Скачать 92.42 Kb.
|
УРОК № 26 – 27 Интегрированный урок по географии и биологии. Природные комплексы Таймыра. Задачи:
Оборудование: карта «Природные зоны России», карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в ПК», гербарий, в/фильм «Природные зоны России», «Путорана», «Красная книга», картины «Арктические пустыни», «Тундра», раздаточный материал «Контуры Таймыра», таблицы «Природные комплексы Таймыра». Метод урока: проблемно - сообщающий. Подготовительный этап к восприятию нового материала – стихотворение Симонова «Малая Родина». Около журнального столика с глобусом 2 ученика читают:
Она лежит, раскинув города. Покрытая сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда,
Уже, занесена в твоей руке, И в краткий миг припомнить разом надо
Ты вспомнишь не страну большую, Какую изъездил и узнал, Ты вспомнишь родину – такую, Какой ее ты в детстве увидал.
Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть ... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Учитель географии: Да, действительно, у каждого человека есть родина. И, прежде всего это наша страна, но чаще под этим словом мы подразумеваем «маленький уголок земли», где родились, учились и повзрослели. И земля, которую мы называем «малой родиной», сохраняется в нашей памяти как самое дорогое воспоминание. Для кого-то это будут на краю околицы три березки или теплые брызги южного моря, а для кого–то нет роднее земли, где соседями будут студеные моря Северного Ледовитого океана.
Вокруг костра сидят учащиеся в национальных костюмах. На фоне северного ветра звучат слова: Когда земля появилась – одни вершины были. Из яра над рекой два комка земли оторвались. Они на прибрежный песок упали. Эти куски земли людьми стали. Между горами маленькая лайда – ровное место – была. На лайде появились маленький тальник и двое детей – девочка и мальчик. Сперва дети ели траву. Потом, когда земля больше стала, мальчик и девочка тоже большими стали. Они стали ходить по земле. Нашли двух телят оленей. Из травы сделали веревку и привязали оленей. Женщина родила двух детей – мальчика и девочку. И олениха двух телят родила. Живут ввосьмером – четыре человека и четыре оленя. Когда дети подросли, у них тоже двое детей родилось. Олени тоже, как люди, принесли телят. Людей человек восемь и оленей восемь. Но два теленка оборвали веревку и убежали. Так появились дикие олени. Земля, когда родилась, глиной была. Бог Мой – Нямы говорит: «По этой глине – земли поверхности – люди как ходить станут? Надо землю переделать, глину куда–нибудь спрятать». Но другой бог Туй – Нямы (Огня мать) говорит:
Ну, хорошо, так все боги и сделали. Земля чистая стала. Мой – Нямы и говорит:
Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:
Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают. Русские, самоди пусть его топят. Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь живем? Так землю все положили, в воду рыбу положили, еду. До сих пор ее всякий человек ест. Это все два бога положили. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать. (Танец шаманов). Потом шаманы у огня сидели. Некоторые говорили:
Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два Бога, и все. Это не сказка, это старая весть. (музыкальный фон с северным ветром) Учитель биологии: Скажите, о какой земле вы получили весть? Чем она отличается от других уголков страны? (Раздаются задания группам, на подготовку работы отводится 10 минут).
Далее ставятся перед классом проблемные вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.
Важным компонентом природного комплекса является рельеф, он влияет на все его компоненты. Для хозяйственной деятельности человека большую роль играют полезные ископаемые. Вы уже узнали, что Таймыр в переводе означает «богатый». Есть ли здесь полезные ископаемые, нам расскажет следующая группа. Итак, рельеф и полезные ископаемые.
Итак, вы узнали, что Таймыр это край земли. Еще немецкий путешественник А. Шренк побывавший на русском Севере в 1837 году писал: «эта полоса земли принадлежит, бесспорно, к числу самых безотрадных пустынь, подобно которым едва ли много на Земле». Почему он так сказал? Послушаем группу №3. Учащиеся этой группы поведают также о реках и озерах полуострова.
Экскурсия в плато «Путорана» (демонстрация фильма «Путораны»). Учитель географии: - Таймыр - большой полуостров, поэтому климат везде разный и выделяется несколько природных зон. (Заполнение контурных карт). Учитель биологии: - Животные и растения распределяются на полуострове не равномерно, в соответствии с природными зонами. Можно выделить три: арктическая пустыня, где редко встречаются животные, а из растений преобладают мхи и лишайники; тундровая зона, где появляются кустарниковые формы растений, а животных больше по видовому составу; и лесотундра, где условия более благоприятные, поэтому растительный и животный мир разнообразнее. Итак, вы узнали, что на полуострове продолжительная зима, короткое лето, вечная мерзлота. Живые организмы вынуждены бороться с условиями внешней среды. Группы 4 и 5 расскажут о растениях и животных полуострова, а также их приспособленности к условиям обитания на Севере.
Демонстрация в/ф «Плато Путорана». Учитель географии: Говоря о хрупкой, ранимой северной природе надо учитывать, что органический мир борется за выживание не только в экстремальных условиях, но и с человеческой цивилизацией. Сейчас вы узнаете, как влияет на природу человек, и какие меры он предпринимает для защиты растений и животных.
Сообщения: «Нганасаны», «Путоранский заповедник». Учитель: - Вернемся к вопросам, которые вам задали в начале урока.
Учащимся раздают тесты, на которые они отвечают, после чего происходит взаимопроверка.
Тест к интегрированному уроку по географии и биологии.
А) на западе России Б) на севере России В) на юге России.
А) Ф.Б. Шмидт Б) Н.Н. Урванцев В) А.Ф. Миддендорф.
Ненцы, коряки, нганасаны, эвенки, долганы.
А) рядом Северный Ледовитый океан Б) далеко от экватора В) большой угол падения солнечных лучей.
А) Лена Б) Енисей В) Обь и Иртыш
А) Кипрей Б) Ландыш майский В) Купальница азиатская
А) высокий ствол Б) «опушенность» листовых пластинок В) система развитых боковых корней.
А) снежный барс Б) росомаха В) овцебык
А) теплый длинный или пушистый мех Б) длинные уши и хвост В) округлые копыта у оленей
А) пушица Б) Купальница азиатская В) краснозобая казарка Среднегодовое количество осадков. лесотундра Тундра Арктические пустыни 139 мм 275 мм 400 мм Средние январская и июльская температуры на Таймыре.40 30 20 10 I III V VII IX -10 -20 - 30 -40 |