Приказ №198-лс





Скачать 459.95 Kb.
НазваниеПриказ №198-лс
страница1/4
Дата публикации11.06.2015
Размер459.95 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДОД «ДШИ № 2»

_____________Р.Ф. Миникаев

Приказ № 198-ЛС

от «29» августа 2014 года

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

по предмету «Слушание музыки»
(Срок реализации 7 лет, возраст обучающихся от 7-8 до 14-5 лет)

Составители:

преподаватели музыкального отделения

Валитова Лилия Николаевна

Кириченко Елена Александровна


г. Урай

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 6

Содержание курса 9

Требования к выпускникам 23

Перечень учебно-методического обеспечения 24

Учебники, хрестоматии, справочные пособия 24

Список литературы 26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе дисциплин, воспитывающих художественный вкус, развивающих у детей образное мышление, способность правильно, чутко воспринимать музыку. Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического отделения. Занятия (согласно учебному плану) проводятся раз в неделю. В качестве формы обучения используются урок, урок-концерт.

Программа относится к программам художественного направления, является компилятивной, адаптированной к специфике хореографического отделения, составлена на основе следующих программ: программа Н.С.Благонравовой «Музыкальная грамота и слушание музыки» (Москва, 1988), программа «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ (Москва, 2002), программа Е.Б.Лисянской «Музыкальная литература» (Москва, 2001).

Цели программы:

воспитать культуру слушания музыкальных произведений;

сформировать у учащихся и привить им интерес к музыкальному искусству;

приобщить учащихся к лучшим достижениям музыкального искусства;

развить эстетический вкус учащихся.

Задачи. На первоначальном этапе обучения необходимо реализовать задачи:

-помочь ребёнку осознать мир музыкальных звуков через чувственное восприятие характера музыки;

-увлечь, заинтересовать ребёнка, сделать процесс слушания ярким эмоциональным переживанием эстетического чувства;

-сформировать у учащихся первоначальные навыки слухового наблюдения музыки;

-познакомить детей с общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами.

В средних и старших классах задачи будут следующими:

-дать навыки сознательного слушания музыкальных произведений;

-научить наблюдать музыку как процесс и формулировать результат наблюдений;

-дать конкретные знания по основным направлениям музыкального искусства;

-сформировать определённый объём слухового опыта.

Программа опирается на личностно-ориентированную технологию и основные дидактические принципы; предполагает использование информационно-рецептивного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения и разнообразных педагогических приёмов.

Особенностью курса является то, что каждый год обучения имеет стержневую тему, объединяющую несколько подчинённых тем таким образом, чтобы можно было расширять угол зрения на главную проблему постепенно, т.е. укрупнять масштаб (т.н. концентрический метод). Применяемые принципы последовательности (от простого к сложному), систематичности проведения занятий, доступности изучаемого материала дают возможность целенаправленно достичь поставленных задач.

Программа по предмету «музыкальная грамота и слушание музыки» для хореографических отделений имеет свою специфику. Наряду с общей музыкальной культурой его изучение должно дать учащимся более глубокие знания о танцевальных жанрах и балетной музыке. В связи с этим используемый список музыкальной литературы (традиционной) несколько расширен. Введено большее количество танцев разных народов. При изучении произведений классиков музыкальной литературы большее внимание уделено танцевальным жанрам в творчестве композиторов.

Особенностью данного курса является преобладание таких видов работы, как слушание музыки и наблюдение за ней, её обсуждение, сравнение с накопленным слуховым опытом, самостоятельное формулирование выводов.

За счет расширения определенных разделов в программе не предусматривается подробное изучение биографий композиторов, дается краткая характеристика их творчества (знакомство с биографиями выносится в домашние и дополнительные формы работы учащихся).

Музыкально-теоретические знания даются с учетом специфики хореографического отделения, а именно: учащиеся подробно знакомятся с разнообразными метро-ритмическими и структурными особенностями изучаемой музыки (например, при изучении песен и танцев дается представление об их метроритмической структуре; дети знакомятся с куплетной, простыми двух- и трёхчастной формами, далее эти формы изучаются более подробно на основе нового музыкального материала; учащиеся знакомятся с формами вариаций, рондо, сложной трёхчастной, с жанрами оперы и балета).

В содержании и структуре курса учитываются психофизиологические особенности учащихся младшего, среднего и старшего возрастов. Преобладающая форма работы с младшими школьниками – это уроки-беседы, в которые, наряду с диалогом, педагог может вносить краткие объяснения, рассказы, практические задания, учитывая возрастные особенности детей. Необходимо разнообразить форму обучения, используя уроки с быстрой сменой деятельности, уроки разных типов (урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование, урок-настроение). В 4-5 классах большее внимание уделяется развитию навыков слушания музыки и наблюдения за ней, аналитическим видам деятельности (работа с текстом, составление планов ответа по темам, изучение терминологии). В 6-7 классах преобладают самостоятельные формы работы, развиваются умения сбора и обработки информации, подготовки устных сообщений и рефератов по заданным темам.

Формы учёта и контроля знаний. Основными видами контроля являются текущий и промежуточный. Постоянная фронтальная работа со всей группой позволяет преподавателю осуществлять беглый текущий опрос всех учащихся на каждом уроке. Периодически проводится более подробный индивидуальный опрос учащихся в устной или письменной форме (на контрольных уроках в конце каждой четверти, полугодия, года). Формами учёта и контроля знаний, умений и навыков в рамках учебного процесса являются:

текущие фронтальные и индивидуальные проверки на каждом уроке (устно или письменно);

проверочные работы по завершении отдельных разделов программы;

контрольные уроки в конце каждой четверти;

контрольная работа в конце каждого года обучения.

Предлагаются различные формы контроля: текущие фронтальные проверки (викторины, самостоятельные работы, тесты), индивидуальный опрос, коллективное собеседование, групповые творческие работы.

Итоговая аттестация проводится в конце последнего года обучения в виде зачёта.

Требования по классам.

1 класс. Знать основные жанры музыкального искусства, элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, метр, регистр, темп, динамика, лад, тембр), понятия «музыкальная фраза», «сильная доля», «такт», «размер». Уметь внимательно слушать небольшие музыкальные произведения или фрагменты, определять основные музыкальные жанры и изученные элементы музыкальной речи, слышать сильную долю такта и определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в простых размерах, письменно воспроизводить элементарные компоненты музыкальной грамоты.

2 класс. Знать особенности украинской, белорусской, кавказской, прибалтийской народных музыкальных культур, уметь определять их признаки. Знать особенности балета как вида искусства, балетной музыки.

3 класс. Знать музыкальные особенности европейских народных и бальных танцев, ритмоформулы танцевальных жанров. Знать разновидности минорного лада, выразительные возможности интервалов, пунктирный ритм, звучание тембров инструментов симфонического оркестра. Уметь определить несложные музыкальные формы, узнать тембр инструмента симфонического оркестра, определить первичный жанр в более крупном жанре музыкального произведения (симфонии, балете, опере).

4 класс. Понятия: фактура, форма, стиль, программность, изобразительность, партитура, первичность и вторичность жанра, содержание музыки, музыкальный образ. Определять ведущие элементы музыкальной речи, тембры симфонического оркестра, простые жанры и музыкальные формы, характерные признаки музыкальной темы, музыкального образа, частично раскрывать содержание музыкальных произведений.

5 класс. Знать признаки изученных музыкальных стилей, основные факты биографий композиторов, признаки программных и непрограммных произведений, признаки циклических жанров. Уметь охарактеризовать музыкальную тему и музыкальный образ, исходя из определяемых особенностей элементов музыкальной речи.

6 класс. Знать особенности русской музыкальной культуры конца 18-19 веков, основные факты биографий композиторов, содержание изученных произведений. Уметь дать характеристику творчества композитора, отдельного произведения или его части; сравнивать музыкально-культурные явления.

7 класс. Знать особенности русской музыкальной культуры 20 века, основные факты биографий композиторов. Грамотно излагать свои впечатления и мысли о музыке. Использовать полученные знания, умения и навыки применительно к незнакомым произведениям в новых ситуациях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Содержание

Теория

Практика

Всего часов

1.Введение

1

-

1

2.Основные жанры музыкального искусства

2

4

6

3.Средства музыкальной выразительности

1

4

5

4.Русские народные песни, танцы, инструменты

2,5

5,5

8

5.Построение музыки (форма)

0,5

1,5

2

6.О чём рассказывает музыка

1

4

5

7.Теоретический материал

2

3

5

Резерв часов

1

1

2

Всего часов

11

23

34

2 класс

Содержание

Теория

Практика

Всего часов

1. Музыка в нашей жизни

1

-

1

2.Средства музыкальной выразительности

2

4

6

3.Жанровые разновидности марша

2

3

5

4.Революционные песни

0,5

1,5

2

5.Песни Великой Отечественной войны

1

2

3

6.Танцевальная музыка

2

4

6

7.Знакомство с балетом

1

3

4

8.Теоретический материал

2

4

6

Резерв часов

1

1

2

Всего часов

11,5

22,5

34

3 класс

Содержание

Теория

Практика

Всего часов

1.Симфонический оркестр

2

4

6

2.Танцевальная музыка

1

5

6

3.Песня, танец, марш в симфонии, балете, опере

1

4

5

4.Песенность, танцевальность, маршевость в музыке

2

4

6

5. Музыкальные формы

1

2

3

6.Теоретический материал

2

4

6

Резерв часов

1

1

4

Всего часов

10

24

34

4 класс

содержание

теория

практика

всего часов

1.Музыка в нашей жизни. Содержание музыкальных произведений.

1


1


2


2.Музыкальная речь. Выразительные средства музыки.

3

3

6

3.Песня, танец, марш – основные жанры музыки.

3

6

9

4.Музыка и слово. Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов-классиков.

2

3

5

5.Музыка и изобразительность. Программная музыка.

2

3

5

6.Музыка в театре.

2

5

7

Всего часов

13

21

34
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №198-лс iconПриказ №198-лс
Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры рсфср (Москва — 1980)....
Приказ №198-лс iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Приказ №198-лс iconСб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М....
Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета...
Приказ №198-лс iconПроекта утверждена приказом по университету от 26. 03. 2007 г. №198
Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
Приказ №198-лс iconКурс лекций по физической и коллоидной химии с
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей тгму. Душанбе. Ирфон, 2011 г., 198 с
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Независимая газета, Дерябин Александр, Свечников Александр, 20. 09. 2007, №198, Стр. 6 41
Приказ №198-лс icon«Возобновляемые источники энергии энергия будущего» Работу выполнил...
...
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перевести числа 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195 из десятичной системы счисления в двоичную
Приказ №198-лс iconРабочая программа практики к ооп от 02. 07. 2014 №07-113/11-67в
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 035400. 62 «История искусств», утвержденным приказом...
Приказ №198-лс iconПриказ №373 г. Ростов-на-Дону
Данный приказ в течение 5 дней с момента его подписания
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо РФ от 31. 08. 2011 г. №198); примерной программы основного общего образования по иностранному языку и авторской программы общеобразовательных...
Приказ №198-лс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк4-5: Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 4 и 5 курсов Факультета Права...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск