиапродуктов на занятии позволяет увеличить количество предлагаемой информации, повысить уровень наглядности, автоматизировать процесс контроля знаний, формирует информационную культуру и компетентность школьников.

Планируемые результаты урока. Учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают новые термины: спелеология, сталактиты, сталагмиты, геммология, камни-самоцветы, поделочные камни;

  • умеют определять горные породы и минералы;

  • приобретают навыки обработки информации, создания презентаций;

  • развивают монологическую устную речь;

  • вырабатывают навыки коллективной работы, взаимной оценки.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • физическая карта России, географические атласы;

  • коллекция минералов и горных пород, ювелирные изделия из натуральных камней;

  • призы (камни – талисманы) за лучшие презентации и выступления.

Дидактический материал: таблица «Природные уникумы Урала», шкала твердости минералов Мооса, таблица камней – талисманов по знакам Зодиака.

Технологии: интерактивная, игровая, информационно-коммуникационная.

Авторский медиапродукт:

  1. Игра «Лабиринт» для повторения изученного материала, выполненная в программе Power Point.

  2. Презентация к уроку «В гостях у Хозяйки Медной горы».

  3. Презентации обучающихся об уникальных объектах Урала, содержащие иллюстративный и дополнительный материал к уроку, собранный обучающимися в ходе подготовки на уроках информатики в процессе отработки навыков работы в сети Интернет.

Структура урока:

  1. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

  2. Игра «Лабиринт» для повторения общих особенностей Уральских гор.

  3. Изучение нового материала «Природные уникумы Урала» (презентация)

  4. Подведение итогов, рефлексия.

Этапы занятия

Время реализации

1. Организационный момент: приветствие, объявление темы урока

2 минуты

2.Повторение пройденного материала: игра «Лабиринт»

10 минут

3.Знакомство со списком уникальных природных объектов Урала (презентация «В гостях у Хозяйки Медной горы»)

3 минуты

4. Сообщения учащихся по темам (презентации):

  • «Кунгурская ледяная пещера»

  • «Столбы выветривания»

  • «Озеро Тургояк»

  • «Ильменский заповедник»

  • «Камни-самоцветы»

  • «Поделочные камни»


3 минуты

3 минуты

3 минуты

3 минуты

4 минуты

3 минуты

5. Знакомство с коллекцией горных пород и минералов, ювелирных изделий.

5 минут

6. Закрепление терминов

3 минуты

7. Подведение итогов

3 минуты

Ход урока

  1. Организационный момент


Вступительное слово учителя: Дорогие друзья! Сегодня мы познакомимся с удивительными творениями природы Урала, которые привлекают большое количество туристов своей красотой и своеобразием. Но прежде вы должны пройти по лабиринту Хозяйки Медной горы, которая бережно хранит богатства Уральских гор. Постарайтесь правильно ответить на ее вопросы.
  1. «Лабиринт»


Класс делится на две команды – «Изумруд» и «Бирюза». Предлагается игра «Лабиринт», выполненная в программе Power Point 2003 на основе шаблона Можаева Г.М., старшего преподавателя кафедры неорганической и физической химии Тюменского государственного университета.

Вопросы для команды «Изумруд» начинаются с клика по знаку «I», для команды «Бирюза» - по знаку «II». Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Когда обе команды доберутся до финиша, можно открыть дополнительные вопросы («сокровища лабиринта»). Отвечать на них можно предложить капитанам команд по очереди.

Вопросы для команды «Изумруд»:

Урал – это высокие горы? (нет)

Урал делится на 6 частей? (нет)

Самая высокая вершина – гора Народная? (да)

Самая высокая и труднодоступная часть – Приполярный Урал? (да)

Основное богатство Урала – комплексные руды? (да)

«Заповедник для камней» - Печорский? (нет)

Река Волга берет начало в Уральских горах? (нет)

В Зауралье выпадает меньше осадков? (да)

На Урале большие запасы калийных солей? (да)

Вопросы для команды «Бирюза»:

Самая северная часть Урала – Приполярный Урал? (нет)

Самая низкая и освоенная часть Урала – Средний Урал? (да)

Самая высокая вершина достигает 1640 м? (нет)

Магнитогорское и Высокогорское – это нефтяные месторождения? (нет)

Уральские горы образовались во время герцинской складчатости? (да)

Протяженность Уральских гор с севера на юг 1000 км? (нет)

Урал – граница между Европой и Азией? (да)

Самое крупное месторождение асбеста в мире на Урале? (да)

Гора Сабля и пик Лезвие находятся на Южном Урале? (нет)

«Сокровища лабиринта» (вопросы для капитанов):

Сказы о Хозяйке Медной горы написал В.Татищев? (нет)

Красная Шапочка – месторождение бокситов? (да)

Крупнейший город Урала – Екатеринбург? (да)

Изумруд и Асбест – это населенные пункты? (да)

«Занимательную минералогию» написал А.Ферсман? (да)
  1. Знакомство со списком уникальных природных объектов Урала


Запускается презентация «В гостях у Хозяйки Медной горы», в которой представлены уникальные природные объекты Урала, новые термины и форма таблицы для заполнения природных особенностей.

Словарь терминов:

  • Спелеология – наука, изучающая карстовые пещеры.

  • Сталактиты – минеральные натечно-капельные образования на потолках пещер в виде сосулек.

  • Сталагмиты - минеральные натечно-капельные образования на дне пещер.

  • Геммология – наука о самоцветах (драгоценных и поделочных камнях).

  • Драгоценные камни, самоцветы – камни, обладающие красивым цветом, блеском, прозрачностью, высокой твердостью, способностью к огранке.

  • Поделочные камни – минералы и горные породы, непрозрачные но имеющие красивый цвет, способные полироваться.

Задание для учащихся: заполнить таблицу «Природные уникумы Урала».


Название природного объекта

Где находится

Чем интересен

Кунгурская ледяная пещера







Столбы выветривания







озеро Тургояк







Ильменский заповедник








В приложении 1 находится заполненная таблица с краткой информацией об объектах.



Фото 1. Кунгурская ледяная пещера. Фото 2. Столбы выветривания.



Фото 3. Озеро Тургояк. Фото 4. Ильменский заповедник
Об уникальных природных объектах Урала учащиеся приготовили сообщения и презентации. Во время прослушивания выступлений каждый ученик заполняет таблицу. В дополнение к рассказу об Ильменском заповеднике учащиеся приготовили сообщения о драгоценных и поделочных камнях – самоцветах.
  1. Сообщения учащихся


Для оценки сообщений и презентаций учитель выбирает экспертную группу из трех или более учащихся, которые выставляют баллы в оценочные листы.

Темы сообщений:

Фамилия учащегося

Презентация

Выступление

«Кунгурская ледяная пещера»










«Столбы выветривания»










«Озеро Тургояк»










«Ильменский заповедник»










«Камни-самоцветы»










«Поделочные камни»









  1. Знакомство с коллекцией горных пород и минералов


«Человека, - говорил академик А.Е.Ферсман, - всегда влечет к камню. Камни – немые свидетели прошлого. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык». Трудно во всем мире назвать уголок земного шара, где бы было сосредоточено большее количество ценнейших самоцветов, чем на Урале».

Учащимся предлагается для знакомства коллекция горных пород, минералов и ювелирных изделий из натуральных камней. На экране демонстрируется таблица с классификацией минералов (драгоценные, полудрагоценные, поделочные).

Учащиеся знакомятся со шкалой твердости Мооса (таблица 2, приложение 1), а также с таблицей «Камни – талисманы». (таблица 3, приложение 1)



  1. Подведение итогов



ЛИТЕРАТУРА

  1. Бажов П.П. Уральские сказы/ Сост., вступ. Ст. и примеч. А.Л. Налепина. – М.: Сов. Россия, 1987. – 652с.

  2. Баринова И.И. География России. Природа. 8кл.: учеб. для образоват. Учреждений/ И.И.Баринова. – 12-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2009. – 303с.

  3. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. – М.: Сов. Россия, 1989. – 256с.

  4. Заякин И. Минералы и горные породы в сказах Бажова./ Заякин И. // География в школе. – 2000. - №4 – с. 66-69

  5. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. Очерки. Изд. 4-е. Научный редактор профессор А.А. Кухаренко. - Л.: Дет. Лит., 1985. – 238с.

  6. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений. География 6-10-е классы. Библиотека электронных наглядных пособий. – М., 2003.

Интернет ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  3. http://pedsovet.org/ - Педсовет. Живое пространство образования.

  4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  5. http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/ - Драгоценные и поделочные камни

  6. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия. Свободная энциклопедия.


Приложение 1

Таблица 1. Природные уникумы Урала

Название природного объекта

Где находится

Чем интересен

Кунгурская ледяная пещера

Пермский край, на левом берегу реки Сылвы, в недрах Ледяной горы.

Одна из самых больших карстовых пещер России. Единственная в России пещера, специально оборудованная для экскурсий. Общая длина 5 км, для экскурсий – 1,3 км. Есть освещенный тоннель, цветная подсветка гротов. Всего 58 гротов. Самые известные – Бриллиантовый и Полярный, а также Великан, Космический, Геологов.

Подземное царство сталагмитов и сталактитов, застывшая музыка льда и камня – все это оставляет незабываемое впечатление.

Столбы выветривания

Республика Коми

Считаются одним из семи чудес России. Культовое место народов манси. «Малая гора идолов» - по-мансийски плато называется Мань-Пупы-Нер. Всего семь сланцевых истуканов (останцов высотой от 30 до 50м). Труднодоступны для туристов.

Озеро Тургояк

Челябинская обл., г.Миасс

Самое глубокое озеро Южного Урала (глубина 34м). Реликтовое тектоническое озеро. Вода считается целебной, в ней присутствует радон, очень прозрачна, содержит много кислорода. Внесено в список ценнейших водоемов мира. На озере 6 островов. В него впадает 5 рек, одна вытекает – р.Исток. Очень живописное озеро.

Ильменский заповедник

Челябинская обл., г.Миасс, Ильменский хребет

Минералогический заповедник. Создан в 1920 г. Единственное место в мире, где на территории 300м2 встречается 264 вида минералов. Из них 18 впервые обнаружены в Ильменах, а 9 встречаются только здесь. Свыше 400 копей, в которых встречаются сапфир, топаз, аквамарин, амазонит, изумруд и др.


Таблица 2. Шкала твердости минералов

Твердость
по Моосу


Минерал

Обрабатываемость



Тальк

царапается ногтем



Гипс

царапается ногтем



Кальцит

царапается медной монетой



Флюорит

царапается ножом, оконным стеклом



Апатит

царапается напильником



Полевой шпат

царапается напильником



Кварц (Горный хрусталь)

поддаётся обработке алмазом, царапает стекло



Топаз

поддаётся обработке алмазом, царапает стекло



Корунд (Сапфир)

поддаётся обработке алмазом, царапает стекло



Алмаз





Приложение 2

Знак зодиака

Камни талисманы

Свойства

Козерог

22.12-20.01

Рубин

Оникс

Малахит

Счастье в любви.

Камень «вождей» усиливает память, лечит сердце.

Укрепляет душевные силы.

Водолей

21.01-18.02

Гранат

Циркон

Талисман «влюблённых», лечит горло, гол. боли.

«Младший брат бриллианта» усиливает память, тягу к наукам.

Близнецы

22.05- 21.06

Агат

Хризопраз

Берилл

Способствует успеху

Талисман купцов, банкиров.

Счастье в любви

Рак

22.06-23.08

Лунный камень «кошачий глаз», жемчуг.

Дар

Красноречия

Лев

23.07-23.08

Янтарь

Хризолит

Оливин

Топаз

Приносит счастье

-для астрологов и гадалок

-успех в делах

-умножает богатство

Рыбы

19.02-20.03

Морской жемчуг

Аметист фиолетовый

Лекарственное средство

«благословенный камень» приносит счастье

Овен

21.03-20.04

Бриллиант ( алмаз )

Гранат

Рубин

Успех в делах мужество в бою

Талисман « влюблённых»

Охраняет от молний, наводнений и др.

Телец

21.04-21.05

Бирюза

Сапфир

Символ верной любви

«талисман мудрецов»

Стрелец

23.11-21.12

Аметист

Топаз

Хризомет

Счастье в охоте состязаний

Вызывает благосклонность начальства

Способность к предсказанию будущего

Дева

Нефрит

Карнеол

«камень жизни»

Помогает при горячке и кровотечении

Весы

Опал

Лазурит

Приносит счастье во всех начинаниях

Полезно людям с непостоянством в дружбе.

Скорпион

Аквамарин

Карбункул

Коралл

В древности охранял любовный союз

Укрепляет дружбу

Надевают новорожденным от сглаза


Камни - талисманы

Месяц

Камень талисман и его свойство

Доступный минерал заменитель

Январь

Гранат красный (постоянство)

Розовый кварц, родонит

Февраль

Аметист (искренность)

Чароит

Март

Аквамарин (мужество)

Амазонит

Апрель

Алмаз (невинность, чистота)

Горный хрусталь

Май

Изумруд (любовь успех)

Хризопраз, малахит

Июнь

Жемчуг (здоровье)

Лунный камень, агат

Июль

Рубин (благополучие)

Карнеол

Август

Хризолит (счастье в семейной жизни)

Нефрит

Сентябрь

Сапфир (мудрость)

Лазурит

Октябрь

Опал (надежда)

Яшма

Ноябрь

Топаз жёлтый (верность)

Янтарь

Декабрь

Бирюза (материальное благополучие)

Топаз голубой







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану:...
Образовательные: активизировать мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций; расширить кругозор...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
Продолжительность уроков – 1 класс – 35 минут- 1 полугодие, 45 мин- 2 полугодие. В сентябре, октябре проводятся по 3 урока в день,...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconПриказ №198-лс
Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин icon«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Устный работа – 3 мин. IV. Опрос по правилам – 3 мин. V. Актуализация знаний – 3 мин. VI. Письменный счёт – 7 мин. VII. Упрощение...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок по учебному плану, 4 класс. Тема урока по учебно-тематическому плану
Воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, чувство прекрасного, любовь к природе
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место занятия урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок 27. Тема: Природные комплексы России
России, их распространением на территории страны и приспособлением к среде обитания
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин icon«свободное время» (2010) 52 Х 15 мин
В программе перед телезрителями предстает яркая палитра самых новых и необычных способов интересно провести свободное время. Хронометраж:...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание программы соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 года, учебному плану оу, целям и задачам образовательной...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок по учебному плану. Номер урока по теме
Этот урок сегодня
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconУрок по учебному плану. Тип урока: комбинированный Вид занятия
Создать условия для формирования общего представления о классификации головных уборов и формирования знаний, умений и навыков снятия...
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconРабочая программа социальная антропология наименование дисциплины...
«общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования
Урок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методические комплексы по дисциплинам федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов в соответствии с утвержденными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск