Скачать 108.32 Kb.
|
Гейтенко Людмила Владимировна ОУ СОШ №11 г.Октябрьск Самарской области, учитель биологии УРОК В 7 КЛАССЕ ТИП ИНФУЗОРИИ Тип урока: урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний, решением познавательных задач. Цели урока: закрепить знания о жизненных свойствах организмов, выявить характерные черты строения и процессов жизнедеятельности инфузорий, в ходе виртуальной лабораторной работы продолжить формирование навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Открытая биология», развивать познавательный интерес. Перечень знаний, умений и навыков, которые предполагается развивать и осваивать на данном уроке: - Актуализировать знания о представителях простейших. - Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем. - Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений. Ход урока I. Организационный момент. II. Опрос по цепочке. В построении развернутого, логически связанного ответа участвует группа учащихся, - при этом рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому ученику. - Составьте развернутый, логически связанный ответ с использованием терминов прошлого урока: одноклеточные, простейшие, жгутиконосцы, базальное тельце, сократительная вакуоль, хлоропласты, автотрофное и гетеротрофное питание, колониальные формы, бесполое и половое размножение. Таким образом, учащиеся проговаривают главные мысли прошлого урока. III. Заполните таблицу, проставив знаки «плюс» или «минус», а в третьей колонке проставьте эти знаки карандашом, т.е. предположите наличие той или иной структуры у еще одного простейшего – инфузории туфельки.
После заполнения таблицы заслушиваются выводы, сформулированные учащимися. IV. Изучение нового материала Учитель: инфузории (их название происходит от греч. «инфузиум» - настой) обитают в морских и пресных водах, живут во влажной почве, песке; являются наиболее сложно устроенными простейшими. К типу инфузорий относятся туфельки, бурсарии, гуськи, сувойки. Типичный представитель- Инфузория туфелька. Форма их тела веретеновидная (туфельки), бочонковидная (бурсарии), колоколовидная (трубачи). Органоиды движения-реснички. Инфузории по сравнению с другими простейшими имеют наиболее сложное строение. У каждой особи не менее 2 ядер: большое и малое. Большое ядро регулирует все жизненные процессы, кроме полового, а малое ядро играет основную роль при половом размножении. Размножение:- бесполое- происходит 1-2 раза в сутки путем поперечного деления надвое; - половое:- две инфузории сближаются, затем между ними возникает цитоплазматический мостик, по которому особи обмениваются генетическим материалом. Сообщение учащегося (рассказ сопровождается электронной презентацией): Сувойки живут в пресных водоемах, прикрепляясь к листьям водной растительности, к телу пресноводных рачков и раковинам моллюсков. К субстрату сувойки прикрепляются с помощью отходящего от заднего конца тела длинного тонкого стебелька, который время от времени резко сокращается, скручиваясь спирально. Инфузория трубач имеет своеобразную колоколообразную форму тела. Узким задним концом трубач прикрепляется к субстрату, выпуская короткие пальцеобразные выросты. Брюхоресничные инфузории- стилонихии – сильно уплощенные, т.к. приспособлены к придонному ползающему образу жизни. Органоиды движения расположены на обращенной к субстрату брюшной стороне - пальцевидные образования с широким основанием, заостренные к вершине, состоящие из пучков склеенных между собой ресничек. С их помощью инфузории быстро передвигаются по субстрату, они могут также плавать. V. Компьютерная лабораторная работа Учитель: а сейчас при помощи виртуальной лабораторной работы давайте более подробно познакомимся со строением, передвижением и способом питания инфузории-туфельки (см. приложение). По ходу выполнения лабораторной работы учащиеся вносят исправления в третью графу таблицы. По окончании работы формулируются выводы: - Тип Инфузории – самые сложно организованные простейшие. - Имеют в клетке 2 ядра: большое и малое. - Размножаются бесполым и половым способом. - Питаются в основном бактериями, имеют клеточный рот. Учитель: и еще один вопрос, на который мы сегодня должны ответить. - От кого произошли простейшие животные? Кто их предок? Ответить на этот вопрос мы сможем, расшифровав криптограмму.
7 1 2 8 5 9 3. Раковинная амеба, строящая раковины из склеенных песчинок 10 6 - - 1 11 7 6 - 4. Органоиды передвижения инфузорий 12 13 14 4 6 15 5 6 5. Жидкая часть клетки - 6 8 2 - 1 9 16 17 9 6. Органоиды эвглены зеленой, обеспечивающие ее питание на свету 18 12 2 1 - 1 9 14 8 19 7. Пульсирующие пузырьки, находящиеся в цитоплазме простейших 20 9 5 21 2 1 6 Ключ: 1-ложноножки, 2-глотка, 3-диффлюгия, 4-реснички, 5- цитоплазма, 6- хлоропласты, 7- вакуоли. Криптограмма: Самыми древними из одноклеточных животных считают жгутиковых. VI. Закрепление знаний Терминологический диктант Дайте определение понятиям: Эктоплазма, эндоплазма, трихоцисты, коньюгация, клеточная глотка, клеточный рот, пищеварительные вакуоли, половой процесс. VII. Домашнее задание 1. § 11; 2. Подготовиться к итоговому тесту по теме «Одноклеточные животные» Литература
|
Урока: «Тип Инфузории» Ответы детей: одной клетки) правильно одной клетки. И поэтому их еще называют одноклеточными. Каких простейших мы с вами уже изучили?... | Реферат Отчет представлен на 51 с., состоит из 5 ч., 12 рис., 2 табл Ключевые слова: цианобактерии, прохлорофиты, инфузории, тройственный симбиоз, pbcv-вирус, выделение, очистка, культивирование, лскм,... | ||
Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение... Познавательные: Изучить особенности строения, поведения и процессы жизнедеятельности у инфузории туфельки | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познавательные: Изучить особенности строения, поведения и процессы жизнедеятельности у инфузории туфельки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить особенности внешнего строения и образа жизни инфузории-туфельки в связи со средой обитания | Урока биологии в 7 классе Конспект открытого урока по теме «Жгутиконосцы, инфузории» В. М. Константинов, В. С. Кучменко, И. Н. Пономарева. Рекомендуется для учителей. На уроке углубляются знания по простейшим организмам,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бнносшыми характеристиками (тип мышления, ссюионический тип особенности памяти т д.) | Реферат Отчет представлен на 47 с.; состоит из 4 частей; основная... Ключевые слова: цианобактерии, плеврокапсовые, лазерная сканирующая конфокальная микроскопия, инфузории, систематика, биогеография,... | ||
Техническое задание Технические спецификации Интерактивно-мультимедийный комплект: Интерактивная доска тип 1, Мультимедийный проектор тип 1 | Глебова Галина Алексеевна Предмет: Математика (умк «Гармония») Класс: 1 а дата: Тип урок Тип урока: Формирование предметных навыков и ууд, овладение новыми предметными умениями | ||
Поколение геймеров компьютерных фанатов: новый тип людей или новый тип психопатологии? Этот вопрос еще требует изучения со стороны психологической науки | Урок по теме «Тип Саркодовые и жгутиконосцы» Вы приступаете к изучению темы«Тип Саркодовые и жгутиконосцы». При изучении материалов урока вы узнаете | ||
Программный комплекс «Глонасс-автотрекер» Тип эвм: Pentium IV; Тип и версия ос Пдд и т п Программно-аппаратные требования: оп windows 2000 и выше, свободного пространства на жестком диске не менее 200 Мb, оперативной... | Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: коллекции Насекомых, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые» | Урок Тип урока Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений |