Скачать 145.81 Kb.
|
Гринюк Наталья Сергеевна Программа «Краеведение» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся. Краеведение - это одно из важнейших средств - связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического характера, материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию ХМАО в комплексе, не повторяя школьной программы. Программа сочетает в себе блоки истории, экскурсоведения. включает сведения по географии, литературоведению, культурологии, археологии, этнографии. Комплексность характеризует всю практическую деятельность объединения, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися в объединении, в сообщениях и исследовательских работах. Новизна программы. Изучение образовательного материала обучающимися позволяет провести системную интеграцию теоретических знаний по разным направлениям краеведения и экологии. В основном преподаваемые теоретические знания являются ответом на потребности обучающихся. Результатом изучения образовательной программы является организация содержательного досуга и занятости детей. Актуальность. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл данной образовательной программы. Актуальность программы: современные требования ФГОС направлены на формирование универсальных учебных действий у выпускников образовательных учреждений, таковыми являются исследовательские умения, формируемые в объединении. Педагогическая целесообразность. Программа выполняет две основные функции: Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данной программы. Организационно - планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Таким образом, программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы педагога, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Цель программы: формирование знаний по истории Югорского края, развитие исследовательских способностей учащихся. Задачи: 1. Изучение истории ХМАО-Югры и п.г.т. Белый Яр. 2. Развить экологическую, историческую и художественную культуру обучающихся. 3. Научить детей реализовывать свой интерес к природе. Повысить продуктивную социальную активность подростков в общественно – значимых сферах (экологии, туризме). 4. Расширить сферу интересов подростков по направлениям, которые в будущем могут стать их профессией. 5. Формирование навыков исследовательской работы и публичного выступления на конференциях. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов /14-17 лет/. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ- 1 год. Форма и режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, учеными; экскурсий, походов и путешествий. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа в архиве, библиотеке, музее. Подобные объединения специфичны по составу участников. Сюда приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, многие из которых не нашли себя на школьных уроках, любители путешествий. С учетом разновозрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в объединение была составлена программа. В случае необходимости может быть использована и в течение более длительного срока. В конце обучения по программе обучающиеся в объединении должны владеть знаниями в области краеведения: исторического прошлого края, истории освоения и заселения Западной Сибири, основания и развития п. Белый Яр, судьбы жителей, улиц, зданий, памятников, а также овладеть навыками исследовательской, экскурсионной работы, практическими навыками для работы в архивах, фондах и каталогах, основными туристскими навыками. Ожидаемый конечный результат К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего поселка, края, готовят и выступают с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, проводят экскурсии на выставках и мероприятиям разного уровня, а некоторые, выбирают профессию, связанную с профильными объединениями: экскурсовод, учитель истории т. п. Обучающиеся первого года обучения должны знать: туристико-краеведческие возможности края, историческое прошлое округа и поселка, историю строительства, функционирования и обслуживания Югорского вантового моста. уметь: публично выступать на конференциях с докладами и сообщениями, работать в сети интернет, находить и извлекать необходимую информацию, работать со словарями и справочниками, проводить экскурсии под руководством взрослых Формы подведения итогов реализации образовательной программы Первый год обучения
Учебно-тематический план /первый год/
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первого года обучения) Вводное занятие. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы объединения в учебном году. Исследовательская работа Этапы подготовки и написания работы 1. Подготовка к работе включает: Выбор темы. Определение предмета и объекта исследования (что лучше сделать вместе с руководителем работы). Определение целей и задач работы. Формулировка гипотезы. Составление ориентировочного плана работы. На данном этапе необходимы консультации с руководителем исследования с целью уточнения направления работы. 2. Работа с литературой заключается в: Изучении источников, исследований, публикаций по теме. Реферативном изложении изученной литературы. Анализе и систематизации материалов. Подборе аргументов, цитат из литературы, которые будут приведены в курсовой работе. 3. Оформление концепции работы представляет собой: Формулировку основных тезисов. Продумывание логики изложения своей позиции. Редактирование плана. Распределение материала по частям плана. 4. Оформление работы должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемые к таким работам. Важно при этом обратить внимание на лексическую обработку текста и стиль изложения. Изучение требований и структуры работы. Туристско-краеведческие возможности края. Территория и границы Сургутского района. Климат, растительность и животный мир края, его рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. Административное деление. Практические занятия. Работа с физической и административной картами края. Экскурсия в краеведческий музей ,в музей моста Обучающиеся должны знать: -границы Сургутского района; -административное деление края: названия городов и районов; -основные виды растительного и животного мира; -основные горные системы; -крупные реки и озёра; -основные полезные ископаемые. Обучающиеся должны уметь: -определять на карте России местоположение края; -показать на карте границы края, находить города и райцентры; -найти и показать крупнейшие реки, озёра края. Далёкое прошлое края. Коренное население края, изучение терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения. История племён, обитавших на территории края. Государственные образования на территории в XV-XVIII вв. Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в археологическую лабораторию СурГПУ. Работа с административной картой края. Обучающиеся должны знать: -понятия: «абориген», «коренные народы», «малочисленные народности»; -племена и народы, населявшие территорию края в прошлом; -«малочисленные народности» Сургутского района. Российский флаг в Сибири. Открытие и освоение Западной Сибири. Русские землепроходцы. «Нефтяной вопрос». Первые нефтяники, их работа, градообразующие предприятия: «Сургутнефтегаз», «Газпром» и др. Практические занятия. Экскурсия в районную библиотеку. Работа с физическими и контурными картами, нанесение маршрутов и экспедиций исследователей Западной Сибири. Подготовка сообщений. Обучающиеся должны знaть: -этапы освоения Западной Сибири; -маршруты экспедиций землепроходцев и исследователей Обучающиеся должны уметь: -оперировать терминами «землепроходец», «исследователь»; -показывать на карте основные маршруты и объекты исследований; -работать с контурными картами. От Белого Яра к Белому Яру. Географическое положение поселка, его рельеф, площадь территории, особенности природы ближайшего окружения. История возникновения поселения, причины выбора места для основания. Происхождение названия. Основатели и первостроители поселка. Этапы становления поселения: изменение роли и статуса. Культурное и экономическое развитие поселения. Символика I. ХМАО-Югры, Сургутского района. Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей. Работа с картой района. Работа с краеведческими источниками. Сообщения на темы «Основатели поселка», «Первостроители» и т. п. Обучающиеся должны знать: -основную периодизацию истории поселка; -символику города и края. Обучающиеся должны уметь: -определить местоположение Сургута на карте России; -готовить сообщения. Поселок и его жители. Знакомство с деятельностью наиболее известных исторических личностей, знаменитых белоярцев, внёсших вклад в развитие и становление поселения. Моя родословная. Методика составления родословных, генеалогического древа. Практические занятия. Подготовка сообщений. Встречи с краеведами и журналистами. Работа над составлением родословной своей семьи. Обучающиеся должны знать: -персоналии – цесаревич, посетивший белоярскую пристань -персоналии – Т.Н. Мазалова -термины - генерал-губернатор, купец, почётный гражданин. -Обучающиеся должны уметь; -составлять родословную, генеалогическое древо семьи; - готовить и выступать с сообщениями на заданную тему. Истоки улиц поселковых. Понятие о науке ономастике и её составляющих: топонимике и антропонимике. Названия улиц. История названий улиц. Практические .занятия, Пешеходные экскурсии по улицам поселка. Составление карты-схемы поселка. Составление таблицы старых и новых названий. Встречи с краеведами и старожилами. Подготовка рефератов «История названия улицы, на которой я живу». Обучающиеся должны знать: -термины: ономастика, топонимика, антропонимика; -названия главных и основных улиц и площадей; -основные принципы наименований улиц, -основные требования к рефератам. Обучающиеся должны_ уметь: -работать с картой города; -составлять карты-схемы; -готовить и защищать рефераты. Каменная летопись края. Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры. Виды памятников. Статус памятников: федерального, регионального, местного значения. Памятники поселка Белый Яр: история создания, авторы, судьбы. Мемориальные доски Практические занятия., Экскурсия «Памятник воинской славы». Составление описания памятников. Встреча с работниками Общества охраны памятников. Работа с краеведческой литературой. Обучающиеся должны знать: -типы памятников; -статус памятников; термины: памятник, архитектура, архитектурный ансамбль, ме мориальная доска; Обучающиеся должны, уметь; в ожидаемые результаты -составлять описания памятников; -пользоваться справочной литературой. Историко-краеведческие навыки Требования к оформлению и написанию рефератов, конкурсных и творческих работ. Методика исто-рико-краеведческой работы. Фонды музеев, библиотек. Каталоги и работа с ними. Ведение и составление картотек. Работа с источниками: литература, газеты, статистические данные. Виды источников: устные рассказы краеведов, старожилов. Практические занятия. Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотеками Обучающиеся, должны знать: -классификацию источников; -требованиям оформлению работ Обучающиеся должны уметь: -работать с каталогами фондов; -пользоваться справочной литературой. Основы экскурсоведения. Сущность понятия «экскурсия», её функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсий. Показ и рассказ в экскурсии. Название экскурсии. Тема и объекты. Классификация объектов. Понятие «портфель» экскурсовода. Практические занятия. Экскурсии в музей, пешеходная. Составление паспортов экскурсионных объектов. Подбор объектов по темам экскурсий. Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, района, города). Обучающиеся должны знать: -основные признаки экскурсии; -основные функции экскурсии; -понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект, тема, подтема, «портфель», экскурсия, экскурсовод. Обучающиеся должны уметь: -приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий; -правильно формулировать названия экскурсий; -составлять паспорта экскурсионных объектов. Методическое обеспечение программы 1.Электронный ресурс: CD диск «Наши мосты», Леонид Струсь. 2. http:// www.admhmao.ru Литература 1. Алексеев А. А. Питание в туристском походе, издание пятое, дополненное. - М., 1990. 2. Афанасьев С. П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел. Методическое пособие. Кострома: РЦНИТ «Эврика» - М., 1998. 3.Баленко С. В. Школа выживания. - М., 1992. (1 и 2 часть). 4.Верзилин Н. М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение, 1994. 5.Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: «Зеркало», 1995. 6.Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания. 7.Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. - М.,1995. 8.Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно Методическое обеспечение программы. методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000. 9. М.В.Кацупий. Образовательная программа объединения «Юные историки – краеведы». Сборник программ лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003.-368. 10.Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат, 1985. 11.Куликов В. М., Константинов О. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., 1997. 12.Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. Учебно методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 13.Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. |
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Реферат Тема реферата: «Знакомство с заповедными уголками родного... Золотарева Лариса Сергеевна; предметное профессиональное направление деятельности педагога-руководителя – краеведение, окружающий... | ||
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») | ||
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы... | Тема занятия Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | ||
Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | ||
Игровые формы проведения занятий кружка «английский первоклашкам» Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | Конспект занятия по программе внеурочной деятельности «Цветок здоровья» Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 3 класс» (Воронеж, воипкипро, 2010),... | Олимпийские кольца. Торцевание на пластилине Конспект внеурочного занятия в 1 «Б» классе Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... |