Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»





Скачать 494.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
страница1/4
Дата публикации18.10.2014
Размер494.94 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы


«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра западноевропейских языков и переводоведения


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретическая грамматика


Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Квалификация специалиста – Лингвист, преподаватель

Курс 4, семестр 7

Москва – 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры западноевропейских языков и переводоведения от 31 августа 2011 года, протокол №1

Составитель

ст. преп. Фомина Марина Аркадьевна

______________________
Заведующий кафедрой

проф., д.ф.н. Сулейманова Ольга Аркадьевна

______________________


Часть I. Программа учебной дисциплины
Пояснительная записка

Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», читается в 7 семестре и включает 28 часа лекций и 28 часа семинарских занятий. По окончании курса сдается экзамен. Программа курса полностью соответствует требованиям ГОС ВПО.

Актуальность данного курса определяется рядом его особенностей:

  • Принципиально важной особенностью курса является описание фактов языка с когнитивных позиций как отражения ментальной деятельности человека. В рамках данного курса преобладающими подходами при объяснении языковых фактов являются функциональный и когнитивный подходы как наиболее полно отражающие процессы концептуализации и категоризации.

  • Курс адаптирован к современному состоянию грамматики английского языка. Курс не ограничивается рассмотрением только системных норм языка, но широко привлекает материал речевого плана, разных жанров и стилей, модификаций под влиянием контекста и др.

  • Курс строится в интерактивном режиме – студенты готовят презентации и сообщения с использованием стратегий аннотирования и реферирования как теоретического, так и практического материала.

Курс теоретической грамматики имеет предметом своего изучения грамматический строй современного английского языка. Теоретическая грамматика английского языка входит в цикл обязательных фундаментальных лингвистических дисциплин, составляющих цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов по английскому языку.

Цель курса заключается в формировании у студентов представления о грамматическом строе английского языка как о системе, тесно связанной со всем циклом теоретических дисциплин.

В задачи курса входит:

  • расширение и систематизация знаний студентов, полученных в курсе практической грамматики, расширение теоретической базы студентов на основе более глубокого изучения грамматической системы английского языка с привлечением материала речевого плана, так называемого «живого языка», т.е. дискурсивных модификаций, эмпирических и ситуативных, новых тенденций и жанровых вариантов, «регистровых» сдвигов;

  • ознакомление студентов с важнейшими направлениями современных грамматических исследований в отечественной и зарубежной лингвистике;

  • формирование у студентов целостного представления о грамматической системе английского языка;

  • раскрытие наиболее значимых и актуальных проблем теоретической грамматики и формирование навыков практического анализа различных взглядов и подходов, умения аргументировано представлять основные позиции;

  • развитие у студентов умения использовать различные подходы к изучению грамматики и разнообразные методы грамматического анализа.


Место дисциплины в основной образовательной программе

Теоретическая грамматика является дисциплиной научного цикла подготовки студентов по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Данная учебная дисциплина связана со следующими предметами, входящими в учебный план курса подготовки студентов в рамках данного направления: «Практическая грамматика английского языка», «Теоретическая фонетика английского языка», «Практическая фонетика английского языка», «Введение в языкознание», «Сравнительная типология английского и русского языков», «Древние языки и культуры».
Виды профессиональной деятельности, на которые

ориентирует дисциплина

Знания и умения, полученные в результате освоения данной дисциплины, могут быть применены в следующих областях профессиональной деятельности: в практике преподавания английского языка как иностранного, преподавании различных теоретических и практических лингвистических дисциплин – в частности, в курсах по практической и теоретической грамматике, общему языкознанию, лингвистической семантике, сравнительной типологии, лексикологии, теории и практике перевода, спецкурсах по принципам и методам семантических исследований; в переводческой деятельности; при разработке различных учебных, учебно-методических, справочных пособий.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения курса теоретической грамматики английского языка студенты должны:

Знать:

  • основные концептуальные положения грамматики английского языка, составляющие основу теоретической и практической профессиональной подготовки специалиста;

  • специфику организации и функционирования грамматической системы английского языка;

  • грамматические средства реализации различных типов дис­курса для достижения определенных коммуникативных задач.

Уметь:

  • практически применять приобретенные теоретические знания в процессе профессиональной деятельности;

  • анализировать практические задачи на фоне общего теоретического контекста;

  • работать с научной литературой, пользоваться современ­ными аудио-, видео- и мультимедийными средствами;

  • ставить и решать исследовательские задачи в области лингвистики.

Быть ознакомленными:

  • с современными публикациями по проблемам теоретической грамматики и новейшими методами исследования грамматических явлений.


Содержание дисциплины

Предмет грамматики как науки и понятие «грамматический строй языка»

Грамматика как аспект языка, ее место среди других аспектов. Основные особенности грамматического строя английского языка.

Грамматика как наука и ее соотношение с теоретическим и практическим учебными курсами грамматики. Предмет, цели и задачи теоретической грамматики английского языка. Морфология и синтаксис как разделы грамматики: их основные единицы. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса. Грамматические единицы, их иерархия. Различные подходы к изучению грамматики. Методы грамматического анализа. Взаимосвязь подходов и методов.

Основные понятия морфологии

Морфема как единица языка. Морфема и морф. Форма слова и морфемный состав слова. Типы значения в языке. Грамматическое значение и грамматическая форма. Грамматическая категория. Основные категории английской грамматики. Типы морфем. Корни, аффиксы. Связанные и свободные морфемы. Нулевая морфема. Прерывистые и непрерывные морфемы.

Части речи

Проблемы классификации слов. Части речи как классы слов. Критерии выделения частей речи: значение, словообразование, морфологические категории, сочетаемость и типичное функционирование. Особенности учитываемого лексического значения. Словообразовательные модели и части речи. Парадигма как признак части речи. Валентность и сочетаемость. Функционирование слов в предложении и части речи. Зарубежные классификации слов. Деление частей речи на знаменательные и служебные. Краткая характеристика частей речи современного английского языка: существительного, глагола, прилагательного, наречия, предлога, союза, местоимения, числительного, артикля, междометия, частицы. Модальные слова и слова-состояния, их место в системе частей речи. Проблема слов-предложений. Понятие ядра и периферии в языке и возможности применения полевой структуры при изучении частей речи.

Существительное

Возможные субкатегоризации внутри класса и их релевантность. Категория числа. Оппозиция и особенности ее реализации в английском. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Категория падежа. Падеж как языковая категория и ее особенности в английском. Лимитированность категории. Различные точки зрения на падеж. Проблема синтаксической корреляции и формальных показателей. Проблема категории рода. (Существительное в роли препозитивного определения.) Артикль и существительное. Количество артиклей и их оппозиция. Проблема нулевого артикля.

Глагол

Возможные субкатегоризации глаголов и их релевантность. Личные и неличные формы глаголов, критерии их выделения и основные характеристики. Категории глагола и его парадигма. Категория времени английского глагола. Роль точки отcчета в английской временной системе. Абсолютные и относительные времена. Время как термин в теории и практике преподавания. Проблемы оппозиции. Особенности будущего в прошедшем. Особенности видовой оппозиции в английской грамматической системе. Время и вид, основные и контекстные значения. Перфектные формы и проблемы их интерпретации. Различные точки зрения на перфект, их теоретическая и практическая значимость. Перфект как особая категория. Залог и проблемы определения категориального значения. Лимитации в категории залога в английском языке. Так называемые взаимный, возвратный и срединный залоги. Проблемы оппозиции в системе наклонений. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения: их значение и формальные показатели. Проблемы сослагательного наклонения в английском языке.

Предложение в его отношении к языку и речи

Место предложения среди других грамматических единиц. Проблемы иерархии. Проблемы определения предложения. Основные аспекты предложения. Номинативный аспект значения. Номинация в предложении и в слове. Предложение как минимальная предикативная единица. Различное понимание термина «предикативность». Предикативность и модальность. Предикативность и предикативная синтаксическая связь. Другие типы синтаксической связи (сочинение и подчинение). Структура предложения и его модель. (Минимальная структура предложения. Синтаксические процессы.) Предложение как коммуникативная единица. Теория актуализации. Структура предложения и коммуникативное намерение говорящего. Интонация и значение предложения.

Проблемы классификации предложений и их членения

Проблемы членения предложения. Структура предложения и структурная классификация предложений. Роль порядка слов в английском предложении. Основные подтипы простого предложения. Проблемы вычленения односоставных предложений. Подтипы сложного предложения. Дальнейшая субкатегоризация сложноподчиненных предложений. Зарубежная классификация придаточных предложений. Семантическая и прагматическая классификации предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, их структура. Проблемы восклицательного предложения.

Различные подходы к членению предложения. Члены предложений – традиционная модель. (Краткая характеристика членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.)

Актуальное членение членов предложения. Актуальное членение предложений. Проблемы выделения темы и ремы в распространенном предложении. Градуальный метод актуального членения. Средства актуального членения. Соотношение актуального членения и структурных компонентов предложения.

Текст как грамматическая единица. Грамматика текста на современном этапе

Отличительная черта текста как грамматической единицы. Связь предложений в тексте. Показатели текстовой связи. Членение текста. Абзац и особенности его построения. Различные типы текстов и их основные характеристики. Текст и дискурс. Актуальное членение текста.

Рекомендуемая литература
а) основная:

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976.

  2. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. – М.: Высшая школа, 1966.

  3. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М.: Высшая школа, 1973.

  4. Блох М.Я. Коммуникативные типы предложения в аспекте актуального членения / Иностранные языки в школе. №5, 1976.

  5. Болдырев Н.Н. Категориальное значение глагола. Системный и функциональный аспекты. – СПб., 1994.

  6. Бондарко А.В. Субъектно-предикатно-объектные ситуации / Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / неопределенность. – СПб.: Наука, 1992.

  7. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. – М.: Высшая шк., 1981.

  8. Селиверстова О.Н. Второй вариант классификационной сетки и описание некоторых предикатных типов русского языка / Семантические типы предикатов. – М.: Наука, 1982.

  9. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. – М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1957.

  10. Murphy R. English Grammar in Use. – Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

  11. Martinet A.V., Thomson A.J. A Practical English Grammar. – Oxford: Oxford University Press, 1986.

б) дополнительная:

  1. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. – Л.: ЛГУ, 1977.

  2. Булыгина Т.В. Грамматические и семантические категории и их связи / Аспекты семантических исследований. – М.: Наука, 1980.

  3. Бурлакова В.В. Соотношение словосочетания и предложения / Исследования по английской филологии. Сб. IV. – ЛГУ, 1971.

  4. Бурлакова В.В. Синтаксические структуры современного английского языка. – М.: Просвещение, 1984.

  5. Богуславский А.С. О коммуникативных типах предложений / Научные доклады высшей школы. Филологические науки. №4, 1964.

  6. Ильиш Б.А. Структура сложноподчиненного предложения в современном английском языке / Вопросы английской филологии. Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т.226. – Л., 1962.

  7. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. – М., 1981.

  8. Ilyish B.A. The Structure of Modern English. – М.: Просвещение, 1965.

  9. Lyons J. Introduction to Theoretical Linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 1971.

  10. Muir J.A. A Modern Approach to English Grammar. – London: Batsford Ltd., 1972.

  11. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A Grammar of Contemporary English. – London: Longman Group Ltd., 1978.


Часть II. Методологические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

Форма обучения очная

Лекции 28 часа

Семинары 28 часа

Самостоятельная работа 80 часов

Экзамен 7 семестр
Всего 136 часов

Описание УМКД

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретическая грамматика» состоит из двух частей:

  • Программа учебной дисциплины

  • Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплин

В первую часть «Программа учебной дисциплины» входят следующие разделы:

  1. Пояснительная записка (описывающая актуальность и перспективность, цели и задачи дисциплины)

  2. Место дисциплины в основной образовательной программе

  3. Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

  4. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина

  5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  6. Содержание разделов дисциплины

  7. Литература (основная и дополнительная)

Вторая часть «Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины» включает следующие разделы:

  1. Описание УМКД

  2. Объем дисциплины и виды учебной работы

  3. Тематическое планирование

  4. Содержание разделов дисциплины

  5. Тематический план курса

  6. Примерные практические задания

  7. Темы и формы самостоятельной работы студентов

  8. Примерные темы докладов и рефератов

  9. Примерные темы курсовых работ

  10. Требования к зачету

  11. Вопросы к зачету

  12. Требования к экзамену

  13. Экзаменационные вопросы

  14. Образец экзаменационного билета

  15. Литература (основная и дополнительная)

  16. Тесты для самоконтроля

  17. Ключи

Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

часов

Общая трудоемкость дисциплины

136

Аудиторные занятия

56

Лекции

28

Семинары

28

Самостоятельная работа

80

Вид итогового контроля

Экзамен


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconПояснительная записка Курс «История литературы стран изучаемых языков»
Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconПрограмма «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания...
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconРабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconРабочая программа для студентов бакалавриата 035700. 62 Лингвистика...
Лингвистика профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения очная
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconПрограмма итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика...
Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу...
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconПрограмма практики (учебной, производственной) по специальности 031201....
Программа практики (учебной, производственной) для студентов, обучающихся по специальности 031201. 65 «Теория и методика преподавания...
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии,...
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск