Скачать 0.58 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.16 Т Е О Р И Я Э В О Л Ю Ц И ИОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050102 Биология 050102 Биология с дополнительной специальностью географией 050103 География с дополнительной специальностью биологией 020801 Экология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии факультета ЕФКиБЖД (протокол № 1 от 13.09.2011 г.) Зав. кафедрой __________________М.Н. Харламова РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Луппова Е.Н., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии
Лештаев А.А., к.б.н., доцент кафедры географии и экологии МГПУ
Курс «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» - важнейшая биологическая дисциплина, в какой-то мере завершающая и подытоживающая изучение биологии. Цель данной дисциплины - объяснить целесообразность и приспособленность организации биологических систем, закономерности возникновения и исторического развития жизни, разнообразие и организацию видов в прошлом и настоящем. Курс «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» включает 9 тем. Расположение тем и их объем призваны создать у слушателя целостное представление о становлении эволюционного учения, рассмотреть современные представления о механизмах и закономерностях эволюционного процесса, познакомиться с концепциями возникновении жизни на Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям, с которыми сталкивается это учение на современном этапе. В результате освоения программы курса «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» специалист должен:
Курс «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ» состоит из лекций и семинаров. На семинарах, помимо проверки усвоения лекционного материала, осуществляется более подробная проработка отдельных тем, а также студентам предлагаются для решения простейшие задачи.
История эволюционных идей в развитии естественных наук. Учение Ж.Б. Ламарка. Ч.Дарвин и основные положения дарвинизма. Концепция естественного отбора. Монофилетическая теория видообразования. Судьба дарвинизма. Неоламаркизм и генетический антидарвинизм и их причины. Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма. Современные проблемы эволюционной теории. Генетические основы эволюции. Микроэволюция. Популяция как единица микроэволюции. Факторы, изменяющие генофонд популяции. Генетико-автоматические процессы. Результаты микроэволюции. Изоляция и ее роль в эволюции. Формы естественного отбора. Результаты отбора при разных формах элиминации. Вид и его критерии. Развитие понятия вида в биологии. Структура вида. Понятие политипического вида. Биологические виды. Пути видообразования: географическое и экологическое. Гибридогенное видообразование и сетчатая эволюция. Макроэволюция и ее связь с микроэволюцией. Современные точки зрения. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Происхождение таксонов. Моно- и полифилия. Системные подходы к проблемам макроэволюции. Морфологические закономерности эволюции. Эволюция онтогенеза: история вопроса и современные взгляды. Пути биологического прогресса. Проблемы вымирания. Проблемы направленности эволюционного процесса. Современные гипотезы происхождения жизни. Антропогенез. Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 - для специальности «050102 Биология» Вариант 2 - для специальности «050102 Биология с дополнительной специальностью географией» Вариант 3 - для специальности «050103 География с дополнительной специальностью биологией» Вариант 4 - для специальности «020801 Экология» 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Введение в теорию эволюции Содержание термина «эволюция». Содержание понятия «биологическая эволюция». Понятие эволюционной идеи, эволюционного учения, эволюционной теории. Содержание, предмет, задачи и методы дарвинизма. Тема 2. История эволюционных учений Эволюционные идеи в глубокой древности (Аристотель). Эволюционные взгляды в период от эпохи средневековья до конца XVIII века (Лейбниц, Бонне, Линней). Трансформизм конца XVIII и начала XIX веков (Бюффон, Кювье, Сент-Илер). Ж.Б. Ламарк. Ч. Дарвин. Развитие теории эволюции после Ч.Дарвина. Кризис дарвинизма – начало XX века. Появление синтетической теории эволюции. Тема 3. Микроэволюция Популяция как элементарная эволюционная единица. Изменчивость (генотипическая - мутации, паратипическая - модификации, корреляции). Причины изменчивости. Факторы эволюции: закон Харди-Вайнберга, генотипическое разнообразие в популяциях, популяционные волны, изоляция и миграция, дрейф генов. Борьба за существование: внутривидовая и межвидовая борьба. Естественный отбор: механизм действия, объекты, форма (движущий, стабилизирующий, дестабилизирующий и дизруптивный отбор), половой отбор. Адаптация как результат действия естественного отбора. Современные представления о механизмах микроэволюции: преадаптации, инадаптивная эволюция, гиперадаптивность. Типологическая, номиналистическая и биологическая концепции вида. Определение вида. Критерии вида. Способы видообразования (аллопатрическое и симпатрическое видообразование). Тема 4. Происхождение жизни на Земле Теории возникновения жизни (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, теория биохимической эволюции). Тема 5. Этапы эволюции органического мира Геохронологическая шкала. Основные пути эволюции растений. Основные пути эволюции животных. Основные этапы эволюции биосферы в целом. Тема 6. Антропогенез Место человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Основные этапы эволюции рода Homo. Факторы эволюции человека разумного. Дифференциация человека разумного на расы. Тема 7. Макроэволюция Формы филогенеза: дивергенция, параллелизм и конвергенция. Темпы эволюции. Правила макроэволюции (правило Копа, правило прогрессивной специализации, правило происхождения новых групп от неспециализированных предков, правило филогенетического предварения признаков, правило необратимости эволюции). Направления эволюция. Прогресс и регресс в эволюции. Соотношения онтогенеза и филогенеза (биогенетический закон, теория филэмбриогенезов А.Н. Северцова). Способы (модусы) филогенетического изменения организмов. Полимеризация и олигомеризация органов и эволюция. Тема 8. Современные дискуссии в эволюционном учении Нейтрализм. Направленность и ограниченность эволюционного процесса. Монофилия и полифилия. Сетчатая эволюция. Эволюция эволюционных механизмов. Современный сальтационизм. Номогенез. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тематическое планирование лекций Тема 1. Введение в теорию эволюции (2 часа) Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса «Теория эволюции». Развитие представлений о происхождении Земли и жизни на ней. Тема 2. История эволюционных учений (10 часов) Лекция 2. Представления об эволюции в античном мире и в средние века. Лекция 3. Эволюционная философия. Лекция 4 Взгляды на эволюцию Ч. Дарвина. Лекция 5 Основные положения теории Дарвина. Лекция 6 Синтетическая теория эволюции Тема 3. Микроэволюция (10 часов) Лекция 7. Формы изменчивости организмов. Лекция 8. Биологический вид. Лекция 9. Факторы микроэволюции. Лекция 10. Видообразование и межвидовые отношения. Лекция 11. Приспособленность и ее относительность. Тема 4. Происхождение жизни на Земле (6 часов) Лекция 12. Первые представления о возникновении и развитии Вселенной и Земли. Лекция 13. Концепции происхождения жизни на Земле. Лекция 14. Теория биохимической эволюции. Тема 5. Этапы эволюции органического мира (6 часов) Лекция 15. Основные пути развития растений и животных. Лекция 16. Основные пути развития биосферы. Лекция 17. Причины эволюции жизни на Земле. Тема 6. Антропогенез (10 часов) Лекция 18. Место человека в системе органического мира. Лекция 19. Основные этапы становления приматов. Предпосылки становления человека. Лекция 20. Основные этапы эволюции рода Человек. Факторы антропогенеза Лекция 21. Современный этап эволюции человека. Расы и расообразование. Лекция 22. Адаптивные типы человека. Тема 7. Макроэволюция (10 часов) Лекция 23. Формы филогенеза: дивергенция, параллелизм и конвергенция. Лекция 24. Доказательства макроэволюции. Лекция 25. Правила и закономерности макроэволюции. Лекция 26. Основные направления эволюционного процесса. Лекция 27. Темпы макроэволюции Тема 8. Современные дискуссии в эволюционном учении (6 часов) Лекция 28. Неоламаркизм. Лекция 29. Сетчатая эволюция. Сальтационизм. Лекция 30. Направленная эволюция. Номогенез. Разработки практических занятий Тема. История эволюционных учений (4 часа) Занятие 1. Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин. Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Формирование представлений об эволюции органического мира у Ж.Б.Ламарка. 2. Основные заблуждения Ж.Б.Ламарка в объяснении движущих сил эволюции. 3. Биография Ч. Дарвина. 4. Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» и его значение для формирования у Дарвина представлений об эволюции органического мира. Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Занятие 2. Ч. Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература:
Тема. Микроэволюция (4 часа) Занятие 3. Популяция как единица эволюции Вопросы для коллективного обсуждения: Определение понятия «популяция». Генетика популяций. Задания для самостоятельной работы: Фенетика популяций. Литература:
Занятие 4. Видообразование Вопросы для коллективного обсуждения: Пути видообразования: географическое, экологическое, гибридогенное. Сетчатая эволюция. Задания для самостоятельной работы: Подобрать примеры географического, экологического и гибридогенного видообразования. Литература:
Тема. Происхождение жизни на Земле (2 часа) Занятие 5. Происхождение жизни на Земле Вопросы для коллективного обсуждения: Концепции происхождения жизни Теория биохимической эволюции жизни. Сценарий «холодной предыстории жизни». Современные представления об этапах преджизни. Задания для самостоятельной работы: Ответить на вопрос: возможно ли зарождение протоорганизмов в биосфере Земли в настоящее время. Литература:
Тема. Этапы эволюции органического мира (2 часа) Занятие 6. Развитие органического мира в разные эры. Основные ароморфозы животных и растений. Вопросы для коллективного обсуждения: Следы жизни а архее. Развитие жизни в протерозое. Жизнь в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Жизнь в кайнозое. Задания для самостоятельной работы: Составить презентации о жизни планеты в названные эры. Литература:
Тема. Антропогенез (2 часа) Занятие 7. Основные этапы эволюции человека. Вопросы для коллективного обсуждения: Современные представления об эволюции человека. Этапы становления вида Человек разумный. Современный этап развития человека. Расы и расообразование. Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Тема. Макроэволюция (4 часа) Занятие 8. Доказательства макроэволюции Вопросы для коллективного обсуждения: Палеонтологические доказательства. Эмбриологические доказательства Сравнительно-анатомические доказательства Биогеографические доказательства Задания для самостоятельной работы: Решить палеонтологические задачи: Задача 1. В найденных палеонтологических останках мамонта содержится 5,25 % радиоактивного углерода от первоначального его количества в живых тканях. Определить возраст останков мамонта, зная, что период полураспада радиоактивного углерода (углеродные часы) составляет 5360 лет. Задача 2. В найденных палеонтологических останках ихтиозавра содержится 48% радиоактивного калия от его первоначального количества в живых тканях. Определить возраст останков, зная, что период полураспада радиоактивного калия (калий – аргоновые часы) составляет 300 млн. лет. Литература:
Занятие 9. Закономерности макроэволюции. Вопросы для коллективного обсуждения: Эволюция онтогенеза. Эволюция филогенетических групп. Эволюция органов и функций. Эволюционный прогресс и регресс. Проблемы эволюции экосистем. Задания для самостоятельной работы: Подобрать примеры эволюции экосистем. Литература:
|
Пояснительная записка: Курс «теория эволюции» Земле, формировании и эволюции человека. Большое внимание уделяется вопросам современного состояния эволюционной теории и трудностям,... | Факторы эволюции: основные понятия и термины В то же время теория эволюции имеет важнейшее общее мировоззренческое значение: определенное отношение к проблемам эволюции органического... | ||
Пояснительная записка: Курс «Теория и практика перевода» А. В. Копылов, к филос н., доцент кафедры английского языка и английской филологии ффиж мгпу | Пояснительная записка Курс «История литературы стран изучаемых языков» Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | ||
Пояснительная записка. За душу каждого математика борются демон абстрактной... Элективный курс «Теория графов» (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса) | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка... Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | Пояснительная записка Курс биологии на ступени основного общего образования... Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,... | ||
Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | Темы вашего учебного проекта Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции.... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной... «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе... | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Пояснительная записка Цели программы Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей... |