Скачать 119.01 Kb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия села Мраково муниципального района Кугарчинский район Инфузория-туфелька. Многообразие инфузорий Учитель биологии высшей категории Арсланбаева А.Х. Мраково-2009 Тема: Инфузория туфелька . Многообразие инфузорий. Цели: Познавательные: Изучить особенности строения, поведения и процессы жизнедеятельности у инфузории туфельки. Развивающие: Развивать умения сравнивать и анализировать процессы жизнедеятельности простейших, и переносить знания в новую ситуацию. Воспитательные: Формирование научного мировоззрения; воспитание эстетического отношения к окружающему миру. Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, учебный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии», таблица «Тип Простейшие». Микроскоп, готовый микропрепарат «Инфузория-туфелька», цветной картон. Тип урока: комбинированный. Вид урока: смешанный. Формы работы: индивидуальная, групповая. Методы и методические приемы: беседа, рассказ, частично- поисковый метод. Ход урока: ׀) Организационный момент. Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. На предыдущем уроке мы изучили тип Саркожгутиконосцы, и мне хотелось бы выяснить, как вы усвоили этот материал. Для этого проведем интеллект – шоу «Эврика». ׀׀) Актуализация знаний 1 Конкурс "Третий – лишний" (Презентация. Приложение 1). Вы должны найти смысловое несоответствие и пояснить его. а) Амеба, радиолярия, фораминифера (Амеба и фораминифера относятся к систематической группе » Корненожки», а радиолярия к группе « Радиолярии». б) Радиолярия, эвглена зеленая, вольвокс (Радиолярия – представитель класса Саркодовые, остальные представители класса Жгутиконосцы.) в) амеба протей, амеба дизентерийная, малярийный плазмодий (Амеба протей ведет свободный образ жизни, а остальные паразитический) 2 Конкурс "Интересные слова" (Приложение 2). Объясните значение следующих слов: а) Циста (плотная защитная оболочка, образуется при наступлении холодов) б) Пиноцитоз (поглощение воды клеткой) в) Фагоцитоз (активное захватывание и поглощение живых объектов и твердых частиц) г) Миксотрофы (смешанный тип питания: автотрофное и гетеротрофное у зеленой эвглены) д) Стигма (светочувствительный глазок у зеленой эвглены) е) Таксис (двигательная реакция в ответ на односторонне действующий раздражитель) ж) Сапрофит (организм, питающийся продуктами распада органических веществ) з) Псевдоподии (выступы цитоплазмы клетки, выполняющие функцию органелл движения) 3 Конкурс "Найди ошибку" (Приложение 3). Перед вами таблица: Сравнительная характеристика простейших, в ней есть ошибки. Ваша задача выявить их. Работу ведете индивидуально, а затем проведем самооценку и взаимооценку в парах.
Ошибки: У амебы: 4,5,6,8. У эвглены зеленой 2,4,5,6. 4 конкурс «Верны ли утверждения? » (Приложение 4). При верном суждении вы должны показать зеленый сигнал светофора, если утверждение неверно, то красный . 1. Кислород в цитоплазму амебы и эвглены зеленой поступает через всю поверхность тела. ( з ) 2. Продукты обмена веществ и избытки воды из тела простейших удаляются через сократительную вакуоль ( з ) 3. При неблагоприятных условиях большинство простейших переходят в состояние цисты . ( з ) 4. Эвглена зеленая участвует в образовании известняка . (к ) 5. Размножение у амебы половое и бесполое (к ) Верные утверждения: 1,2,3. С конкурсными с заданиями вы справились, а сейчас мне хочется поиграть с вами . У меня на столе лежит конверт, а в нем разорванная загадка. Попытайтесь ее восстановить и разгадать (изначально загадка записывается на картоне, затем разрезается) Загадка: Здравствуйте, мои друзья. Вы же знаете меня ! Мне «реснички» очень просто Заменяют микровесла За секунду 30 взмахов Могу ими совершать И на четверть сантиметра Вперед тело продвигать Так кто же я ? (Инфузория – туфелька) (Приложение 5). ׀׀׀) Изучение новой темы: Откройте тетради и запишите тему урока: «Инфузория – туфелька. Многообразие инфузорий». А какие цели мы поставим перед собой? План урока: (Приложение 6). 1) Систематическое положение инфузории – туфельки; 2) Знакомство со средой обитания, внешнее строение инфузории – туфельки; 3) Внутреннее строение инфузории туфельки; 4) Питание; 5) Дыхание и обмен веществ; 6) Бесполое размножение; 7) Половое размножение; 8) Многообразие инфузорий; 9) Происхождение и родственные связи. Каждое животное имеет свое определенное место в системе органического мира. Вот и наша инфузория – туфелька, которая только что появилась на свет имеет право получить свидетельство о рождении. Ребята, подскажите ее систематическое положение. 1) Систематика инфузории – туфельки.(Приложение 7). Империя – клеточные Надцарство – ядерные Царство – животные Подцарство – одноклеточные (простейшие) Тип – инфузории (7,5 тыс.видов ) Класс –Ресничные инфузории, подкласс Равноресничные инфузории Род – Парамеции Вид - инфузория – туфелька Ответьте на вопрос: « Кто впервые открыл простейших?» (В 1675г. Голландский естествоиспытатель Антуан Ван Левенгук). (Приложение 8). Левенгук выяснил, что инфузорий можно разводить в настоях трав. Инфузория - от латинского слова «инфузум», что значит настой, наливка. 2)Знакомство со средой обитания, внешним строением инфузории – туфельки. Этот организм можно встретить в водоёмах с опавшими листьями, где много органических останков. Пресноводное простейшее длиной 0,2 – 0,3 мм. За 1 секунду проплывает путь, в 8 – 10 раз превышающий длину ее тела. Рекордсмен среди простейших. В процессе эволюции возникло важное приспособление для передвижения- реснички. Заостренный конец является - задним, а тупой конец – передним. Передвигается задним концом вперед. У неё постоянная форма тела. Поверхность клетки покрыта ресничками их количество около 10 тысяч. Клеточная оболочка из клеточной мембраны и эктоплазмы. Между ресничками находятся веретеновидные тельца трихоцисты-органоиды защиты и нападения. (Приложение 9). 3) Изучим особенности внутреннего строения инфузории-туфельки (Приложение 10). Вы должны заполнить в тетрадях таблицу « Особенности строения инфузории» Таблица Особенности строения
Проведём проверку вашей памяти и внимания, используя тренажер. Внимательно смотрите на экран. Читая вопрос, заполните пропуски органелл методом подстановки. После выполнения этого задания подготовьте микроскоп к лабораторной работе, рассмотрите микропрепарат «Инфузория-туфелька». Ответьте на вопрос: « Что вы увидели, изучая микропрепарат?» (Приложение 11). 4)Выясним питание инфузории - туфельки (Приложение 12). От переднего конца до середины тела туфельки проходит желобок с более длинными ресничками. На заднем конце желобка имеется рот – ротовое отверстие, ведущее в трубчатую глотку. Реснички желобка непрерывно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки-бактерии. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. Здесь, в цитоплазме, вокруг них образуется пищеварительная вакуоль, в которую выделяется пищеварительный сок. Цитоплазма у туфельки находится в постоянном движении. Вакуоль открывается от глотки и подхватывается течением цитоплазмы. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у инфузории происходит так же, как у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие-порошицу. 5) Дыхание и обмен веществ (Приложение 13). Дыхание через всю поверхность тела. Обмен веществ, происходит за счёт двух попеременно сокращающихся сократительных вакуолей. Они сокращаются через 20-25 секунд каждая. Вода и вредные продукты жизнедеятельности собираются у туфельки из всей цитоплазмы по приводящим канальцам, которые подходят к сократительным вакуолям. Твёрдые продукты обмена удаляются через порошицу. 6)Наша инфузория с наступлением лета, после того как вырастит, готовится к размножению. Она может размножаться бесполым и половым путем. Половой путь наиболее прогрессивный. (Приложение 14). Этот процесс происходит с периодичностью в одни сутки. Все начинается с деления генеративного ядра. Оно делится на две части и каждая часть отходит к переднему и заднему концу. Затем происходит удвоение клеточного рта, и образование зачатков 2 новых сократительных вакуолей. Потом делится вегетативное ядро, новые сократительные вакуоли образуют систему канальцев, а цитоплазма в центре клетки образуют глубокую перетяжку и материнская клетка делится на 2 молодые инфузории. 7)Посмотрим (Приложение 15). «Половое размножение» (конъюгация) Две инфузории сходятся поверхностями в области клеточного рта. В области их контакта, между клетками образуются цитоплазматические мостики. Вегетативное ядро исчезает. Генеративное ядро каждой клетки делится дважды, после этого 3 из 4 ядер исчезают. Оставшееся ядро делится еще раз. Одно из образовавшихся ядер остается в клетке неподвижно, а другое перетекает по цитоплазматическому мостику в соседнюю клетку и происходит обмен ядер (генетической информацией) и их слияние. Инфузории восстанавливают свои оболочки и расходятся. В результате деления нового ядра в клетке образуется вегетативное и генеративное ядро. Усложнение ядерного аппарата – ароморфоз. За один год потомство инфузорий может достичь 75*10¹º³ особей. Но этого не происходит, как вы думаете почему? 8)Оказывается наша инфузория- туфелька не сирота, у нее есть богатая родня. (Приложение 16). Познакомимся с ее родственниками, а значит, рассмотрим многообразие инфузорий. Обратите внимание на рисунки учебника стр.19 затем посмотрите на экран, перед вами стилонихия она передвигается по твердой поверхности и поедает более мелких инфузорий. Хищная инфузория дилептус вытягивает передний конец в длинный хоботок и с его помощью загоняет мелких простейших в клеточный рот, который находится в основании хоботка. У инфузории – трубача передний конец как воронка. С помощью воронки ловит добычу и перемещается. Его длина 2мм. У него высокая регенеративная способность. Сувойка ведет прикрепленный образ жизни. Существует и паразитические формы – балантидиум. К сосущим инфузориям относится дидиниум. Есть инфузории, обитающие в желудке жвачных млеков – коров, овец, оленей. Их общая масса примерно 3кг. Участвуют в пищеварении и являются симбионтами. 4)Закрепление. Посмотрите на экран, здесь показано родословное древо животного мира (Приложение 17), и ответьте на вопрос: « От кого произошли инфузории?» ( От жгутиковых) Для проверки знаний по теме каждый ученик получит карточку-рассказ «Путешествие в мир инфузорий», которую должен заполнить, затем проводится взаимоконтроль. Карточка – задание (Приложение 18). «Путешествие в мир инфузорий». Впишите пропущенные слова в предложениях:
а) пища в нее попадает через …………………, непереваренные остатки выбрасываются наружу через …………………… б) лишняя вода удаляется за счет двух……………………вакуолей в) два способа размножения- ……………….и…………………. г) при конъюгации основная роль падает на ………………ядро. д) в геноме человека 25 тысяч генов, а у инфузории- туфельки на 15 больше………………. 7. Инфузория – более ……устроена , чем амеба, эвглена зеленая. Ответы к карточке «Путешествие в мир инфузорий»:
б) сократительных в) половое и бесполое г) малое д) 40 тысяч
5) Итоги урока а) Оценивание б) Домашнее задание. -Подготовить сообщения по темам: Инфузории - классический объект биохимических исследований. Очистка сточных вод от азота и фосфора микроорганизмами (активный ил). Аквариумные рыбки и инфузории. Инфузории, встречающиеся в республике Башкортостан. -Прочитать из учебника страницы 17-19. -Составить кроссворды, шарады по теме: Простейшие. - Творческое задание: Подготовить театрализованную сценку: «Соблюдение правил гигиены с целью обезопасить себя от заражения простейшими». Для выполнения этого задания используйте следующую таблицу: Протозойные заболевания человека в России и сопредельных странах
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия села Мраково муниципального района Кугарчинский район | Муниципального района Ишимбайскнй район Республики Башкортостан Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская... | ||
Реферат. Тема: «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося» Муниципальное учреждение отдел образования администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Муниципальное... | Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Улькунды муниципального района Дуванский... | ||
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Киргиз-Мияки муниципального района... | Информация о дошкольных образовательных учреждениях Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Кояшкай» д. Абзелилово муниципального района Абзелиловский... | ||
Согласовано проректор по научной работе бгпу им. М. Акмуллы Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Старобалтачево муниципального района... | Программа развития муниципального общеобразовательного бюджетного... Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия им. Ш. Бабича с. Зилаир» | ||
Анализ учебно – воспитательной работы за 2011-2012 учебный год Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Николаевка муниципального района уфимский... | Расшифровка) подпись (расшифровка) (Сухов К. Б.) Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Н. Р. Ирикова с. Зилаир» муниципального... | ||
Расшифровка) подпись (расшифровка) (Сухов К. Б Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Н. Р. Ирикова с. Зилаир» муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Начальник отдела образования Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан | ||
Ф. М. Достоевского Маоу сош №1 села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан | Отчёт о результатах самообследования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение... | ||
«06» декабрь 2013 й. №84 «06» декабря 2013 года о праздновании Нового... Донской сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан и на основании постановления главы Администрации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Аскино муниципального района Аскинский... |