Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок





Скачать 125.86 Kb.
НазваниеН. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок
Дата публикации22.10.2013
Размер125.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с биографией Н. А. Некрасова и его произведением «Мужичок с ноготок», раскрыть основную идею произведения

Задачи:

Обучающие:

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение

  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации

  • формировать представления об историческом прошлом

  • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте

  • учить рассуждать

  • обогащать словарный запас учащихся

Развивающие:

  • пробуждать интерес к истории своей Родины

  • развивать познавательную активность детей

  • развивать устную речь учащихся

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм

  • прививать интерес к книге, к чтению

  • раскрыть нравственный смысл произведения

  • воспитывать эстетические чувства

  • воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся

  • воспитывать чувство товарищества


Оборудование:

  • учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс

  • слова (непонятные учащимся)

  • портрет Н. А. Некрасова

  • кроссворд

  • изображение лошади с уздой


План урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и цели урока

4. Знакомство с биографией Н.А.Некрасова.

5. Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

(« Мужичок с ноготок»)

А) чтение отрывка учителем

Б) Беседа на первичное восприятие

В)Словарная работа

Г) Самостоятельное чтение

Д) Беседа по содержанию прочитанного текста

Е) Чтение стихотворения по ролям

Ж) Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста
6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Хронометр

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Начался урок

1 мин

2. Проверка домашнего задания


- Ребята, дома вам нужно было сделать задания в рабочей тетради из рубрики «Проверь себя». Они были направлены на повторение, закрепление и обобщение знаний о произведениях великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В конце урока вы сдадите тетради, и я проверю, как вы с ними справились.

2 мин

3. Сообщение темы и цели урока

- А сейчас, ответив на мои вопросы, вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (По мере ответов детей, на доску вывешиваются полоски со словами-ответами)

  • Что описывает в своём стихотворении А.А.Фет
    "не колючий, светло-синий"

+ иней

  • Назовите фамилию поэта, автора строк
    "Мама! Глянь-ка из окошка –
    Знать, вчера недаром кошка
    Умывала нос…"

+ Фет

  • Кто поёт, "глаза прищуря" в стихотворении А.А.Фета?

+ кот

  • Как называется созвучие строк в стихотворении?

+ рифма

  • Какое время года Ф.И.Тютчев называет "чародейкой"?

+ зима

  • О какой "дивной поре" говорит Ф.И.Тютчев в своём стихотворении?

+ осень

  • Как называется сочетание нескольких стихотворных строк, которые объединены рифмой и интонацией?

+ строфа

  • Где играет буря в стихотворении А.А.Фета?

+ на дворе





З




С
















И




Т




И

Ф







М

О

Р

Д

Н

Е

К

Р

А

С

О

В

Е

Т

О

И




Е

Ф

О

Й




Т

Ф




Н

А

Р










М




Ь
















А













- И так с каким же великим русским поэтом мы познакомимся с вами сегодня на уроке.

+ Некрасовым

- Правильно, ребята, мы сегодня познакомимся с замечательным поэтом 19 века Николаем Алексеевичем Некрасовым и с одним из лучших его произведений, отрывком из стихотворения «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок».

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

+

-Мы будем учиться анализировать поэтическое произведение, читать его выразительно.


3 мин


4. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова

(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)



-Прочитайте слова на доске.

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

Их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?

+ …

-В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.

-Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

3 мин

5. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"

А) чтение отрывка учителем

Б) Беседа на первичное восприятие

В)Словарная работа

Г) Самостоятельное чтение

Д) Беседа по содержанию прочитанного текста

Е) Чтение стихотворения по ролям

Ж) Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста


- Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.

- Прослушайте внимательно отрывок.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

+

- Какие чувства вы испытывали, когда вы слушали стихотворение?

+

- Ребята, в стихотворении встретились слова, которые могут быть не понятны многим из вас. Давайте их попробуем объяснить.

Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Что значит "студёная пора"?

+очень холодно

Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"

На доске: сухие сучья, ветви, деревья

- Правильно, ребята, сухие отпавшие ветки деревьев, высохшие тонкие сучья или стволы. Собрать хворост для костра.

Но у этого слова есть еще одно значение: рассыпчатое печенье из тонких полосок теста, сваренных в масле
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

- Взгляните на фотографию



УЗДА Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!

- Подумайте, что такое "полушубок"?

ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.

- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

- Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)

(В лесу раздавался топор дровосека.)
А что у отца-то большая семья?
"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…"
Так вон оно что! А как звать тебя?-
"Власом",
- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…
Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

- Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение..

- Кого встретил Н.А.Некрасов?

+ маленького мальчика

- Как зовут мальчика?

+Власом

-Сколько ему лет?

+ шестой миновал

- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.

+В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…

- Подумайте, почему вся одежда велика Власу?

+В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому

- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика?

+в лесу

- В какое время года произошла встреча?

+зимой

- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.

+Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

+с отцом пришёл в лес за дровами.

-Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.

- Что узнали о семье, в которой рос мальчик?

+большая семья

- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.

+Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

- Подумайте, почему мальчик так говорит?

+Он понимает, что он понимает важность своей работы в семье

- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.

+Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует.

Кто может совершать эти действия?

+Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…

- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?

+Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.

- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?

+Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.

- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?

- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.

+Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…

- Почему он так говорит?

+Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.

- Как разговаривает Влас?

+Грубо и коротко

- Найдите подтверждение своим словам в тексте.

+- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"

- Почему он так разговаривает?

+Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.

-Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика. Но прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить?

+важно, с гордостью

Чтение сначала в парах, затем – вслух.

- Здорово, парнище!
- Ступай себе мимо!
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
- Откуда дровишки?
- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.
- А что у отца – то большая семья?
- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.
- Так вон оно что! А как звать тебя?
- Власом
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

Оценивание чтения учащихся

- Как вы думаете, как относится автор к мальчику?

+Он его любит, с уважением

- Почему так решили?

+Он называет его ласково "мужичок", "малюточка"

- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?

+

Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.(дополнительное задание)

Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.

2 мин

4 мин

6 мин

2 мин
8 мин

8 мин

2 мин


6. Итог урока

-Итак, давайте подведем итог нашего урока. Чему мы с вами учились?

+

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

+Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.

- Удалось ли ему это?

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?

+В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей)

- На следующем уроке мы познакомимся с другим отрывком из поэмы "Крестьянские дети".

На этом наш урок подошёл к концу.

3 мин

7. Домашнее задание

Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.122 наизусть, РТ с. 87-88 №1-3

1 мин.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconКонспект урока ( литературного чтения 3 класс (1-4) по теме: Н. А....
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок – пара Тип урока
Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок Тип урока
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов....
Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок по теме «Тип Хордовые»
Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconТип инфузории
Тип урока: урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением познавательных задач
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconГлебова Галина Алексеевна Предмет: Математика (умк «Гармония») Класс: 1 а дата: Тип урок
Тип урока: Формирование предметных навыков и ууд, овладение новыми предметными умениями
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня вашему вниманию был предложен урок литературного чтения во 2 классе по теме Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок по учебнику «Spotlight»
Тип урока: Урок – взаимообучение, обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Responsibility», интегрированный урок (английский...
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада»; А. Платонов «Еще мама»;...
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок по народному промыслу хохломе Работа по теме урока
Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Себе кашу варил и птицам пшена насыпал....
Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Тип урок iconУрок – сказка «Золушка». Вид: Урок закрепление пройденного материала. Тип
Урок математики в 4 классе, по программе «Школа России», авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск