Скачать 124.83 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУДОД «ДШИ № 2» _____________Р.Ф. Миникаев Приказ № 198-ЛС от «29» августа 2014 года ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по предмету «Беседа по хореографическому искусству» (Срок реализации 4 года, возраст обучающихся 11-15 лет) Составитель: преподаватель МБОУДОД «ДШИ № 2» Валитова Лилия Николаевна г. Урай 2013 Содержание Пояснительная записка 3 Учебно-тематический план 5 Содержание курса 6 Требования к выпускникам 9 Методическое обеспечение 10 Список литературы 11 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа по предмету «Беседа о хореографическом искусстве», включенная в образовательную программу школы, не является систематическим изложением курса истории балета. Программа занимает важное место при изучении хореографических дисциплин как вспомогательный элемент для понятия истории, культуры, истоков развития мирового балетного искусства, помогает учащимся глубже изучать такие предметы, как классический, народно-сценический и историко-бытовой танец. Она разработана на основе программы, составленной научным сотрудником НИИ художественного воспитания АПН СССР Бахто С.Е. (М.,1980), а также на основе министерской программы, проект которой рекомендован Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры РСФСР (Москва — 1980). Программа составительская, адаптирована к возможностям, потребностям и желаниям учащихся школы. Типовое положение о школе искусств определяет целью ее деятельности «формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ в сфере искусства и культуры». В свете этих требований основной задачей хореографического отделения школы искусств является воспитание учащихся посредством хореографии. Однако, для развития эстетического вкуса и художественного кругозора детей собственно танцевальных дисциплин явно недостаточно, формированию креативного начала в воспитанниках, несомненно, будут способствовать знания из области истории балета. Цель данного курса: -развить восприятие учащихся и расширить их кругозор в области хореографического искусства. Задачи:
Беседы должны вестись в доступной учащимся, живой, увлекательной форме, сопровождаться прослушиванием музыки, показом фильмов-балетов. Основной формой учебно-воспитательного процесса является урок. Общий объем курса –136 часов. Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения с 4-го по 7-й класс, в соответствии с учебным планом. В обучающем материале объеденены 4 блока, которые знакомят учащихся с основными этапами развития зарубежного, русского, советского и современного балета. Необходимо организовывать посещение балетных спектаклей, концертов хореографических коллективов, просмотры кинофильмов, посвященных танцевальному искусству с последующим разбором и обсуждением. Принципы, заложенные в основу освоения программы это:
Формами контроля по изучению данного предмета являются:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Первый год обучения (34 ч).
Второй год обучения (34 ч).
Третий год обучения (34 ч).
Четвертый год обучения (34 ч).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Первый год обучения – 4-й класс Тема №1. Истоки возникновения балета. Первобытные пляски. Тесная связь танца с бытом, обычаями, культурой народа. Первые танцы древности: Греция, Египет, Индия, Япония, Китай. Тема №2. Зарождение балетного театра в Европе. Пантомимно-танцевальные формы народных праздников и обрядов. Средневековые танцы Франции. Танец в зрелищах средних веков. Комедийный балет королевы. Лошадинный балет. Тема №3. Развитие балетного искусства в Европе. Оперы-балеты Люлли, комедии-балеты Мольера. Реформатор балетного театра Ж.Ж. Новерр, его книга «Письма о танцах и балетах». Жан Доберваль и его балет «Тщетная предосторожность». Тема №4. Хореографы эпохи Просвещения. Пьер Бошан, Джон Рич, Джон Уивер, Франц Хильфердинг, Гаспаро Анджолини. Второй год обучения – 5-й класс. Тема №1. Романтический балет и его представители. Мария и Филипп Тальони. Фанни Эльслер. Жюль Перро. Карлотта Гризи. Август Бурнонвиль. Балет «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». «Падекатр». Тема №2. Развитие балетного искусства в XIX веке. Развлекательные балеты Сен-Леона. Традиции английского балета. Кризис балета во Франции. Тема №3. Русский балет. Скоморохи-потешники. Придворный театр царя Алексея Михайловича Ассамблеи Петра I Становление и развитие русской балетной школы в Москве и Санкт-Петербурге. Аллегорические балеты. Крепостной балет. Тема №4. Выдающиеся русские балетмейстеры XVIII-XIX в. Первый русский балетмейстер Иван Вальберх. Балеты Ш. Дидло. Адам Глушковский - теоретик и историк русского балета. Первые симфонические балеты, балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа. Третий год обучения - 6-й класс. Тема №1. Развитие русского балета в конце XIX начале XX века. Творческие принципы А.А. Горского. М.М. Фокин («Шопениана», «Египетские ночи», «Жар-птица», «Петрушка» и другие новаторские балеты). С.П. Дягилев – «Русские сезоны в Париже». Тема №2. Выдающиеся исполнители. Вацлав Нижинский. Анна Павлова. Тамара Карсавина. Ольга Спесивцева. Тема №3. Советский балет. Основные черты советского балета (краткий исторический обзор). Касьян Голейзовский – яркий представитель нового балетмейстерского искусства. Федор Лопухов. Советский профессор хореографии – А.Я. Ваганова. Тема №4. Выдающиеся балетмейстеры и исполнители советской эпохи. А. Ермолаев. Р. Захаров. В. Чабукиани. Л. Лавровский. Балетные образы Галины Улановой. Жизнерадостное искусство Ольги Лепешинской. Яркая артистическая индивидуальность Майи Плисецкой. Четвертый год обучения – 7-й класс. Тема №1. Современный балет. Поиски и открытия Юрия Григоровича. Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Марис Лиепа и другие звезды советского балета. Обзор шедевров балета – «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и другие. Тема №2. Особый жанр хореографии – ансамбли танца. Государственный ансамбль танца под руководством Игоря Моисеева. Ансамбль танца Сибири под руководством Н. Годенко. Ансамбль народного танца Украины под руководством П. Вирского. Государственный ансамбль танца «Березка» под руководством Н. Надеждиной. Тема №3. Ритм и пластика в танце XX века. Современный бальный танец, его особенности, музыка, стиль исполнения. Айседора Дункан и ее вклад в развитие танца модерн. Рудольф Нуриев. Морис Бежар. «Болеро», «Дорога», «Симфония ре мажор», «В середине что-то подвешенное», «Океан» – обзор шедевров балета. Тема №4. Завершающий этап изучения предмета. Распределение тем рефератов или составление вопросов для зачета. Индивидуальная защита рефератов. Зачет. Примерные темы рефератов:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОВКИ ВЫПУСКНИКОВ. Выпускник школы искусств, прослушавший курс «Беседы о хореографическом искусстве», должен ориентироваться в вопросах, связанных с развитием хореографического искусства:
Этот комплекс знаний, умений и навыков учащийся показывает на контрольном уроке – зачете во 2-ом полугодии или пишет реферат на заданную тему и защищает его. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Преподаватель теоретических дисциплин МБОУДОД «ДШИ № 2» Валитова Лилия Николаевна. Образование высшее |
Приказ №198-лс «история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Приказ №198-лс Предлагаемая программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, адресована учащимся 1-7 классов хореографического... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры «Финансы и кредит» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М.... Медиа : сб избранных лекций / отв ред. Н. А. Костикова. М. Риц мггу им. М. А. Шолохова, 2010. 198 с. Посвящается 10-летию факультета... | Проекта утверждена приказом по университету от 26. 03. 2007 г. №198 Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) | ||
Курс лекций по физической и коллоидной химии с Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей тгму. Душанбе. Ирфон, 2011 г., 198 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Независимая газета, Дерябин Александр, Свечников Александр, 20. 09. 2007, №198, Стр. 6 41 | ||
«Возобновляемые источники энергии энергия будущего» Работу выполнил... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перевести числа 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195 из десятичной системы счисления в двоичную | ||
Рабочая программа практики к ооп от 02. 07. 2014 №07-113/11-67в Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 035400. 62 «История искусств», утвержденным приказом... | Приказ №373 г. Ростов-на-Дону Данный приказ в течение 5 дней с момента его подписания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо РФ от 31. 08. 2011 г. №198); примерной программы основного общего образования по иностранному языку и авторской программы общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк4-5: Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 4 и 5 курсов Факультета Права... |