Скачать 494.94 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Кафедра западноевропейских языков и переводоведения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Теоретическая грамматика Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Квалификация специалиста – Лингвист, преподаватель Курс 4, семестр 7 Москва – 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры западноевропейских языков и переводоведения от 31 августа 2011 года, протокол №1 Составитель ст. преп. Фомина Марина Аркадьевна ______________________ Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Сулейманова Ольга Аркадьевна ______________________ Часть I. Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка рассчитан на студентов направления 022600а «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», читается в 7 семестре и включает 28 часа лекций и 28 часа семинарских занятий. По окончании курса сдается экзамен. Программа курса полностью соответствует требованиям ГОС ВПО. Актуальность данного курса определяется рядом его особенностей:
Курс теоретической грамматики имеет предметом своего изучения грамматический строй современного английского языка. Теоретическая грамматика английского языка входит в цикл обязательных фундаментальных лингвистических дисциплин, составляющих цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки специалистов по английскому языку. Цель курса заключается в формировании у студентов представления о грамматическом строе английского языка как о системе, тесно связанной со всем циклом теоретических дисциплин. В задачи курса входит:
Место дисциплины в основной образовательной программе Теоретическая грамматика является дисциплиной научного цикла подготовки студентов по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Данная учебная дисциплина связана со следующими предметами, входящими в учебный план курса подготовки студентов в рамках данного направления: «Практическая грамматика английского языка», «Теоретическая фонетика английского языка», «Практическая фонетика английского языка», «Введение в языкознание», «Сравнительная типология английского и русского языков», «Древние языки и культуры». Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина Знания и умения, полученные в результате освоения данной дисциплины, могут быть применены в следующих областях профессиональной деятельности: в практике преподавания английского языка как иностранного, преподавании различных теоретических и практических лингвистических дисциплин – в частности, в курсах по практической и теоретической грамматике, общему языкознанию, лингвистической семантике, сравнительной типологии, лексикологии, теории и практике перевода, спецкурсах по принципам и методам семантических исследований; в переводческой деятельности; при разработке различных учебных, учебно-методических, справочных пособий. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения курса теоретической грамматики английского языка студенты должны: Знать:
Уметь:
Быть ознакомленными:
Содержание дисциплины Предмет грамматики как науки и понятие «грамматический строй языка» Грамматика как аспект языка, ее место среди других аспектов. Основные особенности грамматического строя английского языка. Грамматика как наука и ее соотношение с теоретическим и практическим учебными курсами грамматики. Предмет, цели и задачи теоретической грамматики английского языка. Морфология и синтаксис как разделы грамматики: их основные единицы. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса. Грамматические единицы, их иерархия. Различные подходы к изучению грамматики. Методы грамматического анализа. Взаимосвязь подходов и методов. Основные понятия морфологии Морфема как единица языка. Морфема и морф. Форма слова и морфемный состав слова. Типы значения в языке. Грамматическое значение и грамматическая форма. Грамматическая категория. Основные категории английской грамматики. Типы морфем. Корни, аффиксы. Связанные и свободные морфемы. Нулевая морфема. Прерывистые и непрерывные морфемы. Части речи Проблемы классификации слов. Части речи как классы слов. Критерии выделения частей речи: значение, словообразование, морфологические категории, сочетаемость и типичное функционирование. Особенности учитываемого лексического значения. Словообразовательные модели и части речи. Парадигма как признак части речи. Валентность и сочетаемость. Функционирование слов в предложении и части речи. Зарубежные классификации слов. Деление частей речи на знаменательные и служебные. Краткая характеристика частей речи современного английского языка: существительного, глагола, прилагательного, наречия, предлога, союза, местоимения, числительного, артикля, междометия, частицы. Модальные слова и слова-состояния, их место в системе частей речи. Проблема слов-предложений. Понятие ядра и периферии в языке и возможности применения полевой структуры при изучении частей речи. Существительное Возможные субкатегоризации внутри класса и их релевантность. Категория числа. Оппозиция и особенности ее реализации в английском. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Категория падежа. Падеж как языковая категория и ее особенности в английском. Лимитированность категории. Различные точки зрения на падеж. Проблема синтаксической корреляции и формальных показателей. Проблема категории рода. (Существительное в роли препозитивного определения.) Артикль и существительное. Количество артиклей и их оппозиция. Проблема нулевого артикля. Глагол Возможные субкатегоризации глаголов и их релевантность. Личные и неличные формы глаголов, критерии их выделения и основные характеристики. Категории глагола и его парадигма. Категория времени английского глагола. Роль точки отcчета в английской временной системе. Абсолютные и относительные времена. Время как термин в теории и практике преподавания. Проблемы оппозиции. Особенности будущего в прошедшем. Особенности видовой оппозиции в английской грамматической системе. Время и вид, основные и контекстные значения. Перфектные формы и проблемы их интерпретации. Различные точки зрения на перфект, их теоретическая и практическая значимость. Перфект как особая категория. Залог и проблемы определения категориального значения. Лимитации в категории залога в английском языке. Так называемые взаимный, возвратный и срединный залоги. Проблемы оппозиции в системе наклонений. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения: их значение и формальные показатели. Проблемы сослагательного наклонения в английском языке. Предложение в его отношении к языку и речи Место предложения среди других грамматических единиц. Проблемы иерархии. Проблемы определения предложения. Основные аспекты предложения. Номинативный аспект значения. Номинация в предложении и в слове. Предложение как минимальная предикативная единица. Различное понимание термина «предикативность». Предикативность и модальность. Предикативность и предикативная синтаксическая связь. Другие типы синтаксической связи (сочинение и подчинение). Структура предложения и его модель. (Минимальная структура предложения. Синтаксические процессы.) Предложение как коммуникативная единица. Теория актуализации. Структура предложения и коммуникативное намерение говорящего. Интонация и значение предложения. Проблемы классификации предложений и их членения Проблемы членения предложения. Структура предложения и структурная классификация предложений. Роль порядка слов в английском предложении. Основные подтипы простого предложения. Проблемы вычленения односоставных предложений. Подтипы сложного предложения. Дальнейшая субкатегоризация сложноподчиненных предложений. Зарубежная классификация придаточных предложений. Семантическая и прагматическая классификации предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, их структура. Проблемы восклицательного предложения. Различные подходы к членению предложения. Члены предложений – традиционная модель. (Краткая характеристика членов предложения: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.) Актуальное членение членов предложения. Актуальное членение предложений. Проблемы выделения темы и ремы в распространенном предложении. Градуальный метод актуального членения. Средства актуального членения. Соотношение актуального членения и структурных компонентов предложения. Текст как грамматическая единица. Грамматика текста на современном этапе Отличительная черта текста как грамматической единицы. Связь предложений в тексте. Показатели текстовой связи. Членение текста. Абзац и особенности его построения. Различные типы текстов и их основные характеристики. Текст и дискурс. Актуальное членение текста. Рекомендуемая литература а) основная:
б) дополнительная:
Часть II. Методологические рекомендации и план освоения учебной дисциплины Форма обучения очная Лекции 28 часа Семинары 28 часа Самостоятельная работа 80 часов Экзамен 7 семестр Всего 136 часов Описание УМКД Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретическая грамматика» состоит из двух частей:
В первую часть «Программа учебной дисциплины» входят следующие разделы:
Вторая часть «Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины» включает следующие разделы:
Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Пояснительная записка Курс «История литературы стран изучаемых языков» Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | Программа «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания... | ||
Рабочая программа дисциплины ен. В. 02. 2 Криптография для специальностей... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202. 65 «Перевод и переводоведение» | Рабочая программа для студентов бакалавриата 035700. 62 Лингвистика... Лингвистика профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения очная | ||
Программа итоговой аттестации по специальности 031201 «Теория и методика... Воробьева Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, кафедры современных языков и методики преподавания иностранных языков пгу... | Программа практики (учебной, производственной) по специальности 031201.... Программа практики (учебной, производственной) для студентов, обучающихся по специальности 031201. 65 «Теория и методика преподавания... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |