Урок окружающего мира по УМК ПНШ 3 класс
Тема: Вода – растворитель.
(Третье заседание клуба)
Цель: Создать условия для формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять свойства воды.
Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенной инструкции, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: сравнивать, анализировать, обобщать в результате совместной работы.
Коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование: Учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, хрестоматия. Наборы: стакан с кипячёной водой, коробочки с поваренной солью, сахарным песком, речным песком, глиной, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, ножницы. Ход урока
Организационный момент.
Уч: - Начинаем урок окружающего мира. У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Садитесь.
- Проверьте свою готовность к уроку.
Актуализация знаний.
Уч: - Сегодня на уроке мы продолжим с вами говорить о воде. Вода окружает нас повсюду. Без неё мы не сготовим обед, не умоемся, не постираем, не вырастим урожай.
- Я предлагаю вам послушать стихотворение и назвать свойство, о котором в нём сказано. Д: 1. В кружево будто одеты (Слайд 2)
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это
А, в сущности, только вода. 2. Безбрежная ширь океана (Слайд 3-6)
И тихая заводь пруда
Каскад водопада и брызги фонтана
А всё это только вода. 3. В бирюзовой дали исчезая (Слайд 7-8)
Лебедями плывут облака
Вот туча идёт грозовая
А, в сущности, только вода. Уч: - О каких свойствах воды шла речь в стихотворении? Д: Высказываются. Уч: - Вода – это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Уч: - А какие ещё свойства воды вам известны? Дети называют известные им свойства (Не имеет формы в жидком и газообразном состояниях; бесцветна; прозрачна; текуча; без запаха и вкуса; при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)
Формирование новых знаний.
Уч: - Ребята, мы сегодня открываем заседание клуба «Мы и окружающий мир» Тему нашего заседания вы определите, послушав притчу.
Притча:
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. Уч: - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее? Д: Высказываются.
(Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее) Уч: - Сформулируйте тему нашего заседания. Д: Тема урока «Вода – растворитель» (Слайд 10) Уч: Да, молодцы. Тема нашего очередного заседания клуба «Вода – растворитель» Вместе с нами в заседании клуба принимают участие Костя Погодин и Маша Иванова. Они помогут определить цель урока и подскажут, как можно достичь этой цели. (Слайд 11) Уч: - Откройте учебники на странице 85 и зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба. Д: Читают текст. Уч: - Постарайтесь определить, какова цель нашего урока. Д: Высказываются.
(Определить, все ли вещества могут растворяться в воде) Уч: - Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока, прочитайте слова Маши. Д: Читают текст.
Уч: - Наша работа будет проходить в группах. У каждой группы своё задание. Выводы, которые сделают каждая группа, приведут к нашей конечной цели.
Уч: - Перед проведением опытов, алгоритм работы в группе представят нам ребята 4 группы. Д: Перечисляют правила.
Внимательно прочитать задание.
Определить цель.
Договориться, как будем выполнять задание.
Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.
Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной работе. (Слайд 12)
Уч: - Проверьте, у каждой группы на столах стоит оборудование, необходимое для опытов. О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе. Д: Называют правила.
Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять.
Без указания в задании вещества, которые лежат на столе пробовать нельзя.
Работать аккуратно.
Соблюдать осторожность при работе с ножницами.
Проведение опытов.
Уч: - У каждой группы на столе инструкция. Предлагаю всем распределить роли, выполнить с 1 по 4 задания и записать результат в тетрадь. Д: проделывают опыт. Уч: - Закончили проведение опыта. Результат своей работы представляют группы.
Выступление групп.
1 группа. (Слайд 13)
Мы взяли стаканы с кипячёной водой. Всыпали в один стакан чайную ложку мелкой поваренной соли, а в другой – крупную. Размешали и наблюдали, что происходило с кристалликами соли.
Мы сделали вывод. В стаканах нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Раньше в воде растворилась мелкая соль. 2 группа. (Слайд 14)
Мы взяли стаканы с кипячёной водой. Всыпали чайную ложку сахарного песка в стакан с горячей водой, а затем в холодную воду. Размешали и наблюдали, что происходило с сахаром.
Мы сделали вывод. В стаканах нет сахара, прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился в воде и быстрее он растворился в горячей воде. 3 группа. (Слайд 15)
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него чайную ложку речного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с песком.
Мы сделали вывод. Песок не растворился, он лежит на дне стакана.
Вода стала мутной и грязной, в ней плавают мелкие частицы. Вода не смога растворить песок. 4 группа. (Слайд 16)
Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него немного глины. Размешали и стали наблюдать, что происходит.
Мы сделали вывод. Глина не растворилась, она лежит на дне стакана.
Вода стала мутной и непрозрачной. Вода не сумела растворить глину. Физминутка (подвижная)
Изготовление фильтра.
Уч: - Прочитайте в инструкции задание под номером 5.
- Какая общая задача стоит у всех групп? (изготовить фильтр)
- Как вы думаете, что такое фильтр? Д: Высказываются.
Уч: - Давайте зачитаем, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь. (Слайд 18) Д: Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от ненужных примесей. Уч: - Откройте учебник на стр. 86 и составьте по рисунку план изготовления фильтра. Д: 1 группа - Возьмём бумагу, сложим её пополам, а затем ещё раз
пополам.
2 группа - Приложим шаблон и обрежем края ножницами.
3 группа - Сложим лист в виде конуса.
4 группа - Положим фильтр в воронку. Уч: - Группы приступаем к изготовлению фильтра. Проверяю.
Я вам принесла показать лабораторный фильтр. Сравните его и вами изготовленным. В чём их разница? (Лабораторный фильтр более плотный, шершавый , что бы частицы в нём лучше задерживались.) Уч: - Продолжайте работать с инструкцией и выполните оставшиеся задания. Д: Дети заканчивают опыты. Уч: - Закончили работу. Результаты представляет группа… Д: Выступления групп. 1 группа (Слайд 20)
Мы пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не смог очистить воду от соли, потому что соль растворилась. 2 группа (Слайд 21)
Мы пропустили сладкую воду через фильтр. Сахара на фильтре не обнаружили. Вода на вкус сладкая. Фильтр не смог очистить воду от сахара,
Потому что сахар растворился. 3 группа (Слайд 22)
Мы пропустили содержимое нашего стакана через фильтр. Вода прошла через фильтр, а песок нет, он остался на стенках фильтра. С помощью фильтра можно очистить воду от песка. 4 группа (слайд 23)
Мы пропустили воду и глиной через фильтр. Вода прошла через фильтр, а глина осталась на фильтре. С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины. Уч: - О каком свойстве воды узнала каждая группа из опытов? Д: Высказываются. Уч: - Давайте подтвердим наши выводы чтением текста учебника. Д: Читают текст на стр. 87. Уч: - Ребята, у меня в руке стакан воды. Я утверждаю, что вода в нём абсолютно чистая. Кто со мной согласен? А у кого другая точка зрения?
Разрешить наши разногласия поможет статья хрестоматии. Найдите в оглавлении текст «Вода – растворитель», откройте нужную страницу. Д: Чтение детьми по абзацам.
Уч: - Кто же оказался прав? Зачитайте ту часть текста, в которая подтверждает мысль о том, что абсолютно чистой воды в природе нет.
Воспользуйтесь этой частью текста и заполните кластер « В воде растворены», а затем результаты представьте на доске. Д: Заполняют кластер. Делают вывод, что абсолютно чистой воды нет.
Итог урока.
Уч: - Какую цель мы поставили в начале урока?
- К какому выводу мы пришли?
Д: Да, мы достигли поставленной цели, определили, что вода может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет. Ещё мы узнали, что абсолютно чистой воды нет.
Уч: - Очень важно помнить, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Поэтому в народе есть такая пословица «Не каждая водица для питья годиться» (Слайд 24)
Уч: я предлагаю вам записать домашнее задание по выбору.
Домашнее задание. (слайд 25)
Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель»
Ответить на вопрос учебника на стр.87
- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
3. Написать письмо в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир»
Рефлексия.
Давайте воспользуемся словами экрана и проведём рефлексию. (Слайд 26)
- Сегодня на уроке я научился …
- Было интересно …
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
- Больше всего мне понравилось…
- Могу похвалить одноклассников за то, что…
2. Я всех внимательно выслушала, вы хорошо поработали, все получают «5» |