Скачать 382 Kb.
|
Пояснительная записка
Одной из основных целей преподавания истории в современной школе является воспитание достойного гражданина России, патриота своего Отечества, имеющего духовно-нравственную опору и ценностные ориентиры в контексте родной культуры. Одним из способов достижение обозначенных целей станет реализация курса «Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание в традиции. Под «традицией» будем понимать возможность и способность узнавания, усвоения, восстановления и передачи исторического опыта прежних поколений1. Кроме того, воспитательный потенциал предмета «Церковно-историческое краеведение» соответствует методической теме работы Вятской православной гимназии, которая обозначена таким образом: «Обновление мировоззренческого содержания образования и воспитательной деятельности как средство формирования воспитывающей среды гимназии». В связи с этим на первый план в преподавании школьных предметов, в том числе и истории, выходит воспитывающие цели и задачи того или иного курса. В основе гимназической концепции преподавания истории в Вятской православной гимназии лежит композиционный подход, при котором особое внимание уделяется духовной сфере жизни общества в тот или иной период истории, т. е. своеобразие, уникальность каждого сообщества определяет духовная сфера, а именно национальная идея, которая является системообразующим фактором и влияет на особенности культурной, социально-экономической и государственной жизни. Поэтому вопросы политического и социально-экономического развития края рассматриваются обзорно, а также они включены в основной курс «История России». Композиционный подход позволяет ввести в педагогический процесс в качестве важного исторического источника по краеведению предание. Оно многоуровнево (во временном (прошлое, настоящее, будущее, вечность) и пространственном (личное предание, предание семьи, рода, местного сообщества, народа, «национальная идея»), многообразно по форме (летопись, герб, фольклор, праздник Вятская Свистунья, житие, особенности местного градостроительства и иконописания), отражает особенности духовного развития вятского народа. Через разнообразие форм предания выражается местная «идея», главное в местной истории2. В данном случае под местом будем понимать не только определенную территорию, где накапливаются исторические традиции, но и сообщество людей, осуществляющих совместную историческую деятельность3. Обязательной характеристикой «места» является то, что оно «говорит». Каждое «место» несет в себе какую-то идею, мысль, которая просматривается в истории, важно её увидеть, «прочитать», она носит вневременной характер. Это и станет одной из задач курса «Церковно-историческое краеведение». Таким образом, создание нового курса «Церковно-историческое краеведение» актуально для реализации образовательных и воспитательных задач Вятской православной гимназии.
- через знакомство с богатейшей историей духовного развития Вятского края, выявлять основные линии исторического процесса – исторические традиции и «включаться» в них; - через работу с вятским преданием выявлять особенности духовного развития местного сообщества; - собирать информацию по церковной истории Вятки, обрабатывать и осмысливать её, формировать историческое сознание и историческое мышление; - познакомиться с деятельностью выдающихся деятелей церковной истории, являвшихся уроженцами Вятки или ставших её жителями;
- способствовать формированию умения передавать знания, делиться информацией, доносить её до других, овладению навыками культуры общения; - способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся; - развивать навыки самостоятельной работы с разными видами исторических источников по истории и культуре края; - способствовать развитию познавательного интереса к истории; - создать условия для формирования способности экскурсионной и другой практической деятельности при изучении истории края;
- раскрыть полноту личности в ребёнке через «проживание» его в исторической традиции; - способствовать формированию отношений «духовного наследования» (памятования), как степени «включенности» в историческую традицию; - способствовать формированию системы духовно-нравственных качеств личности. Курс рассчитан на 1 учебный год, для учащихся 8 класса (14 – 15 лет). Занятия будут проходить один раз в неделю – 34 часа в год. «Церковно-историческое краеведение» имеет межпредметные связи с Историей и Основами проектной деятельности, а также внутрикурсовые связи с пропедевтическим курсом «Введение в историю» (3 класс). Итогом работы по данному предмету должны стать самостоятельные исследовательские работы учащихся: доклады, рефераты, проекты, с которыми учащиеся смогут выступить на гимназической научно-практической конференции в рамках Дней славянской письменности и культуры (май 2010 г.) При составлении данной программы использованы следующие материалы: программа модуля по историческому краеведению «Вятский край с древнейших времен до начала XXI в.», автор - методист Кировского областного ИУУ Клестова Г. А (Киров, 2004 г.) и учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Краеведение», составитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и краеведения ВятГГУ, Кустова Е. В. (Киров, 2009 г.).
Данный курс предполагает разнообразие методов преподавания. К основным методам можно отнести: беседа, рассказ учителя, работа с различными видами текстов, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), выполнение самостоятельных творческих заданий и проектов, интерактивные методы, использование информационных технологий и т. д. Содержание курса
|
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | ||
Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | ||
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | ||
Краеведческий подход в обучении географии Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Рабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,... | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по «историческому краеведению» «Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,... | Методические рекомендации к программе «Историческое краеведение» (9 класс) Донецкий Б. «Кочующая» крепость // Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья» | ||
Историческое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской... Историческое краеведение в Орловской губернии и деятельность Орловской ученой архивной комиссии во второй половине XIX – начале XX... | Программа по церковно славянскому языку. Методическая записка Цель занятий: научить ребёнка правильно прочитать по церковно – славянски предложенный текст, а также твёрдо и осмысленно знать алфавит,... | ||
Пояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и... «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н. В. Черных). Реализуется в гбоу дюц «Звезда»... |