Урок «Особо охраняемые природные территории России» Цели урока:
Образовательные цели:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях;
формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы Российской Федерации;
обобщить знания о природных ресурсах, их использовании и тех изменениях в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека;
определить роль охраняемых территорий,
Развивающие цели:
Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, отбирать главную информацию, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
Воспитательные цели:
воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;
повышать интерес к изучению географии;
формировать экогеографическое мировоззрение.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
исследовательский.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
Фронтальная; Коллективная.
Межпредметные связи:
география-история;
география-краеведение;
география-биология;
география-экология;
Средства обучения:
Вебрально-информационные:
Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кнг.1: Природа и население»;
Учебник А.И. Алексеева «География России. Кнг.1: Природа и население»;
Физическая карта России;
карта Нижегородской области;
атласы Нижегородской области;
карта охраняемые территории;
раздаточный иллюстративный материал;
Гербарий.
Хронометраж урока:
№
| Этап урока
| Время, минуты.
| 1.
| Организационный момент.
| 2 минуты
| 2.
| Постановка задач урока.
| 2 минуты
| 3.
| Актуализация знаний.
| 6 минут
| 4.
| Усвоение новых знаний.
| 23 минут
| 5.
| Закрепление.
| 4 минуты
| 6.
| Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
| 3 минуты
|
Содержание урока:
Ход урока
| Обоснование деятельности
учителя
| Прогнозируемая деятельность
учащихся
| 1. Организационный этап. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, выслушивает сообщение дежурных о готовности класса к уроку.
| Учитель организует, мобилизует класс на работу.
| Ученики настраиваются на урок.
| 2. Постановка задач на урок. Урок начинается со стихотворения М. Дудина:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю, берегите …
Далее формулируются задача урока:
«Сегодня мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы). Они предназначены для сохранения природных комплексов или объектов, имеющих хозяйственное, научное или культурно-просветительное значение. Нам необходимо:
определить роль охраняемых территорий;
рассмотреть типы охраняемых территорий.
Тема нашего урока – «Охрана природы и охраняемые территории».
| Ставятся задачи урока
| Принимают задачи на урок, записывают тему урока.
| 3. Актуализация знаний. Учитель предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?
Учитель предоставляет слово ученику (приложение № 1)
Учитель просит определить цели выделяемых территорий, обобщает ответы:
Сохранение разнообразие живых организмов;
охрана окружающей среды;
предупреждение развития разрушительных процессов.
| Учитель активирует знания, которые потребуются на уроке. Учитель ставит вопрос, который необходимо решить на основе полученной информации.
| Ученики включаются в работу на уроке.
Учащиеся анализируют информацию и дают свои заключения
| 4. Усвоение нового материала. Учитель, предлагает заполнить схему (приложение № 2) охраняемые территории (учебник стр.)
На следующем этапе учитель предлагает выполнить работу, подготовить устный информационный лист по одной из тем: «Заповедник», «Биосферный заповедник», «Заказник», «Памятник природы», «Национальный парк».
Работа выполняется в группах. (Группы формировались перед уроком, с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями).
Для работы у каждой группы в конвертах находится необходимая информация, карты, иллюстрации, план ответа.
Через 5 минут каждая группа выступает с докладом.
Подводятся итоги работы.
Учитель завершает данный этап работы строками стихотворения:
Будь осторожен, как Тарзан.
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнее лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
| Учитель мобилизует внимание класса на работу с учебником.
Учитель ставит задачу, при решении которой необходимо воспользоваться различными источниками знаний.
| Ученики концентрируют свое внимание на работе с учебником.
Учащиеся анализируют информацию, определяют свою роль в группе.
| 5. Закрепление (рефлексия).
Первичное закрепление: Какой вопрос мы рассмотрели сегодня? Что нового вы узнали? Чему научились?
Вторичное закрепление: Каждой группе предлагается выполнить задания на карточках.
Закрепим свои знания
Заполните пропуски:
Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________.
_______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.
______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.
_______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.
_______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники. Далее учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
| Оценить правильность и осознанность усвоения нового материала
| Учащиеся закрепляют полученные знания.
| 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
1. Нанести на контурную карту памятники природы Володарского района, подготовить сообщение об одном из них. –
Источники информации:
«Особоохраняемые территории Нижегородской области». – Нижний Новгород, 1997;
Статьи газеты «Знамя».
2. Отметить на контурной карте России объекты всемирного наследия:
озеро Байкал,
леса Коми,
Вулканы Камчатки,
Кижи,
Соловецкие острова,
Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад),
Владимир,
Суздаль,
Новгород Великий,
Москва.
| Учитель предлагает два задания:
Первое задание предполагает работу с картой Володарского района; по желанию можно подготовить сообщение об одном из памятников природы района - предполагается работа с дополнительной литературой.
Второе задание предполагает работу с картой России.
| Учащиеся записывают задания в тетради, слушают комментарии учителя.
|
Приложение № 1.
Уже на самых ранних этапах своего развития различные племена, населявшие территорию нашей страны, обращали на водные источники с особо чистой или целебной водой, древесных патриархов, места концентрации полезных растений и животных. « Слова «заповедник» и «заповедывание» известны давно. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя. Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии.
Понимая и зная их значение, они брали их под охрану, объявляя священными. Позднее возникла еще одна форма охраны - запрет на охоту и использование растительности в местах захоронения предков. Средневековье породило три новых формы заповедных территорий.
Первая - организация закрытых феодальных помещичьих охотничьих угодий. Начиная с княгини Ольги летописи, упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Вторая - земельные владения монастырей. Во многих из них находилось под запретом сбор растений и охота на животных. Третья - пограничные леса.
По царскому указу от 1638 года никто не имел право посещать эти леса под страхом смертной казни. Петр I принял указ об учреждении "заповедных участков" и объявлении "заповедных деревьев", нарушение которого каралось смертной казнью. Им были установлены заповедные зоны для рубок лесов в 55 км от берегов крупных рек 16,5 км от малых. Екатерина II предписала пятую часть всех фабричных лесов окопать рвами и создать "заказные рощи", чтобы сохранить лучшие деревья для кораблестроения. Понятие заповедности в XIX веке главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира.
запас из лесов казенных крестьян "заказные рощи", получившие название "заповедных". Идея заповедности приобретает широкое распространение.
На частные средства в 1882г. создается заповедник на Камчатке. Граф Потоцкий организовывает заповедник в Волынской губернии, графы Шереметевы - на реке Ворскле под Белгородом, стараниями ученого В.В. Докучаева заповедан участок Старобельской степи. Этот список можно продолжить.
Первый общегосударственный акт "Об установлении правил об охотничьих заповедниках" был принят в октябре 1916 года царским правительством, затем был создан первый государственный заповедник, Баргузинский на берегу озера Байкал.
Временное правительство России также внесло свой вклад в заповедное дело - направило в 1917 году своего эмиссара на защиту заповедника "Аскания-Нова" и еще двоих - в Крым, организовывать национальный парк. Руководство Советской Россией принимало меры по организации заповедников даже в годы гражданской войны.
В 1919 г. создан Астраханский заповедник в дельте Волги, а в 1920 - Ильменский на Среднем Урале. Во время Великой Отечественной войны заповедники не функционировали только на оккупированной территории. Более того, в 1943 году организованно 2 новых заповедника, в 1945 - 6.
В августе 1951 года Сталин подписал постановление, предписавшее закрыть 88 из 128 заповедников СССР.
Второй разгром заповедной системы произошел в 1961 году. Постановлением Совета Министров СССР были упразднены 16 заповедников, а территории 7 - были уменьшены. Со временем здравый смысл восторжествовал.
Сегодня в России 99 заповедников и 33 национальных парка. 18 российских заповедников включены ЮНЕСКО во всемирную сеть биосферных резерватов. Один национальный парк включен в программу сохранения всемирного культурного и природного наследия.
|