Сергеевна Программа «Краеведение»





Скачать 145.81 Kb.
НазваниеСергеевна Программа «Краеведение»
Дата публикации03.03.2015
Размер145.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа

Гринюк Наталья Сергеевна Программа «Краеведение»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.

Краеведение - это одно из важнейших средств - связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического характера, материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию ХМАО в комплексе, не повторяя школьной программы.

Программа сочетает в себе блоки истории, экскурсоведения. включает сведения по географии, литературоведению, культурологии, археологии, этнографии. Комплексность характеризует всю практическую деятельность объединения, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися в объединении, в сообщениях и исследовательских работах.

Новизна программы. Изучение образовательного материала обучающимися позволяет провести системную интеграцию теоретических знаний по разным направлениям краеведения и экологии. В основном преподаваемые теоретические знания являются ответом на потребности обучающихся. Результатом изучения образовательной программы является организация содержательного досуга и занятости детей. Актуальность. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл данной образовательной программы. Актуальность программы: современные требования ФГОС направлены на формирование универсальных учебных действий у выпускников образовательных учреждений, таковыми являются исследовательские умения, формируемые в объединении.

Педагогическая целесообразность. Программа выполняет две основные функции:

Информационно -  методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данной программы.

  Организационно - планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Таким образом, программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы педагога, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Цель программы: формирование знаний по истории Югорского края, развитие исследовательских способностей учащихся.

Задачи:

1. Изучение истории ХМАО-Югры и п.г.т. Белый Яр.

2. Развить экологическую, историческую и художественную культуру обучающихся.

3. Научить детей реализовывать свой интерес к природе. Повысить продуктивную социальную активность подростков в общественно – значимых сферах (экологии,  туризме).

4. Расширить сферу интересов подростков по направлениям, которые в будущем могут стать их профессией.

5. Формирование навыков исследовательской работы и публичного выступления на конференциях.

Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов /14-17 лет/.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ- 1 год.

Форма и режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, учеными; экскурсий, походов и путешествий. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа в архиве, библиотеке, музее.

Подобные объединения специфичны по составу участников. Сюда приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, многие из которых не нашли себя на школьных уроках, любители путешествий. С учетом разновозрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в объединение была составлена программа. В случае необходимости может быть использована и в течение более длительного срока.

В конце обучения по программе обучающиеся в объединении должны владеть знаниями в области краеведения: исторического прошлого края, истории освоения и заселения Западной Сибири, основания и развития п. Белый Яр, судьбы жителей, улиц, зданий, памятников, а также овладеть навыками исследовательской, экскурсионной работы, практическими навыками для работы в архивах, фондах и каталогах, основными туристскими навыками.

Ожидаемый конечный результат

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего поселка, края, готовят и выступают с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, проводят экскурсии на выставках и мероприятиям разного уровня, а некоторые, выбирают профессию, связанную с профильными объединениями: экскурсовод, учитель истории т. п.

Обучающиеся первого года обучения должны

знать: туристико-краеведческие возможности края, историческое прошлое округа и поселка, историю строительства, функционирования и обслуживания Югорского вантового моста.

уметь: публично выступать на конференциях с докладами и сообщениями, работать в сети интернет, находить и извлекать необходимую информацию, работать со словарями и справочниками, проводить экскурсии под руководством взрослых
Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Первый год обучения

Сроки

Вид деятельности

Формы контроля

1 полугодие

Написание исследовательских проектов

Выступление на районной конференции исследовательских работ

2 полугодие

Подготовка к экскурсоводческой деятельности

Проведение экскурсий


Учебно-тематический план /первый год/




тема

Всего ч.

теория ч.

практика ч.

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Изучение литературы, работа в музеях, архивах.


59


3

56

Теория написания исследовательской работы

18

9

9

Тематические учебные исследования

27




27

Оформление исследовательской работы, презентации. Выступление на конференции

45




45

3

Туристико-краеведческие возможности края

24

9

15

4

Далекое прошлое края

24

15

9

5

Российский флаг в Сибири

36

18

18

6

От Белого Яра к Белому Яру

42

27

15

7

Поселок и его жители

12

3

9

8

Истоки улиц поселковых

15

6

9

9

Историко-краеведческие навыки

12

6

6

10

Основы экскурсоведения

9

3

6

11

Экскурсии

9

0

9

12

Аттестация обучающихся

3

0

3

13

Итоговое занятие

3

0

3




ИТОГО

342

102

240



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первого года обучения)

Вводное занятие. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы объединения в учебном году.


Исследовательская работа
Этапы подготовки и написания работы
1. Подготовка к работе включает:
    Выбор темы.
    Определение предмета и объекта исследования (что лучше сделать вместе с руководителем работы).
     Определение целей и задач работы.
     Формулировка гипотезы.
     Составление ориентировочного плана работы.
    На данном этапе необходимы консультации с руководителем исследования с целью уточнения направления работы.
2. Работа с литературой заключается в:
    Изучении источников, исследований, публикаций по теме.
    Реферативном изложении изученной литературы.
    Анализе и систематизации материалов.
    Подборе аргументов, цитат из литературы, которые будут приведены в курсовой работе.
3. Оформление концепции работы представляет собой:
     Формулировку основных тезисов.
     Продумывание логики изложения своей позиции.
     Редактирование плана.
    Распределение материала по частям плана.
4. Оформление работы должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемые к таким работам. Важно при этом обратить внимание на лексическую обработку текста и стиль изложения.    Изучение требований и структуры работы.

Туристско-краеведческие возможности края. Территория и границы Сургутского района. Климат, растительность и животный мир края, его рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. Административное деление.

Практические занятия.

Работа с физической и административной картами края.

Экскурсия в краеведческий музей ,в музей моста

Обучающиеся должны знать:

-границы Сургутского района;

-административное деление края: названия городов и районов;

-основные виды растительного и животного мира;

-основные горные системы;

-крупные реки и озёра;

-основные полезные ископаемые. Обучающиеся должны уметь:

-определять на карте России местоположение края;

-показать на карте границы края, находить города и райцентры;

-найти и показать крупнейшие реки, озёра края.
Далёкое прошлое края. Коренное население края, изучение терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения.

История племён, обитавших на территории края. Государственные образования на территории в XV-XVIII вв.

Практические занятия.

Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в археологическую лабораторию СурГПУ. Работа с административной картой края.

Обучающиеся должны знать:

-понятия: «абориген», «коренные народы», «малочисленные народности»;

-племена и народы, населявшие территорию края в прошлом;

-«малочисленные народности» Сургутского района.

Российский флаг в Сибири. Открытие и освоение Западной Сибири. Русские землепроходцы.

«Нефтяной вопрос». Первые нефтяники, их работа, градообразующие предприятия: «Сургутнефтегаз», «Газпром» и др.

Практические занятия.

Экскурсия в районную библиотеку. Работа с физическими и контурными картами, нанесение маршрутов и экспедиций исследователей Западной Сибири. Подготовка сообщений.

Обучающиеся должны знaть:

-этапы освоения Западной Сибири;

-маршруты экспедиций землепроходцев и исследователей
Обучающиеся должны уметь:

-оперировать терминами «землепроходец», «исследователь»;

-показывать на карте основные маршруты и объекты исследований;

-работать с контурными картами.

От Белого Яра к Белому Яру. Географическое положение поселка, его рельеф, площадь территории, особенности природы ближайшего окружения.

История возникновения поселения, причины выбора места для основания. Происхождение названия. Основатели и первостроители поселка. Этапы становления поселения: изменение роли и статуса. Культурное и экономическое развитие поселения.

Символика I. ХМАО-Югры, Сургутского района.

Практические занятия.

Экскурсия в краеведческий музей. Работа с картой района. Работа с краеведческими источниками. Сообщения на темы «Основатели поселка», «Первостроители» и т. п.

Обучающиеся должны знать:

-основную периодизацию истории поселка;

-символику города и края. Обучающиеся должны уметь:

-определить местоположение Сургута на карте России;

-готовить сообщения.

Поселок и его жители. Знакомство с деятельностью наиболее известных исторических личностей, знаменитых белоярцев, внёсших вклад в развитие и становление поселения.

Моя родословная. Методика составления родословных, генеалогического древа.

Практические занятия.

Подготовка сообщений. Встречи с краеведами и журналистами. Работа над составлением родословной своей семьи.

Обучающиеся должны знать:

-персоналии – цесаревич, посетивший белоярскую пристань

-персоналии – Т.Н. Мазалова

-термины - генерал-губернатор, купец, почётный гражданин.

-Обучающиеся должны уметь;

-составлять родословную, генеалогическое древо семьи;

- готовить и выступать с сообщениями на заданную тему.

Истоки улиц поселковых. Понятие о науке ономастике и её составляющих: топонимике и антропонимике. Названия улиц. История названий улиц.

Практические .занятия,

Пешеходные экскурсии по улицам поселка. Составление карты-схемы поселка. Составление таблицы старых и новых названий. Встречи с краеведами и старожилами.

Подготовка рефератов «История названия улицы, на которой я живу».

Обучающиеся должны знать:

-термины: ономастика, топонимика, антропонимика;

-названия главных и основных улиц и площадей;

-основные принципы наименований улиц,

-основные требования к рефератам.

Обучающиеся должны_ уметь:

-работать с картой города;

-составлять карты-схемы;

-готовить и защищать рефераты.
Каменная летопись края. Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры. Виды памятников. Статус памятников: федерального, регионального, местного значения.

Памятники поселка Белый Яр: история создания, авторы, судьбы. Мемориальные доски

Практические занятия.,

Экскурсия «Памятник воинской славы». Составление описания памятников. Встреча с работниками Общества охраны памятников. Работа с краеведческой литературой.

Обучающиеся должны знать:

-типы памятников;

-статус памятников;

термины: памятник, архитектура, архитектурный ансамбль, ме мориальная доска;

Обучающиеся должны, уметь; в ожидаемые результаты

-составлять описания памятников;

-пользоваться справочной литературой.

Историко-краеведческие навыки Требования к оформлению и написанию рефератов, конкурсных и творческих работ. Методика исто-рико-краеведческой работы.

Фонды музеев, библиотек. Каталоги и работа с ними. Ведение и составление картотек. Работа с источниками: литература, газеты, статистические данные. Виды источников: устные рассказы краеведов, старожилов.

Практические занятия.

Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотеками

Обучающиеся, должны знать:

-классификацию источников;

-требованиям оформлению работ

Обучающиеся должны уметь:

-работать с каталогами фондов;

-пользоваться справочной литературой.

Основы экскурсоведения. Сущность понятия «экскурсия», её функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсий. Показ и рассказ в экскурсии. Название экскурсии. Тема и объекты. Классификация объектов. Понятие «портфель» экскурсовода.

Практические занятия.

Экскурсии в музей, пешеходная. Составление паспортов экскурсионных объектов. Подбор объектов по темам экскурсий. Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, района, города).

Обучающиеся должны знать:

-основные признаки экскурсии;

-основные функции экскурсии;

-понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект, тема, подтема, «портфель», экскурсия, экскурсовод.

Обучающиеся должны уметь:

-приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий;

-правильно формулировать названия экскурсий;

-составлять паспорта экскурсионных объектов.

Методическое обеспечение программы
1.Электронный ресурс: CD диск «Наши мосты», Леонид Струсь.

2. http:// www.admhmao.ru

Литература
1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе, издание пятое,

дополненное. - М., 1990.

2. Афанасьев С. П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или

100 отрядных дел. Методическое пособие. Кострома: РЦНИТ «Эврика» - М., 1998.

3.Баленко С. В. Школа выживания. - М., 1992. (1 и 2 часть).

4.Верзилин Н. М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994.

5.Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: «Зеркало», 1995.

6.Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания.

7.Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. - М.,1995.

8.Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно

Методическое обеспечение программы.

методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

9. М.В.Кацупий. Образовательная программа объединения «Юные историки – краеведы». Сборник программ лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003.-368.

10.Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат, 1985.

11.Куликов В. М., Константинов О. С. Топография и ориентирование в

туристском путешествии. - М., 1997.

12.Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. Учебно

методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.

13.Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация

и методика проведения игр. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,

2001.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сергеевна Программа «Краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconРеферат Тема реферата: «Знакомство с заповедными уголками родного...
Золотарева Лариса Сергеевна; предметное профессиональное направление деятельности педагога-руководителя – краеведение, окружающий...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)
Сергеевна Программа «Краеведение» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconРабочая программа учебного предмета «Краеведение»
Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconТема занятия
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Сергеевна Программа «Краеведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Сергеевна Программа «Краеведение» iconИгровые формы проведения занятий кружка «английский первоклашкам»
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconКонспект занятия по программе внеурочной деятельности «Цветок здоровья»
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 3 класс» (Воронеж, воипкипро, 2010),...
Сергеевна Программа «Краеведение» iconОлимпийские кольца. Торцевание на пластилине Конспект внеурочного занятия в 1 «Б» классе
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск