Скачать 0.88 Mb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества» Дополнительная общеобразовательная программа по литературному краеведению «Береста» срок реализации 3 года возраст обучающихся 8 - 10 лет Педагог дополнительного образования: Ильина Олеся Викторовна Курск-2014 Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. Краеведческая работа способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связей с жизнью и обществом. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение – это связано, в первую очередь, с легендарным военным прошлым нашего края. Но культурное наследие нашего региона богато огромным количеством блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели, жившие здесь, приезжавшие в гости, создавали свои произведения, оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические и прозаические строки. Многие литературные и культурные деятели Курского края прославили свою «малую родину» на всю страну и мир. Поэтому возможности для плодотворного развития литературно-краеведческой работы как части учебно-воспитательного процесса существуют и должны быть реализованы. Занятия литературным краеведением позволяют обучающимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия. Модифицированная программа по литературному краеведению «Береста» разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем их подготовленности и образованности, а также обуславливает более подробное знакомство с литературными вехами и персоналиями курского края, его культурой, историей и традициями. В основе содержания программы лежат произведения курских писателей, местный фольклор, духовная и периодическая литература. Также предусмотрено изучение быта и нравов курского края, творчество курских художников, музыкантов, театральных деятелей, политиков, внесших большой вклад в культурное развитие края. Особое место уделяется изучению культурных и архитектурных памятников старины, исторически и культурно значимых улиц города. Предусмотрено взаимодействие с музеями г. Курска и области. В программе «Береста» большое внимание уделяется практической деятельности, позволяющей не только лучше узнать литературу и культуру края, но и сформировать у детей более полное представление о том месте, где они живут. Особенностями данной программы является закрепление теоретического материала через практическую деятельность и связью с окружающей действительностью, изучение общих культурологических и лингвистических понятий на краеведческой основе, а также интегрированным подходом к передаче знаний, умений и навыков на занятии. Цель программы: приобщение обучающихся к литературному и историко-культурному наследию Курского края в процессе занятий литературным краеведением, а также формирования лингвистических и культурологических компетенций в рамках расширения образовательной среды обучающегося. Задачи курса: Образовательные познакомить: -с литературой, культурой и историей Курского края, их особенностями и ролью в общем культурном развитии страны; - с устным народным творчеством курского края, его жанровым и языковым разнообразием; - историей и особенностями народного костюма, особенностями быта, основными промыслами и ремеслами Курского края, и их значением в жизни народа; - с курскими традициями и особенностями народного театра и ярмарочных гуляний; - с языковыми особенностями курского говора и его литературным бытованием; - духовным развитием и становлением монашества на Курской земле, памятниками и зданиями церковного значения; - с выдающимися литературными, культурными и историческими деятелями Курского края, их биографией и творческим воплощением. научить: - понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию; - понимать и оценивать красоту художественного слова, глубину мыслей и чувств литературных и фольклорных произведений и самостоятельно их анализировать; - эмоционально и образно чувствовать фабулу через обращение к краеведческим текстам , а также использовать их на практике; формировать: - устойчивую мотивацию к занятиям литературным краеведением; - лингвистические и общекультурные компетенции; - навыки работы в группе, взаимопомощи, сотрудничества, и в тоже время здоровой конкуренции и лидерства; - познавательный интерес к литературному и историко-культурному наследию родного края, его традициям и обычаям. Развивающие развивать: - внимание, память, мышление, воображение через различные словесные, наглядные, игровые, проблемно-поисковые, исследовательские методы и приемы; - речевые, ораторские, актёрские способности при разучивании и исполнении фольклорных, поэтических и прозаических произведений; - моторику рук, сенсорные способности при выполнении художественных и декоративно-прикладных работ, - ассоциативное мышление и творческий потенциал, стремление к культурному самоопределению и самовыражение; Воспитательные воспитывать: - патриотизм, чувство причастности к своему народу, его литературе, истории и культуре; - уважительное отношение к традициям и обычаям родного края; - толерантное отношение к культуре других народов, гражданскую позицию по отношению к своей стране; - эстетический вкус, помогающий понимать художественную ценность произведений; - аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Реализация программы предполагает: - сотрудничество с археологическим, краеведческим, литературным музеями, музеем им. Плевицкой, музеем им. Воробьева, музеями городских учебных заведений, работниками областного центра турима и планетария, - библиотеками города, иконописными мастерскими, центрами художественного промысла, картинными галереями им. Дейнеки и «АЯ» - учителями и педагогами русского языка и литературы, истории, географии, фольклора, изобразительного искусства, краеведами и научными деятелями, духовными деятелями, - крупными областными центрами культурного значения (Центр народного творчества «Русь» г. Курск, Рыльский краеведческий музей, Районный Дом культуры г. Суджа и т.д.), театрами, кинотеатрами города. Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2004 (стандарты основного общего образования по краеведению, истории); санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН (2.4.4.1251-03) для учреждений дополнительного образования; «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (постановление Министерства образования Российской Федерации №06-1844 от 11,12,2006 г). Данная программа рассчитана на реализацию в течение трех лет. В первый год обучения входит более подробное изучение народной культуры и быта Курского края. Это предполагает обращения к фольклору и традиционным промыслам. Сюда входит изучение летописных текстов, значимых для Курской земли, как то «Житие Феодосия Печерского» и «Слово о полку Игореве», а так же культурное, литературное развитие вплоть до XVIII века. Второй год обучения, предполагающий обращение к культурному и историческому развитию XIX – XX вв., в большей мере посвящен литературным процессам Курского края, а также персоналиям исторически значимым для всей страны. Третий год отличает более подробное изучение языковых особенностей области, а также культурное развитие на современном этапе. Обучение по программе «Береста» производиться в группах, сформированных по возрастному принципу с учетом литературных и краеведческих предпочтений обучающихся. Возраст обучающихся по программе литературного краеведения 9 – 11 лет. Проектная наполняемость групп первого года обучения 15 человек, второго года обучения – 10-12 человек, третьего – 10-8 человек. Реализация программы рассчитана на 3 года обучения (144 часа в год) Режим работы кружка: 2 занятия в неделю по 2 часа Прогнозируемые результаты Обучающиеся первого года обучения должны знать/понимать: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне
уметь: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне
иметь навык: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне
Обучающиеся второго года обучения должны знать/понимать: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне
уметь: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне
иметь навык: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне:
Обучающиеся третьего года обучения должны знать/понимать: На базовом уровне:
На повышенном уровне:
На творческом уровне:
|
Программа дисциплины опд. Р. 04. Музеи мира специальности 020600 (031401. 65) «Культурология» Курс состоит из 4 разделов, что обусловлено историческим развитием музейного дела в мире | Пояснительная записка Актуальность программы Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,... | ||
Программа по русскому языку пояснительная записка То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории... | Программа по русскому языку пояснительная записка То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории... | ||
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе... Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников | Программа развития ргоу «Саланчикская специальная (коррекционная)... Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам (ст. 13), Европейской социальной... | ||
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям,... | Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям,... | ||
1. Пояснительная записка цели реализации основной образовательной... Таким образом, в школе созданы условия, позволяющие на новом этапе развития решать проблемы обеспечения качества образования и его... | Пояснительная записка преподавание ритмики в специальном (коррекционном)... Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции... | ||
Интернет- конференция по учебной работе Педагогические методы и технологии... Актуальность темы определяется тем значением, которое придается задачам воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития... | Пояснительная записка Задачи викторины Совершенствование содержания форм и методов краеведческой работы со школьниками г. Сочи | ||
Пояснительная записка краеведение «провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения... | 1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и... Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе | ||
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе,... Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из результатов обновления общего гуманитарного образования стало более активное обращение авторов учебников и педагогов, а... |