Урок 27. Тема: Природные комплексы России





Скачать 53.78 Kb.
НазваниеУрок 27. Тема: Природные комплексы России
Дата публикации13.08.2014
Размер53.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
8 класс

Урок 27. Тема: Природные комплексы России.

Цели и задачи урока:

  • продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России;

  • познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

  • продолжить расширение знаний учащихся о растительности, о животном мире как об одних из основных компонентов природы;

  • познакомить учеников с типичными представителями животного мира, дать ученикам представление об основных типах растительности в России, их распространением на территории страны и приспособлением к среде обитания;

  • продолжить формирование умения работать с различными географическими картами и другими источниками информации.

Оборудование: учебник, атласы, фотогербарий, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

(слайд 1)

  • Что такое мелиорация в сельском хозяйстве?

  • Перечислите основные виды сельскохозяйственной мелиорации?

  • Какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины?

  • Приведите примеры простейших мелиораций по защите почв, которые проводятся в нашей местности.

Объявление темы, цели и задач урока

(слайд 2)

III. Актуализация знаний.

(слайд 3)

  • Вспомните из курсов ботаники и зоологии, как растения и животные приспособлены к среде обитания.

• Что в первую очередь влияет на размещение растений и животных?
IV. Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово учителя

( слайд 4)

  • Растительный и животный мир часто называют «живой природой», подчеркивая тем самым роль этих компонентов в биосфере.

  • Именно живая природа в первую очередь олицетворяет для нас красоту ландшафта.

  • Любовь к живой природе обогащает нашу жизнь, вдохновляет художников, поэтов, композиторов, воспитывает в людях гуманные чувства.

  • Забота «о братьях наших меньших» — показатель нравственности человека.

(слайд 5)

Принято считать, что главное в живой природе — раститель­ность. О ней говорят даже названия природных зон — тайга, сте­пи и т. д. Но богаче по видовому составу мир животных. В нашей стране насчитывается до 130 тысяч видов животных (из них до 90 тысяч насекомых), а высших растений всего около 18 тысяч. Интересно, что среди представителей растительного мира преоб­ладают виды травянистых растений — их многие тысячи, тогда как видов деревьев чуть больше 500.

(слайд 6)

Среди представителей животного мира первенство держат на­секомые. Позвоночных, особенно наземных, в фауне России зна­чительно меньше. Многочисленны рыбы, их более 1450 видов.

(слайд 7)

Совсем мало земноводных и пресмыкающихся — всего 160 ви­дов. Многообразие птиц выражается (со всеми бывающими во время сезонных перелетов) цифрой порядка 710. Из млекопита­ющих в нашей стране обитает около 350 видов.

На состав и обилие живых организмов сильно влияет деятель­ность человека. В результате некоторые виды резко сократили свою численность, а некоторые даже совсем истреблены.

В то же время есть виды, искусственно привнесенные в нашу флору и фауну, например американские ондатра, енот, норка и др., а среди растений чайный куст, бамбук.

Растительный и животный мир нашей страны весьма разнооб­разен.

(слайд 8)

Облик и состав растительного и животного мира нашей страны, как и всей планеты, определяется двумя основными факторами: физико-географическими различиями между регио­нами — различный режим света, температуры и влажности, ха­рактер почв, особенности рельефа — и геологической историей территории.
Изменение лика Земли в течение геологической эволюции, ее поверхности и климата, появление и исчезновение материковых связей были причиной того, что процессы видообразования шли по-разному в различных регионах. В размещении представите­лей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные прежде всего широтной зональ­ностью и высотной поясностью.

(слайд 9,10)

2. Работа с картами учебника на стр.107 – 109 рис. 60, 61

- Вспомните и назовите, природные зоны России в направлении с севера на юг.

- Подумайте, чем объяснить малый рост растений в тундре и стремление их стелиться по земле.

- Какие породы образуют северную границу леса в Рос­сии и почему?

- По картам (рис. 60, 61) определите типичных представителей растительного и животного мира природных зон России.

- Вспомните из курса ботаники, как приспособле­ны к суровым морозам растения тайги.

Все эти различия объясняются не только современными условиями. И растения, и животные несут в своем облике и рас­пространении особенности, унаследованные от далекого прошлого.

  • Из Центральной Азии к нам пришли пустынно-степные группировки растений и животных.

  • Со стороны Аляски на Даль­ний Восток проникали североамериканские хвойные.

  • Специ­фические особенности нашей дальневосточной флоры сочетаются с оригинальностью маньчжуро-китайской фауны.

  • На растительный и животный мир России было велико влияние четвертичного оледенения.

3. Характеристика основных типов растительности и животного мира России.

Беседа с демонстрацией слайдов и фотогербария.

- Вспомните климатические условия арктических пустынь.

- Как это отразится на особенностях растений и животных этой природной зоны?

(слайды, 11)

- Назовите следующую зону.

- Существенны ли различия в климате этих природных зон?

- Что вы можете сказать о растительности и животных тундры?

(слайды 12,13)

- Посмотрите на карту атласа природные зоны и вспомните, какая природная зона занимает самую большую площадь?

- Назовите особенности лесной зоны?

- Отразилось ли это на растениях и животных и как?

(слайды 14, 15)

- Какая природная зона расположена после зоны лесов?

- В чём климатические особенности этой зоны?

- Как это сказывается на растениях и животных?

( слайды 16, 17)

- Проанализируйте карту атласа и назовите природную зону, расположенную на самом юге России.

- Каковы климатические условия полупустынь и пустынь и как они сказываются на её обитателях и растительности?

( слайд 18, 19,20)

4. Вывод:

Растения и животные отлично приспособлены к местам своего обитания.

  • Например, в наших лесах соседствуют береза и ель. Березы способствуют росту тенелюбивого молодняка елей под своим пологом, а потом выросшие ели оставляют без света помог­шие им вырасти березы...

  • Деревья в лесах, травы в степях, стланик и криволесье в тундре — все это примеры идеального приспособления растений к среде обитания.

  • Различаются по внешнему виду и приспособленности к тем же условиям и животные — летающие, бегающие, лазающие, плавающие.

V. Закрепление. Географический диктант

(слайд 21,22)

  • Главное в живой природе - ……. .

  • Богаче видовой состав - ….. .

  • Среди растений богаче видовой состав - …. .

  • Среди животного мира преобладают - …. .

  • На разнообразие флоры и фауны влияют – …

  • Закономерности в размещении видов растений и животных – …. .

VI. Итог урока.

Домашнее задание: (слайд 23)

П. 18, вопросы 1-3 стр. 112.

  • Подготовить небольшие сообщения о заповедниках и национальных парках России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconЧередниченко Наталья Евгеньевна Тема : «Природные зоны России». Тип урок
Цель урока: Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме «Природные зоны России». Выработка умения самостоятельно применять...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок географии в 8 классе «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Дальнего Востока
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России», карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в пк», гербарий, в/фильм «Природные зоны...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок 40/2 8 класс Тема: «Природные комплексы Русской равнины»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок географии, 8 класс «Крупные природные районы России»
Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник «Крупные природные районы России») к учебнику «География...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconЗайцева Капиталина Михайловна учитель географии Моря, как крупные...
Оборудование: Презентация «Белое и Азовское моря», Физическая карта России, карта океанов
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрока: изучение нового материала. Используемые приёмы
Оборудование: учебник; атлас, настенная карта «Природные зоны России», презентация «Природные зоны России. Арктические пустыни»
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconПриродные зоны это природные комплексы, занимающие большие площади...
Они формируются преимущественно под влиянием климата — особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электроэнергетика России урок №22 в теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок «Особо охраняемые природные территории России»
Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику под редакцией А. И. Алексеева «География России. Кнг. 1: Природа и население»
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconРеферат: На тему: природные ресурсы россии
Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт мине­рального...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconРеферат: На тему: природные ресурсы россии
Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт мине­рального...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы»....
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок викторина по теме: “Природные зоны.”
...
Урок 27. Тема: Природные комплексы России iconУрок-проект «Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание...
«Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание презентаций в среде PowerPoint» и «Природные зоны России»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск