Урок «Особо охраняемые природные территории России»





Скачать 96.69 Kb.
НазваниеУрок «Особо охраняемые природные территории России»
Дата публикации20.08.2014
Размер96.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок «Особо охраняемые природные территории России»
Цели урока:

Образовательные цели:

  • Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях;

  • формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы Российской Федерации;

  • обобщить знания о природных ресурсах, их использовании и тех изменениях в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека;

  • определить роль охраняемых территорий,

Развивающие цели:

Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, отбирать главную информацию, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Воспитательные цели:

  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;

  • повышать интерес к изучению географии;

  • формировать экогеографическое мировоззрение.


Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • репродуктивный,

  • исследовательский.


Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • Фронтальная; Коллективная.

Межпредметные связи:

  • география-история;

  • география-краеведение;

  • география-биология;

  • география-экология;


Средства обучения:

    • Вебрально-информационные:

  • Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кнг.1: Природа и население»;

  • Учебник А.И. Алексеева «География России. Кнг.1: Природа и население»;

    • Наглядные:

  • Физическая карта России;

  • карта Нижегородской области;

  • атласы Нижегородской области;

  • карта охраняемые территории;

  • раздаточный иллюстративный материал;

  • Гербарий.

Хронометраж урока:



Этап урока

Время, минуты.

1.

Организационный момент.

2 минуты

2.

Постановка задач урока.

2 минуты

3.

Актуализация знаний.

6 минут

4.

Усвоение новых знаний.

23 минут

5.

Закрепление.

4 минуты

6.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

3 минуты


Содержание урока:

Ход урока

Обоснование деятельности

учителя

Прогнозируемая деятельность

учащихся

1. Организационный этап. Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, выслушивает сообщение дежурных о готовности класса к уроку.

Учитель организует, мобилизует класс на работу.

Ученики настраиваются на урок.

2. Постановка задач на урок. Урок начинается со стихотворения М. Дудина:

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите …

Далее формулируются задача урока:

«Сегодня мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы). Они предназначены для сохранения природных комплексов или объектов, имеющих хозяйственное, научное или культурно-просветительное значение.
Нам необходимо:

  • определить роль охраняемых территорий;

  • рассмотреть типы охраняемых территорий.

Тема нашего урока – «Охрана природы и охраняемые территории».

Ставятся задачи урока

Принимают задачи на урок, записывают тему урока.



3. Актуализация знаний. Учитель предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?

Учитель предоставляет слово ученику (приложение № 1)

Учитель просит определить цели выделяемых территорий, обобщает ответы:

  • Сохранение разнообразие живых организмов;

  • охрана окружающей среды;

  • предупреждение развития разрушительных процессов.

Учитель активирует знания, которые потребуются на уроке.
Учитель ставит вопрос, который необходимо решить на основе полученной информации.


Ученики включаются в работу на уроке.


Учащиеся анализируют информацию и дают свои заключения

4. Усвоение нового материала. Учитель, предлагает заполнить схему (приложение № 2) охраняемые территории (учебник стр.)

На следующем этапе учитель предлагает выполнить работу, подготовить устный информационный лист по одной из тем: «Заповедник», «Биосферный заповедник», «Заказник», «Памятник природы», «Национальный парк».

  • Работа выполняется в группах. (Группы формировались перед уроком, с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями).

  • Для работы у каждой группы в конвертах находится необходимая информация, карты, иллюстрации, план ответа.

  • Через 5 минут каждая группа выступает с докладом.

  • Подводятся итоги работы.

Учитель завершает данный этап работы строками стихотворения:

Будь осторожен, как Тарзан.

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,

И для тебя темнее лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Учитель мобилизует внимание класса на работу с учебником.

Учитель ставит задачу, при решении которой необходимо воспользоваться различными источниками знаний.

Ученики концентрируют свое внимание на работе с учебником.

Учащиеся анализируют информацию, определяют свою роль в группе.

5. Закрепление (рефлексия).

  • Первичное закрепление: Какой вопрос мы рассмотрели сегодня? Что нового вы узнали? Чему научились?

  • Вторичное закрепление: Каждой группе предлагается выполнить задания на карточках.

Закрепим свои знания

Заполните пропуски:

Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________.

_______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

_______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.

_______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.
Далее учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Оценить правильность и осознанность усвоения нового материала

Учащиеся закрепляют полученные знания.

6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

1. Нанести на контурную карту памятники природы Володарского района, подготовить сообщение об одном из них. –

Источники информации:

    • «Особоохраняемые территории Нижегородской области». – Нижний Новгород, 1997;

    • Статьи газеты «Знамя».

2. Отметить на контурной карте России объекты всемирного наследия:

    • озеро Байкал,

    • леса Коми,

    • Вулканы Камчатки,

    • Кижи,

    • Соловецкие острова,

    • Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад),

    • Владимир,

    • Суздаль,

    • Новгород Великий,

    • Москва.




Учитель предлагает два задания:

Первое задание предполагает работу с картой Володарского района; по желанию можно подготовить сообщение об одном из памятников природы района - предполагается работа с дополнительной литературой.

Второе задание предполагает работу с картой России.

Учащиеся записывают задания в тетради, слушают комментарии учителя.


Приложение № 1.

Уже на самых ранних этапах своего развития различные племена, населявшие территорию нашей страны, обращали на водные источники с особо чистой или целебной водой, древесных патриархов, места концентрации полезных растений и животных. « Слова «заповедник» и «заповедывание» известны давно. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя. Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии.

Понимая и зная их значение, они брали их под охрану, объявляя священными. Позднее возникла еще одна форма охраны - запрет на охоту и использование растительности в местах захоронения предков. Средневековье породило три новых формы заповедных территорий. 

Первая - организация закрытых феодальных помещичьих охотничьих угодий. Начиная с княгини Ольги летописи, упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Вторая - земельные владения монастырей. Во многих из них находилось под запретом сбор растений и охота на животных. Третья - пограничные леса. 

По царскому указу от 1638 года никто не имел право посещать эти леса под страхом смертной казни. Петр I принял указ об учреждении "заповедных участков" и объявлении "заповедных деревьев", нарушение которого каралось смертной казнью. Им были установлены заповедные зоны для рубок лесов в 55 км от берегов крупных рек 16,5 км от малых. Екатерина II предписала пятую часть всех фабричных лесов окопать рвами и создать "заказные рощи", чтобы сохранить лучшие деревья для кораблестроения. Понятие заповедности в XIX веке главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. 

запас из лесов казенных крестьян "заказные рощи", получившие название "заповедных". Идея заповедности приобретает широкое распространение. 

На частные средства в 1882г. создается заповедник на Камчатке. Граф Потоцкий организовывает заповедник в Волынской губернии, графы Шереметевы - на реке Ворскле под Белгородом, стараниями ученого В.В. Докучаева заповедан участок Старобельской степи. Этот список можно продолжить.

 Первый общегосударственный акт "Об установлении правил об охотничьих заповедниках" был принят в октябре 1916 года царским правительством, затем был создан первый государственный заповедник, Баргузинский на берегу озера Байкал. 

Временное правительство России также внесло свой вклад в заповедное дело - направило в 1917 году своего эмиссара на защиту заповедника "Аскания-Нова" и еще двоих - в Крым, организовывать национальный парк. Руководство Советской Россией принимало меры по организации заповедников даже в годы гражданской войны. 

В 1919 г. создан Астраханский заповедник в дельте Волги, а в 1920 - Ильменский на Среднем Урале. Во время Великой Отечественной войны заповедники не функционировали только на оккупированной территории. Более того, в 1943 году организованно 2 новых заповедника, в 1945 - 6. 

В августе 1951 года Сталин подписал постановление, предписавшее закрыть 88 из 128 заповедников СССР. 

Второй разгром заповедной системы произошел в 1961 году. Постановлением Совета Министров СССР были упразднены 16 заповедников, а территории 7 - были уменьшены. Со временем здравый смысл восторжествовал. 

Сегодня в России 99 заповедников и 33 национальных парка. 18 российских заповедников включены ЮНЕСКО во всемирную сеть биосферных резерватов. Один национальный парк включен в программу сохранения всемирного культурного и природного наследия. 


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconОсобо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая...
Имеют особо охраняемые природные территории (оопт). С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconОсобо охраняемые природные территории (оопт) предназначены для сохранения...
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с Федеральным законом “Об...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconУрок по географии в 8 классе по теме: «Особо охраняемые природные территории России»
Выяснить какие задачи они выполняют, чем отличаются; формировать понимание необходимости охраны природы
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconН. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconСправка-доклад по обстановке на территории Пермского края на 08. 00 02 июля 2013 года
«Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития»
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconПротокол №2 От 28. 12. 2010 г
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconРусский язык, литературное чтение
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconПриложение к инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года
«Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития»
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconКонспект урока «Первая встреча с Николаем Некрасовым»
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconТематическое планирование на 2011 2012 учебный год. Сентябрь Дата Класс
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconПубличный доклад мбоу «сош №2 имени Короленко В. Г.». 2012-2013 учебный год
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconНаучно-исследовательский материал Особо охраняемые природные территории в мегаполисах
«захватом» природных территорий под нужды населения и промышленности в особой мере коснулись именно мегаполисов
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconСеминар для учителей и руководителей детских объединений «Возможные...
«Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития»
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconКонспект урока ( литературного чтения 3 класс (1-4) по теме: Н. А....
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconТесты по проверке данной темы. 70 р. Глебочева Тамара Николаевна Семеновская сош
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок «Особо охраняемые природные территории России» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся...
В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск