МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Введение в специальность
Направление подготовки: 080103.65 - Национальная экономика
Форма подготовки - очная Школа экономики и менеджмента
Кафедра экономической теории
Курс 1 семестр 1
Лекции - час.
Практические занятия - час.
Семинарские занятия - час.
Лабораторные работы - 17час.
Консультации – час.
Всего часоваудиторнойнагрузки- 17 час.
Самостоятельная работа – 20 час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Зачет: семестр 1 Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ от 17.03.2000 г.№198 эк/сп. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании
кафедры _«___11_» ______05_______2011 г. протокол № 8 Заведующий кафедрой В.В. Романов Составитель: профессор Р.Г. Сабитова
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД) Введение в специальность
Направление подготовки: 080103.65 - Национальная экономика
Форма подготовки- очная
Школа экономики и менеджмента
Кафедра экономической теории
Курс 1 семестр 1
Лекции - час.
Практические занятия - час.
Семинарские занятия - час.
Лабораторные работы - 17 час.
Консультации – час.
Всего часов аудиторной нагрузки- 17 час.
Самостоятельная работа – 20 час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы не предусмотрены
Зачет: семестр 1 Рабочаяпрограммасоставленавсоответствиистребованиямигосударственного образовательного стандарта высшего профессионального образования(Приказ от 17.03.2000 г.№198 эк/СП Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «__11__» ___05___2011 г., протокол № 8 Заведующий кафедрой В.В. Романов Составитель: профессор Р.Г. Сабитова
Аннотация
| В современном мире наука является:
– сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об окружающей действительности;
– одной из форм общественного сознания;
– комплексной деятельностью, включающей процессы исследования, получения нового звания, суммы знаний, лежащих в основе научной картины мира;
– обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний.
Всякое научное исследование является относительно сложным процессом во времени и пространстве от творческого замысла до окончательного оформления научного труда. Изучать в научном смысле означает:
– вести поисковые исследования, как бы составляя вариантный прогноз будущего, используя свои способности, возможности, современные ресурсы, опирающиеся на реальные достижения науки, техники, технологий;
–задействовать не только процессы нахождения, выявления проблем, их описания, классификации, но и процедуры определения путей и методов их решения, оценки эффективности принимаемых направлений развития отраслей для общества;
– быть научно объективным.
Поэтому будущим специалистам, как начинающим исследователям, необходимо ознакомиться с основами научных исследований, научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования за период обучения в университете.
Предметом изучения дисциплины «Введение в специальность» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике коммерческой деятельности.
Данная учебная дисциплина в некоторой степени является и частью научной дисциплины, которая в определенной мере освоена и внедрена в учебный процесс высшей школы. Она учит понимать сложный механизм научного творчества, принципы его функционирования, вырабатывает научный, как экономический, так и коммерческий, тип мышления.
Данная дисциплина имеет статус научной дисциплины и является одной из первых в цикле специальных дисциплин пятилетнего учебного плана специальности «Коммерция (торговое дело)» и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень осуществления курсового проектирования на последующих курсах, а также весь будущий комплексный процесс формирования экономического и коммерческого мышления.
Выполнение данной концепции делает совершенно необходимым изучение данной дисциплины, ее освоение и использование в практической научной деятельности специалистов в области управления, организации и планирования, экономики, коммерции, маркетинга, логистики, в сфере эффективного ведения бизнеса любой отрасли.
Курс учебной дисциплины специальности «Введение в специальность» предназначен для ознакомления, изучения, освоения и использования на практике научной деятельности студентами экономических, организационных и управленческих специальностей (экономистов, менеджеров, специалистов коммерции, торговли, маркетологов, финансистов, банкиров, бухгалтеров, логистиков, транспортников и т.д.).
Комплекс дисциплины«Введение в специальность» разработано с целью повысить качество обучения студентов-специалистов коммерции (торгового дела) и ознакомить их как с основными нормативными документами, законами, принципами, тенденциями становления и развития науки, направлениями ее развития, так и с решением экономических и коммерческих проблем с помощью научных разработок с ориентацией на коммерческие приемы и методы.
Программа курса «Введение в специальность» направлена на интенсивное изучение проблем, с которыми сталкиваются начинающие исследователи в процессе решения различных научных задач, характерных для современного бизнеса.
Основными элементами при изучении дисциплины «Введение в специальность» являются активные методы обучения с использованием научных дискуссий, семинаров, моделирования ситуаций, процессов, технологий, операций, организационных и компьютерных деловых игр в логической последовательности от простейших к сложным, самостоятельной экспертной деятельности по оценке эффективности научных разработок для предприятия и общества в целом, их качества, методологического обеспечения и психологического удобства восприятия окружающими.
Эта дисциплина основывается на базе науковедения, истории науки, психологии, социологии и этики науки, экономики науки и теории управления наукой, логики и философии науки. Важное место в этом ряду занимает и методология науки, а также учебных курсов, экономическая теория, макро- и микроэкономика, коммерческая деятельность, логистика, коммерческая логистика.
Данный курс после определенного времени апробации в учебном процессе вуза будет ежегодно корректироваться и обновляться.
Учебный курс и учебная программа дисциплины предусматривают творческое развитие и дополнение таких основных стандартных учебных дисциплин экономических, управленческих и организационных специальностей, как:
Основы коммерческой деятельности,
История предпринимательской деятельности,
Экономическая теория,
Информатика,
Коммерческая деятельность,
Маркетинг,
Менеджмент,
Финансы и кредит,
Экономика торгового предприятия,
Основы технологии, организации и проектирования предприятий,
Электронная коммерция и экономика,
Коммерческая логистика,
Транспортное обеспечение коммерческой деятельности,
Информационные технологии в коммерческой деятельности,
Международные аспекты логистики.
Эти учебно-методические материалы по основам научных исследований могут оказаться полезными не только для студентов-коммерсантов, но и для экономистов, финансистов, бизнесменов, менеджеров, маркетологов, аспирантов и ряда других специалистов, являющихся начинающими исследователями в своей профессиональной деятельности.
Материалы учебно-методического пособия прошли апробацию на научно-методических, практических конференциях и семинарах, в том числе международных, при подаче заявок на гранты и при защите кандидатских диссертаций. Преподаватели кафедры, аспиранты и студенты имеют ряд серьезных публикаций по научным исследованиям в области коммерческой и предпринимательской деятельности (торгового дела), в том числе и на английском языке.
Авторский коллектив в своей работе по данному учебно-методическому пособию попытался решить задачу доступного представления основных, необходимых знаний для эффективного их изучения и использования.
|
|
| 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
| Введение в специальность – это отдельная учебная и научная дисциплина, являющаяся неотъемлемой, составной частью учебного плана специальности, в которой специально уделено повышенное внимание проблемам, аспектам, законам, принципам, тенденциям, методам, необходимым для освоения профессиональными коммерсантами с целью эффективной организации и проведений научных проектов и разработок в сфере бизнеса, в области реализации товарной продукции и услуг предприятий на отечественных, национальных и международных рынках.
Объектом изучения в данной дисциплине, по нашему мнению, являются процессы организации и развития научных исследований в разных областях экономики, управления, маркетинга, логистики, коммерции, рекламы на макро- и микроуровнях.
Предметом изучения являются проблемы эффективного поиска и оптимального использования экономических ресурсов, технологий, методов, инструментов в макро- и микроэкономической среде рынка.
Цель изучения данной учебной дисциплины состоит в овладении знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями.
Учебный курс «Введение в специальность» позволяет получить знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладеть навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
Задачи изучения учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривают изучение современного состояния науки и научной деятельности в России и за рубежом, научную обеспеченность общества и отдельных отраслей, систему организации и управления научными исследованиями на региональном, национальном и международном рынках.
В материалах учебной дисциплины рассматриваются основные научные проблемы общества, отдельных отраслей народного хозяйства, экономических единиц (семья, фирма, предприятие, корпорация и т.п.), а также основные методы подготовки и организации проведения начальных научных исследований.
Важным направлением изучения курса является выделение принципов и планирования выбора тем научных исследований, процедур осуществления научных разработок и литературного оформления результатов научного поиска с учетом особенностей коммерческой деятельности.
В данной учебной дисциплине, по нашему мнению, необходимо изучить следующие вопросы:
– формирование у обучаемых общих представлений о необходимости изучения основ научных исследований;
– раскрытие прогрессивной сущности науки, научных направлений и научных результатов, ее необходимости для поступательного развития любого цивилизованного общества как единого целого всех его процессов;
– знакомство с основными теоретическими положениями, законами, принципами, терминами, понятиями, процессами, методами, технологиями, инструментами, операциями осуществления научной деятельности;
– знакомство с основными направлениями научных исследований в РФ и за рубежом;
– знакомство с возможностями проведения научных исследований в Дальневосточном регионе, России, Международном сообществе в сфере экономики и коммерции;
– знакомство с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания в сфере торговли товарами и услугами;
– изучение традиционного механизма научного поиска, анализа, проведения экспериментов, полевых испытаний, организации опросов, составления анкет и т.п.;
– овладение навыками проведения начальных этапов научных исследований и работ;
– овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования;
– изучение основных методов научных исследований в экономике и коммерческой деятельности;
– изучение методов планирования и организации научных исследований;
– изучение научных проблем, возникающих при осуществлении коммерческой деятельности,
– изучение процедур постановки и решения научных проблем в различных сферах коммерческой деятельности;
– знакомство с процедурами применения системного метода в исследовании экономики и коммерции;
– рассмотрение процедур поисков в глобальных сетях необходимой для начинающих исследователей информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней;
– изучение стандартов и нормативов по оформлению результатов научных исследований, подготовке научных докладов, публикаций на семинары и конференции;
– изучение приемов изложения научных материалов и формирования рукописи научной работы;
– знакомство с процедурами оформления научных работ и документов для успешного участия в конкурсах различных научных грантов;
– знакомство с процедурами апробации результатов научных исследований.
| |