Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение»





НазваниеПрограмма по курсу «Церковно-историческое краеведение»
страница1/3
Дата публикации15.01.2015
Размер382 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вятская православная гимназия

во имя преподобного Трифона Вятского

г. Кирова








Утверждаю:

Директор

МОУ ВПГ г. Кирова
_________________

Е.Н. Мошкина

Приказ №____от_________





Программа по курсу

«Церковно-историческое краеведение»

8 класс

на 2010-2011 уч. год




Автор-составитель:

С. В. Пешкина, учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория



Киров 2010



Пояснительная записка


  1. Концептуальная основа и причина создания программы


Одной из основных целей преподавания истории в современной школе является воспитание достойного гражданина России, патриота своего Отечества, имеющего духовно-нравственную опору и ценностные ориентиры в контексте родной культуры. Одним из способов достижение обозначенных целей станет реализация курса «Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание в традиции. Под «традицией» будем понимать возможность и способность узнавания, усвоения, восстановления и передачи исторического опыта прежних поколений1.

Кроме того, воспитательный потенциал предмета «Церковно-историческое краеведение» соответствует методической теме работы Вятской православной гимназии, которая обозначена таким образом: «Обновление мировоззренческого содержания образования и воспитательной деятельности как средство формирования воспитывающей среды гимназии». В связи с этим на первый план в преподавании школьных предметов, в том числе и истории, выходит воспитывающие цели и задачи того или иного курса.

В основе гимназической концепции преподавания истории в Вятской православной гимназии лежит композиционный подход, при котором особое внимание уделяется духовной сфере жизни общества в тот или иной период истории, т. е. своеобразие, уникальность каждого сообщества определяет духовная сфера, а именно национальная идея, которая является системообразующим фактором и влияет на особенности культурной, социально-экономической и государственной жизни. Поэтому вопросы политического и социально-экономического развития края рассматриваются обзорно, а также они включены в основной курс «История России».

Композиционный подход позволяет ввести в педагогический процесс в качестве важного исторического источника по краеведению предание. Оно многоуровнево (во временном (прошлое, настоящее, будущее, вечность) и пространственном (личное предание, предание семьи, рода, местного сообщества, народа, «национальная идея»), многообразно по форме (летопись, герб, фольклор, праздник Вятская Свистунья, житие, особенности местного градостроительства и иконописания), отражает особенности духовного развития вятского народа. Через разнообразие форм предания выражается местная «идея», главное в местной истории2. В данном случае под местом будем понимать не только определенную территорию, где накапливаются исторические традиции, но и сообщество людей, осуществляющих совместную историческую деятельность3. Обязательной характеристикой «места» является то, что оно «говорит». Каждое «место» несет в себе какую-то идею, мысль, которая просматривается в истории, важно её увидеть, «прочитать», она носит вневременной характер. Это и станет одной из задач курса «Церковно-историческое краеведение».

Таким образом, создание нового курса «Церковно-историческое краеведение» актуально для реализации образовательных и воспитательных задач Вятской православной гимназии.


  1. Цели программы:




  1. Образовательные:

- через знакомство с богатейшей историей духовного развития Вятского края, выявлять основные линии исторического процесса – исторические традиции и «включаться» в них;

- через работу с вятским преданием выявлять особенности духовного развития местного сообщества;

- собирать информацию по церковной истории Вятки, обрабатывать и осмысливать её, формировать историческое сознание и историческое мышление;

- познакомиться с деятельностью выдающихся деятелей церковной истории, являвшихся уроженцами Вятки или ставших её жителями;

  1. Развивающие:

- способствовать формированию умения передавать знания, делиться информацией, доносить её до других, овладению навыками культуры общения;

- способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

- развивать навыки самостоятельной работы с разными видами исторических источников по истории и культуре края;

- способствовать развитию познавательного интереса к истории;

- создать условия для формирования способности экскурсионной и другой практической деятельности при изучении истории края;

  1. Воспитательные:

- раскрыть полноту личности в ребёнке через «проживание» его в исторической традиции;

- способствовать формированию отношений «духовного наследования» (памятования), как степени «включенности» в историческую традицию;

- способствовать формированию системы духовно-нравственных качеств личности.
Курс рассчитан на 1 учебный год, для учащихся 8 класса (14 – 15 лет). Занятия будут проходить один раз в неделю – 34 часа в год.

«Церковно-историческое краеведение» имеет межпредметные связи с Историей и Основами проектной деятельности, а также внутрикурсовые связи с пропедевтическим курсом «Введение в историю» (3 класс).

Итогом работы по данному предмету должны стать самостоятельные исследовательские работы учащихся: доклады, рефераты, проекты, с которыми учащиеся смогут выступить на гимназической научно-практической конференции в рамках Дней славянской письменности и культуры (май 2010 г.)

При составлении данной программы использованы следующие материалы: программа модуля по историческому краеведению «Вятский край с древнейших времен до начала XXI в.», автор - методист Кировского областного ИУУ Клестова Г. А (Киров, 2004 г.) и учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Краеведение», составитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и краеведения ВятГГУ, Кустова Е. В. (Киров, 2009 г.).


  1. Методы преподавания:


Данный курс предполагает разнообразие методов преподавания. К основным методам можно отнести: беседа, рассказ учителя, работа с различными видами текстов, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), выполнение самостоятельных творческих заданий и проектов, интерактивные методы, использование информационных технологий и т. д.

Содержание курса


Название раздела,

кол-во часов.

№ п/п


Тема урока


Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

Церковно-историческое краеведение как научная дисциплина. Историки Вятского края.

(3 ч.)

1

Введение. Церковно-историческое краеведение как научная дисциплина.

Цели и задачи церковно -исторического краеведения, как научной дисциплины. Объект, предмет изучения. Значение и место истории Вятского края в истории России. Основные источники по истории края.

Знать и понимать основные понятия по теме: место, традиция, предание.

Иметь представление о целях, задачах, предмете, объекте, субъекте изучения курса «Церковно-историческое краеведение».

Осознавать личную значимость изучения данного курса.




2-3

Историки Вятского края. А. И. Вештомов,

А. А. Спицын,

А. С. Верещагин,

П. Н. Луппов.

Историография Вятского края XVIII – XX вв. Вештомов А. И. «История вятчан», А. А. Спицын «О заселении русскими Вятской земли», А. С. Верещагин «Свод летописных известий о Вятском крае», П. Н. Луппов «История города Вятки», «Энциклопедия земли Вятской».


Знать имена и труды известных вятских историков, внесших большой вклад в изучение истории Вятского края.

Высказывать собственное суждение о значении их деятельности для Вятки.

Православие на Вятской земле в доепархиальный период.

(7 ч.)

4

«Повесть о стране Вятской»

как исторический источник.

Виды письменных исторических источников. Летопись. «Повесть о стране Вятской» как исторический источник.

Знать, кем и когда была создана «Повесть о стране Вятской». Опираясь на содержание источника, отвечать на вопросы: о каких событиях идет речь в документе, кем и почему были основаны первые православные поселения на Вятской земле?

Определять значение этой летописи.




5

Появление первых православных поселений

на Вятской земле. Основание города Хлынова

Появление первых православных поселений на Вятской земле. История основания Хлынова. Духовное состояние хлыновцев. Слепородство.

Знать и называть первые православные поселения на Вятской земле: кем и когда они были основаны.

Соотносить эти события с традицией крестных ходов на Вятской земле. Отвечать на вопрос, что произошло с новгородцами при основании ими нашего города, как их стали называть и почему?




6

Битва на Раздерихинском овраге

и значение её для вятчан.

Праздник Вятская Свистунья

Духовное состояние хлыновцев. Битва в Раздерихинском овраге. Праздник Вятская Свистунья-«местная Пасха».

Знать и называть дату, место, причины, последствия битвы на Раздерихинском овраге. Осознавать её значение для всего местного сообщества и конкретно для себя.

Уметь объяснить историческую основу праздника Вятская Свистунья и его значение в деле преображения хлыновцев.




7

История обретения на р. Великой чудотворного

образа святителя Николая.

«Повесть о явлении образа святителя Николая Чудотворца при реке Великой», место, время и обстоятельства обретения чудотворного

образа святителя Николая, нападения язычников, перенесение иконы в Хлынов, традиция крестных ходов. Всероссийское почитание святыни. 6 июня - день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николая.

Знать и называть обстоятельства обретения Великорецкой иконы Святителя Николая.

Осознавать и высказывать свои суждения о значении этой иконы для Вятской земли и для страны в целом.




8

Великорецкий крестный ход.

Традиция Великорецкого крестного хода на Вятской земле. «Низовой» крестный ход. Традиция сухопутного Великорецкого крестного хода – 1778 г., архиепископ Лаврентий Баранович.

Обустройство Великорецкого архитектурного ансамбля. Крестный ход в XX в. Восстановление традиции Великорецкого крестного хода в конце XX – начале XXI вв.

Знать и называть основные этапы истории Великорецкого крестного хода. Осознавать значимость этого события лично для себя, для Вятки и для страны в целом.

Высказывать свои впечатления об участии в Великорецком крестном ходе.




9

История герба города Вятки.

Основные этапы истории герба города Вятки. Символика герба.

Иметь представление об основных вехах истории Вятского герба, о его символике.

Уметь отвечать на вопрос, каким образом в гербе города Вятки нашли отражение события вятского предания.




10

Преподобный Трифон Вятский и значение его деятельности для истории Вятской земли

Преподобный Трифон Вятский: жизнь и деятельность. Житие преподобного Трифона. Значение преп. Трифона для истории Вятской земли. Роль преподобного Трифона Вятского в усмирении Смуты на Вятской земле.


Иметь представление об основных событиях из жития преподобного Трифона. Оценивать значение его деятельности для Вятской земли. Отвечать на вопрос, какую роль сыграл преподобный Трифон в усмирении Смуты на Вятской земле.

Вятская епархия в XVII – XVIII в.в.

(8ч.)

11

Святой блаженный Прокопий, Вятский чудотворец

Житие святого блаженного Прокопия, Вятского чудотворца. Подвиг юродства. Первый Вятский святой. Духовные дары блаженного Прокопия. Духовное преемство св. Прокопия от преп. Трифона. Значение его деятельности для Вятской земли.

Иметь представление об основных событиях из жития святого блаженного Прокопия.

Оценивать значение его деятельности для Вятской земли.




12

Преподобный Леонид Устьнедумский

Житие преподобного Леонида Устьнедумского. Основание им Устьнедумской обители. Значение его деятельности для Вятской земли.

Иметь представление об основных событиях из жития преподобного Леонида Устьнедумского.

Оценивать значение его деятельности для Вятской земли.




13

Образование Вятской и Великопермской епархии. Первые вятские епископы

Образование Вятской и Великопермской епархии. Епископ Александр Вятский и архиепископ Иона Баранов.


Знать и называть дату и обстоятельства основания Вятской и Великопермской епархии. Называть имена первых вятских епископов и оценивать значение их деятельности.




14

Успенский Трифонов монастырь в Вятке

История Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря. Архитектурный монастырский комплекс. Монастырь в Советское время. Возрождение обители.

Иметь представление об основных вехах истории Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря.

Знать и называть храмы и постройки монастыря, входящие в его архитектурный комплекс.

Знать дату основания монастыря.

Объяснять значение монастыря для истории Вятской земли.




15

Спасо-Преображенский женский монастырь в Вятке

История основания и обустройства монастыря. Храмы и постройки, входящие в монастырский архитектурный ансамбль. Крестные ходы со святыми иконами женского монастыря.

Иметь представление об основных вехах истории Спасо-Преображенского женского монастыря.

Знать и называть храмы и постройки монастыря, входящие в его архитектурный комплекс.

Знать дату основания монастыря.

Объяснять значение монастыря для истории Вятской земли.




16

Храмы города Вятки XVII – XVIII веков

Храмы г. Вятки: Царево-Константиновский храм, храм Иоанна Предтечи, Свято-Троицкий Ново-Николаевский кафедральный собор, Спасский собор, Пятницкая (Сретенская) церковь и др.

Иметь представление о храмах нашего города (сохранившихся и не существующих в настоящее время), их внешнем облике, времени создания, о судьбе храмов в Советский период и в наши дни.




17

Вятская епархия в XVIII веке

Вятская епархия в XVIII в. Епископ Лаврентий Горка. Открытие Славяно-латинской школы. Ермил Костров. Вятские иконописцы.

Образование Вятской и Слободской епархии.

Иметь представление о развитии Вятской епархии в XVIII в., о вятских епископах, о вятской иконописной школе. Знать дату образования Вятской и Слободской епархии.




18

Повторительно-обобщающий по темам 1-3







Вятская епархия в XIX веке.

(7 ч.)

19

Вятская епархия в XIX веке

Общая характеристика Вятской епархии. Духовное образование на Вятке. Миссионерская деятельность. Вятские преосвященные. Церковная реформа.

Иметь представление об истории Вятской епархии в XIX в. Прослеживать, какие особенности имела церковная реформа на Вятке. Понимать значимость миссионерской деятельности вятских священников. Иметь представление о развитии духовного образования на Вятке.




20

Преподобный Стефан Филейский и Александро-Невский мужской монастырь в Вятке

Житие преподобного Стефана Филейского. Его просветительская деятельность. Основание монастыря. «Собрание сочинений преподобного Стефана Филейского».

Иметь представление об основных событиях из жития преподобного Стефана Филейского.

Оценивать значение его деятельности для Вятской земли.




21

Преподобный Матфей Яранский

Житие преподобного Матфея Яранского.

Филейский монастырь.

г. Яранск. Праведная кончина. Посмертная слава.

Иметь представление об основных событиях из жития преподобного Матфея Яранского.

Оценивать значение его деятельности для Вятской земли.




22

Иеромонах Сергий Святогорец и митрополит Нестор Камчатский – знаменитые уроженцы Вятки

Жизнь и труды земные иеросхимонаха Сергия и митрополита Нестора. Иеросхимонах Сергий «Письма Святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской».

Иметь представление о земной жизни и духовных подвигах уроженцев Вятского края: иеросхимонаха Сергия Святогорца и митрополита Нестора Камчатского.

Оценивать значение их деятельности для Вятской земли.




23

Законоучителя – духовные наставники: протоиерей Стефан Кашменский и протоиерей Николай Попов

Протоиерей Стефан Кашменский: миссионерская и преподавательская деятельность. Сведения из жизни. Протоиерей Николай Попов: преподавательская деятельность, учебники о. Николая по «Священной истории Ветхого и Нового Заветов».

Иметь представление о жизненном пути и деятельности виднейших вятских священников, преподавателей закона Божьего протоиерея Стефана Кашменского и протоиерея Николая Попова.

Оценивать значение их деятельности для Вятской земли.




24

Знаменитые люди Вятки

Вятчане - выходцы из духовного сословия, которые проявили себя в разных областях деятельности (В. М. и А. М. Васнецовы и др.)

Иметь представление о знаменитых уроженцах Вятки – выходцах из духовного сословия и их вкладе в развитие нашего края.




25

Храмовое строительство на Вятке в XIX веке

Храмовое строительство на Вятке: Александро-Невский собор, храм во имя святой великомученицы Екатерины и др.

Иметь представление о знаменитых храмах нашего города, построенных в XIX в. Описывать их архитектурные особенности, называть время постройки, архитектора и современную судьбу храмов.

История Вятской епархии в XX веке.

(9 ч.)

26-27

Вятская епархия и события русской истории

с начала XX века до 40-х годов XX в.

Вятская епархия и события русской истории начала XX века до 40-х годов XX в. Ссылка Романовых в Вятку. Отец Иоанн Кронштадтский на Вятской земле. Новомученики Вятки. Закрытие и разрушение храмов и монастырей. Репрессии против священников. Вятские епископы.

Иметь представление о том, каким образом трагические события русской истории отразились в истории нашего края и нашей епархии.

Оценивать эти события и процессы.




28

Священнический род Тихоницких

Священномученик Михаил Тихоницкий. Архиепископ Вениамин (Тихоницкий). Экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов митрополит Владимир Тихоницкий. Семья Дробот.

Иметь представление об основных событиях из жизни священнического рода Тихоницких.

Оценивать значение их деятельности для Вятской земли.




29

Архимандрит Пахомий Кедров

Жизнь и деятельность архимандрита Пахомия Кедрова.

Иметь представление об основных событиях из жизни архимандрита Пахомия Кедрова.

Оценивать значение его деятельности для Вятской земли.




30

Вятская епархия в годы Великой Отечественной войны

Церковь в годы войны. Кировская епархия в годы войны. Епископ Кировский и Слободской Вениамин (Тихоницкий).

Иметь представление об истории Вятской епархии в годы Великой Отечественной войны, о том, какой вклад внесла Церковь в дело победы.




31

Вятская епархия в годы хрущевских гонений

Вятская епархия в годы хрущевских гонений. Разрушение храмов. Правозащитник церкви Б. В. Талантов. Сохранение Великорецкого крестного хода.

Иметь представление о тяжелых гонениях на Церковь в годы хрущевской «оттепели». Высказывать свое суждение по вопросу: благодаря чему Церковь выстояла в то нелегкое время?




32

Возрождение и подъем епархиальной жизни в 80-90-е годы XX века

Возрождение духовной жизни на Вятке. Открытие храмов и монастырей.

Иметь представление о положении Вятской Епархии в конце XX в. Осознавать значимость возрождения духовной жизни не только для Вятки, но и страны в целом.




33

Вятская епархия сегодня

Возрождение духовной жизни на Вятке. Открытие храмов и монастырей. Собор Вятских Святых. Крестные ходы.

Иметь представление о положении Вятской Епархии

в конце XX начале XXI в.

Осознавать значимость возрождения духовной жизни не только для Вятки, но и страны в целом. Оценивать свой вклад в дело возрождения.




34

Повторительно-обобщающий по темам 4-5






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconСергеевна Программа «Краеведение»
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconКраеведческий подход в обучении географии
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconРабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс
Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconРабочая программа по «историческому краеведению»
«Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconМетодические рекомендации к программе «Историческое краеведение» (9 класс)
Донецкий Б. «Кочующая» крепость // Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья»
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconИсторическое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской...
Историческое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской ученой архивной комиссии во второй половине XIX – начале XX...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconПрограмма по церковно славянскому языку. Методическая записка
Цель занятий: научить ребёнка правильно прочитать по церковно – славянски предложенный текст, а также твёрдо и осмысленно знать алфавит,...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск