Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 146.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.03.2014
Размер146.18 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольховлогская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области
«Рассмотрено» « Утверждаю»

на заседании МГ Приказ № _____

Протокол №____ от ________2013 г.

от ________2013 г. Директор МКОУ

«Ольховлогская ООШ»

Руководитель МГ ______/И.А. Коротких

----------О.И.Рубцова
Рабочая программа
внеурочной деятельности

курса

«Краеведение»

1-3класс
на 2013-2014 уч.год
(в соответствии сФГОС)


Составитель:
учитель начальных классов I-й категории О.И. Рубцова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н.С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 3 класс» (Воронеж, ВОИПКиПРО, 2010) , в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта и адаптирована для разновозрастной группы учащихся младшего школьного возраста.
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в начальной школе предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка

Особенности развития детей младшего школьного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: младший школьный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания детей средствами этнографической культуры.
Актуальность данной проблемы определила выбор приоритетного направления в образовательной работе с младшими школьниками – это нравственно-патриотическое воспитание на основе ознакомления с природой родного края, городом, людьми и культурой.

 Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.
Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории и культуре города Воронежа и людях, его прославивших.

Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.
Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение;

бережное ответственное отношение к природе на основе усвоения природоведческих представлений;

уважение к культуре других народов на основе представлений о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира; любовь к родному городу, уважение к людям труда путем усвоения представлений о своем городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем;

мотивацию детей к познанию родного края.

Практическая часть занятий отводится на экскурсии, составление схем, выпуск стенных газет, оформление тематических альбомов, ведение журналов, инсценирование сказок, заучивание стихотворений. В работе использую рабочую тетрадь «Краеведение» Обуховой, Махиной и др.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год). Программа рассчитана на учащихся 1 – 3 классов.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Дата

Тема

Количество часов

план

факт

1 четверть (9 ч)

1







Вводное занятие. Что изучает краеведение?

1

2







Я и мое имя. Моя родословная.

1

3







Жизнь школы

1

4







Жизнь каждого члена семьи

1

5







Дом, в котором мы живем

1

6







Наш край

1

7







Народные праздники и обряды

1

8







Как создавались предметы

1

9







Разные профессии

1

2 четверть (7 ч)

10







Россия – Родина моя. Символы России и Воронежской области

1

11







Лента времени

1

12







История на карте.

1

13







«Город древний, город чудный». Дворянско – купеческий город.

1

14







Каменные ветераны.

1

15







Новый год. Деловая игра.

1

16







Рождественские колядки.

1

3 четверть (10 ч)

17







Церковные памятники края.

1

18







Колыбель русского флота.

1

19







Петровская эпоха.

1

20







Сказки Афанасьева

1

21







Русские народные сказители. Королькова

1

22







Русские народные сказители. Барышникова.

1

23







«Я Руси сын». И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества.

1

24







Певец земли Воронежской. А. Кольцов.

1

25







Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя.

1

26







«В мире Муз». Театральное искусство Воронежа.

1

4 четверть (8ч)

27







Воронеж песенный и танцевальный.

1

28







«Лейся, песня» Творческий путь М. Е. Пятницкого.

1

29







Воронежский край в годы Великой Отечественной войны

1

30







Цирковая династия Дуровых

1

31







Выдающиеся люди Воронежского края.

1

32







Что такое музей? Областные музеи. Памятники истории и культуры.

1

33







Экскурсия в краеведческий музей.

1

34







Обобщающее занятие «Путешествие по стране «Краеведение».

1







Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Тема 1. Вводное занятие. Что изучает краеведение?

Тема 2. Я и мое имя. Моя родословная. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Игры с использованием имен.

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Тема 3. Жизнь школы. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.. Составление рассказа о домашних делах (устно).Использование семейных фотографий.

Тема 5. Дом, в котором мы живём. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Тема 6. Наш край. Географическое положение, природа , занятия населения Воронежской области.

Тема 7. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 8. Как создавались предметы Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудия и оружие. Транспорт. От колеса к ракете.

Практическая работа. Творческое задание: нарисовать внешний и внутренний мир дома будущего.

История одежды. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Тема 9. Разные профессии. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Тема 10. Россия – Родина моя. Символы России и Воронежской области. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. Гимн, герб и флаг России. Герб и флаг Воронежской области.

Тема 11. Лента времени. Содержание понятий: дата, год, век, тысячелетие. Работа с римскими и арабскими цифрами. «Лента времени».

Практическая работа. «Лента времени».

Тема 12. История на карте. Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Карта Воронежской области.

Практическая работа. Работа в тетрадях творческих заданий с картой.

Тема 13. «Город древний, город чудный» . Первые упоминания о городе Воронеже. История строительства крепости Воронеж. Город и его роль в укреплении южных рубежей.

Практическая работа. Конкурс рисунков и аппликаций на тему «Древний Воронеж».

Дворянско-купеческий город. Внешний облик города. Открытие Воронежского наместничества. Жители города, их занятия.

Тема 14. Каменные ветераны. Дом губернатора. Дом Гарденина. Дом Тулинова. Магистрат. Арсенал. Дом Мартынова (по выбору учителя).

Практическая работа. «Нарисуй, как ты представляешь себе обитателей этих домов».

Тема 15. Новый год. Деловая игра. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Тема 16. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Тема 17. Церковные памятники края. Успенская (Адмиралтейская) церковь. Казанская церковь. Церковь святой Ксении Петербургской. Церковь в твоем крае.

Практическая работа. «Найди на рисунке русскую церковь и дорисуй недостающие детали» (предварительная подготовка рисунков учителем). Белогорье.

Тема 18. Воронеж – колыбель русского флота. Начало кораблестроительных работ в крае. Судостроение и кораблестроение. Строительство адмиралтейства в городе Воронеже. Матросское учение. Заселение Прибитюжья.

Практическая работа. Конструирование кораблей.

Тема 19. Петровская эпоха. Прибытие и деятельность Петра I в Воронеже. Заочная экскурсия к памятнику Петру I.

Практическая работа. Каким ты представляешь себе царя? Рассказ.

Тема 20. Сказки Афанасьева. Чтение сказок Афанасьева. Викторина по сказкам Афанасьева.

Тема 21. Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова. Сказки А.Н. Корольковой.

Практическая работа. «Сочиняем сказку».

Тема 22. Русские народные сказители. А.К. Барышникова. Сказки А.К. Барышниковой.

Практическая работа. Чтение сказки А.К. Барышниковой «Куприяниха».

Тема 23. «Я Руси сын». И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества. Жизнь и литературная деятельность И.С. Никитина.

Практическая работа. Конкурс чтецов . Подготовка рефератов.

Тема 24. Певец земли Воронежской. А. Кольцов .Творческий путь. А.В. Кольцов как один из крупнейших создателей русской песни.

Практическая работа. Конкурс чтецов . Подготовка рефератов.

Тема 25. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. Г. Троепольский. Жизнь и творческий путь писателя. «Белый Бим Черное Ухо».

Практическая работа. Чтение отрывков из повести «Белый Бим Черное Ухо».

Тема 26. В мире Муз. Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение». Театральное искусство Воронежа. Театр драмы имени А.В. Кольцова. Старый театр – памятник культуры. Театр и великие актеры прошлого. (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Комиссаржевская, Е. Мартынов). Новый театр и его постановки. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета. Кукольный театр.

Практическая работа. Подготовка масок, костюмов, декораций к предстоящей театрализации.

Тема 27. Воронеж песенный и танцевальный. Воронежский государственный русский народный хор. М. Мордасова, Е. Молодцова – голоса русской песни. Создание Воронежского государственного русского народного хора. Хор и война. М. Мордасова – народная артистка СССР. Е. Молодцова – заслуженная артистка России. Практическая работа. Разучивание частушек и песен Воронежского края.

Ансамбли «Воронежские девчата», «Весенние зори». Знакомство с песенными и танцевальными коллективами.

Практическая работа. Разучивание русских народных танцев.

Тема 28. «Лейся, песня» Творческий путь М. Е. Пятницкого. Жизнь и творчество М.Е. Пятницкого.

Практическая работа. Заочная экскурсия к памятнику М.Е. Пятницкого.

Тема 29. Воронежский край в годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область на линии фронта. Наш край в период оккупации. Рассказ о защитниках края. Разгром гитлеровцев в Воронежской области. 17 января – освобождение Каменского района. 25 января – освобождение города Воронежа. Практическая работа. Работа с картой. Рассказ о судьбах родственников.

Экскурсия к памятнику . Местные писатели и поэты о войне. Практическая работа. Чтение стихов, рассказов, разучивание

Тема 30. Цирковая династия Дуровых. Вклад династии Дуровых в развитие циркового искусства Воронежа. Воронежский цирк.

Тема 31. Выдающиеся люди Воронежского края. И.Н. Крамской – великий русский художник. С.Я. Маршак – детский писатель. К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко – наши земляки-космонавты. Викторина «Знаете ли вы их имена?»

Практическая работа. Подготовка реферата о деятельности одного из знаменитых людей.

Тема 32. Что такое музей? Областные музеи. Памятники истории и культуры. Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Областной краеведческий музей. Музей изобразительных искусств имени А. Крамского. Дом-музей А. Дурова.

Памятники истории и культуры на территории Воронежского края. Костёнки – жемчужина палеолита. Дивногорье – Маяцкое городище. Веневитиново – усадьба поэта – друга А.С. Пушкина.

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 33. Экскурсия в краеведческий музей.

Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 34. Обобщающее занятие «Путешествие по стране «Краеведение». Урок – игра. Конкурсы для юных краеведов.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Дуров А. В жизни и на арене. – М, 1984.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Енин А.И. Историко-культурный потенциал ЦЧР и проблема его сохранения. – Воронеж, 1991.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

Крамской И.Н. Крамской в искусстве. – М., 1960.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области. – Воронеж, 2002.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

Материалы Свода памятников истории и культуры РФ. Воронежская область. – М, 1993.

Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.

Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.

Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М, 2000.

Прохоров В.А. Вся Воронежская земля: Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж, 1973.

Сафонов Л.Г. Край песенный. – Воронеж, 1972.

Тонков В. Никитин и народное творчество. – Воронеж, 1949.

Тонков В. О Кольцове. – Воронеж, 1953.

Тонков В. Кольцов и фольклор. – Воронеж, 1960.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск