Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом.





НазваниеПояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом.
страница1/8
Дата публикации28.04.2015
Размер0.88 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа

по литературному краеведению

«Береста»

срок реализации 3 года

возраст обучающихся 8 - 10 лет

Педагог дополнительного образования:

Ильина Олеся Викторовна


Курск-2014

Пояснительная записка

На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. Краеведческая работа способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связей с жизнью и обществом. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение – это связано, в первую очередь, с легендарным военным прошлым нашего края.

Но культурное наследие нашего региона богато огромным количеством блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели, жившие здесь, приезжавшие в гости, создавали свои произведения, оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические и прозаические строки. Многие литературные и культурные деятели Курского края прославили свою «малую родину» на всю страну и мир. Поэтому возможности для плодотворного развития литературно-краеведческой работы как части учебно-воспитательного процесса существуют и должны быть реализованы. Занятия литературным краеведением позволяют обучающимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

Модифицированная программа по литературному краеведению «Береста» разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем их подготовленности и образованности, а также обуславливает более подробное знакомство с литературными вехами и персоналиями курского края, его культурой, историей и традициями. В основе содержания программы лежат произведения курских писателей, местный фольклор, духовная и периодическая литература. Также предусмотрено изучение быта и нравов курского края, творчество курских художников, музыкантов, театральных деятелей, политиков, внесших большой вклад в культурное развитие края. Особое место уделяется изучению культурных и архитектурных памятников старины, исторически и культурно значимых улиц города. Предусмотрено взаимодействие с музеями г. Курска и области. В программе «Береста» большое внимание уделяется практической деятельности, позволяющей не только лучше узнать литературу и культуру края, но и сформировать у детей более полное представление о том месте, где они живут. Особенностями данной программы является закрепление теоретического материала через практическую деятельность и связью с окружающей действительностью, изучение общих культурологических и лингвистических понятий на краеведческой основе, а также интегрированным подходом к передаче знаний, умений и навыков на занятии.

Цель программы: приобщение обучающихся к литературному и историко-культурному наследию Курского края в процессе занятий литературным краеведением, а также формирования лингвистических и культурологических компетенций в рамках расширения образовательной среды обучающегося.

Задачи курса:

Образовательные

познакомить:

-с литературой, культурой и историей Курского края, их особенностями и ролью в общем культурном развитии страны;

- с устным народным творчеством курского края, его жанровым и языковым разнообразием;

- историей и особенностями народного костюма, особенностями быта, основными промыслами и ремеслами Курского края, и их значением в жизни народа;

- с курскими традициями и особенностями народного театра и ярмарочных гуляний;

- с языковыми особенностями курского говора и его литературным бытованием;

- духовным развитием и становлением монашества на Курской земле, памятниками и зданиями церковного значения;

- с выдающимися литературными, культурными и историческими деятелями Курского края, их биографией и творческим воплощением.

научить:

- понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию;

- понимать и оценивать красоту художественного слова, глубину мыслей и чувств литературных и фольклорных произведений и самостоятельно их анализировать;

- эмоционально и образно чувствовать фабулу через обращение к краеведческим текстам , а также использовать их на практике;

формировать:

- устойчивую мотивацию к занятиям литературным краеведением;

- лингвистические и общекультурные компетенции;

- навыки работы в группе, взаимопомощи, сотрудничества, и в тоже время здоровой конкуренции и лидерства;

- познавательный интерес к литературному и историко-культурному наследию родного края, его традициям и обычаям.

Развивающие

развивать:

- внимание, память, мышление, воображение через различные словесные, наглядные, игровые, проблемно-поисковые, исследовательские методы и приемы;

- речевые, ораторские, актёрские способности при разучивании и исполнении фольклорных, поэтических и прозаических произведений;

- моторику рук, сенсорные способности при выполнении художественных и декоративно-прикладных работ,

- ассоциативное мышление и творческий потенциал, стремление к культурному самоопределению и самовыражение;

Воспитательные

воспитывать:

- патриотизм, чувство причастности к своему народу, его литературе, истории и культуре;

- уважительное отношение к традициям и обычаям родного края;

- толерантное отношение к культуре других народов, гражданскую позицию по отношению к своей стране;

- эстетический вкус, помогающий понимать художественную ценность произведений;

- аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Реализация программы предполагает:

- сотрудничество с археологическим, краеведческим, литературным музеями, музеем им. Плевицкой, музеем им. Воробьева, музеями городских учебных заведений, работниками областного центра турима и планетария,

- библиотеками города, иконописными мастерскими, центрами художественного промысла, картинными галереями им. Дейнеки и «АЯ»

- учителями и педагогами русского языка и литературы, истории, географии, фольклора, изобразительного искусства, краеведами и научными деятелями, духовными деятелями,

- крупными областными центрами культурного значения (Центр народного творчества «Русь» г. Курск, Рыльский краеведческий музей, Районный Дом культуры г. Суджа и т.д.), театрами, кинотеатрами города.

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, 2004 (стандарты основного общего образования по краеведению, истории); санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН (2.4.4.1251-03) для учреждений дополнительного образования; «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (постановление Министерства образования Российской Федерации №06-1844 от 11,12,2006 г).

Данная программа рассчитана на реализацию в течение трех лет. В первый год обучения входит более подробное изучение народной культуры и быта Курского края. Это предполагает обращения к фольклору и традиционным промыслам. Сюда входит изучение летописных текстов, значимых для Курской земли, как то «Житие Феодосия Печерского» и «Слово о полку Игореве», а так же культурное, литературное развитие вплоть до XVIII века. Второй год обучения, предполагающий обращение к культурному и историческому развитию XIX – XX вв., в большей мере посвящен литературным процессам Курского края, а также персоналиям исторически значимым для всей страны. Третий год отличает более подробное изучение языковых особенностей области, а также культурное развитие на современном этапе.

Обучение по программе «Береста» производиться в группах, сформированных по возрастному принципу с учетом литературных и краеведческих предпочтений обучающихся.

Возраст обучающихся по программе литературного краеведения 9 – 11 лет.

Проектная наполняемость групп первого года обучения 15 человек, второго года обучения – 10-12 человек, третьего – 10-8 человек.

Реализация программы рассчитана на 3 года обучения (144 часа в год)

Режим работы кружка: 2 занятия в неделю по 2 часа

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся первого года обучения должны знать/понимать:

На базовом уровне:

  • Основные вехи истории Курского края, значимые даты и события,

  • главные понятия и термины по курсу,

  • основные произведения Древнерусской литературы и фольклорных текстов,

  • знаменитых людей Курской области вплоть до XVIII в.,

  • знать символику Курского края.

На повышенном уровне:

  • Основы вспомогательных дисциплин (литературы, лингвистики, археологии, истории, географии, фольклора),

  • малые фольклорные жанры (частушки, потешки, пестушки, поговорки и т.д.),

  • особенности быта, обычаев, нравов, ремесла жителей курской области,

  • тексты произведений Древнерусской литературы, значимые для Курской области,

  • духовно-значимые объекты Курской области,

  • биографические и творческие вехи жизни знаменитых людей.

На творческом уровне

  • Большие и малые формы фольклорных жанров,

  • все исторические и культурные, в том числе и литературные, процессы в курской области,

  • историю и особенности народного костюма, особенности быта, основные промыслы и ремёсла жителей Курской области,

  • уметь отличать символы городов Курского края друг от друга,

  • фольклорные, духовные и литературные тексты, предусмотренные программой к изучению.

уметь:

На базовом уровне:

  • Выразительно читать литературные произведения, применять приёмы монологической и диалогической речи,

  • связно рассказывать, находить ответы на поставленные вопросы,

  • применять на практике литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой),

  • самостоятельно анализировать литературные, в том числе и фольклорные, произведения,

  • работать со словарями и учебной литературой.

На повышенном уровне:

  • Применять на практике полученные знания по русскому языку литературе, истории, географии и других наук гуманитарного цикла,

  • самостоятельно подготавливать информацию (доклады, рефераты, сочинения и другие творческие работы)

  • иллюстрировать произведения различных жанров примерами из регионального фольклора и литературных текстов,

  • оформлять наглядным материалом тематические задания,

  • работать с техническими средствами.

На творческом уровне

  • Определять жанры фольклорных и литературных произведений, находить их отличительные особенности,

  • отличать курское промысловое творчество от ремесла других регионов,

  • сопоставлять жизнь и судьбу отдельной исторической личности с судьбой края.

иметь навык:

На базовом уровне:

  • Работы с учебной, справочной и художественной литературой,

  • создания творческих и учебных работ.

На повышенном уровне:

  • Представления своей творческой работы на аудиторию,

  • отбора материала для создания выставок,

  • работы в музеях, галереях, библиотеках и т.д.

На творческом уровне

  • Коллективной и индивидуальной работы, для творческой мобилизации сил на решение поставленной задачи,

  • поисковой работы с архивами, литературными, летописными источниками Курского края.

Обучающиеся второго года обучения должны знать/понимать:

На базовом уровне:

  • Основы культурного развития Курского края в указанный период,

  • важные термины и понятия,

  • значимых курских деятелей и их творческий путь.

На повышенном уровне:

  • Географические и территориальные особенности Курского края, иметь представления о его климатических характеристиках,

  • литературного анализа литературных произведений,

  • исторических и литературных деятелей курской области, а также знаменитых гостей города,

  • события времен ВОВ и литературный процесс, связанный с этим временем,

  • зарождения образования в городе и области.

На творческом уровне

  • Виды художественных методов и их особенности,

  • видовое разнообразие художественных форм у курских писателей и поэтов,

  • памятники исторического и культурного значения Курской области,

  • художественные жанры изобразительного искусства,

  • разновидности музыкальных жанров и произведений, распространенных в курской области.

уметь:

На базовом уровне:

  • Разбираться в историческом и литературном процессе ответствующего периода,

  • определять литературные жанры и их особенности.

На повышенном уровне:

  • Анализировать художественные жанры, самостоятельно давать развёрнутую характеристику любому из литературных произведений,

  • находить причинно-следственные связи между историческим и творческим процессами у конкретного исторического лица,

  • сопоставлять историю и культуры Курской области с историей страны и мира,

  • грамотно и эмоционально строить свою речь, пополнять словарный запас и использовать полученные знания на практике.

На творческом уровне

  • Определять стилевые особенности разных художественных форм,

  • вести диалог, спор, дискуссию,

  • выделять архитектурные особенности города,

  • различать художественные методы изобразительного искусства.

иметь навык:

На базовом уровне:

  • Последовательности и четкости в выполнении поставленной задачи,

  • ответственной и самостоятельной организации учебной работы,

  • поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников.

На повышенном уровне:

  • Эстетического, творческого подхода к оформлению материалов,

  • поисково-исследовательской работы,

  • рефлексивной деятельности при работе с поэтическими и художественными произведениями, созданных в различных знаковых системах (тексты, таблицы, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд),

  • исследования как универсального способа освоения действительности.

На творческом уровне:

  • Грамотного вербального и невербального поведения при общении,

  • индуктивного и дедуктивного способа решения поставленной задачи,

  • исследовательской работы для развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции.

Обучающиеся третьего года обучения должны знать/понимать:

На базовом уровне:

  • Диалектологические особенности курского говора,

  • иметь представление о современном развитии культуры и истории края,

  • поэтов - современников и общие сведения об их творчестве,

  • географические объекты, имеющие важное культурное значение.

На повышенном уровне:

  • Сопоставлять современную культуру с культурой прошлых веков,

  • иметь представление о средствах массовой информации, их зарождении и влияние на культурную жизнь края,

  • современные литературные процессы, а также иметь представление о творческом методе современных писателей и поэтов,

  • владеть основными понятиями топонимики.

  • историю и современность культурных заведений Курска и области: Цирка, театра, филармонии, планетария и т.д.

На творческом уровне:

  • Диалектологическую особенность местных говоров и отличие от литературной нормы,

  • узнавать на слух говор Курского края, определять его особенности и отличия от других,

  • особенности мифологических представлений южных славян, классификацию мифологических существ и их свойства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПрограмма дисциплины опд. Р. 04. Музеи мира специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»
Курс состоит из 4 разделов, что обусловлено историческим развитием музейного дела в мире
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка Актуальность программы
Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПрограмма по русскому языку пояснительная записка
То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПрограмма по русскому языку пояснительная записка
То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПрограмма развития ргоу «Саланчикская специальная (коррекционная)...
Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам (ст. 13), Европейской социальной...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка: Курс «теория эволюции»
Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям,...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка: Курс «теория эволюции»
Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям,...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. icon1. Пояснительная записка цели реализации основной образовательной...
Таким образом, в школе созданы условия, позволяющие на новом этапе развития решать проблемы обеспечения качества образования и его...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка преподавание ритмики в специальном (коррекционном)...
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconИнтернет- конференция по учебной работе Педагогические методы и технологии...
Актуальность темы определяется тем значением, которое придается задачам воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка Задачи викторины
Совершенствование содержания форм и методов краеведческой работы со школьниками г. Сочи
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка краеведение
«провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе,...
Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает...
Пояснительная записка На современном этапе развития образования интерес к краеведческой работе возрос, что обусловлено социальным, историческим и культурным процессом. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из результатов обновления общего гуманитарного образования стало более активное обращение авторов учебников и педагогов, а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск