Скачать 59.27 Kb.
|
Некоторые особенности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках культуры Башкортостана Миниахметов Альмир Анфирович, Ахметов Раиль Гатуфович (min_almir@mail.ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Аскино муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан (МБОУ СОШ №1 с.Аскино МР Аскинский район РБ) Аннотация Учитель должен получать технические знания, потому что развитие технологий оказывает сильное влияние на процесс их деятельности. Использование ИКТ на уроках является выгодной для всех. В настоящее время современный учитель не представляет свой урок без ИКТ. Когда он применяет такой подход, то уже никогда не возвращается к традиционным методам обучения. Это очень интересный процесс и для учителей, и для учащихся. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт. И когда найдёт, он будет потрясён. Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к учителям общеобразовательных учреждений. Новый век от учителя требует не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою педагогическую деятельность в быстроменяющемся информационном социуме [1]. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед учителем задачи. Поэтому современный урок обусловливает новые требования к современному учителю, обязанному обладать информационной компетентностью, а также желанием сделать свои уроки более содержательными, использовать наглядные пособия качественного уровня [2]. В связи с этим, в данной статье приводятся некоторые особенности применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках культуры Башкортостана (КБ). Ранее в работе [3] было показано, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан рассматривается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Сегодня учитель использует на уроках КБ готовые мультимедийные материалы на компакт-дисках. Например, электронный учебник по предмету «Культура Башкортостана», видеопособие по предметам «Музыка» и «Культура Башкортостана», фонохрестоматия к предметам музыка, КБ и др. Также другой вариант применения ИКТ на уроках КБ является создание презентаций, то есть, в некотором роде, опорного конспекта в электронном виде. Например, для интегрированного урока по КБ и ИЗО «Национальная одежда башкир», нами была подготовлена презентация, система слайдов которой помогает организовать подачу материала, представить национальные костюмы, иллюстрации башкирских орнаментов, запись основных вопросов, обсуждаемых на уроке. Такие межпредметные связи и использование ИКТ позволяют учащимся не только углублено изучить материал по каждому из предметов, но и формировать общеучебные умения, системы научных знаний, мировоззренческие убеждения. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения [4], не только облегчают доступ к необходимой информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации. Все это позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить такую образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Считаем, что внедрение новых информационных технологий на уроках КБ позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, значительно повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Развитие современных компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации [5]. Поэтому, мы считаем, что использование ИКТ на уроках КБ является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель КБ мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Согласно нашим исследованиям, учителю КБ необходимо расширять кругозор учащихся на уроке, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок КБ предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися (например, эвристическая беседа), так и общение учащихся друг с другом (например, проблемная ситуация). Использование ИКТ на уроке позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Полагаем, что компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Использование ИКТ на уроках КБ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делает урок более интересным. Согласно [6], на разных уроках применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Действительно, если материал находят учащиеся сами в Интернете, составляют презентации, то ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки КБ в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Однако мы заметили, что слишком частое проведение уроков КБ с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка ключевые моменты урока могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами. Большое разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках [3]. Значит, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы. Применение компьютера дает возможность очень сильно дифференцировать задания по уровню сложности (например, схемы, тесты, таблицы). Поэтому, один из вариантов проведения урока заключается в том, что учитель может выступать в качестве помощника и консультанта. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможность обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Все возможности ИКТ на уроках КБ являются средством развития познавательной активности учащихся. При этом реализуются основные цели: повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам. При соблюдении всех основных целей, реализуются следующие задачи: воспитание у учащихся познавательной активности, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; вырабатывание умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; повышение эффективности урока, развивая мотивацию через использование ИКТ. В заключении хотим отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Литература.
|