Скачать 410.88 Kb.
|
МБОУ «Гимназия №5» Рабочая программа к учебному курсу И. Л. Бим «Deutsch - Schritte 1» - «Немецкий язык. Шаг 1» по немецкому языку для 5 класса Рязань 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа к учебному курсу И. Л. Бим «Deutsch - Schritte 1» - «Немецкий язык. Шаг 1» по немецкому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 31.08.2011 г. № 198); примерной программы основного общего образования по иностранному языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2003). Учебно-методический комплект по немецкому языку для 5 классов И. Л. Бим «Deutsch - Schritte 1» - «Немецкий язык. Шаги 1» вводит УМК по немецкому языку, предназначенный для базового курса обучения. Цель УМК - обеспечить достижение учащимися государственных стандартов во владении немецким языком. Базовый уровень должен предусматривать приобщение учащихся к культуре Германии, а также обеспечивать разностороннее развитие личности школьника и лучшее осознание им своей собственной национальной культуры. В связи с тем, что обучение немецкому языку как второму иностранному, согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №5», начинается с 5-го класса, данный рабочая программа ориентирована на начальный этап обучения немецкому языку (5 класс). Цели курса Целью обучения немецкому языку в 5 классе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения, читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информацию о странах изучаемого языка, их культуре и быте, а также использовать письмо. Это предполагает достижение учащимися минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами немецкого языка. Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее в себя следующие аспекты: речевая компетенция – развитие коммуникативного умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение; языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; социокультурная компетенция –приобретение знаний о социо-культурной специфике страны/стран изучаемого языка, развитие умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания. Таким образом, изучение немецкого языка на начальном этапе имеет следующие цели:
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком), в частности требованиям к уровню обученности по предмету. Благодаря этому учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведёт к более тесному сотрудничеству. Общая характеристика курса Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности. Изучение немецкого языка на начальном этапе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям школьников. С учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» на данном этапе изучения немецкого языка формулируются следующие задачи: формировать у школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
Программа реализует следующие основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе. Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов. Краткая характеристика курса Курс по немецкому языку для 5 классов И. Л. Бим «Deutsch - Schritte 1» - «Немецкий язык. Шаги 1» состоит из двух частей: вводного курса и основного. Вводный курс направлен на изучение алфавита - овладение латинским шрифтом, техникой чтения и письма, самыми начальными навыками и умениями устной и письменной речи. Обучение всем видам речевой деятельности осуществляется параллельно, поэтому многие уроки являются комбинированными. Вторая часть учебника представляет собой основной курс. Он разбит на блоки, объединенные тематически. Учитель может комбинировать материал блоков по своему усмотрению, если сочтет это целесообразным. При создании курса авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, в большом количестве игровых форм работы, методическом аппарате. Интенсификация самого начального этапа обучения и всего учебного процесса в целом является важной предпосылкой его успешности и результативности. В связи с тем, что в МБОУ «Гимназии № 5» изучение второго иностранного языка - немецкого происходит на базе английского языка как первого иностранного, то процесс овладения немецким языком может быть значительно интенсифицирован, что способствует экономии времени в процессе обучения, т.к.: 1) владение латинским шрифтом сокращает период алфабетизации и сводит его к разъяснению и усвоению различий звуко-буквенных соответствий в немецком и английском языках, графического и звукового образа слова; 2) наличие значительного потенциального словарного запаса. Слова английского языка, имеющие сходство с немецким, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы облегчают процесс обучения чтению и способствуют более быстрому овладению немецкой лексикой; 3) быстрое продвижение в области чтения существенно способствует более быстрому развитию социокультурной компетенции; 4) при овладении всеми языковыми средствами, включая грамматические, фаза ориентировки при обучении немецкого языка может быть сокращена и может осуществляться самостоятельно, например, с помощью заданий типа "Выведи правило". Уже в начале изучении немецкого языка как второго иностранного учащиеся убеждаются, что немецкий и английский языки имеют много общего:
müssen - must, to have to können - can, to be able to dürfen - may, to be allowed to wollen - to want/wish to , be intended to sollen - to be supposed to mögen - to like to
the Clown = der Clown (m) a clown = ein Clown the car = das Auto (n) a car = ein Auto the garage = die Garage (f) a garage = eine Garage
|